Главная / Русский язык и литература / Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" (5 класс)

Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" (5 класс)

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Судиславская средняя общеобразовательная школа









Внеклассное чтение

по сказкам А. С. Пушкина

«Что за прелесть эти сказки!»

hello_html_m46844e57.png



Учитель высшей категории

Лебедева Л.Г.

2011



Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;

  • формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи,

  • прививать интерес к предмету.

Развивающие:

  • развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;

  • расширять кругозор детей,

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

  • воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками

Оформление:

  • Портрет Пушкина

  • Выставка книг

  • Иллюстрации учащихся к сказкам

  • Презентация

Ход урока

  1. Слово учителя

Ребята, мы закончили изучение « Сказки о мертвой царевне и семи богатырях». К этому уроку вы еще раз перечитали все известные сказки А.С.Пушкина .

- Какие? («Сказка о попе..», «Сказка о медведихе», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне», «Сказка о золотом петушке», «Жених»).

Обращение Пушкина к сказке было закономерным. Поэт не мог не прийти к сказке. «Что знаешь в детстве, то знаешь на всю жизнь», — говорила М. Цветаева. Юный Пушкин слы­шал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, от няни, от дворового Никиты Козлова, впоследствии ставшего его дядькой. Знаком был он и с западноевропейской литературой. Поэт живо интересовался фольклором и на Украи­не, и в Кишиневе, и в Поволжье. Самые глубокие художест­венные впечатления от народной поэзии поэт пережил в Михайловском, слушая, записывая сказки Арины Родионов­ны — талантливой русской сказительницы. «... Вечером слу­шаю сказки... что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэ­ма!» — писал он брату.

С младенчества няня лелеяла Сашу. Благодаря Арине Родионовне он окунулся в мир волшебных народных сказок, старинных былей и небылиц, которые она замечательно рассказывала.

Вот как он вспоминал её после:

Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны,
Во дни утех и снов первоначальных;
Я ждал тебя. В вечерней тишине

Являлась ты весёлою старушкой,

И надо мной сидела в шушуне,

В больших очках и с резвою гремушкой.

Ты, детскую качая колыбель,

Мой юный слух напевами пленила

И меж пелён оставила свирель,

Которую сама заворожила.

Пушкин заслушивался сказками няни и позже, когда ему было уже 25 лет и он был сослан в Михайловское. Часто в долгие зимние вечера, когда за окном бушевала метель, в печной трубе гудел ветер, когда Пушкину было особенно одиноко, поэт приходил к няне в светёлку. Здесь всё было простое, русское, деревенское, уютное. «Вечером слушаю сказки моей няни, она единственная моя подруга и с нею только мне не скучно»,- писал поэт.

Ученик читает «Зимний вечер»

Трогательная забота няни чувствуется в каждой строке её писем к Пушкину, которые он бережно хранил. 6 марта 1827 года Арина Родионовна диктует письмо к своему любимцу в Петербург: «Любезный мой друг Александр Сергеевич… Ваше обещание к нам побывать летом меня очень радует. Приезжай, мой ангел, к нам в Михайловское, всех лошадей на дорогу выставлю.»

Пушкин посвятил ей не одно стихотворение. Например, стихотворение «Няне»

Ученик читает стихотворение «Няне»

А другой поэт, уже современный, Николай Доризо, тоже захотел отблагодарить няню поэта в своих стихах.

Ученик читает стихотворение Н.Доризо:

 Всё было мудро предназначено

Судьбой – и сказки, и былины.

Его сама Россия нянчила

Руками крепостной Арины.

В  светелке – теплота перинная,

Свеча устало догорала,

И пеня русская, старинная

Его, младенца, пеленала…

Когда я в бронзе вижу Пушкина,

Стоящего в плаще крылатом,

Живое личико старушкино

Всегда мне видится с ним рядом,

Трудилась, господа не гневала,

Жила, как все. Вставала рано.

Но без неё, быть может, не было б

У нас Людмилы и Руслана.

Хотя о нас она не грезила,

Когда с хитринкой, по-крестьянски,

То вдруг задумчиво, то весело

Ему рассказывала сказки.

Водила в сутолоке рыночной

На праздники народных зрелищ,

В душе звала сынком, кровиночкой,

А вслух – лишь Александр Сергеевич.

С ним вы, Арина Родионовна,

В веках остались неразлучно.

Святое слово – слово «родина»

Так с вашим именем созвучно.

  1. Викторина по сказкам А.С.Пушкина

А сейчас попробуем вспомнить героев сказок А.С.Пушкина.

Конкурс 1. Ответь на вопрос:

  • Сколько жили старик со старухой у самого синего моря? (тридцать лет и три года)

  • Какими словами извещал петушок царя Дадона о том, что опасности для царства-государства нет? (Кири-ку-ку, царствуй, лёжа на боку)

  • Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Дурачина ты, простофиля)

  • Какая сказка заканчивается словами: «Сказка – ложь, да в ней – намёк, добрым молодцам урок»? («Сказка о золотом петушке»)

  • Какую песню пела белка в «Сказке о царе Салтане»? («В саду ли, в огороде»)

  • Как полностью называется «Сказка о царе Салтане»? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном Гвидоне и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)

Конкурс 2. Угадай, из какой это сказки:

  1. Яблоко – («Сказка о мёртвой царевне…»)

  2. Зеркало – («Сказка о мёртвой царевне…»)

  3. Орех – («Сказка о царе Салтане»)

  4. Месяц («Сказка о мертвой царевне».)

  5. Верёвка – («Сказка о попе и работнике его Балде»)

  6. Мешок – («Сказка о золотом петушке»)

  7. Лебедь («Сказка о царе Салтане».)

  8. Шмель («Сказка о царе Салтане».)

  9. Прялка – («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  10. Зайчонок («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

  11.  Корыто («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  12. Кораблик («Сказка о царе Салтане»)

  13. Ларец («Сказка о царе Салтане»)

  14. Рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»)

  15. Петушок ((«Сказка о золотом петушке»)

Конкурс 3. Добавь слова в фразы:

Постой, -          

Отвечает ветер ___________________ , -

Там, за речкой ______________________

Есть_______________гора,                                            

В ней _____________________ нора,

В той норе, во тьме __________________________ ,

Гроб качается __________________________

На цепях между столбов.

Не видать ничьих следов

Вкруг того __________________ места,

В том гробу твоя невеста.

Конкурс 4. Прочитай стихотворение целиком, угадав его по окончаниям строчек

1.     Простился, снарядился, у окна, одна

Царь с царицею простился,

В путь-дорожку снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна.

2.     Скажи, доложи, милее, белее.

Свет мой, зеркальце! Скажи,

Да всю правду доложи;

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?

3.     Окном, вечерком

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком.

4.  Гуляет, подгоняет, в волнах, парусах.

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.





Конкурс 5. Разгадай кроссворд

1.По горизонтали

1. Царь ….(Салтан) гостей сажает
За свой стол и вопрошает,
Ой вы, гости-господа,
Долго ль ездили? куда?

2. Здравствуй, …(Балда)-мужичок;
Какой тебе надобен оброк?

3. Раз он в море закинул……(невод),
Пришёл …… с одною тиной.

4. Инда плакал царь…( Дадон),
Инда забывал и сон

5. "Свет мой, …. зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?"

По вертикали:

Из какой сказки героиня?

Конкурс 6. Узнай, от кого пришли телеграммы

1. Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу море морщить.

2. Ветер весело шумит, судно весело бежит. Ждите нас, мы скоро будем.

3. Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут.

4. Приеду с подарками, так как наткала я полотна.

5. Очень жаль приехать не могу: “Горе мне! Попались в сети Оба наших сокола”.

6. Прибуду к вам, как только дам задание своему работнику.

3. Заключительное слово учителя

Я думаю, что всем было сегодня интересно на уроке. Мы вспомнили сказки Пушкина, которые вы знаете с детства, узнали много интересного о жизни Арины Родионовны, посоревновались, и в выигрыше сегодня все.

Читайте Пушкина, друзья!
Читайте сказки!
И будет жизнь тогда полна
Тепла и ласки.

Читайте Пушкина, друзья! –
Вот вам подсказка!
И пронесете сквозь года
Вы радость сказки.











Урок внеклассного чтения по сказкам Пушкина "Что за прелесть эти сказки!" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Цель урока: продолжить знакомство с творчеством великого русского писателя и поэта А.С.Пушкина.

Задачи:

Образовательные:

  • продолжить знакомство учащихся с биографией и творчеством А.С.Пушкина;

  • формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи,

  • прививать интерес к предмету.

Развивающие:

  • развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей;

  • расширять кругозор детей,

  • обогащать словарный запас учащихся;

  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять, и другие логические операции мышления.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;

  • воспитывать умение работать дружно, согласованно с одноклассниками

 

Оформление:

Автор Лебедева Лариса Геннадьевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2045
Номер материала 19272
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓