Главная / Русский язык и литература / Урок внеклассного чтения 8 класс : " Человек -труженик. Каков он?" Твардовский о поэзии труда.

Урок внеклассного чтения 8 класс : " Человек -труженик. Каков он?" Твардовский о поэзии труда.

Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А.Т.Твардовского).


Вид урока: урок-исследование.

Проблема: как воздействовать на учащихся, чтобы они осознавали нравственную роль труда, почувствовали уважение и признательность к человеку-труженику, сами испытывали любовь и потребность к труду.

Оборудование:

выставка книг А.Т.Твардовского, мультимедийная установка с презентацией, где на слайдах также должны быть размещены фотографии и портреты писателя, отражающие разные моменты его жизни и творчества; на доске или на отдельном плакате записаны слова А.Т.Твардовского, которые могут служить эпиграфом к уроку:

«…Нашему народу чрезвычайно свойственно чувство восхищения красивой работой. Труд делает человека красивым, и я бы даже сказал, ловкость и умение в физической работе особо украшают интеллигентного человека, сообщают ему черту какого-то хорошего демократического благородства.»

Словарь: антология – сборник избранных художественных произведений разных авторов.

Предварительная исследовательская работа школьников с произведениями поэта: 1. Дети получают индивидуальные и групповые задания по поэме «Страна Муравия» (гл. 4), рассказу «Печники», стихотворениям «Про Данилу», «Ивушка», «Я убит подо Ржевом…», «О юности», гл. «Переправа» (из поэмы «Василий Теркин»), «Мост», «Две кузницы» (из поэмы «За далью – даль»).

2. Отдельное исследование проводят «литературовед», «историк литературы», которые помогают учителю вести урок.


Ход урока:

1. Ученик читает стихотворение А.Т.Твардовского «О юности» (Что нужно, чтобы жить с умом?)

Вступительное слово учителя.

Меркой действительной ценности, достоинства и красоты человека, по законам народной жизни, всегда было его мастерство. Выступая на Всесоюзном съезде учителей, Твардовский говорил: (зачитывается эпиграф к уроку). Здесь высказана любимая мысль писателя, создавшего в своих произведениях целую галерею образов тружеников-мастеров. «Мастер» - так характеризует автор своих героев, о ком бы он ни говорил: о кузнеце ли, о печнике ли, о сапожнике, солдате, учителе или поэте. Обратимся непосредственно к нашим исследованиям произведений А.Т.Твардовского и проследим: каков же человек-труженик в изображении поэта?

2. Исследовательская работа с произведениями А.Т Твардовского.

а) Анализ поэмы «Страна Муравия».

Литературовед. Поэма «Страна Муравия» принесла А.Твардовскому широкую известность. М.Исаковский вспоминал, что очень скоро после появления в свет «Страна Муравия» была включена в вузовскую программу: студенты должны были изучать ее наряду с произведениями лучших классиков литературы.

Историк литературы. Создалось любопытное положение: студент Твардовский при окончании института (а он его окончил в 1939-м году) на экзаменах мог вытащить такой билет, по которому он должен был бы рассказать экзаменаторам о произведении поэта А.Твардовского «Страна Муравия». Случай, как нам кажется, небывалый в истории литературы.

Учитель. - Какова же главная тема поэмы «Страна Муравия»? (Тема крестьянского труда).

- Расскажите о главном герое поэмы. Что вы о нем узнали? Чем интересен этот человек? ( Перед нами действительно интересный герой – Никита Моргунок. Это человек искренний и доверчивый, по-своему воспринимающий краски и запахи земли. Вот он по-детски непосредственно протягивает ладонь навстречу дождю, восторженно слушает соловья и глядит на утреннюю росу). Читаются соответствующие отрывки из текста. (И вместе с тем он серьезен. Труд для него – высший смысл жизни).

Учитель. - Обратимся к 4 главе поэмы. Как раскрыт образ вспаханной, «поднятой целины» - Земли? (Учениками зачитываются фрагменты текста).

- Какой поэтический, идейный смысл имеет слово «земля» в контексте каждой строфы? (Ответы учащихся).

Выводы и обобщения учителя.

- Да, конечно, ребята, вы все правы. Поэтический образ Земли очень емок. Он вбирает в себя проблемы: Человек, Труд, Родина. «Страна Муравия» для Никиты Моргунка – это: «Земля в длину и в ширину кругом своя…» И, когда он смотрит на открывшиеся перед ним просторы весенней земли, в нем пробуждается крестьянин-труженик. Как заклинание повторяет поэт слово «земля», начиная им каждую строфу в конце главы, как воплощение мечты крестьянина быть ее хозяином. Но такую землю «обнять» и «поднять» одних рук не хватает. Об этом и печалится наш герой.

б) Работа с рассказом «Печники».

Учитель. – Найдите и прочитайте тот отрывок рассказа, где автор дает понять читателю, как важна работа печника, образ которого выведен в произведении.

(Ученик читает отрывок из рассказа).

- На чем же основывалось самоутверждение печника? (Самоутверждение и самоуважение печника основывалось на его профессиональной исключительности: «…Не каждый это может, не каждому дано и печи класть». Именно так считает герой рассказа Егор Яковлевич. Он убежденно заявляет: «Талант должен быть один. А на что нет таланта, за то не берись. Не порти. Вот что я всегда говорю. И ты это положи себе на память».

Учитель. - Эта мысль сродни и автору.

Историк литературы. В 1956-м году составлялась «Антология советской поэзии». Твардовский предложил включить в антологию следующие произведения, вероятно, считая их лучшими из всего написанного: «Страна Муравия» (4 гл.), «Про Данилу», «Ивушка», «Переправа» из «Василия Теркина», «Я убит подо Ржевом…», «Мост», «Две кузницы» из книги «За далью – даль», «О юности»).

Учитель. - Что объединяет все эти произведения? Что же считает характерным для своей поэзии автор? (Ответы учащихся). (Во всех произведениях воспевается поэзия труда).

в) Чтение и анализ стихотворений (отрывков) «Про Данилу», «Ивушка».

Учитель. – Ребята, эти стихотворения представляют по существу портреты народных умельцев, мастеров-тружеников. (Учащимися читаются отрывки из стихотворений, подтверждающие эти слова).

- Кто же являются героями Твардовского? (Ответы учащихся). (Рядовые, на первый взгляд, самые обыкновенные люди. Но в то же время это люди с ярко выраженным человеческим достоинством).

- И чем же продиктовано это достоинство? Каким их главным качеством? (ответы учащихся). (Трудом, умением, мастерством).

Литературовед. Среди стихотворений, включенных поэтом в «Антологию» есть глава из поэмы «Василий Теркин» «Переправа». Она глубоко лирична и в то же время трагедийна: «Люди теплые, живые / Шли на дно, на дно, на дно…». Вам уже известно, как поэма воспринималась фронтовиками. Автору с фронта шли письма.

Историк литературы. Вот одно из них: «Ваш рассказ «Переправа»… в десять раз оптимистичнее всех других самых победных рассказов иных авторов… Я не знаю, были ли Вы лично на фронте, но фронтовую солдатскую жизнь Вы знаете исключительно. Это поражает каждого, кто читает Ваше произведение. Это как раз то, что необходимо сейчас».

Учитель. – Что же помогает читателям-бойцам преодолеть чувство утраты, гибели и утвердиться в оптимистичности, понять позицию автора? (Ответы учащихся).

г) Чтение отрывков из главы «Переправа» с комментарием).

Вывод учителя. – Именно в этой ключевой главе поэмы автор именует солдата тружеником, а война в ней предстает как многотрудная работа до пота, работа, требующая от воина выносливости, мастерства, смекалки, мужества и смелости.

- Какая мысль утверждается в главе? (Обобщения учащихся).

Литературовед. Поэма «За далью – даль» вобрала почти все темы предшествующего творчества поэта. Это его рассказ «о времени и о себе», о труде человека и его долге. Ярко эта тема прослеживается в главе и «Две кузницы».

д) Работа над главой поэмы.

Учитель.

- Прочитаем гл. «Две кузницы». За что поэт благодарен судьбе? (ответы учащихся). (За раннее приобщение к труду и раннее осознание его необходимости и красоты в жизни)

е) Чтение стихотворения «Мост».

- что воспевает поэт? ( Опять воспевается труд. Мост – детище труда всей страны. труд как песня. Это образ слаженной, ритмичной и красивой работы).

- Что же утверждают произведения, с которыми вы работали дома и сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

- Какова центральная мысль в творчестве А.Т.Твардовского? (О труде и человеке труда).

Вывод учителя. В человеке заложены богатейшие возможности. Только человек-мастер может реализовать их полностью. И только такой человек, по представлениям Твардовского, красив и достоин уважения, ибо не так легко «найти себя в себе самом и не терять из виду».

Домашнее задание: Письменная творческая работа: «Человек-труженик. Каков он?» (По жизненным наблюдениям учащихся).

.


Урок внеклассного чтения 8 класс : " Человек -труженик. Каков он?" Твардовский о поэзии труда.
  • Русский язык и литература
Описание:

 Урок внеклассного чтения в 8-м классе: «Человек-труженик. Каков он?» Твардовский о поэзии труда. (По страницам произведений А.Т.Твардовского).

 

Вид урока: урок-исследование.

Проблема: как воздействовать на учащихся, чтобы они осознавали нравственную роль труда, почувствовали уважение и признательность к человеку-труженику, сами испытывали любовь и потребность к труду.

Оборудование:

 выставка книг А.Т.Твардовского, мультимедийная установка с презентацией, где на слайдах  также должны быть размещены фотографии и портреты писателя, отражающие разные моменты его жизни и творчества; на доске или на отдельном плакате записаны слова А.Т.Твардовского, которые могут служить эпиграфом к уроку:

«…Нашему народу чрезвычайно свойственно чувство восхищения красивой работой. Труд делает человека красивым, и я бы даже сказал, ловкость и умение в физической работе особо украшают интеллигентного человека, сообщают ему черту какого-то хорошего демократического благородства.»

Словарь: антология – сборник избранных художественных произведений разных авторов.

Предварительная исследовательская работа школьников с произведениями поэта: 1. Дети получают индивидуальные и групповые задания по поэме «Страна Муравия» (гл. 4), рассказу «Печники», стихотворениям «Про Данилу», «Ивушка», «Я убит подо Ржевом…», «О юности», гл. «Переправа» (из поэмы «Василий Теркин»), «Мост», «Две кузницы» (из поэмы «За далью – даль»).

             2. Отдельное исследование проводят «литературовед», «историк литературы», которые помогают учителю вести урок.

 

                         Ход урока:

 

1. Ученик читает стихотворение А.Т.Твардовского «О юности» (Что нужно, чтобы жить с умом?)

Вступительное слово учителя.

Меркой действительной ценности, достоинства и красоты человека, по законам народной жизни, всегда было его мастерство. Выступая на Всесоюзном съезде учителей, Твардовский говорил: (зачитывается эпиграф к уроку). Здесь высказана любимая мысль писателя, создавшего в своих произведениях целую галерею образов тружеников-мастеров. «Мастер»  - так характеризует автор своих героев, о ком бы он ни говорил: о кузнеце ли, о печнике ли, о сапожнике, солдате, учителе или поэте. Обратимся непосредственно к нашим исследованиям произведений А.Т.Твардовского и проследим: каков же человек-труженик в изображении поэта?

2. Исследовательская работа с произведениями А.Т Твардовского.

а) Анализ поэмы «Страна Муравия».

Литературовед. Поэма «Страна Муравия» принесла А.Твардовскому широкую известность. М.Исаковский вспоминал, что очень скоро после появления в свет «Страна Муравия» была включена в вузовскую программу: студенты должны были изучать ее наряду с произведениями лучших классиков литературы.

Историк литературы. Создалось любопытное положение: студент Твардовский при окончании института (а он его окончил в 1939-м году) на экзаменах мог вытащить такой билет, по которому он должен был бы рассказать экзаменаторам о произведении поэта А.Твардовского «Страна Муравия». Случай, как нам кажется, небывалый в истории литературы.

Учитель. - Какова же главная тема поэмы «Страна Муравия»? (Тема крестьянского труда).

- Расскажите о главном герое поэмы. Что вы о нем узнали? Чем интересен этот человек? ( Перед нами действительно интересный герой – Никита Моргунок. Это человек искренний и доверчивый, по-своему воспринимающий краски и запахи земли. Вот он по-детски  непосредственно протягивает ладонь навстречу дождю, восторженно слушает соловья и глядит на утреннюю росу). Читаются соответствующие отрывки из текста. (И вместе с тем он серьезен. Труд для него – высший смысл жизни).

Учитель. - Обратимся к 4 главе поэмы. Как раскрыт образ вспаханной, «поднятой целины» - Земли? (Учениками зачитываются фрагменты текста).

- Какой поэтический, идейный смысл имеет слово «земля» в контексте каждой строфы? (Ответы учащихся).

Выводы и обобщения учителя.

 - Да, конечно, ребята, вы все правы. Поэтический  образ Земли очень емок. Он вбирает в себя проблемы: Человек, Труд, Родина. «Страна Муравия» для Никиты Моргунка – это: «Земля в длину и в ширину кругом своя…» И, когда он смотрит на открывшиеся перед ним просторы весенней земли, в нем пробуждается крестьянин-труженик. Как заклинание повторяет поэт слово «земля», начиная им каждую строфу в конце главы, как воплощение мечты крестьянина быть ее хозяином. Но такую землю «обнять» и «поднять» одних рук не хватает. Об этом и печалится наш герой.

 б) Работа с рассказом «Печники».

Учитель. – Найдите и прочитайте тот отрывок рассказа, где автор дает понять читателю, как важна работа печника, образ которого выведен в произведении.

(Ученик читает отрывок из рассказа).

 - На чем же основывалось самоутверждение печника? (Самоутверждение и самоуважение печника основывалось на его профессиональной исключительности: «…Не каждый это может, не каждому дано и печи класть». Именно так считает герой рассказа Егор Яковлевич. Он убежденно заявляет: «Талант должен быть один. А на что нет таланта, за то не берись. Не порти. Вот что я всегда говорю. И ты это положи себе на память».

Учитель. - Эта мысль сродни и автору.

Историк литературы. В 1956-м году составлялась «Антология советской поэзии». Твардовский предложил включить в антологию следующие произведения, вероятно, считая их лучшими из всего написанного: «Страна Муравия» (4 гл.), «Про Данилу», «Ивушка», «Переправа» из «Василия Теркина», «Я убит подо Ржевом…»,  «Мост», «Две кузницы» из книги «За далью – даль», «О юности»).

Учитель. - Что объединяет все эти произведения? Что же считает характерным для своей поэзии автор? (Ответы учащихся). (Во всех произведениях воспевается поэзия труда).

в) Чтение и анализ стихотворений (отрывков) «Про Данилу», «Ивушка».

Учитель. – Ребята, эти стихотворения представляют по существу портреты народных умельцев, мастеров-тружеников. (Учащимися читаются отрывки из стихотворений, подтверждающие эти слова).

- Кто же являются героями Твардовского? (Ответы учащихся). (Рядовые, на первый взгляд, самые обыкновенные люди. Но в то же время это люди с ярко выраженным человеческим достоинством).

 - И чем же продиктовано это достоинство? Каким их главным качеством? (ответы учащихся). (Трудом, умением, мастерством).

Литературовед. Среди стихотворений, включенных поэтом в «Антологию» есть глава из поэмы «Василий Теркин» «Переправа». Она глубоко лирична и в то же время трагедийна: «Люди теплые, живые / Шли на дно, на дно, на дно…». Вам уже известно, как поэма воспринималась фронтовиками. Автору с фронта шли письма.

Историк литературы. Вот одно из них: «Ваш рассказ «Переправа»… в десять раз оптимистичнее всех других самых победных рассказов иных авторов… Я не знаю, были ли Вы лично на фронте, но фронтовую солдатскую жизнь Вы знаете исключительно. Это поражает каждого, кто читает Ваше произведение. Это как раз то, что необходимо сейчас».

Учитель. – Что же помогает читателям-бойцам преодолеть чувство утраты, гибели и утвердиться в оптимистичности, понять позицию автора? (Ответы учащихся).

г) Чтение отрывков из главы «Переправа» с комментарием).

Вывод учителя. – Именно в этой ключевой главе поэмы автор именует солдата тружеником, а война в ней предстает как многотрудная работа до пота, работа, требующая от воина выносливости, мастерства, смекалки, мужества и смелости.

- Какая мысль утверждается в главе? (Обобщения учащихся).

Литературовед. Поэма «За далью – даль» вобрала почти все темы предшествующего творчества поэта. Это его рассказ «о времени и о себе», о труде человека и его долге. Ярко эта тема прослеживается в главе и «Две кузницы».

д) Работа над главой поэмы.

Учитель.

 - Прочитаем  гл. «Две кузницы». За что поэт благодарен судьбе? (ответы учащихся). (За раннее приобщение к труду и раннее осознание его необходимости и красоты в жизни)

е) Чтение стихотворения «Мост».

- что воспевает поэт? ( Опять воспевается труд. Мост – детище труда всей страны. труд как песня. Это образ слаженной, ритмичной и красивой работы).

- Что же утверждают произведения, с которыми вы работали дома и сегодня на уроке? (Ответы учащихся).

- Какова центральная мысль в творчестве А.Т.Твардовского? (О труде и человеке труда).

 Вывод учителя. В человеке заложены богатейшие возможности. Только человек-мастер может реализовать их полностью. И только такой человек, по представлениям Твардовского, красив и достоин уважения, ибо не так легко «найти себя в себе самом и не терять из виду».

Домашнее задание: Письменная творческая работа: «Человек-труженик. Каков он?» (По жизненным наблюдениям учащихся).

  .

 

 

Автор Глебов Антон Александрович
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 1038
Номер материала 3520
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓