Главная / Русский язык и литература / Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "Капустное чудо"

Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "Капустное чудо"

Васильева Е.Е., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 45

Урок внеклассного чтения: (технология РКМЧП – «развитие критического мышления через чтение и письмо» - прием «чтение с остановками»)

Тема: Рассказ Л.Улицкой «Капустное чудо»

Класс: 5-В

Форма проведения: прием «Чтение с остановками»

Цели и задачи:

Цель: Формирование коммуникативной и культуроведческой компетенций.

Задачи:

  1. Общеобразовательные:

  • повторить «Модель работы читателя с текстом«, роль прогноза, установки и диалога с текстом;

  • познакомить учащихся с именем современной писательницы Людмилы Улицкой

  • путём анализа произведения Л. Улицкой "Капустное чудо" углубить понятие жанра рассказа, его особенностей (композиции, сюжета, художественной детали, названия, речевой характеристики героев и т.д.);

  1. Развивающие:

  • совершенствовать и развивать умение творческого чтения методом критического мышления, интерпретации художественного текста и прогнозирования его содержания.

  • обогащать и усложнять словарный запас;

  • развивать внимание;

  1. Воспитательные:

  • воспитывать читательскую позицию и критическое отношение к тексту;

  • воспитывать гуманное отношение к человеку, чувство сострадания и сопереживания.

План урока:

  1. Стадия вызова:

  • Знакомство с творчеством Л.Улицкой;

  • Работа над особенностями жанра рассказа;

  • Осмысление через прием ассоциаций названия рассказа

  1. Стадия осмысления:

  • Чтение и анализ частей рассказа с использованием приемов «Диалог с читателем», «Двухчастный дневник», «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Скрытые вопросы»,

  1. Рефлексия: заключительная беседа с использованием приемов «Подбери пословицу», «Синквейн»






Ход урока:


Здравствуйте, ребята. Давайте начнем наш урок.


1 стадия – ВЫЗОВ


Вспомните наши первые уроки в сентябре. На одном из них мы с вами говорили, чем урок литературы отличается от урока чтения. Кто может напомнить нам основное отличие.


Конечно, на уроках литературы мы с вами не только читаем литературный текст, но и пытаемся разобраться в его глубинном смысле, увидеть позицию автора и понять, ради чего он создал это произведение, какими мыслями с нами хотел поделиться.


И сегодня на уроке внеклассного чтения мы с вами будем заниматься именно этим.


В течение достаточно долгого времени мы с вами на уроках литературы читали и обсуждали сказки, народные и авторские.

- Давайте вспомним, какие три вида сказок вы знаете?

- Что характерно для волшебной сказки?

- В каких жанрах литературы писатели обращаются к обычной, повседневной жизни?



Сегодня на уроке мы с вами будем читать рассказ, в котором говорится о совершенно обычной жизни, но который, на мой взгляд, называется довольно странно – «Капустное чудо». Слайд 1


- Удивляет ли вас это название? Меня оно очень удивило.

- Какое слово в смысловом плане тесно связано со сказкой?

- Какие ассоциации у вас вызывает слово «чудо»?

- А слово «капуста»?

- Какой прием использует в названии рассказа автор? Зачем? (оксюморон, для того чтобы заинтересовать читателя)

- Попробуйте сформулировать те вопросы, которые возникают у нас до чтения.

Слайд 2


- Как вы думаете, что может быть в рассказе с таким странным названием?

Сегодня на уроке мы с вами и попробуем понять, бывает ли сказка в жизни. О каких чудесах поведает нам автор.


Но прежде несколько слов о писателе, вернее, писательнице. Слайд 3


- Людмила Улицкая… Её называют гранд-дамой в литературе, считают самой титулованной из российских писательниц. Она лауреат престижных французских и итальянской литературных премий Медичи и Джузеппе Ацерби, лауреат премии “Буккер”. Её произведения переведены на 20 языков. Как видите, зарубежные читатели давно признали талант Улицкой. И печататься она начала во Франции и только потом в России. Сегодня Л.Улицкая - одна из самых читаемых отечественных писательниц.

Родилась Л. Улицкая в городе Давленканово (Башкирия) в 1943 году. Сейчас живёт в Москве. По национальности - еврейка. По профессии - биолог. Но она давно оставила свою специальность. Под микроскопом писательницы - человеческие жизни, судьбы людей.

Л. Улицкая активно печатается в центральных журналах. Людмила Улицкая названа лучшей писательницей 2004 года.

Чтение 1 фрагмента

Две маленькие девочки, обутые в городские ботики и по-деревенски повязанные толстыми платками, шли к зеленому дощатому ларьку, перед которым уже выстроилась беспросветно-темная очередь. Ждали машину с капустой.

Позднее ноябрьское утро уже наступило, но было сумрачно и хмуро. Старшая из девочек, шестилетняя Дуся, мяла в кармане замызганную десятку. Эту десятку дала Дусе старуха Ипатьева, у которой девочки жили почти год. Младшей, Ольге, она сунула в руки мешок — для капусты.

Возьмите, сколько унесете, — велела она им, — и морквы с килограмм.

Было самое время ставить капусту. Таскать Ипатьевой было тяжело, и ноги еле ходили. К тому же за то время, что девочки жили у нее, она уже привыкла, что почти всю домашнюю работу они делают сами — легко и без принуждения.


- Когда происходит действие рассказа? (в конце ноября) Слайд 4-1

- Найдите слова, которые передают состояние окружающего мира. Нарисуйте картинку. Каким вы видите утро?

- Найдите слова, передающие состояние людей.

- Почему очередь «темная»?

- Зачем автор использует еще слово «беспросветно»?

- А теперь закройте глаза и перенесите себя в этот день, поставьте себя в эту очередь. Что вы испытываете? Щ

- Какое событие легло в основу сюжета рассказа? (поход девочек за капустой)

Слайд 4-2


- Что мы узнаем о девочках? Найдите «говорящие» слова. (Слайд 4-3)

- Можно ли предположить, какие отношения складываются между девочками и Ипатьевой? Найдите слова, подтверждающие это. (Обратить внимание на слова «старуха Ипатьева»)

- Какой вопрос возникает? (Почему девочки живут у какой-то старухи? Где их родители?)


- Есть что-то чудесное, волшебное в этой части рассказа?


- Как вы думаете, что может произойти дальше какое-то чудо?



Чтение 2 фрагмента

К старухе Ипатьевой, по прозвищу Слониха, девочек привезли в конце сорок пятого года, вьюжным вечером, почти ночью. Они приходились внучками ее недавно умершей сестре и были сиротами: отец погиб на фронте, а мать умерла годом позже. И соседка привезла их к Слонихе: ближе родни у них не было. Ипатьева оставила их у себя, но без большой радости. Наутро, разогревая на плите кашу, она бормотала — привезли, мол, на мою голову…

Девочки испуганно жались друг к дружке и исподлобья смотрели на старуху одинаковыми круглыми глазами.

Первую неделю девочки молчали. Казалось, что они не разговаривают даже между собой, только шуршат, почесывая головы. Старуха тоже молчала, ни о чем не спрашивала и все думала большую думу: оставлять их при себе или сдать в детдом.


- Какова историческая реальность событий происходящих в рассказе? (Послевоенные годы, сорок пятый - сорок шестой год).

- Охарактеризуйте это время. (Разруха, сиротство, голодное, трудное время).


И вот к старухе попадают эти две деревенские сиротки. Попробуйте встать на место героя.

Работа по вариантам:

I вариант: Попробуйте составить внутренний монолог Ипатьевой.

-Обрисуйте несколькими словами ее состояние. Слайд 5-1

II вариант: Составьте внутренний монолог девочек.

-Обрисуйте несколькими словами их состояние. Слайд 5-2


- Есть что-то чудесное, волшебное в этой части рассказа?

- Как вы думаете, что может произойти дальше какое-то чудо?

- Считаете ли вы, что отношения между Ипатьевой и девочками могут измениться?

- Попробуйте предположить, какое событие может способствовать положительной перемене? Вспомните название рассказа.


Чтение 3 фрагмента

В субботу она взяла таз, чистое белье и девочек, волосы которых были заранее намазаны керосином, и повела их на Селезневку в баню. После бани Ипатьева впервые уложила их спать на свою кровать. До этого они спали в углу, на матрасе. Девочки быстро заснули, а Ипатьева еще долго сидела со своей подружкой Кротовой. Выпив чаю, она сказала:

Господь с ними, пусть живут. Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали…

А девочки, словно почуяв, что их жизнь решилась, заговорили сначала между собой, а потом и со старухой, которую стали звать бабой Таней. Они обжились, привыкли к новому жилью и к Слонихе, только с городскими ребятами не сошлись: их игры были непонятны, интереснее было сидеть в комнате, возле швейной машинки, слушать ее неровный стук и подбирать лоскутки, падающие на пол: Ипатьева брала работу — если повезет, то из нового, но больше кому перелицевать, кому починить…


- Произошли ли перемены в отношениях?

- Какое событие изменило отношение старухи к девочкам?

- Как вы думаете, почему именно поход в баню заставил старуху решиться оставить девочек у себя?

- Представьте, какими она их увидела? Подберите эпитеты. (Прием «Ромашка Блума») Слайд 6

- Почему девочки так быстро откликнулись на перемену, произошедшую в их судьбе? (они очень хотят иметь семью)


- Как вы думаете, произошло ли чудо?

Вроде бы, да, произошло. Ипатьева подобрела к девочкам, и, казалось, жизнь в этой семье должна наладиться.


Значит, рассказ можно завершить, но Улицкая почему-то этого не делает. Как вы думаете почему?


Наверное, чудо еще не произошло. Да и остается непонятным название рассказа.


Чтение 4 фрагмента

Теперь девочки шли за капустой, и Дуся прикидывала, куда же они ее поставят: бочонка в хозяйстве не было. В дырявом кармане Дусиного пальто, кроме десятки, лежала еще и картинка из журнала с нарисованным желтым зубастым японцем, замахнувшимся кривым ножом на кусок географической карты.

Подтерев сестре нос, Дуся опустила замерзшие пальцы в карман и нащупала десятку, скатанную трубочкой.

Большая, а носа вытереть не можешь, — проворчала она точно так, как это делала Ипатьева, и снова сунула руку в карман. Ее замерзшие пальцы не расчувствовали десятирублевки и скатали поудобней в трубочку желтого японца. Измятая десятирублевка обиженно скользнула в дыру кармана и полетела вдоль мостовой вместе с бурыми промерзшими листьями.

Сестры встали в хвост недлинной очереди. Женщины говорили, что, может, капусту и не привезут, потому стояли только самые упорные. Все другие, простояв минут десять, уходили, обещая вернуться. Девочки тесно прижимались друг к дружке, топали озябшими ногами — ботики были дареные, изношенные, тепла не держали.

Надо было валенки надеть, — сказала Дуся.

На валенках кошка спит, — отозвалась Ольга.

И они замолчали, наговорившись.

Минут через сорок пришел грузовик с капустой. Его долго разгружали, и девочки терпеливо ждали, пока начнут продавать. Им и в голову не приходило уйти без капусты.

Наконец сгрузили. Раскрылось зеленое окошко, продавщица начала отпускать. Очередь сразу разбухла. Прибежали все: и те, кто занимал, и те, кто не занимал. Девочки все оттеснялись и оттеснялись в хвост. Они давно продрогли. Временами шел не то дождь, не то снег. Платки их промокли, но пока еще грели. Только ноги вконец иззябли. Время уже перевалило за обеденное, и продавщица закрыла окошечко, когда девочки приблизились к нему вплотную. Стоявшая у прилавка тетка начала шуметь:

Чего закрываешь, когда только открыли?

Но продавщица цыкнула на нее:

Обед! — И ушла.


- Найдите слова, характеризующие мир взрослых.

- Каким мы видим этот мир? (прием «Сосуд ассоциаций»)

- Что заставляет взрослых поступать именно так?

- Оправдывает ли это взрослых? Можно ли так поступать с чужими детьми?

- Почему? Кто должен быть сильнее? Какую важную мысль хочет донести до читателей Улицкая? Слайд 7

- Какие чувства вызвал этот отрывок текста?


- Есть ли что-то чудесное в этом отрывке?


Чтение 5 фрагмента

Прошел еще час. Свет стал убывать. Посыпал настоящий, слепленный в крупные хлопья снег. Он покрывал сутулые спины людей и спины домов, и кучу бело-голубой, твердой даже на вид капусты. От белизны снега стало чуть веселее и вроде светлее.

Вернулась продавщица. Отпустила капусту тетке впереди девочек, и Дуська вытащила из кармана заветную трубочку, развернула ее — вместо десятки это была картинка с японцем. Она пошарила в кармане, ничего в нем больше не было. Ее охватил ужас.

Тетенька! Я деньги потеряла! — закричала она. — По дороге потеряла! Я не нарочно!

Краснолицая продавщица, одетая, как капуста, во многие одежды, выглянула из своего окошка вниз, посмотрела на Дусю и сказала:

Беги домой! Возьми у мамки денег, я тебе без очереди отпущу.

Но Дуська не отходила.

Дырка у меня! Я не нарочно! — ревела она.

Маленькая Ольга, понимая, что на них свалилось горе, тоже ревела.

Иди, поищи, может, на дороге найдешь, — посоветовала темнолицая женщина из очереди.

Как же, найдешь, — фыркнул одноглазый старик.

Не задерживайтесь, чего зря болтать! Эй, девочка, отойди в сторону! — сказал кто-то третий.

Две сгорбленные девочки, по-деревенски замотанные платками, пошли в сторону дома, разгребая ногами кучи перемешанных со снегом и сумраком листьев, нагибались и рыли побелевшими пальцами в хрустящих водоворотах. Старшая горестно, по-взрослому, причитала:

Горе ты мое! Что теперя с нами будет! Прогонит она нас, и куда мы пойдем!

Ольга, опустив вниз углы своего треугольного рта, вторила сестре:

Куда пойдем…

Стемнело. Укрывши плечи мешком, они медленно брели к дому. Умненькая Дуся все думала, что бы такое сказать Ипатьевой, чтобы она их не прибила или, хуже того, не прогнала… Украли? Или отняли? Или еще чего? Сказать «потеряла» казалось ей совсем невозможным.


- В первом абзаце отрывка вновь появляется описание окружающего мира и мира людей. Найдите ключевые слова. Нарисуйте словесную картину.

- Далее мы слышим голоса людей. Как называется такая форма речи?

- Найдите в диалоге глаголы, которые характеризуют отношение взрослых к девочкам. - О чем они говорят? (равнодушие)

- Что для девочек оказывается самым страшным?

- Почему Дуся не хочет сказать правду Ипатьевой? (она думает, что старуха посчитает ее маленькой и совсем не помощницей)

- Как вы думаете, что произойдет далее?


Чтение 6 фрагмента

Ольга всхлипывала. Они подошли к повороту, остановились, собираясь перейти дорогу: деревенская робость перед машинами все еще оставалась в Дусе. Навстречу им несся грузовик, освещая фарами бежавший перед ним раскосый кусок брусчатки. Девочки стояли. Машина, не сбавляя ходу, резко повернула, под фонарем сверкнул бело-голубым сиянием ее груз — высоко вздыбившаяся над бортом капуста. Машина вильнула возле них, рванулась и поехала мимо, сбросив к их ногам два огромных кочана. Они крякнули, стукнувшись о дорогу. Один распался надвое, второй покатился, слегка подпрыгивая, прямо к ногам Ольги.

Они посмотрели друг на дружку — два светло-голубых изумленных глаза смотрели в другие, точно такие же. Сняли с плеч мешок, которым укрывались, сунули в него цельный кочан и тот, что распался. Дуся не могла взвалить на плечи мешок — был слишком тяжел. Они взялись за углы мешка. Вострая Дуся подложила под него картонку, и они поволокли его…


- Как можно назвать то, что произошло? (чудо)

- Рассказ назван «Капустное чудо». Как вы думаете, связано ли заглавие с этой ситуацией?

- «Везение не дается человеку просто так. Удачу нужно заслужить», - сказал один из великих философов. Почему же повезло девочкам?

- Получается, что смирение и терпение в данном случае вознаграждены?

- Представьте, что это концовка рассказа. На какой жанр прозы он стал бы похож? (на сказку).

- Оставил ли для читателя в этом случае рассказ пищу для размышления?

- Какое еще чудо, по-вашему, может еще произойти?


Чтение 7 фрагмента

Ипатьевой дома не было. Она сидела у подружки Кротовой, плакала, утирая слезы кривым ситцевым лоскутом:

Шура, подумай, ведь два раза к ларьку бегала… Пропали, пропали девчоночки мои… Цыгане свели или кто…

Да найдутся, кому они нужны-то? Сама подумай! — утешала ее Кротова.

Девчоночки-то какие были! Золотые, ласковые… Как же они без меня? А я-то, я-то как без них? — убивалась Ипатьева, комкая промокшую тряпочку.

А девочки в темноте выложили на стол капусту, сели, не раздеваясь, на стул и ждали…


- Найдите в этом отрывке самые важные, на ваш взгляд, слова. (А я-то, я-то как без них?)

- Вспомните начало рассказа. Какие слова перекликаются с этими? («Может, неспроста они ко мне на старости лет пристали»).

- Так зачем же к старухе пристали эти маленькие девочки? (Чтобы пришло прозрение, чтобы она увидела мир глазами любви. Увидела и поняла, как это прекрасно, когда есть к кому спешить домой, когда есть те, кто без тебя не сможет, а главное – ты не сможешь без них. Так ведь часто бывает в жизни: теряя что-либо или кого-либо, вдруг осознаешь: как жаль… )

- Рассказ заканчивается многоточием. Почему? Над чем заставляет нас размышлять автор?

Мне кажется, что у каждого в жизни есть такие вот золотые и ласковые девочки. Это те люди, которым мы не безразличны. Их надо беречь. Им надо помогать. К ним надо спешить. Их надо любить.

Слайд 8 Взгляните вокруг: сколько людей любят вас! Задумайтесь. Много ли внимания вы уделяете своим родителям? А улучаете ли вы минутку, чтобы позвонить вечером бабушке и сказать простые, но очень нужные слова: «У меня все хорошо, не скучай, я скоро приеду, я тебя очень люблю»? А находите ли вы время, чтобы хоть чуть-чуть поиграть с сестренкой и почитать ей книжку? Это же важнее всего! Если забывать про это, то все остальные дела в жизни не будут интересны, мир станет серым, а жизнь скучной. Именно этому учит рассказ Л.Улицкой.


Домашнее задание:

Дома я вас попрошу написать небольшую работу о своих впечатления от рассказа.



Урок внеклассного чтения по рассказу Л.Улицкой "Капустное чудо"
  • Русский язык и литература
Описание:


Урок внеклассного чтения:(технология РКМЧП – «развитие критического мышления через чтение и письмо» - прием «чтение с остановками»)

Тема: Рассказ Л.Улицкой «Капустное чудо»

Класс: 5-В

Форма проведения: прием «Чтение с остановками»

Цели и задачи:

Цель: Формирование   коммуникативной   и  культуроведческой  компетенций.



План урока:

I)                  Стадия вызова:

·        Знакомство с творчеством Л.Улицкой;

·        Работа над особенностями жанра рассказа;

·        Осмысление через прием ассоциаций названия рассказа

II)               Стадия осмысления:

·        Чтение и анализ частей рассказа с использованием приемов «Диалог с читателем», «Двухчастный дневник», «Дерево предсказаний», «Ромашка Блума», «Скрытые вопросы»,

III)            Рефлексия: заключительная беседа с использованием приемов «Подбери пословицу», «Синквейн»

 

Автор Васильева Елена Евгеньевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 3018
Номер материала 47588
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓