Праздник бардовской песни
«ЧЕЛОВЕК С ГИТАРОЙ»
Этот
сценарий можно использовать как сценарий урока в 11 классе
при
изучении творчества поэтов-шестидесятников
Цель:
познакомить учащихся с историей возникновения бардовской
песни и наиболее
яркими её авторами-исполнителями; развивать
эстетические
чувства учащихся, их творческие способности,
расширять
кругозор.
Оборудование:
портреты бардов, сборники их произведений, диски с их
песнями для
мультимедийного сопровождения урока .
Учитель: Мы начинаем
заключительное мероприятие Недели русской культуры в Ручьёвской школе –
праздник бардовской песни. Ребята, сегодня вы услышите песни, которые вряд ли
когда слышали; вы узнаете немало нового. Тема сегодняшнего праздника –
«Бардовская песня» - не обсуждалась на уроках. Поэтому все вы находитесь в
равном положении – положении слушателей и узнавателей бардовской, или
авторской, песни. Мы предлагаем вам быть внимательными зрителями и
слушателями: после выступлений всех классов будут определены лучшие знатоки
бардовской песни – победители сегодняшнего праздника.
1 чтец:
Песни прошлого века
Припоминаю вдруг.
Старой гитары дека,
Сердца щемящий звук.
2 чтец:
Песни прошлого века
Мы не услышим впредь.
Скоро их будет некому
С нами уже запеть.
3 чтец:
Многое это даст ли
В будущие века?
Звезды уже погасли,
Свет их идет пока.
4 чтец:
С ними, не зная фальши,
Многие жизнь прошли.
Вот они чуть подальше,
Вот уж они вдали.
5 чтец:
В будущем неуместны,
В небе они парят,
Будто ушли оркестры
И завершен парад.
6 чтец:
Песни прошлого века.
Гаснет закат в дыму.
Барды этого века
Смолкли по одному.
7 чтец:
Пусть молодые встанут
В их поредевший строй,
Выпавшую гитару
Пусть подберет другой.
1 ведущий: Кто впервые прочёл свои стихи под аккомпанемент гитары? Было ли это
на сцене или в кругу друзей? Или у него был вначале всего один слушатель и
ценитель? Да, первые песни человека с гитарой не были рассчитаны на исполнение
со сцены. Они предназначались для друзей, для уютной компании душевно близких
людей. Чаще всего их пели в студенческих общежитиях, на отдыхе у костра в
дальних походах и экспедициях, в выходной день на пикниках. Песня всегда нужна
человеку. А гитара – самый доступный и удобный для транспортировки инструмент.
Такого человека – человека с гитарой - назвали старинным словом «бард».
2 ведущий: «Поющаяся поэзия» - это древнейший вид творчества. Он известен
культурам едва ли не всех народов. Не случайно представителей авторской песни
часто называют «бардами», сопоставляют с древнегреческими лириками, русскими
гуслярами, украинскими кобзарями. Исходят прежде всего из того, что современный
«бард», как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный
аккомпанемент на струнном инструменте (чаще всего - гитаре).
1 ведущий: Суть авторской песни в том, что автор сам, без посредников и потерь,
хочет донести смысл высказывания до слушателя. А для этого он использует
средства устного общения: слово, музыкальную интонацию, тембр голоса,
артикуляцию, мимику, жест…
2 ведущий: Каждой такой песней автор как бы говорит: это - я, это - мое, сокровенное,
никем не внушенное. Как писал известный бард Булат Окуджава, «это - мой крик,
моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью». Такие песни
рождаются, когда возникает желание высказаться, поделиться тем, что наболело.
1 ведущий: Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет... как он
дышит... не стараясь угодить...» Такие песни не пишутся «на потребу», в расчете
на сбыт - они рождаются...
2 ведущий: Авторская песня распространялась «от компании к компании» изустно
или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко: на
туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные ее
фестивали. Голос поэта превратился в голос совести больного общества,
который, в конце концов, был услышан всеми.
1 ведущий из 9Б класса: В первую очередь это относится к Владимиру
Высоцкому, ставшему поистине всенародным поэтом. В нем счастливо соединились
поэтический дар, острый ум, актерский талант, мужественная внешность,
насыщенный неукротимой энергией, предельно «мужской» по тембру хриплый голос.
Когда началась Великая Отечественная война, ему было три года. Но в своих
песнях он в 70-е годы так писал о войне, что фронтовики утверждали, что
вместе с ним выходили из окружения, вместе с ним лечились в госпитале. Каждое
событие, о котором писал и пел, Владимир Семёнович пропускал через своё сердце.
2 ведущий из 9Б класса: У Высоцкого однажды было три концерта в Париже. Он
рассказывал потом в интервью: "В первый день у меня вдруг оказалось 350
человек, на что никто не рассчитывал. На второй день у меня было человек
пятьсот, а в третий! Короче говоря, мы не пустили то же количество людей,
которое было в зале". И это, наверное, справедливо. Потому что читателя и
слушателя – будь он француз, американец или грек – интересует не борьба с
Советской властью или чилийской хунтой, а поэзия.
1 чтец:
Не Мессия, но как его слушали...
Не Пророк, но себе напророчил...
Так и жил, не имея отдушины,
Меж ролей, между струн, между строчек.
2 чтец:
Так и жил, как в атаке, не кланяясь,
Называя смиренье - бездельем,
Только сердце отдал на заклание.
На пределе всю жизнь, на пределе.
3 чтец:
Нет, в России правда не вымерла,
И не левой рукой, не в конверте
Евангелие от Владимира
В песнях, в голосе, в жизни и смерти...
(Звучит в исполнении 9 Б класса песня В.Высоцкого «Песня о
переселении душ»)
1 ведущий из 11 класса: Юрий Визбор - весёлый, желтоволосый,
круглолицый парень в ковбойке. Он не то пел, не то шептал, не то
рассказывал с берущей за душу простотой. Тогда шутили: у Визбора
даже гитара смеётся!
Через десятилетия пронёс Визбор эту свою улыбку. Рядом с
пронзительной печалью Окуджавы, рядом с яростным напором Высоцкого не
потерялась искрящаяся улыбка Визбора, и песни его узнаваемы именно по
отсвету смеха. Вместе с тем он – певец мужской доблести. Его герой -
человек с рюкзаком и ледорубом. Человек на крутом склоне. На
накренившейся палубе. За рулём мчащейся машины. За штурвалом
взмывающего самолёта. Его символы – тропа, уходящая в туман, тропа,
по круче взбирающаяся к солнцу. Его язык - скупые жесты. Мужская
немногословность, слегка стесняющаяся самой себя, как бы прячущая свою
силу.
2 ведущий из 11 класса: Жизнь его оказалась недолгой.
Всего пятьдесят лет. Он успел многое. Написал несколько сценариев,
издал пару книжек рассказов, сыграл несколько киноролей. Оставил ворох
прелестных пейзажей. Юрий Визбор - из тех самых детей войны, что
выжили в страшные годы, выросли, а потом, выучившись, освоив книжные
премудрости, закинули на спины рюкзаки и пошли осваивать эту землю.
Визбор с его нехитрыми мелодиями, с его душевностью – романтик этого
поколения. Он – поэт поколения, не утратившего юношеской мечтательности.
Он - поэт эпохи, которая завещает свою мечту сильным людям
будущего.
(Звучит песня Ю. Визбора «За туманом» в исполнении 11 класса).
1 ведущий: Поэзия Булата Окуджавы - это… «надежды маленький оркестрик
под управлением любви». У него много таких военных стихов и песен,
которые и не нюхавших пороха берут за душу, а что уж говорить о
бывших фронтовиках.
2 ведущий: Да, сегодня не надо подниматься в атаку,
идти в разведку, выносить однополчанина с поля боя – и всё это рискуя
собственной жизнью, но и сегодня, пусть в других, мирных, совсем не
экстремальных ситуациях, всё равно жизнь постоянно испытывает человека
на «прочность», надёжность, верность долгу, чести, совести… Поэтому песни
Окуджавы не устаревают.
(Звучит песня Б. Окуджавы «О Лёньке Королёве» в записи).
1 ведущий из 9А класса: Устами Виктора Цоя пело всё поколение. Он стал
символом «потерянного» поколения, борцом за достойную жизнь для всех людей. За
десять лет он осуществил стремительный подъем от студента, изредка играющего в
местных клубах, до лидера группы "Кино", "хозяина" сцены,
собирающего многотысячные стадионы.
2 ведущий из 9А класса: Его жизнь была интересной и насыщенной, а главное -
полезной. Человек с чувством юмора, человек, который всегда был честен к себе и
остальным. Он смог повлиять на молодежь, на свое поколение, и влияние это было
колоссальным. За это его и любили. По-другому просто не могло быть.
(Звучит песня В.Цоя в исполнении 9А класса).
1 ведущий из 10 класса: Сергей и Татьяна Никитины беседуют со зрителем
посредством гитары, мелодии и высокой поэзии. Они не любуются собой, а творят
для людей. Их песни о любви, они учат добру и будут актуальны во все времена.
2 ведущий из 10 класса:
Всем, кто больно и трудно встречает зарю,
Словно ветер попутный, свой крик подарю.
Подарю я ночлег тем, кто очень устал,
И второе дыханье тому, кто отстал.
(Звучит песня Т.и С. Никитиных «Собака бывает
кусачей» в исполнении 10 класса).
1 ведущий: Новелла Матвеева… Сила её песен - их беззащитность. Хрупкий,
почти детский голос, не меняющийся с годами. Лёгкая, еле
улавливаемая мелодия. Как бы случайное прикосновение к гитарным
струнам… Но какое ощущение внутренней чистоты!
2 ведущий: Идеалом для неё всегда была песня – пьеска, песня- действо.
Музыку к своим стихам сочиняла сама, вернее, стихи к музыке: ведь
часто мелодия приходит раньше слов. Герой её песен - романтик.
(Звучит в записи песня Н.Матвеевой «Солнечный зайчик»).
1 ведущий: Две самые известные песни Ады Якушевой, ставшие классикой, – «Ты мое
дыхание» и «Бродит вечер по лесным дорожкам». «Бродит вечер…» - это романтика
костра, палатки. Она отвечает внутреннему настрою многих людей.
2 ведущий: Многие ее песни про любимого человека – мужа, Юрия Визбора. Однако
каждый человек может сказать, что эта песня о нем. Ее песни универсальны, их
поют и мужчины, и женщины. Это настроение всех…
(Звучит песня А.Якушевой «Вечер бродит…» в исполнении
8 класса).
1 ведущий: Ещё несколько имён. Виктор Тальков увлекал
слушателей, заставлял их
думать и ощущать себя свободными. Петь такие песни в 70-е годы
20-го века было
небезопасно. Открыто говорил он о своей приверженности ко
Христу, призывал
молодежь «ничего не бояться и жить не по лжи». В сознании
молодого поколения его
образ стал ассоциироваться с Виктором Цоем, трагически
погибшим тогда в
автокатастрофе. Цой также был проповедником неприятия
существующего порядка.
2 ведущий: Лирика Олега Митяева очень добрая. Песни у него ненагруженные, легкие
для восприятия.
1 ведущий: Лирика Вероники Долиной скорее для женщин с опытом, умудренных
жизнью, которые уже что-то повидали на своем веку. Слушать ее творчество любят
тогда, когда накатывает хандра, когда за окном непогода. Песни Вероники
Долиной помогают проанализировать жизненный путь, помогают принять верное
решение, осмыслить ситуацию и найти выход. Это глубоко женская лирика, о
нелегкой женской судьбе.
2 ведущий: Александра Городницкого характеризует слово «странник». Даже по
названиям можно понять: «Песня полярных летчиков», «Над Канадой», «Моряк,
покрепче вяжи узлы». Но путешествия - лишь одна сфера его творчества. Он говорит
иносказательно, и тут такая глубина, что не каждый ее может прочувствовать и
понять. Допустим, песня «Атланты…», ставшая визитной карточкой этого автора.
«Атланты держат небо на каменных руках», и тут каждый понимает по-своему. У
Солженицына фраза есть: «Без святого человека не стоит село». И вот
Городницкий говорит про таких святых людей. Уйдут атланты - и небо упадет.
1 ведущий: В наше время мутный и бурный поток рыночных отношений, циничный
прагматизм, порнография сместили нравственные критерии молодежи. Кому
интересны теперь возвышенные чувства лирических героев Окуджавы с их рыцарским
преклонением перед "Ее Величеством Женщиной"? Кому нужно
по-гриновски сказочное акварельное зазеркалье Новеллы Матвеевой?
2 ведущий: Кто обратит внимание на бесшабашных лейб-гусаров Юлия Кима, на
суровый романтический мир песен Визбора? Люди теперь приходят на концерты
отдыхать, устав от безответственной болтовни политиков и пустых надежд.
1 чтец:
...Спасибо, что петь разрешили,
Но чуточку поздно.
В январской заснеженной шири
Светло и морозно.
2 чтец:
Надолго ли нынче на свете
Погода такая?
А песня кружится, как ветер,
Смолкая, смолкая...
3 чтец:
Значит, бардовская песня умерла? Людям не до душевных переживаний? А
авторская песня рождается для души. Сначала поет поэт-бродяга, лишь потом
шоумен-деляга. Классики останутся, куда ж их денешь. Люди с хорошим вкусом и
богатым внутренним миром как пели их песни, так и будут петь. Новых титанов
бардовской песни не выросло - почва не та.
4 чтец:
Но ведь интерес к ней никогда и не был массовым. На эстраду вышли
только самые лучшие образцы авторской песни. Бард говорит о вечном: о любви,
предательстве, моральных ценностях… Умеет простые слова составить так, что это
тронет за душу, заставит задуматься. Значит, не должна исчезнуть эта песня.
5 чтец:
Вот мнения с молодёжного форума в Интернете, записанные там в 2011 году:
Она не умрёт, пока есть гитары.
6 чтец:
Да нет, никуда она не денется, бардовская-авторская... Просто не всем нужна,
но это, может, и лучше.
7 чтец:
Творчество бардов от души, от бога, его нельзя продавать. Только дарить людям.
Тогда сохранится и выживет.
Учитель:
Вот и вы сегодня узнали авторские песни. Выбирали для праздника вы те
песни, которые вам понравились. Бард - это поэт, который поет свои стихи
народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения
собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня - это всего лишь
форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда. Значит,
авторская песня живёт. Без неё нельзя…
Песни лучших российских бардов – это песни нашей молодости. Мы их
знаем и любим до сих пор. И сейчас споём вам. А вы подпевайте.
(Учителя поют «Грузинскую песню» и «Давайте восклицать!» Б.Окуджавы,
«Изгиб гитары жёлтой» Ю.Визбора).
А сейчас ответьте на вопросы, а мы определим, какой же класс – лучший
знаток бардовской песни.
1.Чем
отличается авторская песня от бардовской? (Ничем).
2.Кто
такой бард в первоначальном смысле слова? (Древний поэт в Европе, который
исполнял свои песни под аккомпанемент струнного инструмента).
3.
Что такое бардовская песня? (Песня под гитару, которую исполняет сам автор и
слов, и музыки.)
4.Где обычно звучала авторская песня? (В студенческих общежитиях, в походах
у костра, на пикниках).
5.Что главное в содержании бардовских песен? (Романтика, мечта).
.
(Ответившим на вопросы правильно вручается диплом
«Классу – лучшему знатоку
бардовской песни).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.