Главная / Начальные классы / Урок внеклассного чтения по литературе

Урок внеклассного чтения по литературе

Технологическая карта урока внеклассного чтения.

Ф.И. О. Кудюшкина Н.Р.

Тема : «Русские народные сказки»

Вид урока: урок- соревнование с элементами беседы.

Оборудование: Интерактивная доска, компьютер, видеопроектор, презентация учащихся,

Образовательные цели: 
Обобщить и дополнить знания учащихся, которые получили на уроках литературы по теме «Устное народное творчество»;
Проверить умение школьников ориентироваться в содержании произведения;

Способствовать поиску новых, ранее не замеченных деталей, для того, чтобы в конечном итоге прийти к целостному восприятию и осмыслению прочитанного.
Развивающие цели: 
Растить вдумчивого читателя, способного анализировать, сравнивать, обобщать;
Развивать навыки выразительного чтения;
Развивать память, связную монологическую речь учащихся;
Способствовать развитию творческого воображения и актерских способностей детей;
Воспитательные цели: 
Поддерживать интерес к урокам литературы, вызвать желание неоднократно возвращаться к русским народным сказкам;
Прививать любовь к возвышенному, поэтическому миру сказки;
Воспитывать желание следовать высоким нравственным идеалам

Заронить в детские души семена добра, справедливости, любви к ближнему, научить радоваться своим успехам и успехам друзей;
Опережающие задания к уроку: 

Перечитать или пересмотреть известные русские народные сказки 

Нарисовать картинки “Моя первая встреча со сказками ”

Оборудование к уроку: Выставка книг, выставка картин, интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор.
Эпиграф к уроку:
Что за прелесть эти сказки!Каждая есть поэма!
А.С. Пушкин



Дидакти ческая структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

УУД

Организационный момент

1 мин

Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы попали в библиотеку- этот таинственный мир. А чтобы узнать, о чём будем говорить, необходимо каждой группе в данную вам пословицу вставить пропущенное слово и по моей команде громко назвать это слово, добавив предлог про.


Вставить пропущенное слово

Пословица 1 командыСкоро …….. сказывается, да не скоро дело делается.

Пословица 2 команды

…………. ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок

1) Регулятивные:

- волевая саморегуляция;

2) Личностные:

- смыслообразование 3)Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Целеполага-ние 1 мин

Итак, о чём же мы с вами будем сегодня заниматься?

Сами ставят цель к уроку

Определите ваши цели урока?

1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

Актуализация знаний

3 мин.


Сказка- кажется само это слово светится и серебряным, волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес.

С детства все люди привыкли к тому, что кроме мира, в котором мы живем с его каждодневными радостями, печалями, заботами, есть мир сказки, населенный отважными молодцами, необыкновенно красивыми девицами.

Фольклорная сказка - один из видов устного народного творчества. Сказка - выдумка, но, безусловно, полезная. Сказки отражают самые разные стороны жизни.

Древние сказки и песни легли в основу сказок литературных. Сказки разных стран и народов и схожи между собой и различны. В них отразились мечты о счастье, вера в победу добра над злом. 
Самые ранние сведения о русских сказках относятся к ХII веку. В летописях, поучениях и даже царских указах упомянуты «басни». Иван Грозный, например, любил на сон грядущий послушать «бахара» и щедро награждал его, если сказки были ему интересны. В 17 веке появились печатные народные сказки, и, наконец, в 1863 г. вышел знаменитый сборник Александра Николаевича Афанасьева «Народные русские сказки». Собирателям народного творчества надо сказать особое благодарственное слово.Отправимся же в путешествие в страну сказок, в которой не обойтись и без загадок, пословиц, поговорок, потому что герои сказок обычно находчивы и красноречивы. Итак, путешествие начинается. 

Слушают учителя.


1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

3) Общеучебные:

Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Соревнование команд

10 мин
























3. Соревнование .

1задание: 2 мин. Давайте-ка в командах посоревнуемся, кто назовёт больше русских народных сказок. Вы получите по одному жетону за правильный ответ. Но вначале придумайте название своим командам.

Молодцы! Победила команда …….

2задание: 3 мин Названия сказок вспомнили ,а теперь попробуйте вспомнить главных героев русских народных сказок. 1.Заигралась сестрица.
Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди) 2.Нет ни речки, ни пруда.
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
 
В ямке от копытца.
 (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) 3.Отворили дверь козлята 
И пропали все куда-то.
 (Волк и козлята) 4.На окошке он студился 
Взял потом и укатился
На съедение лисе.
 (Колобок) 5.Что за чудо, что за диво 
Едут сани без коней?
 (По-Щучьему велению) 6.Летела стрела и попала в болото.
А в том болоте поймал её кто-то.
Кто, распростившись с зеленою кожею
 
Сделался милой, красивой, пригожей
. (Царевна-лягушка)

Молодцы! Победила команда …….3задание: 5 минСоберите картинку и скажи, какая русская народная сказка изображена /пазлы/.

Какая команда быстрее это сделает и перескажет сказку – выигрывает.

Жетон получает команда……

Перечисляют и пересказывают сказки.







Называют героев сказок





















Нужно всегда делать добрые дела, трудиться всегда пригодится, зло всегда наказывается и т. п.

Задания на перечисление сказок и сказочных героев

























Чему учат нас эти сказки?


1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


3) Общеучебные:

Моделирование,

выбор наиболее эффективных способов решения задач.

4.Выставка рисунков по сказкам. 5мин

Кратко изложи сказку, изображённую на рисунках соперников.

Больше сказок по рисункам угадала команда……




Краткий пересказ сказок


5. Игра «Подбери нужное слово»

3 мин.

На интерактивной доске видите имена существительные. Подберите эпитеты, которые встречаются в сказках с этими словами и соедините линиями.
девица зелёные

молодец  синее

море шелковая,
поле добрый

тучи красная
лес чистое

трава чёрные

луга дремучий


В этой игре больше жетонов собрала команда……….

На интерактивной доске соединяют линиями подходящие эпитеты с существительными.




6.Конкурс сказочных концовок.

 3 мин


Сказка - такой жанр, в котором за внешней простотой скрывается сложный и многообразный мир, и построены они не просто. Назовите композиционные элементы сказки.


Композиция сказки :присказка, зачин, сказочные действия, концовка.
Примеры концовок: «На том пиру и я был, мёд — пиво пил, по усам текло, да в рот не попало». 
«Погостили они, попировали и поехали в своё царство, приехали и стали жить-поживать да медок попивать». 
«Не стали они долго раздумывать, повенчались и зажили припеваючи». 
«У них там теперь стоит бочка, на бочке корец, а всей сказке конец».

«Стали они жить поживать, да добра наживать»


1) Регулятивные:

- целеполагание как постановка учебной задачи,

- планирование,

- прогнозирование.

2) Познавательные:

- умение структурировать знания, постановка и формулировка проблемы, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания.


3) Общеучебные:

Моделирование,выбор наиболее эффективных способов решения задач.

7. Задания для сказочных шифровальщиков.

 4 мин.

Учитель: В русских народных сказках встречаются пословицы и поговорки. Командам дома нужно было написать на листочках начало пословицы, которая встречалась им в народных сказках. Посовещайтесь и выберите по две пословицы. Напишите их начало на листке, передайте их другой команде, чтобы та дописала и прочитала ответ.


После драки (кулаками не машут). 
Любишь кататься (люби и саночки возить). 
Делу время (потехе час). 
Семь раз отмерь (один отрежь). 
Ум — хорошо (а два — лучше). 
Что написано пером (не вырубишь топором). 
Слово не воробей: (вылетит — не воротишь). 
Не зная броду (не суйся в воду). 


1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

8.Сказочная викторина

8 мин

1. Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.) 
2. Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.) 
3. Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.) 
4. Что разбудило Финиста — Ясного сокола от сна колдовского? (Гребень, вынутое из волос перо, горючая слеза.) 
5. Кто сломал теремок? (Медведь.) 
6. Чем можно выманить петушка из избы? (Сообщением, что « куры-то клюют, петухам не дают».) 
7.
 Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.) 
8. Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Бабы-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».) 
9. Что обычно произносит Баба-Яга, когда кто-то является к ней в гости? ( «Человечьим духом пахнет». ) 
10. На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.) 
11. Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.) 
12. Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как 
лист перед травой».)
 
13.
 Кто сумел прогнать из заячьей лубяной избушки лису? (Петух.) 
14. Что случилось, когда Василиса Премудрая пошла плясать с костями в одном рукаве и вином в другом? (Махнула левым рукавом— появилось озеро, махнула правым рукавом — поплыли по озеру белые лебеди.) 
15. Что делили мужик с медведем на вершки и корешки? (Репу) 
16. Какие реки в сказках текут? (Молочные.) 
17. С какой поры нет дружбы между лисой и журавлем? (Пообедать в гостях не довелось.) 
18. Кто помогал Крошечке - Хаврошечке исполнять всю домашнюю работу? (Коровушка.) 

Отвечают на вопросы викторины

Задания викторины


1) Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

2) Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации

9.Рефлексия и итог занятия.

7 мин


Учитель: Пока мы с библиотекарем подсчитаем жетоны вы можете посмотреть презентацию по русским народным сказкам, которую подготовила группа ребят.

Итак, сегодня победила команда …….. .(или ничья).

Понравился ли вам урок? Чем?

Как вы оцените собственную работу на уроке? Варианты ответов на доске.

Как вы думаете, почему вы такую оценку выбрали?

Я ответил на все вопросы и задания.

Не всё я мог выполнить.

Мне было трудно.

Самооценка


1) Познавательные:

- умение структурировать знания

- оценка процессов и результатов деятельности

2) Регулятивные:

- волевая саморегуляция

- осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению





Урок внеклассного чтения по литературе
  • Начальные классы
Описание:

Всем известно, что в настоящее время дети очень мало читают художественную литературу. на это оказало влияние времени, наверное, когда лучше и легче не затрудняя себя посмотреть в мультфильмах по телевизору. О том, что в них иногда искажается содержание они не имеют представления. Учителя нашей школы бьют тревогу по этому поводу. Применяют различные виды работ по устранению этой проблемы. В начальных классах для привития интереса к чтению и расширению кругозора учащихся мы проводим уроки внеклассного чтения по литературе. Перед поведением таких уроков я даю опережающее задание творческого характера, чтобы детям было интересно работать на уроке.

Автор Кудюшкина Назиря Рашидовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 427
Номер материала 35618
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓