Учитель: Молнар Е.В.
ТЕМА: Внеклассное чтение « Сказки и стихи К.И. Чуковского».
ЦЕЛЬ: Расширять
читательский кругозор учащихся, формировать привычку и способность к
самостоятельному выбору и чтению книг, познакомить с творчеством
К.И.Чуковского, формировать навыки выразительного чтения.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет К.И.Чуковского,
аудиозаписи произведений для викторины, книги для выставки.
ХОД УРОКА
I. Сообщение темы и целей урока
II. Новый материал
1.Вступительное слово
учителя. Недалеко от Москвы, в поселке Переделкино, в
небольшом доме жил высокий седой человек. С ним были знакомы все дети поселка.
Малышам он казался великаном и волшебником из сказки, и называли великана
ласково – Чукоша. Великан этот был писателем К. Чуковским.
1 апреля этого года, если бы он был жив, ему исполнилось бы 125
лет. К. Чуковский сочинил не только множество книг, но и свое имя. Настоящее
имя писателя Николай Васильевич Корнейчук.
Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупный нос,
смеющиеся светлые глаза, и удивительно легкая походка.
С ранних лет стихи К.Чуковского приносят всем радость. Ваши
родители, бабушки и дедушки читали в детстве его стихи и сказки. Они легко
читаются, запоминаются и очень нравятся детям.
2. Дети рассказывают наизусть стихотворения «
Скрюченная песня», « Ежики смеются»,«Черепаха», « Храбрецы».
К. Чуковский придумывал перевертыши, небылицы, одна из них « Путаница ».
3. Чтение учащимися стихотворения «Путаница».
К. Чуковский отличался большим трудолюбием. Всегда, где бы он ни был: в
трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у врача, он чтобы попусту не
тратилось время, сочинял загадки для детей.
4. Загадывание загадок.
1) На малину налетели,
Поклевать ее хотели,
Но увидели урода –
И скорей из огорода!
А урод сидит на палке
С бородою из мочалки.
( Огородное чудище)
2) Я лаю со всякой собакой,
Я вою со всякой совою,
И каждую песню твою пою
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревет,
Я тоже реву: у-у!
( Эхо)
3) Вдруг из черной темноты,
В небе выросли кусты,
А на них то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
( Салют)
5. Рассказ учителя.
Детским поэтом и сказочником Чуковским стал случайно. А вышло это так,
заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вез его в ночном поезде, мальчик
капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал
рассказывать ему:
Жил да был крокодил,
Он по улице ходил.
Мальчик
неожиданно затих и стал слушать. А однажды, работая в своем кабинете, он
услышал громкий плач, это плакала его младшая дочь. Она ревела в три ручья, не
желая мыться. К. Чуковский вышел из кабинета, взял дочку на руки и неожиданно
для себя сказал:
Надо,
надо умываться
По утрам
и вечерам.
А не
чистым трубочистам
Стыд и
срам! Стыд и срам!
Так появился на свет
« Мойдодыр».
6. Викторина
«Сказки дедушки Корнея».
1.Если топну я ногою,
6. А потом позвонила свинья:
Позову
моих солдат - Нельзя ли прислать соловья?
В эту
комнату толпою Мы сегодня вдвоем с соловьем
Умывальники влетят, Чудесную песню
споем!
И
залают, и завоют, - Нет, нет!
Соловей
И ногами
застучат, Не поет для свиней!
И тебе
головомойку, Позови - ка лучше
ворону!
Неумытому дадут (Телефон)
Прямо в
мойку, 7. Тут зайчиха
выходила
Прямо в
мойку, И Медведю говорила:
С
головою окунут! Стыдно старому
реветь-
( Мойдодыр)
Ты не заяц, а
Медведь!
2.Кто злодея не боится Ты поди- ка,
косолапый
И с чудовищем сразится Крокодила
исцарапай!
Я тому богатырю
(Краденое солнце)
Двух лягушек подарю 8.Вдруг
откуда-то шакал
И еловую шишку пожалую! На кобыле
прискакал:
(Тараканище)
Вот вам телеграмма
3. А кузнечик, а кузнечик, От
Гиппопотама!
Ну, совсем как человечек (Айболит)
Скок,скок,скок,скок!
За
кусток,
Под
мосток
И
молчок!
(
Муха – цокотуха)
4.Нам акула Каракула
Нипочем,
нипочем,
Мы
акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы
акулу Каракулу,
Кулаком, кулаком,
Мы
акулу Каракулу
Каблуком, каблуком.
(
Бармалей)
5.А на
нем, а на нем,
Как на
лошади верхом,
Самоварище сидит
И
товарищам кричит:
«
Уходите, бегите, спасайтеся! ( Федорино горе)
7. Инсценировка
сказки на новый лад« Нынче Муха-Цокотуха именинница»
8. Кроссворд
- Разгадайте
кроссворд по произведениям К. Чуковского и узнаете, как называется первая
сказка писателя.
По горизонтали:
1. Имя
акулы в сказках Чуковского.
И акула Каракула
Правым глазом подмигнула
И хохочет, и хохочет,
Будто кто её щекочет. (Айболит)
2. Чудовище из сказки, пожирающее детёнышей животных.
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей
повелителем.
Покорилися звери
усатому.
(Чтоб ему
провалиться, проклятому!)
А он между ними
похаживает,
Золоченое брюхо
поглаживает:
"Принесите-ка
мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за
ужином скушаю!" (тараканище)
3. Имя
мухи – именинницы.
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
4. Имя
одного из крокодильчиков, встретивших грязнулю.
Вдруг навстречу мой
хороший,
Мой любимый Крокодил.
Он с Тотошей и Кокошей
По аллее проходил
5. Умывальников
начальник и мочалок командир.
Я - Великий
Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
6. Кто
вернул краденое солнце?
Не стерпел Медведь,
Заревел Медведь,
И на злого врага налетел Медведь.
Уж он мял его и ломал его:
"Подавай сюда наше солнышко!"
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил, а из пасти
Из зубастой солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
7. Какое
слово повторял Айболит по пути в Африку?
И встал Айболит,
побежал Айболит.
По полям, но лесам, по лугам он бежит.
И одно только слово твердит Айболит:
"Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!" (Айболит)
8. Название
стихотворения, в котором звери тащили из болота бегемота.
Наш бегемот
провалился в болото...
- Провалился в болото?
- Да!
И ни туда, ни сюда!
О, если вы не придете -
Он утонет, утонет в болоте,
Умрет, пропадет
Бегемот!!! (телефон)
По вертикали:
Первая сказка
Чуковского. КРОКОДИЛ
9.«Корзинка с
потерянными вещами».
- В корзинке
находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца,
вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.
Телефон (У меня
зазвонил телефон)
Воздушный шарик
(Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло
подскочило)
Блюдце (А за ними
блюдца)
Калоша (Пришли мне
дюжину новых калош)
Термометр (И ставит
им градусник)
Сито (Скачет сито по
полям)
Перчатки (А потом
позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю
пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по
порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся
крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
Мочалка (И мочалку
словно галку, словно галку проглотил)
III. Итог.
Недалеко от
Москвы, в п. Переделкино, среди берёз и сосен, в небольшом доме жил высокий
седой человек. Длинные руки, крупные черты лица, большой любопытный нос и
смеющиеся светлые глаза. Это он придумал множество сказочных героев:
Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней
Иванович Чуковский. Корней Чуковский – это его псевдоним, а настоящее имя –
Николай Васильевич Корнейчуков. И сегодня наш литературный утренник мы
посвящаем этому замечательному человеку, поэту, писателю, критику и
переводчику. Мы надеемся, что в этом зале собрались те, кто любит творчество
Чуковского, хорошо знает его произведения.
- Ребята, а вы хорошо
знаете сказки Корнея Ивановича? А вот мы сейчас проведём викторину и проверим.
1.
Конкурс «Доскажи
словечко»
1.Веселится
народ-
Муха замуж идёт
За лихого,
удалого
Молодого …(комара)
2.И мне не надо Ни
мармелада, ни
шоколада
А только маленьких, ну очень маленьких…(детей) –
«Бармалей»
3.А за ним – то народ и поёт, и
орёт: -
Вот урод, так урод! Что за нос, что за
рот! И откуда
такое…(чудовище) - «Крокодил»
4. Солнце по небу гуляло и за тучку
забежало. Глянул заинька в
окно,
Стало заиньке… (темно) - «Краденое
солнце»
5.Свинки замяукали –
мяу-мяу,
Кошечки…(захрюкали, хрю-хрю) –«Путаница»
6. Лечит маленьких
детей,
Лечит птичек и
зверей,
Сквозь очки свои глядит Добрый
доктор…(Айболит)
7.Он рычит и кричит, и усами
шевелит: Погодите, не
спешите, я вас мигом …(проглочу) –«Тараканище»
8.А посуда вперёд и
вперёд
По полям, по болотам идёт. И
чайник сказал утюгу
:
– Я больше идти …( не смогу)- «Федорино горе»
2. Музыкальная
страничка. Прослушай отрывок и назови произведение.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.