Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок внеклассного чтения.Артур Конан Дойл «Пестрая лента": Главный герой произведения А.К.Дойла - частный детектив Шерлок Холмс. Его удивительные способности, творческая одаренность.

Урок внеклассного чтения.Артур Конан Дойл «Пестрая лента": Главный герой произведения А.К.Дойла - частный детектив Шерлок Холмс. Его удивительные способности, творческая одаренность.

Скачать материал

Урок внеклассного чтения.

ТЕМА : АРТУР КОНАН ДОЙЛ «Пестрая лента:  Главный герой произведения А.К.Дойла - частный детектив Шерлок Холмс. Его удивительные способности, творческая одаренность.
ЦЕЛЬ: поверить уровень знаний по теме, обобщить и систематизировать изученный материал;
расширить эстетический кругозор учащихся,
приобщить их к художественным ценностям разных эпох и народов;
развивать умения выделять главное в художественном произведении; учить наблюдательности;
способствовать развитию творческих способностей учащихся, коммуникативных навыков;
воспитывать чувства милосердия, гуманизма, , любознательность.
ТИП УРОКА: комбинированный

ОБОРУДОВАНИЕ: портрет писателя, тексты произведения, иллюстрации к произведениям, музыка из кинофильма, рисунок, презентация.

                                              Х О Д     У Р О К А
I.  Вступительное   слово учителя
Дорогие ребята! Уважаемые гости! На последних уроках мы познакомились произведением замечательного английского писателя А.К.Дойла «Голубой карбункул». Новелла очень понравилась, и мы решили познакомиться с другими произведениями, чтобы еще раз встретиться с любимым писателем и его знаменитым героем (звучит увертюра  из к/ф «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона»)

II.             МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

УЧИТЕЛЬ.
Итак, ребята, вам необходимо доказать, что вы знаете многое о Конан Дойле, Шерлоке Холмсе и его деятельности.

АНКЕТА (вопросы №№4,5,6,10, 11 подтверждаются  слайдами презентации)

1.Назовите профессию А.К.Дойла.
2.Был ли прототип у Шерлока Холмса? Что вы о нем знаете?
3.
Профессия Шерлока Холмса?

4. Где жил Шерлок Холмс?

5.Опишите портрет Шерлока Холмса.

6. Где стоит памятник Шерлоку Холмсу и как он выглядит?

7. Кто друг Шерлока Холмса?

8. Как звали злейшего врага Шерлока Холмса?

9. Кто мешал Холмсу?

10. Любимое занятие Шерлока Холмса?

11. Что мы видим в кабинете Ш.Холмса?

12. Как звали квартирную хозяйку Шерлока Холмса?

УЧИТЕЛЬ.  Сейчас я обращаюсь к вам за помощью.

(Игра « Позвольте с вами не согласиться». Если учащиеся с утверждением  не согласны, то говорят: «Позвольте с вами не согласиться» и дают правильный ответ )
Согласны ли вы с утверждением :
а) Чтобы быть хорошим детективом, вовсе не обязательна эрудиция?
б) Собака Баскервилей – особая порода собак?
в) Ходят упорные слухи, что в своем расследовании Ш.Холмс иногда пользовался подзорной трубой.
г) Недалеко от Баскервиль-холла в Гримпенской трясине была отловлена змея, которая ужалила Джулию?

III.   ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

IV.    ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1.   Вопросы к учащимся.

1)    Что такое детективная литература?

2)    Два значения слова «детектив»

3)    Какими качествами  должен обладать сыщик?

4)    Подходите ли вы для этого? Проверим.

2. Викторина «Проверим внимательность».

Мы говорим о феноменальной наблюдательности Шерлока Холм­са. А сами вы наблюдательны? Ответьте на несколько вопросов.

Мышление Шерлока Холмса тесно связано с его необыкновенными способностями - вниманием и зоркостью подмечать в окружающем мире такие явления, которые мы не замечаем. Вот как Шерлок Холмс объяснил Ватсону об этом:

        - Я думаю, что зрение у меня не лучше вашего, вы просто смотрите, а не наблюдаете, а это большая разница. Например, вы часто видели ступеньки, ведущие в эту комнату?

-Часто.

- Как часто?

- Ну, много раз!

- Отлично, сколько же там ступенек?

- Сколько? Не обратил внимания.

- Вот-вот. А между тем, вы их видели! В этом своя суть. Ну, я знаю, что ступенек семнадцать, потому что я и видел, и наблюдал".

Вот и сейчас подобно великому Шерлоку Холмсу, вы будете наблюдать.

 3. Работа с рисунком.

Посмотрите на картину и запомните как можно больше мелочей.

1.     Что держит девочка в руках? ракетку

2.     Есть ли стул на рисунке? да

3.     Сколько вешалок висит на чердаке? 2

4.  Лежат ли книги на полу? да

5.     Висит ли картина на стене? нет

6.     Какие вещи висят на потолке? Вешалки, клетка

7.     Есть ли окошко на потолке? да

8.     Сидит ли птица в клетке? нет

4. " Логическое мышление"

Шерлок Холмс был очень наблюдателен. Стоило ему посмотреть на человека, и он сразу мог сказать, чем этот человек занимается, какой у него характер, какова его жизнь. Эту наблюдательность он выработал в себе долгими годами тренировки, ибо её можно совершенствовать. Так как у вас нет такого опыта, то задание мы упростим.

Я буду называть вам предмет, а вы должны назвать произведение, в котором он появляется

Итак, начнём.

1. "...из-за этого маленького, прозрачного голубого кусочка камня было совершено множество ограблений, 2 убийства, 1 самоубийство. Кто бы мог сказать, что такая красивая безделушка ведёт людей к тюрьмам и виселицам"

2. «Она появилась в первый день Рождества вместе с отличным жирным гусем, который в данный момент наверняка жарится у Петерсона на кухне».

3.Придётся переписывать её. Первый том - в этом шкафу. Чернила, перья, бумагу и промокашку вы достанете сами.

4. Живёт в большом железном несгораемом шкафу, ест молоко из маленького блюдечка

5. УЧИТЕЛЬ. Теперь мы отправимся в нашу мини-галерею. Здесь есть

 « словесные» портретные характеристики героев произведений, но неизвестно, чьи они:
а) наружность нашего гостя удивила меня, ибо я рассчитывал увидеть типичного сельского врача. ( Доктор Мортимер) оказался очень высоким, худым человеком с длинным носом, торчащим, словно клюв, между серыми, близко посаженными глазами, которые ярко поблескивали за золотой оправой очков;
б) …невысокий, худощавый блондин лет тридцати пяти-сорока, с чисто выбритой, несколько постной физиономией и узким, длинным подбородком. На нем был серый костюм и соломенная шляпа. Через плечо у него висела жестяная ботанизерка, а в руках он держал зеленый сачок для ловли бабочек (м-р Степлтон).
в) сразу можно было заметить, что наш посетитель- самый заурядный мелкий лавочник, самодовольный, тупой и медлительный. …сколько я не разглядывал этого человека, я не видел в нем ничего примечательного, кроме пламенно-рыжих волос ( Джобез Уилсон).

г) …в комнату ввалился какой-то субъект колоссального роста. Его толстое, желтое от загара лицо со следами всех пороков было перерезано тысячью морщин, а глубоко сидящие, злобно сверкающие глаза и длинный, тонкий, костлявый нос придавали ему сходство со старой хищной птицей. (Ройлотт)

УЧИТЕЛЬ. Вот с этого господина  мы с вами и начнем

6. Беседа по содержанию рассказа.    Изложение эпизода рассказа:

1.  От кого мы впервые слышим это имя?

2. Перескажите эпизод посещения Холмса и Уотсона Эллен Сто­нер. О чем она поведала?

Прокомментируйте диалог Холмса и Уотсона после ухода мисс Стонер. Как вы думаете, какой факт указывает на то, что удалось напасть «на верные следы, которые помогут... пролить свет на это таинственное происшествие»?

3.  Работа над характеристикой доктора Ройлотта.

1) Каким был Ройлотт до отъезда в Индию и женитьбы на ма­тери Эллен и Джулии? Какие качества характера не толь­ко сохранились, но и приобрели развитие?

Доктор Ройлотт:

а)  заперся в усадьбе, редко выходил из дому, ссорился с лю­бым, кто встретится на его пути;

б)  «бешеная вспыльчивость, доходящая до исступления;   

в)  яростные столкновения с соседями;

г) «человек невероятной физической силы; в припадке гнева

не владеет собой»;

4. Прочитайте описание господина, вошедшего, вернее, вва­лившегося в комнату. Что в его внешности бросается в гла­за? Найдите «ключевые» слова, помогающие определить его характер.     Как он ведет себя?

Работа с текстом. Стр. 200: злобно сверкнули глаза, сходство с хищной птицей.

5. Просмотр фрагмента к/фильма

6    Как объяснить поведение Холмса? На что рассказчик обра­щает наше внимание, наблюдая встречу этих господ? Какую роль играет кочерга?

Работа с текстом. Стр. 206

7.    Разыграйте диалог Холмса и Уотсона, сидящих в гостини­це и ждущих сигнала от мисс Стонер. Что особенно занима­ет Холмса, вспоминающего предметы в комнате Эллен?

8.   Какие новые качества Холмс называет в докторе Ройлотте?

Работа с текстом. Проиллюстрируйте свой ответ цитатами из текста.

9.  Прочитайте абзац от слов «Забуду ли я когда-нибудь...». Ка­кие чувства испытываете вы?

Учитель.  Зло наказано, спасена еще одна жизнь. И за всем эти стоит ОН-Шерлок Холмс.  Какие качества Холмса мы открыли в этих эпизодах?

 (Действует без суеты, у него мгновенная реакция, сила, хлад­нокровие, выносливость — все это результаты многолетних тре­нировок; кроме того, он смел, решителен, уверен в своих действи­ях, знает повадки змей, а потому действует как опытный, работ­ник, террариума.)

 

    Кто рассказывает нам о событиях, происшедших в кварти­ре Холмса, в доме доктора Ройлотта?    (Рассказчик — доктор Уотсон, друг Шерлока Холмса, постоян­но сопровождавший его всюду. Он встречался с людьми, которые интересовали сыщика, присутствовал (и сам участвовал) в рассле­дованиях, часто небезопасных для жизни обоих. Мы видим Холмса глазами любящего, восхищенного его способностями друга, беспри­страстного собеседника, человека, для которого общение с Холмсом было самым важным.)

   Каким предстает перед нами Холмс? Что мы узнаем о нем от Уотсона?  Что вы выписали? Что нас в Холмсе восхищает?

а)  «Работал из любви к своему искусству, а не ради денег»;

б)  прочитать абзац от слов: «Я не знал большего наслажде­ния...»

в)  «А вознаграждения мне никакого не нужно, так как моя работа и служит мне вознаграждением».

г)  наблюдательный: «Вы щадите и выгораживаете своего отчи­ма... » на запястье девушки виднелись следы пяти пальцев

III. Подведение итогов.

1)   Каким методом  вы пользовались при выполнении заданий?

      Назовите основную черту Ш.Холмса, которая помогала ему и вам в   работе?

2)     Микрофон:  Продолжите предложение:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

IV. Домашнее задание :  Композиция рассказа «Пестрая лента» (письменно)

 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок внеклассного чтения.Артур Конан Дойл «Пестрая лента": Главный герой произведения А.К.Дойла - частный детектив Шерлок Холмс. Его удивительные способности, творческая одаренность."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Медиатор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок внеклассного чтения в 7 классе был проведен по теме: "Артур Конан Дойл «Пестрая лента":  Главный герой произведения Артура Конан Дойла - частный детектив Шерлок Холмс. Его удивительные способности, творческая одаренность." В работе использованы различные методы (работа в групах, элементы игры, эвристическая беседа), соответствующие содержанию учебного материала, целям урока, возможностям  класса.Урок проводился после знакомства учащихся с личностью писателя, фактами его биографии, прочитаны несколько  произведений о гениальном детективе и его верном друге и биографе.


Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 920 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 665
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 1654
    • DOCX 144.5 кбайт
    • 17 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Белоусова Татьяна Алексеевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Белоусова Татьяна Алексеевна
    Белоусова Татьяна Алексеевна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 8458
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и культура речи: теория и методика преподавания в дополнительном образовании

Педагог дополнительного образования по русскому языку и культуре речи

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель, преподаватель русского языка как иностранного

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 535 человек из 68 регионов

Курс повышения квалификации

Речевое развитие школьников на уроках родного (русского) языка в условиях реализации обновленного ФГОС НОО

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов

Мини-курс

Архитектурное творчество для подростков (обучение детей от 12 лет и старше)

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Путь к внутреннему спокойствию: освобождение от тревоги, злости и стыда

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 308 человек из 65 регионов

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе