Главная / Русский язык и литература / Урок внеклассного чтения по литературе М.Зощенко "Беда" 7-8 класс

Урок внеклассного чтения по литературе М.Зощенко "Беда" 7-8 класс

Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.



Цели.

Обучающий аспект:

познакомить учащихся с содержанием произведения “Обида”;
– учить выделять основную мысль произведения, ключевые фразы;
– формировать выразительность чтения.

Развивающий аспект:

развитие устной диалогической речи учащихся через упражнения в формулировании вопросов и ответов;
– совершенствование техники чтения;
– развитие внимания посредством дидактических игр, мышления через выделение в тексте ключевых слов и выражений, определение идейного смысла рассказа.

Коррекционный аспект:

– совершенствование слухового и образного восприятия;
– развитие творческого воображения .

Воспитательный аспект:

повышение интереса к чтению рассказов М.М. Зощенко;
– воспитание морально- нравственного отношения к отрицательным сторонам, поступкам, образу жизни.

Урок по рассказу Михаила Зощенко «Беда» в 7 классе.

1.Начинаем урок с повторения литературоведческих понятий ИРОНИЯ, ЮМОР, САТИРА ( в более подготовленных классах учащиеся воспроизводят значения этих терминов по памяти, а в классах с более слабой подготовкой на помощь можно привлечь «Краткий словарь литературоведческих терминов» в конце второй части учебника- хрестоматии).

Повторяя необходимую для урока терминологию, привлекаем внимание учащихся к особенностям проявления этих понятий как свойств человеческого поведения, проявляющихся в мимике, жестах. Обычно ученики охотно объясняют, как ведёт себя человек в то время, когда он иронизирует: на лице лёгкая улыбка, , смех звучит «шёпотом», а внутри человек не то что бы смеётся, а посмеивается. Он понимает, что это слегка смешно. Таким же, ориентированным на собственный жизненный опыт способом, учащиеся объясняют, как проявляется юмор.

Далее приходится уточнять в чём же всё- таки разница между юмором и сатирой. Ответ выглядит примерно так: юмор- добрый смех, смех без злобы, а сатира- злой, но не для того, чтобы человека обидеть, а для того, чтобы дать ему понять, что он поступает неправильно или некрасиво.

Переходим ко второй части урока.

Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством замечательного юмориста и сатирика Михаила Михайловича Зощенко. А поможет нам в этом наш учебник.

( Далее идёт работа со статьёй учебника, посвящённой М.Зощенко. Читаем статью по абзацам, останавливаясь после каждого для понимания прочитанного.)

Первый абзац: Как вы понимаете слова « отстаивали право на издание…» ?

( автор был очень популярен, и каждое издательство стремилось получить это право, чтобы первыми напечатать его книги)

А что значит «осаждали в гостинице» ?

( ждали у входа, чтобы взять автограф, как сейчас гоняются за современными певцами или групп)

О чём это свидетельствовало?

( был очень известным и популярным)

Второй абзац: Были ли предпосылки в семье мальчика, чтобы стать писателем?

(Да, папа был художником, а мама сама издавала рассказы в журнале……….

А ведь так и бывает: если в семье родители творческие люди, то это передаётся и детям)

Третий абзац: Как повлиял выбор многочисленных профессий на будущего писателя? Зачем это ему было нужно?

(прошу ответить на этот вопрос цитатами из статьи)

Четвёртый абзац: Как сам автор характеризует свои рассказы, в чём их особенность? ( зачитывают слова Зощенко)

Пятый абзац: Какой эффект производили рассказы на читателей?

( они шли к нему как к доктору за рецептами)

Дочитываем статью до конца. Можно ли ответить в чём же состоял главный рецепт писателя для своих читателей?......................

3. Чтение рассказа в классе учителем ( рассказ прочитывает учитель , чтобы сильнее подчеркнуть интонацией наиболее важные моменты рассказа, которые необходимы для его понимания как со стороны содержания, темы, идеи, так и для проникновения в творческую лабораторию писателя ( т.е. как он пишет?).

Анализ прочитанного:

Перед началом проводим игру в ассоциации ( этот приём уже знаком учащимся, и они с удовольствием в нём участвуют).

Беда? Какие ассоциации вызывает у вас это слово? Помните правило? Говорить не задумываясь!

( учащиеся приводят слова в пример, записываем их на доске, затем обсуждаем, классифицируем: кто-то называет слова, связанные с внешними бедами- неприятностями (физическими), кто- то с внутренними (морально- психологическими, а кто-то шутит- учитываем всё)

После задаём вопрос: какой смысл вкладывает Зощенко в слово беда в название рассказа?

Что же на самом деле произошло с мужиком?

(«прогулял» лошадь)

Действительно ли для мужика это была беда, трагедия? Подтвердите текстом.

( ученики зачитывают отрывок отчаяния высказанных чувств, монолог)

Какой приём помогает понять состояние мужика?

(многоточия)

Зачем они понадобились автору в таком количестве?

(мужик до того растерян, раздосадован, что ему нечего сказать, он ничего не может объяснить себе и другим)

Действительно, автор как бы «заставляет» читателя самому представить вместо многоточий и то, как выглядит мужик в этот момент т. е. его мимику, жесты, и то, что он мог бы подумать да и сказать, но у него нет слов выразить всё, что думает.

Почему же ему так обидно и досадно?

Вспомните, чего стоило ему купить лошадь?

Какие слова он постоянно повторяет, дабы подчеркнуть всю сложность этого предприятия?

(солому жрал)

Как понимать буквально эти слова?

( не ел, не пил- копил, во всём себе отказывал)

Но кто же в этом виноват? Кого он в этом винит?

(тех, кто продаёт вино)

А почему не себя?!

В начале урока мы вспомнили, что такое ирония, юмор, сатира.

Как вы думаете, чего в этом рассказе болдьше?

(иронии)

Но какая это ирония?

(горькая)



Поясните!

(это вроде бы и смешно, но одновременно и жалко мужика)

А присутствует ли здесь сатира?

(конечно)

В чём её предназначение, что она обличает?

( привычка всё новое- отпраздновать)

Да, эта привычка ,или лучше сказать «Традиция», жива и сейчас, к сожалению. И, порою, желание «порадоваться» приобретению оборачивается мягко говоря разочарованием.

Итак, мы прочитали всего один рассказ Зощенко и увидели, поняли, что мастерство писателя проявляется в том, что он в обыденном, казалось бы, случае увидел приметы всего общества.

Домашнее задание: прочитать рассказ М.Зощенко, подготовить пересказ, подумать над тем, какую проблему затрагивает в нём автор.(по выбору или рассказы «Баня», «Слабая тара»)



Урок внеклассного чтения по литературе М.Зощенко "Беда" 7-8 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

Очень долгим было возвращение М. Зощенко в сегодняшнюю жизнь. к читателю. Его "отлучили" от нас. Не было долгое время этого имени и в школьной программе. Сатирику ведь всегда не везёт. Они ведь смеются и высмеивают. Его обвиняли в том, что он издевался над советской властью, над советским человеком! И поэтому Зощенко ещё более интересен сегодня, когда на примере уже ушедшего советского можно прочесть и увидеть сегодняшнее Я и МЫ! В программе по литературе появилось место и для выдающегося сатирика. Предлагаю урок по рассказу "Беда"

Автор Чуянов Владимир Николаевич
Дата добавления 09.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3843
Номер материала 59456
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓