МОУ «Средняя общеобразовательная школа с. Ворсино» Калужской
области Боровского района.
Урок внеклассного
чтения
5 класс.
Современная
притча. Анализ притчи Тамары Крюковой «Творец».
«Надо, чтобы Творец водил твоей рукой…»
Учитель
русского языка и литературы
Абрамова Татьяна Ивановна
Цели урока: освоение учащимися новых
технологий работы с текстом, воспитание сознательного отношения к мудрости
русского слова, усвоение понятия о современной притче как жанру народного и
художественного творчества.
Воспитательная цель: развитие
духовно-нравственного потенциала учащихся, правильного отношения к мировым ценностям
добра, благодарности, любви.
Оформление урока. Портрет писательницы Тамары
Крюковой. Репродукция картины Куинджи «Ночь на Днепре».
Методы и приемы: фронтальная беседа, анализ
рассказа Т.Крюковой «Творец», использование приемов текстологического исследования.
(Урок проводится после выборочного
изучения Притч из Библии)
Ход урока.
Слово учителя. Притчи – удивительный жанр.
Сам Христос говорил притчами. Их смысл понятен каждому, так как в них
заключена простота и мудрость вселенского мироздания, отношения между людьми,
отношения людей к Богу, к окружающему миру, к понятиям добра, справедливости,
любви, нашему назначению на Земле и ответственности человека за мир и жизнь на
планете.
Вспомним, что такое притча? (Небольшой
рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное
поучение).
Но сегодня мы будем говорить о притче Т. Крюковой «Творец».
Сообщение учащихся о писательнице (домашнее задание)
Беседа по проверке восприятия
текста.
Притча названа «Творец». Определите микротему первого
абзаца притчи. (Мечта маляра стать художником).
Чем отличается маляр от художника? Посмотрите на репродукцию картины
А. Куинджи «Ночь на Днепре». Это работа маляра или художника? Ведь и тот, и
другой использует в работе краски. (Это мир, увиденный глазами человека,
обладающего даром художника, умением увидеть неповторимую красоту
Божественного мира, таинственную прозрачность ночи: краски оживают, передают
нам дыхание затихшей, но не уснувшей природы, создается ощущение движения дымки
над Днепром. Мир природы и человека сливается в легком, таинственном сиянии
ночи).
Что видел маляр, стоя на мосту? (как в воде играют солнечные
блики, похожие на маленьких серебряных рыбок).
Почему произошло чудо? (он был способен видеть
красоту окружающего мира, мечтал передать ее в полотнах). Что он понял? («как
заставить оживить на холсте отблеск закатного луча и предрассветную дымку,
трепет листвы при дуновении ветерка и каплю росы на бутоне».
Какое изобразительное
художественное средство применяет автор, используя выражение «трепет листвы»?
Как вы понимаете слово
«вдохновение»?
(Работа со словарем)
Прочитайте, как трудился юноша. Когда его
назвали художником? Что говорили о нем люди? («Поистине, в нем горит Божия искра»..)
Расскажите, как изменилась жизнь
художника. Объясните выражение: «купаясь в лучах славы».
Почему угасла в нем искра
вдохновения? Как теперь называют его люди? (Господин Придворный Живописец)
О чем опять мечтает Живописец? («Боже, я отдал бы все за миг
озарения!») Объясните значение слова «озарение». (Работа со
словарем).
Почему художник оказался в бедном
квартале и именно там увидел юную девушку поразительной красоты?
Почему девушку все считают
дурочкой, хотя, по мнению кухарки, «она не глупее многих умников»? («деньгам цены не знает», «…но
уж если скажет словцо, то не простое, а со значением»).
Как на Руси звали людей, ведущих
подобный образ жизни? (юродивые). (Работа со словарем).
Кто из святых земли русской был
при земной жизни назван юродивым? (св. Ксения Петербургская, св. Василий Блаженный, св.
Косьма).
Где увидел Главный Придворный
Живописец девушку после долгого ожидания? (на лугу, «она бежала по росистой траве,
…а в медных кудрях словно запуталось солнце».)
В каком значении употреблено
определение «медных»?
Расскажите, как Художник пишет
портрет девушки? Почему в этот момент автор использует слово Художник, а не
Господин Придворный Живописец?
(«Искра вдохновения тотчас вспыхнула в Художнике ярким
пламенем. Весь мир будто растворился и перестал существовать. В нем были
только Мастер и Красота, палитра и холст»…). Почему слова Мастер и
Красота автор пишет с заглавной буквы, а палитра и холст - с маленькой буквы?
Прочитайте, что смог изобразить
Художник на холсте? («воплощенное совершенство… В глазах ее таилась загадка, которую
Художник так долго и тщетно пытался поймать».)
Что думает Художник, глядя на
девушку в «благоговейном восхищении» уставившуюся на портрет?
Как вы понимаете слово
«благоговейное»?
(Работа со словарем).
Почему рядом со словом
«благоговейно» употреблено просторечное слово «уставившуюся»? («Даже эта необразованная нищенка
чувствует руку творца».
Почему слово творец написано с
маленькой буквы? Кем считает себя Художник? (творцом).
Прочитайте диалог девушки и
Художника. Почему он считает, что заслуга кисти тут невелика? («Это в моих руках она что-то
значит, потому что я – творец…»)
Как вы понимаете ответ девушки: «Ты – кисть в руках Творца. Ты
счастливый. Не каждому это дано. Он водит тобой. Твоя заслуга тут невелика».
Почему слово Творец употреблено с
большой буквы?
Почему искра вдохновения угасла в
Художнике навсегда?
Перескажите заключительную часть притчи.
Что видит юноша, мечтающий
передать «хоть сотую долю той красоты, что нас окружает», в убогой каморке
бывшего Главного Придворного Живописца?
Определите микротему последнего
абзаца притчи.
(« Надо, чтобы Творец водил твоей рукой»).
Назовите тему всей притчи. Чему она учит
читателей?
(Стать чуточку мудрее, лучше, заставляет нас задуматься о том пути, который
придется пройти самостоятельно по жизни, о даре, который дает каждому человеку
Творец, об умении сохранить и приумножить этот дар, о способности человека видеть
и понимать красоту окружающего мира).
Домашнее задание: прочитать Притчу о
талантах, найти в словаре этимологическое значение слова «талант».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.