Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок внеклассного чтения в 11 классе "Праздник бардовской песни "Человек с гитарой"

урок внеклассного чтения в 11 классе "Праздник бардовской песни "Человек с гитарой"

Скачать материал

                                          Праздник бардовской песни

«ЧЕЛОВЕК С ГИТАРОЙ»

          Этот сценарий можно использовать как сценарий урока в 11 классе

     при изучении творчества поэтов-шестидесятников

     

          Цель: познакомить учащихся с историей возникновения бардовской

     песни и наиболее яркими её авторами-исполнителями; развивать

     эстетические чувства учащихся, их творческие способности,

     расширять кругозор.

         Оборудование: портреты бардов, сборники их произведений, диски с их

     песнями для мультимедийного  сопровождения урока .

 

    Учитель:  Мы начинаем заключительное мероприятие  Недели русской культуры в Ручьёвской школе – праздник бардовской песни. Ребята, сегодня вы услышите песни, которые вряд ли когда слышали; вы узнаете немало нового. Тема сегодняшнего праздника – «Бардовская песня» - не обсуждалась  на уроках. Поэтому все вы находитесь в равном положении – положении слушателей и узнавателей бардовской, или авторской, песни.  Мы предлагаем вам быть внимательными зрителями и слушателями: после выступлений всех классов будут определены лучшие знатоки бардовской песни – победители сегодняшнего праздника.

 

1 чтец:

 Песни прошлого века

Припоминаю вдруг.

Старой гитары дека,

Сердца щемящий звук.

 

        2 чтец:

Песни  прошлого  века

Мы не услышим впредь.

Скоро их будет некому

С нами уже запеть.

 

3 чтец:

Многое это даст ли

В будущие века?

Звезды уже погасли,

Свет их идет пока.

 

4 чтец:

С ними, не зная фальши,

Многие жизнь прошли.

Вот они чуть подальше,

Вот уж они вдали.

 

5 чтец:

В будущем неуместны,

В небе они парят,

Будто ушли оркестры

И завершен парад.

 

6 чтец:

Песни прошлого  века.

Гаснет закат в дыму.

Барды  этого  века

Смолкли по одному.

 

7 чтец:

Пусть молодые встанут

В их поредевший строй,

Выпавшую гитару

Пусть подберет другой.

 

1 ведущий: Кто впервые прочёл свои стихи под аккомпанемент гитары? Было ли это на сцене или в кругу друзей? Или у него был вначале всего один слушатель и ценитель? Да, первые песни человека с гитарой не были рассчитаны на исполнение со сцены. Они  предназначались для друзей, для уютной компании душевно близких людей. Чаще всего их пели в студенческих  общежитиях, на отдыхе  у костра в дальних походах и экспедициях, в выходной день на пикниках. Песня всегда нужна человеку. А гитара – самый доступный и удобный для транспортировки инструмент. Такого человека – человека с гитарой -  назвали старинным словом «бард».

 

2 ведущий:  «Поющаяся поэзия» - это  древнейший вид творчества. Он  известен  культурам едва ли не всех народов. Не случайно представителей авторской песни часто называют «бардами», сопоставляют с древнегреческими лириками, русскими гуслярами, украинскими кобзарями. Исходят прежде всего из того, что современный «бард», как и древний поэт, обычно сам поет свои стихи под собственный аккомпанемент на струнном инструменте (чаще всего - гитаре).

 

1 ведущий:  Суть авторской песни в том, что автор сам, без посредников и потерь, хочет донести смысл высказывания до слушателя. А для этого он использует средства устного общения: слово, музыкальную интонацию, тембр голоса, артикуляцию, мимику, жест…

 

2 ведущий: Каждой такой песней автор как бы говорит: это - я, это - мое, сокровенное, никем не внушенное. Как писал известный бард Булат Окуджава, «это - мой крик, моя радость и моя боль от соприкосновения с действительностью». Такие песни рождаются, когда возникает желание высказаться, поделиться тем, что наболело.

 

1 ведущий: Как поется в одной из песен того же Окуджавы, «каждый пишет... как он дышит... не стараясь угодить...» Такие песни не пишутся «на потребу», в расчете на сбыт - они рождаются...

 

2 ведущий:  Авторская песня  распространялась «от компании к компании» изустно или в магнитофонных записях. Публично она исполнялась крайне редко:  на  туристических слетах, которые постепенно превратились в подлинные ее фестивали.    Голос поэта превратился в голос совести больного общества, который, в конце концов, был услышан всеми.

 

1 ведущий из 9Б класса: В первую очередь это относится к Владимиру Высоцкому,  ставшему  поистине всенародным поэтом. В нем счастливо соединились поэтический дар, острый ум, актерский талант, мужественная внешность, насыщенный неукротимой энергией, предельно «мужской» по тембру хриплый голос. Когда началась Великая Отечественная война, ему было три года. Но в своих песнях  он в  70-е годы так писал о войне, что фронтовики утверждали, что вместе с ним выходили из окружения, вместе с ним лечились в госпитале. Каждое событие, о котором писал и пел, Владимир Семёнович пропускал через своё сердце.

 

2 ведущий из 9Б класса: У Высоцкого  однажды  было три концерта в Париже. Он рассказывал потом в интервью: "В первый день у меня вдруг оказалось 350 человек, на что никто не рассчитывал. На второй день у меня было человек пятьсот, а в третий! Короче говоря, мы не пустили то же количество людей, которое было в зале". И это, наверное, справедливо. Потому что читателя и слушателя – будь он француз, американец или грек – интересует не борьба  с Советской властью или чилийской хунтой, а поэзия.

 

1 чтец:

 Не Мессия, но как его слушали...

Не Пророк, но себе напророчил...

Так и жил, не имея отдушины,

 Меж ролей, между струн, между строчек.

 

         2 чтец:

Так и жил, как  в атаке, не кланяясь,

Называя смиренье - бездельем,

Только сердце отдал на заклание.

На пределе всю жизнь, на пределе.

 

        3 чтец:

Нет, в России правда не вымерла,

И не левой рукой, не в конверте

Евангелие от Владимира

В песнях, в голосе, в жизни и смерти...

 

        (Звучит в исполнении 9 Б класса  песня В.Высоцкого «Песня  о переселении душ»)

 

1 ведущий из 11 класса:  Юрий Визбор - весёлый,  желтоволосый,  круглолицый   парень  в  ковбойке. Он  не   то  пел,  не  то  шептал,  не  то  рассказывал   с  берущей  за  душу  простотой. Тогда  шутили:  у  Визбора  даже  гитара  смеётся!

Через  десятилетия  пронёс Визбор  эту  свою  улыбку.  Рядом  с  пронзительной  печалью  Окуджавы,  рядом  с  яростным  напором   Высоцкого  не  потерялась  искрящаяся  улыбка Визбора,  и  песни  его  узнаваемы  именно  по отсвету  смеха.  Вместе с тем он – певец  мужской  доблести.  Его  герой -  человек  с  рюкзаком и  ледорубом.  Человек  на  крутом  склоне.  На  накренившейся  палубе.  За  рулём  мчащейся  машины.  За  штурвалом  взмывающего  самолёта.   Его  символы – тропа,  уходящая  в  туман,  тропа,  по  круче  взбирающаяся  к  солнцу.   Его  язык  -  скупые  жесты.  Мужская  немногословность,  слегка  стесняющаяся  самой  себя,  как  бы  прячущая  свою  силу.

 

    2 ведущий из 11 класса:   Жизнь  его  оказалась  недолгой.  Всего  пятьдесят  лет.  Он  успел  многое.  Написал  несколько  сценариев,  издал  пару  книжек  рассказов,  сыграл  несколько  киноролей.  Оставил  ворох  прелестных    пейзажей. Юрий  Визбор - из  тех самых  детей  войны,  что  выжили  в  страшные  годы,  выросли,  а  потом,  выучившись,  освоив  книжные  премудрости, закинули  на  спины  рюкзаки и  пошли  осваивать  эту  землю.  Визбор  с  его  нехитрыми  мелодиями,  с  его  душевностью – романтик  этого  поколения.  Он – поэт  поколения,  не  утратившего  юношеской  мечтательности.  Он  -  поэт   эпохи,  которая  завещает  свою  мечту   сильным  людям  будущего.

  (Звучит песня Ю. Визбора «За туманом» в исполнении 11 класса).

 

1 ведущий: Поэзия  Булата  Окуджавы -  это…  «надежды  маленький  оркестрик  под     управлением  любви». У  него много  таких  военных  стихов  и  песен,  которые  и  не  нюхавших  пороха  берут  за  душу,  а  что  уж  говорить  о  бывших  фронтовиках.

 

  2 ведущий:  Да,  сегодня  не  надо  подниматься  в  атаку,  идти в разведку,  выносить  однополчанина  с  поля боя – и  всё  это  рискуя  собственной  жизнью,  но и  сегодня,  пусть  в  других,  мирных,  совсем  не  экстремальных  ситуациях,  всё  равно  жизнь  постоянно  испытывает  человека  на  «прочность»,  надёжность,  верность  долгу,  чести,  совести… Поэтому песни Окуджавы не устаревают.

 

        (Звучит песня Б. Окуджавы «О Лёньке Королёве» в записи).

 

1 ведущий из 9А класса: Устами Виктора  Цоя  пело  всё поколение. Он стал символом «потерянного» поколения, борцом за достойную жизнь для всех людей. За десять лет он осуществил стремительный подъем от студента, изредка играющего в местных клубах, до лидера группы "Кино", "хозяина" сцены, собирающего многотысячные стадионы.

 

2 ведущий из 9А класса: Его жизнь была интересной и насыщенной, а главное - полезной. Человек с чувством юмора, человек, который всегда был честен к себе и остальным. Он  смог повлиять на молодежь, на свое поколение, и влияние это было колоссальным. За  это его и любили. По-другому просто не могло  быть.

 

(Звучит песня В.Цоя в исполнении 9А класса).

 

1 ведущий из 10 класса: Сергей и Татьяна Никитины беседуют со зрителем посредством гитары, мелодии и высокой поэзии. Они не любуются собой, а творят для людей. Их песни о любви, они учат добру и будут актуальны во все времена.

 

 2 ведущий из 10 класса:

Всем, кто больно и трудно встречает зарю,

Словно ветер попутный, свой крик подарю.

Подарю я ночлег тем, кто очень устал,

И второе дыханье тому, кто отстал.

 

(Звучит песня  Т.и С. Никитиных «Собака бывает кусачей» в исполнении 10 класса).

 

1 ведущий:  Новелла Матвеева… Сила  её  песен  -  их  беззащитность. Хрупкий,  почти  детский  голос, не  меняющийся  с  годами.   Лёгкая,  еле  улавливаемая   мелодия.   Как  бы  случайное  прикосновение  к  гитарным  струнам…   Но  какое  ощущение  внутренней  чистоты!

 

2 ведущий:  Идеалом  для  неё  всегда была  песня – пьеска,  песня- действо.  Музыку  к  своим  стихам  сочиняла  сама,  вернее,  стихи  к  музыке:  ведь  часто  мелодия  приходит  раньше  слов.  Герой  её  песен -  романтик. 

 

(Звучит в записи песня Н.Матвеевой   «Солнечный зайчик»).

 

1 ведущий:  Две самые известные песни Ады Якушевой, ставшие классикой, – «Ты мое дыхание» и «Бродит вечер по лесным дорожкам». «Бродит вечер…»  - это романтика костра, палатки.  Она отвечает внутреннему настрою многих людей.

 

2 ведущий:  Многие ее песни про любимого человека – мужа, Юрия Визбора. Однако каждый человек может сказать, что эта песня о нем.  Ее песни универсальны, их поют и мужчины, и женщины. Это настроение всех…

 

(Звучит песня А.Якушевой «Вечер бродит…» в исполнении 8 класса).

 

        1 ведущий: Ещё несколько имён. Виктор Тальков  увлекал слушателей, заставлял  их

        думать и ощущать себя свободными. Петь такие песни в 70-е годы  20-го века   было

        небезопасно. Открыто  говорил он  о своей приверженности ко Христу, призывал

        молодежь «ничего не  бояться и жить не по лжи». В сознании молодого поколения его

        образ стал  ассоциироваться с Виктором Цоем, трагически погибшим тогда в

        автокатастрофе. Цой также был проповедником неприятия существующего порядка.

 

2 ведущий: Лирика Олега Митяева очень добрая. Песни у него ненагруженные, легкие для восприятия.

 

1 ведущий:  Лирика  Вероники  Долиной скорее для женщин с опытом, умудренных жизнью, которые уже что-то повидали на своем веку. Слушать ее творчество любят тогда, когда накатывает хандра, когда за окном непогода. Песни  Вероники Долиной помогают проанализировать жизненный путь, помогают принять верное решение, осмыслить ситуацию и найти выход.  Это глубоко женская лирика, о нелегкой женской судьбе.

 

2 ведущий:  Александра Городницкого характеризует слово «странник». Даже по названиям можно понять: «Песня полярных летчиков», «Над Канадой», «Моряк, покрепче вяжи узлы». Но путешествия - лишь одна сфера его творчества.  Он говорит иносказательно, и тут такая глубина, что не каждый ее может прочувствовать и понять. Допустим, песня «Атланты…», ставшая визитной карточкой этого автора. «Атланты держат небо на каменных руках», и тут каждый понимает по-своему. У  Солженицына  фраза есть:  «Без святого человека не стоит село». И вот Городницкий  говорит про таких святых людей. Уйдут атланты - и небо упадет.

 

1 ведущий:  В наше время  мутный и бурный поток рыночных отношений, циничный прагматизм, порнография  сместили  нравственные критерии молодежи. Кому интересны теперь возвышенные чувства лирических героев Окуджавы с их рыцарским преклонением перед "Ее Величеством Женщиной"?  Кому нужно по-гриновски сказочное акварельное зазеркалье Новеллы Матвеевой?

 

2 ведущий: Кто обратит внимание на  бесшабашных  лейб-гусаров  Юлия Кима,  на суровый романтический мир песен Визбора? Люди теперь приходят на концерты отдыхать, устав от безответственной болтовни политиков  и пустых надежд.

       

        1 чтец:

...Спасибо, что петь разрешили,

Но чуточку поздно.

В январской заснеженной шири

Светло и морозно.

 

2 чтец:

Надолго ли нынче на свете

Погода такая?

А песня кружится, как ветер,

Смолкая, смолкая...

 

3 чтец:

Значит, бардовская песня умерла? Людям не до душевных переживаний? А  авторская песня рождается для души. Сначала поет поэт-бродяга, лишь потом шоумен-деляга.  Классики останутся, куда ж их денешь. Люди с хорошим вкусом и богатым внутренним миром как пели их песни, так и будут  петь. Новых титанов бардовской песни не выросло - почва не та.

 

4 чтец:

Но ведь интерес к ней  никогда и не был массовым.  На эстраду вышли только самые лучшие образцы авторской песни.  Бард говорит о вечном: о любви, предательстве, моральных ценностях… Умеет простые слова составить так, что это тронет за душу, заставит задуматься.  Значит, не должна исчезнуть эта песня.

 

5 чтец: Вот мнения с молодёжного форума в Интернете, записанные там в 2011 году:

Она не умрёт, пока есть гитары.

 

6 чтец: Да нет, никуда она не денется, бардовская-авторская... Просто не всем нужна, но  это, может, и лучше.

 

7 чтец: Творчество бардов от души, от бога, его нельзя продавать. Только дарить людям. Тогда сохранится и выживет.

 

Учитель

Вот и вы сегодня узнали авторские песни. Выбирали для праздника вы  те песни, которые вам понравились.  Бард - это поэт, который поет свои стихи народу. Он не ждет за это вознаграждения, как не ждут вознаграждения собеседники за приятный разговор между собой. Авторская песня - это всего лишь форма передачи чувств и мыслей поэта. Барды были, есть и будут всегда. Значит, авторская песня живёт.  Без неё нельзя…

  Песни лучших российских бардов – это песни нашей молодости. Мы их знаем и любим до сих пор. И сейчас споём вам. А вы подпевайте.

   (Учителя поют «Грузинскую песню»  и «Давайте восклицать!» Б.Окуджавы, «Изгиб гитары жёлтой» Ю.Визбора).

А сейчас ответьте на вопросы, а мы определим, какой же класс – лучший знаток бардовской песни. 

1.Чем отличается авторская песня от бардовской?  (Ничем).

2.Кто такой бард в первоначальном смысле слова?  (Древний поэт в Европе, который исполнял свои песни под аккомпанемент струнного инструмента).

3. Что такое бардовская песня?  (Песня под гитару, которую исполняет сам автор и слов, и музыки.)

4.Где обычно звучала авторская песня? (В студенческих общежитиях, в походах у костра, на пикниках).

5.Что главное в содержании бардовских песен? (Романтика, мечта).

.

 (Ответившим на вопросы правильно вручается диплом «Классу – лучшему знатоку бардовской песни).

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок внеклассного чтения в 11 классе "Праздник бардовской песни "Человек с гитарой""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по экономической безопасности

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

                                          Праздник бардовской песни

«ЧЕЛОВЕК С ГИТАРОЙ»

          Этот сценарий можно использовать как сценарий урока в 11 классе

     при изучении творчества поэтов-шестидесятников

     

          Цель: познакомить учащихся с историей возникновения бардовской

     песни и наиболее яркими её авторами-исполнителями; развивать

     эстетические чувства учащихся, их творческие способности,

     расширять кругозор.

         Оборудование: портреты бардов, сборники их произведений, диски с их

     песнями для мультимедийного  сопровождения урока .

 

    Учитель:  Мы начинаем заключительное мероприятие  Недели русской культуры в Ручьёвской школе – праздник бардовской песни. Ребята, сегодня вы услышите песни, которые вряд ли когда слышали; вы узнаете немало нового. Тема сегодняшнего праздника – «Бардовская песня» - не обсуждалась  на уроках. Поэтому все вы находитесь в равном положении – положении слушателей и узнавателей бардовской, или авторской, песни.  Мы предлагаем вам быть внимательными зрителями и слушателями: после выступлений всех классов будут определены лучшие знатоки бардовской песни – победители сегодняшнего праздника...

 

 7 чтец:

Пусть молодые встанут

В их поредевший строй,

Выпавшую гитару

Пусть подберет другой.

 

1 ведущий: Кто впервые прочёл свои стихи под аккомпанемент гитары? Было ли это на сцене или в кругу друзей? Или у него был вначале всего один слушатель и ценитель? Да, первые песни человека с гитарой не были рассчитаны на исполнение со сцены. Они  предназначались для друзей, для уютной компании душевно близких людей. Чаще всего их пели в студенческих  общежитиях, на отдыхе  у костра в дальних походах и экспедициях, в выходной день на пикниках. Песня всегда нужна человеку. А гитара – самый доступный и удобный для транспортировки инструмент. Такого человека – человека с гитарой -  назвали старинным словом «бард». 

А сейчас ответьте на вопросы, а мы определим, какой же класс – лучший знаток бардовской песни. 

1.Чем отличается авторская песня от бардовской?  (Ничем).

2.Кто такой бард в первоначальном смысле слова?  (Древний поэт в Европе, который исполнял свои песни под аккомпанемент струнного инструмента).

3. Что такое бардовская песня?  (Песня под гитару, которую исполняет сам автор и слов, и музыки.)

4.Где обычно звучала авторская песня? (В студенческих общежитиях, в походах у костра, на пикниках).

5.Что главное в содержании бардовских песен? (Романтика, мечта).

Песня всегда нужна человеку. А гитара – самый доступный и удобный для транспортировки инструмент. Такого человека – человека с гитарой -  назвали старинным словом «бард». 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 008 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Конспект урока по русскому языку на тему: "Сложное предложение" (4 Класс)
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.
  • Тема: Урок 133. Сложное предложение
  • 05.10.2020
  • 989
  • 30
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю./Под редю Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 09.01.2015 345
    • DOCX 60.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Андреева Нина Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Андреева Нина Васильевна
    Андреева Нина Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 19974
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 92 человека

Курс повышения квалификации

Родной (русский) язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка и культуры речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 183 человека

Мини-курс

Реклама для роста бизнеса: эффективные стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 20 регионов

Мини-курс

Аспекты эмоционального благополучия и влияния социальных ролей на психологическое состояние

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе