Урок
внеклассного чтения.
ТЕМА : АРТУР
КОНАН ДОЙЛ «Пестрая лента: Главный герой произведения А.К.Дойла - частный
детектив Шерлок Холмс. Его удивительные способности, творческая одаренность.
ЦЕЛЬ: поверить уровень знаний по теме, обобщить и систематизировать
изученный материал;
расширить эстетический кругозор учащихся,
приобщить их к художественным ценностям разных эпох и народов;
развивать умения выделять главное в художественном произведении; учить
наблюдательности;
способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных
навыков;
воспитывать чувства милосердия, гуманизма, , любознательность.
: комбинированный
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, тексты произведения,
иллюстрации к произведениям, музыка из кинофильма, рисунок, презентация.
Х О Д У Р О К А
I. Вступительное слово
учителя
Дорогие ребята! Уважаемые гости! На последних уроках мы познакомились
произведением замечательного английского писателя А.К.Дойла «Голубой карбункул».
Новелла очень понравилась, и мы решили познакомиться с другими произведениями,
чтобы еще раз встретиться с любимым писателем и его знаменитым героем (звучит
увертюра из к/ф «Приключения
и доктора Ватсона»)
II.
МОТИВАЦИЯ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
УЧИТЕЛЬ.
Итак, ребята, вам необходимо
доказать, что вы знаете многое о Конан Дойле, Шерлоке Холмсе и его
деятельности.
АНКЕТА (вопросы №№4,5,6,10, 11 подтверждаются слайдами
презентации)
1.Назовите профессию А.К.Дойла.
2.Был ли прототип у Шерлока Холмса? Что вы о нем знаете?
3.
Профессия Шерлока Холмса?
4. Где
жил Шерлок Холмс?
5.Опишите портрет
Шерлока Холмса.
6. Где стоит памятник Шерлоку Холмсу и
как он выглядит?
7. Кто
друг Шерлока Холмса?
8.
Как звали злейшего врага Шерлока Холмса?
9. Кто
мешал Холмсу?
10.
Любимое занятие Шерлока Холмса?
11.
Что мы видим в кабинете Ш.Холмса?
12.
Как звали квартирную хозяйку Шерлока Холмса?
УЧИТЕЛЬ. Сейчас я обращаюсь к вам за помощью.
(Игра «
Позвольте с вами не согласиться». Если учащиеся с утверждением не
согласны, то говорят: «Позвольте с вами не согласиться» и дают правильный ответ
)
Согласны ли вы с утверждением :
а) Чтобы быть хорошим детективом, вовсе не обязательна эрудиция?
б) Собака Баскервилей – особая порода собак?
в) Ходят упорные слухи, что в своем расследовании Ш.Холмс иногда пользовался
подзорной трубой.
г) Недалеко от Баскервиль-холла в Гримпенской трясине была отловлена змея,
которая ужалила Джулию?
III. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
IV. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО
МАТЕРИАЛА
1. Вопросы к учащимся.
1) Что такое детективная литература?
2) Два значения слова «детектив»
3) Какими качествами должен обладать
сыщик?
4) Подходите ли вы для этого? Проверим.
2. Викторина «Проверим внимательность».
Мы говорим о феноменальной наблюдательности
Шерлока Холмса. А сами вы наблюдательны? Ответьте на несколько вопросов.
Мышление Шерлока Холмса тесно связано с его необыкновенными
способностями - вниманием и зоркостью подмечать в окружающем мире такие
явления, которые мы не замечаем. Вот как Шерлок Холмс объяснил Ватсону об этом:
- Я думаю, что зрение у меня не лучше вашего, вы просто смотрите, а
не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки,
ведущие в эту комнату?
-Часто.
- Как часто?
- Ну, много раз!
- Отлично, сколько же там ступенек?
- Сколько? Не обратил внимания.
- Вот-вот. А между тем, вы их видели! В этом своя суть. Ну, я знаю,
что ступенек семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал".
Вот и сейчас подобно великому Шерлоку Холмсу, вы будете наблюдать.
3. Работа с рисунком.
Посмотрите на картину и запомните как можно больше мелочей.
1.
Что держит девочка в руках? ракетку
2.
Есть ли стул на рисунке? да
3.
Сколько вешалок висит на чердаке? 2
4.
Лежат ли книги на полу? да
5.
Висит ли картина на стене? нет
6.
Какие вещи висят на потолке? Вешалки,
клетка
7.
Есть ли окошко на потолке? да
8.
Сидит ли птица в клетке? нет
4.
" Логическое мышление"
Шерлок Холмс был очень наблюдателен. Стоило ему
посмотреть на человека, и он сразу мог сказать, чем этот человек занимается,
какой у него характер, какова его жизнь. Эту наблюдательность он выработал в
себе долгими годами тренировки, ибо её можно совершенствовать. Так как у вас
нет такого опыта, то задание мы упростим.
Я буду называть вам предмет, а вы должны назвать
произведение, в котором он появляется
Итак,
начнём.
1. "...из-за
этого маленького, прозрачного голубого кусочка камня было совершено множество
ограблений, 2 убийства, 1 самоубийство. Кто бы мог сказать, что такая
красивая безделушка ведёт людей к тюрьмам и виселицам"
2. «Она
появилась в первый день Рождества вместе с отличным жирным гусем, который в
данный момент наверняка жарится у Петерсона на кухне».
3.Придётся
переписывать её. Первый том - в этом шкафу. Чернила, перья, бумагу и промокашку
вы достанете сами.
4.
Живёт в большом железном несгораемом шкафу, ест молоко из
маленького блюдечка
5. УЧИТЕЛЬ. Теперь мы отправимся в нашу мини-галерею.
Здесь есть
« словесные»
портретные характеристики героев произведений, но неизвестно, чьи они:
а) наружность нашего гостя удивила меня, ибо я рассчитывал увидеть типичного
сельского врача. ( Доктор Мортимер) оказался очень высоким, худым
человеком с длинным носом, торчащим, словно клюв, между серыми, близко
посаженными глазами, которые ярко поблескивали за золотой оправой очков;
б) …невысокий, худощавый блондин лет тридцати пяти-сорока, с чисто выбритой,
несколько постной физиономией и узким, длинным подбородком. На нем был серый
костюм и соломенная шляпа. Через плечо у него висела жестяная ботанизерка, а в
руках он держал зеленый сачок для ловли бабочек (м-р Степлтон).
в) сразу можно было заметить, что наш посетитель- самый заурядный мелкий
лавочник, самодовольный, тупой и медлительный. …сколько я не разглядывал этого
человека, я не видел в нем ничего примечательного, кроме пламенно-рыжих волос (
Джобез Уилсон).
г) …в комнату
ввалился какой-то субъект колоссального роста. Его толстое, желтое от загара
лицо со следами всех пороков было перерезано тысячью морщин, а глубоко сидящие,
злобно сверкающие глаза и длинный, тонкий, костлявый нос придавали ему сходство
со старой хищной птицей. (Ройлотт)
УЧИТЕЛЬ. Вот с этого господина мы с вами и
начнем
6. Беседа по содержанию рассказа.
Изложение эпизода рассказа:
1. От кого мы впервые слышим это имя?
2. Перескажите эпизод посещения Холмса и
Уотсона Эллен Стонер. О чем она поведала?
Прокомментируйте диалог Холмса и Уотсона
после ухода мисс Стонер. Как вы думаете, какой факт указывает на то, что
удалось напасть «на верные следы, которые помогут... пролить свет на это
таинственное происшествие»?
3. Работа над характеристикой доктора
Ройлотта.
1) Каким был Ройлотт до отъезда в Индию и
женитьбы на матери Эллен и Джулии? Какие качества характера не только
сохранились, но и приобрели развитие?
Доктор Ройлотт:
а) заперся в усадьбе, редко выходил из
дому, ссорился с любым, кто встретится на его пути;
б) «бешеная вспыльчивость, доходящая до
исступления;
в) яростные столкновения с соседями;
г) «человек невероятной физической силы; в
припадке гнева
не владеет собой»;
4. Прочитайте описание господина,
вошедшего, вернее, ввалившегося в комнату. Что в его внешности бросается в глаза?
Найдите «ключевые» слова, помогающие определить его характер. Как он
ведет себя?
Работа с текстом. Стр. 200: злобно сверкнули глаза, сходство
с хищной птицей.
5. Просмотр фрагмента к/фильма
6 Как объяснить поведение Холмса? На
что рассказчик обращает наше внимание, наблюдая встречу этих господ? Какую
роль играет кочерга?
Работа с
текстом. Стр. 206
7. Разыграйте диалог Холмса и Уотсона,
сидящих в гостинице и ждущих сигнала от мисс Стонер. Что особенно занимает
Холмса, вспоминающего предметы в комнате Эллен?
8. Какие новые качества Холмс называет в
докторе Ройлотте?
Работа с текстом. Проиллюстрируйте свой ответ
цитатами из текста.
9. Прочитайте абзац от слов «Забуду ли я
когда-нибудь...». Какие чувства испытываете вы?
Учитель. Зло
наказано, спасена еще одна жизнь. И за всем эти стоит ОН-Шерлок Холмс. Какие
качества Холмса мы открыли в этих эпизодах?
(Действует без суеты, у него мгновенная
реакция, сила, хладнокровие, выносливость — все это результаты многолетних тренировок;
кроме того, он смел, решителен, уверен в своих действиях, знает повадки змей,
а потому действует как опытный, работник, террариума.)
Кто рассказывает нам о событиях,
происшедших в квартире Холмса, в доме доктора Ройлотта? (Рассказчик — доктор Уотсон,
друг Шерлока Холмса, постоянно сопровождавший его всюду. Он встречался с
людьми, которые интересовали сыщика, присутствовал (и сам участвовал) в расследованиях,
часто небезопасных для жизни обоих. Мы видим Холмса глазами любящего,
восхищенного его способностями друга, беспристрастного собеседника, человека,
для которого общение с Холмсом было самым важным.)
Каким предстает перед нами Холмс? Что мы узнаем о нем от Уотсона?
Что вы выписали? Что нас в Холмсе восхищает?
а) «Работал из любви к своему
искусству, а не ради денег»;
б) прочитать абзац от слов: «Я не
знал большего наслаждения...»
в) «А вознаграждения мне никакого
не нужно, так как моя работа и служит мне вознаграждением».
г) наблюдательный: «Вы щадите и
выгораживаете своего отчима... » на запястье девушки виднелись следы пяти
пальцев
III. Подведение итогов.
1) Каким методом вы пользовались при выполнении заданий?
Назовите основную черту Ш.Холмса, которая помогала ему и вам в
работе?
2)
Микрофон: Продолжите
предложение:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Меня удивило…
Урок дал мне для жизни…
IV. Домашнее задание : Композиция рассказа «Пестрая лента» (письменно)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.