Главная / Обществознание / Урок "Виды издержек и их экономическое значение» по экономике для 10 класса

Урок "Виды издержек и их экономическое значение» по экономике для 10 класса

План - конспект урока

Тема урока: «Виды издержек и их экономическое значение»

Преподаватель: Авакян К.Э., учитель I квалификационной категории

Класс: 10² - социально - экономический

Дисциплина: экономика

Продолжительность урока: 90 минут

Цель урока: уяснение учащимися экономического смысла бухгалтерских, экономических, постоянных, переменных, средних и предельных издержек, а также их значения для производственного процесса.

Задачи:

Образовательные: уметь объяснять, почему общество в целом и любая отдельная фирма несут определенные издержки на производство экономических благ; уметь объяснять, что представляют собой бухгалтерские издержки и какие элементы затрат входят в величину бухгалтерских издержек; уметь объяснять, что представляют собой экономические (неявные) издержки и какие элементы стоимости должны быть учтены при определении экономических издержек; видеть различие между бухгалтерскими и экономическими издержками и уметь определить количественную разность между ними; уметь анализировать альтернативные варианты вложения ресурсов и определять, какой из этих вариантов является оптимальным.

Развивающие: развить навыки сопоставления сравнительного анализа, развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск.

Воспитательные: формирование навыков рационального поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, способствовать повышению экономической культуры школьников.

Методы обучения:  интерактивный, проблемный, частично – поисковый, дискуссионный, наглядно – иллюстративный, демонстрационный, ситуационного моделирования

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока: урок моделирования и преобразования модели

Технические средства обучения:

  1. проектор

  2. компьютерный класс

  3. доступ в Интернет

Ожидаемые результаты:

Личностные – корректировка статусного поведения «потребителя» и «производителя» с точки зрения рациональности.

Метапредметные - формирование умений систематизировать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать полученную информацию.

Предметные - усвоение предметных понятий, характеризующих современный процесс производства фирмы.




Этап урока

Содержание этапа урока

  1. Организационный момент, актуализация знаний



Прием «Мозговой штурм»

Каждый из нас любит путешествовать.

Вопрос: «Какая поездка обойдется человеку дешевле – на поезде или на самолете?»

Предполагаемый ответ: «На поезде»

Учитель просит привести обоснования данной точки зрения. Выясняется, что дети учитывают только стоимость билетов. Тогда учитель предлагает игру – иллюстрацию. Два ученика вызываются сыграть роли пассажиров – студента и миллионера. В соответствии со своим материальным статусом студент получает 500 денежных единиц, миллионер – 10000. Задача обоих – доехать из пункта А в пункт В. Обоим предлагаются билеты на самолет стоимостью 400 единиц или на поезд стоимостью 100 единиц. Сообщается, что поезд идет 10 часов, а самолет летит 1 час. Что дешевле?

Если оба ученика согласны, что дешевле поезд, начинается эксперимент. Каждый шаг ученика – это час поездки. Но… перед началом пути сообщаются дополнительные сведения. Студент зарабатывает 10 ед. в час, миллионер – 1000. Поскольку поездка лишает их возможности заработать, за каждый шаг миллионер отдает 1000, а студент 10 единиц.

Особенно жалко смотреть на миллионера. В пункт В он приедет без средств. Эта «дешевая» поездка стоит ему 10100 единиц. Если бы он выбрал самолет, то потратил бы только 1400. Самолет дешевле поезда!

Миллионер вынужден произнести: «Я не настолько богат, чтобы ездить на поезде. Если я буду кататься на поезде – я разорюсь!»

Простой математический подсчет покажет, что для студента поездка обойдется:

Поезд – 100+10*10=200

Самолет – 400+10*1=410

Вывод: для студента дешевле ездить поездом

Для миллионера:

Поезд – 100+10*1000=10100

Самолет – 400+1*1000=1400

Вывод: для миллионера дешевле летать самолетом

Общий вывод: понятие «затраты (издержки)» - это экономическая категория, которая касается не только процесса производства, но и отражает рациональное поведение потребителя. Каждый из нас, даже не будучи включенным в производственный процесс, должен постоянно делать рациональный выбор.

Теперь можно дать понятия:

Бухгалтерские затраты (издержки) – непосредственные затраты на приобретение блага.

Экономические затраты (издержки) – подсчет упущенных возможностей при приобретении блага.

Формулируется тема урока, задачи и определяются формы работы

2. Усвоение новых знаний и способов действия


























Практическая

деятельность под

руководством

учителя


















































Коррекция знаний

















Основные виды производственных затрат

hello_html_m91c82d4.png

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61e43c77-01a6-42ab-979c-531e94621e22/%5BEC911_21%5D_%5BPS_01%5D.swf

Пояснения к схеме:

Бухгалтерские издержки представляют собой сумму, равную явным издержкам (внешним).

В экономические издержки, помимо явных, входят еще неявные (внутренние), т.е. стоимость тех принадлежащих фирме ресурсов, которые были использованы для производства данной продукции.

В экономической теории при анализе деятельности фирмы принимаются во внимание экономические издержки.


Рассмотрим, как изменяется величина издержек при изменении объема выпускаемой продукции. Различаются общие (постоянные и переменные в краткосрочном периоде), средние (общие, постоянные и предельные) издержки.

Для иллюстрации всех видов затрат используется практическое задание.

Производство картофеля требует затрат на:

  • аренду земли – 100 ед;

  • покупку лопаты – 20 ед;

  • зарплату работнику – 24 ед;

  • покупку сырья (семян) – 10 ед;

  • покупка удобрения – 26 ед.

Расположим данные в таблице.

Q (кол-во производства)

FC

(постоянные затраты – аренда земли)

VC (переменные затраты – покупка семян)

AC

(средние затраты)

TC (общие затраты)

MC

(предельные затраты)

1

100

10

110

110

110

2

100

20

60

120

10

3

100

30+20 (на пр-во 3-го мешка необходимы дополнительные расходы на дополнительную лопату)

50

150

30

4

100

40+20+24

(на пр-во 4-го мешка необходимы дополнительные затраты на дополнительного рабочего)

46

184

34

5




100

50+20+24+26 (на пр-во 5-го мешка необходимы расходы на удобрение)

44

220

36

В ходе заполнения таблицы учащиеся знакомятся с понятиями:

Постоянные затраты (FC) – затраты на производство, не зависящие от объемов производства (например: аренда земли и зданий, средства производства и т.д.)

FC (постоянные) = TCVC

AFC (средние постоянные) = FC/Q

Переменные затраты (VC) – затраты на производство, зависящие от объема производства (например: сырье для производства, сдельная зарплата рабочих, средства производства, идущие на расширение производства)

VC (переменные) = TCFC

AVC (средние переменные) = VC/Q

Общие затраты (TC) – все затраты на производство, сумма постоянных и переменных затрат

Средние затраты (AC) – затраты на единицу товара

TC (общие) = FC + VC = TCпредыдущие + MC

ATC (средние общие) = TC/Q

Предельные затраты (MC) – затраты на каждую новую дополнительную единицу товара

MC (предельные) = TCпоследующие TCпредыдущие


R (выручка) = P * Q

Pr (прибыль) = R - TC


Тесты

Укажите, какие из приведенных ниже утверждений являются верными, и какие — ошибочными.

1. Бухгалтерские издержки — это:

а) явные издержки, которые несет фирма на производство продукции;

б) стоимость израсходованных ресурсов на производство продукции, выпускаемой фирмой, которая (стоимость) выражена в ценах этих ресурсов;

в) затраты фирмы на приобретение ресурсов;

г) затраты фирмы на заработную плату, материал, топливо, электроэнергию, аренду помещения, амортизацию основного капитала, процент по предоставленной фирме ссуде и т.п. затраты, связанные с затратами ресурсов, использованных на производство продукции фирмы.

2.Экономические издержки — это:

а) сумма явных и неявных издержек;

б) общая сумма затрат факторов производства, выраженных в рыночных ценах приобретения этих факторов;

в) выраженная в рыночных ценах стоимость ресурсов, израсходованных в процессе производства продукции данной фирмы;

г) общая выручка фирмы, которую (выручку) можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных вариантов использования ресурсов.

3. Рефлексия

Суперзадача: восстановите данные таблицы

В ходе решения задачи ученики закрепляют понятия и формулы затрат.

Каждое значение Q берут по два ученика и заполняют недостающие элементы в таблице. Результаты работы заносят в таблицу, размещенную на Google Диске. Ценность задания заключается в том, что каждые последующие значения могут быть получены при условии определения предыдущих. Итогом работы должна стать таблица, заполненная при участии каждого ученика.

Q

FC

AFC

VC

AVC

TC

ATC

MC

P

R

Pr

0








40



1






41





2







18




3




16







4






20





5










105

6



99








7


3


20







8





240






hello_html_10ec46c8.pnghttps://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AoNT7Bo4akQcdEdhRDBrekZxV3lCYzU4YnVWOHZoTGc&usp=drive_web

Домашнее

задание

Решите задачи

1. В нашем распоряжении имеются следующие данные по мебельной фабрике:

  • Стоимость здания 1,32 млн.

  • Срок службы здания 50 лет

  • Стоимость оборудования 1,2 млн р.

  • Срок службы оборудования 10 лет

  • Расход сырья и полуфабрикатов в течение месяца 125 тыс р.

  • Расход электроэнергии в течение месяца 182,8 тыс р.

  • Заработная плата, выплачиваемая персоналу, в месяц 100 тыс р.

  • Аренда помещения в течение года 240 тыс р.

  • Проценты по полученным ссудам за 1 год 480 тыс р.

Определите величину бухгалтерских издержек на производство одного мебельного гарнитура, если фабрика выпускает I60 гарнитуров в месяц; по какой цене должен продаваться мебельный гарнитур, чтобы годовая прибыль равнялась 384 тыс. рублей?

2.Пользуясь данными, которые имеются в задаче 1, определите величину экономических издержек и экономической прибыли, если известно, что собственником мебельной фабрики является предприниматель X, который вложил в фабрику капитал 3млн р.; при этом известно, что процент, который банки выплачивают своим вкладчикам, составляет 8% от их вкладов (проценты выплачиваются ежегодно); заработная плата менеджера, выплачиваемая на мебельной фабрике, куда был приглашен предприниматель X, — 12 тыс.р. в месяц.



Список используемой литературы:

  1. Экономика. Основы экономической теории. Под редакцией С.И.Иванова. Вита – Пресс, Москва, 2011

  2. Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. Вита – Пресс, Москва, 2000

  3. Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ. Ред.: Сергей Иванович Иванов Москва: Вита-Пресс, 1999

  4. Е.Н.Травин. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003





Урок "Виды издержек и их экономическое значение» по экономике для 10 класса
  • Обществознание
Описание:

       Данный урок в курсе "Микроэкономика" позволяет  объяснить, почему общество в целом и любая отдельная фирма несут определенные издержки на производство экономических благ; что представляют собой бухгалтерские издержки и какие элементы затрат входят в величину бухгалтерских издержек; что представляют собой экономические (неявные) издержки и какие элементы стоимости должны быть учтены при определении экономических издержек; увидеть различие между бухгалтерскими и экономическими издержками и определить количественную разность между ними; анализировать альтернативные варианты вложения ресурсов и определить, какой из этих вариантов является оптимальным.

Автор Авакян Каринэ Эдиковна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Обществознание
Подраздел Конспекты
Просмотров 3085
Номер материала 2611
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓