Инфоурок Обществознание КонспектыУрок "Виды издержек и их экономическое значение» по экономике для 10 класса

Урок "Виды издержек и их экономическое значение» по экономике для 10 класса

Скачать материал

План - конспект урока

Тема урока: «Виды издержек и их экономическое значение»

Преподаватель: Авакян К.Э., учитель I квалификационной категории

Класс: 10² - социально - экономический

Дисциплина: экономика

Продолжительность урока: 90 минут

Цель урока: уяснение учащимися экономического смысла бухгалтерских, экономических, постоянных, переменных, средних и предельных издержек, а также их значения для производственного процесса.

Задачи:

Образовательные: уметь объяснять, почему общество в целом и любая отдельная фирма несут определенные издержки на производство экономических благ; уметь объяснять, что представляют собой бухгалтерские издержки и какие элементы затрат входят в величину бухгалтерских издержек; уметь объяснять, что представляют собой экономические (неявные) издержки и какие элементы стоимости должны быть учтены при определении экономических издержек; видеть различие между бухгалтерскими и экономическими издержками и уметь определить количественную разность между ними; уметь анализировать альтернативные варианты вложения ресурсов и определять, какой из этих вариантов является оптимальным.

Развивающие: развить навыки сопоставления сравнительного анализа, развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск.

Воспитательные: формирование навыков рационального поведения потребителя и производителя в рыночной экономике, способствовать повышению экономической культуры школьников.

Методы обучения:  интерактивный, проблемный, частично – поисковый, дискуссионный, наглядно – иллюстративный, демонстрационный, ситуационного моделирования

Формы работы на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая

Тип урока: урок моделирования и преобразования модели

Технические средства обучения:

1.     проектор

2.     компьютерный класс

3.     доступ в Интернет

Ожидаемые результаты:

Личностные – корректировка статусного поведения «потребителя» и «производителя» с точки зрения рациональности.

Метапредметные - формирование умений систематизировать, сравнивать, анализировать, синтезировать, обобщать полученную информацию.

Предметные - усвоение предметных понятий, характеризующих современный процесс производства фирмы.

 

 

 

Этап урока

Содержание этапа урока

1.   Организационный момент, актуализация знаний

 

 

Прием «Мозговой штурм»

Каждый из нас любит путешествовать.

Вопрос: «Какая поездка обойдется человеку дешевле – на поезде или на самолете?»

Предполагаемый ответ: «На поезде»

Учитель просит привести обоснования данной точки зрения. Выясняется, что дети учитывают только стоимость билетов. Тогда учитель предлагает игру – иллюстрацию. Два ученика вызываются сыграть роли пассажиров – студента и миллионера.  В соответствии  со своим материальным статусом студент получает 500 денежных единиц, миллионер – 10000. Задача обоих – доехать из пункта А в пункт В. Обоим предлагаются билеты на самолет стоимостью 400 единиц или на поезд стоимостью 100 единиц. Сообщается, что поезд идет 10 часов, а самолет летит 1 час. Что дешевле?

Если оба ученика согласны, что дешевле поезд, начинается эксперимент. Каждый шаг ученика – это час поездки. Но… перед началом пути сообщаются дополнительные сведения. Студент зарабатывает 10 ед. в час, миллионер – 1000. Поскольку поездка лишает их возможности заработать, за каждый шаг миллионер отдает 1000, а студент 10 единиц.

Особенно жалко смотреть на миллионера. В пункт В он приедет без средств. Эта «дешевая» поездка стоит ему 10100 единиц. Если бы он выбрал самолет, то потратил бы только 1400. Самолет дешевле поезда!

Миллионер вынужден произнести: «Я не настолько богат, чтобы ездить на поезде. Если я буду кататься на поезде – я разорюсь!»

Простой математический подсчет покажет, что для студента поездка обойдется:

Поезд – 100+10*10=200

Самолет – 400+10*1=410

Вывод: для студента дешевле ездить поездом

Для миллионера:

Поезд – 100+10*1000=10100

Самолет – 400+1*1000=1400

Вывод: для миллионера дешевле летать самолетом

Общий вывод: понятие «затраты (издержки)» - это экономическая категория, которая  касается не только процесса производства, но и отражает рациональное поведение потребителя. Каждый из нас, даже не будучи включенным в производственный процесс, должен постоянно делать рациональный выбор.

Теперь можно дать понятия:

Бухгалтерские затраты (издержки) – непосредственные затраты на приобретение блага.

Экономические затраты (издержки) – подсчет упущенных возможностей при приобретении блага.

Формулируется тема урока, задачи и определяются формы работы

2. Усвоение новых знаний и способов действия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая

деятельность под

руководством

учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коррекция знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные виды производственных затрат

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/61e43c77-01a6-42ab-979c-531e94621e22/%5BEC911_21%5D_%5BPS_01%5D.swf

Пояснения к схеме:

Бухгалтерские издержки представляют собой сумму, равную явным издержкам (внешним).

В экономические издержки, помимо явных, входят еще неявные (внутренние), т.е. стоимость тех принадлежащих фирме ресурсов, которые были использованы для производства данной продукции.

В экономической теории при анализе деятельности фирмы принимаются во внимание экономические издержки.

 

Рассмотрим, как изменяется величина издержек при изменении объема выпускаемой продукции. Различаются общие (постоянные и переменные в краткосрочном периоде), средние (общие, постоянные и предельные) издержки.

Для иллюстрации всех видов затрат используется практическое задание.

Производство картофеля требует затрат на:

  • аренду земли – 100 ед;
  • покупку лопаты – 20 ед;
  • зарплату работнику – 24 ед;
  • покупку сырья (семян) – 10 ед;
  • покупка удобрения – 26 ед.

Расположим данные в таблице.

Q (кол-во производства)

FC

(постоянные затраты – аренда земли)

VC (переменные затраты – покупка семян)

AC

(средние затраты)

TC (общие затраты)

MC

(предельные затраты)

1

100

10

110

110

110

2

100

20

60

120

10

3

100

30+20 (на пр-во 3-го мешка необходимы дополнительные расходы на дополнительную лопату)

50

150

30

4

100

40+20+24

(на пр-во 4-го мешка необходимы дополнительные затраты на дополнительного рабочего)

46

184

34

5

 

 

100

50+20+24+26 (на пр-во 5-го мешка необходимы расходы на удобрение)

44

220

36

В ходе заполнения таблицы учащиеся знакомятся с понятиями:

Постоянные затраты (FC) – затраты на производство, не зависящие от объемов производства (например: аренда земли и зданий, средства производства и т.д.)

FC (постоянные) = TCVC

AFC (средние постоянные) = FC/Q

Переменные затраты (VC) – затраты на производство, зависящие от объема производства (например: сырье для производства, сдельная зарплата рабочих, средства производства, идущие на расширение производства)

VC (переменные) = TCFC

AVC (средние переменные) = VC/Q

Общие затраты (TC) – все затраты на производство, сумма постоянных и переменных затрат

Средние затраты (AC) – затраты на единицу товара

TC (общие) = FC + VC = TCпредыдущие + MC

ATC (средние общие) = TC/Q

Предельные затраты (MC) – затраты на каждую новую дополнительную единицу товара

MC (предельные) = TCпоследующие TCпредыдущие

 

R (выручка) = P * Q

Pr (прибыль) = R - TC

 

Тесты

Укажите, какие из приведенных ниже утверждений являются верными, и какие — ошибочными.

1. Бухгалтерские издержки — это:

а) явные издержки, которые несет фирма на производство продукции;

б) стоимость израсходованных ресурсов на производство продукции, выпускаемой фирмой, которая (стоимость) выражена в ценах этих ресурсов;

в) затраты фирмы на приобретение ресурсов;

г) затраты фирмы на заработную плату, материал, топливо, электроэнергию, аренду помещения, амортизацию основного капитала, процент по предоставленной фирме ссуде и т.п. затраты, связанные с затратами ресурсов, использованных на производство продукции фирмы.

2.Экономические издержки — это:

а) сумма явных и неявных издержек;

б) общая сумма затрат факторов производства, выраженных в рыночных ценах приобретения этих факторов;

в) выраженная в рыночных ценах стоимость ресурсов, израсходованных в процессе производства продукции данной фирмы;

г) общая выручка фирмы, которую (выручку) можно было бы получить при наиболее выгодном из всех альтернативных вариантов использования ресурсов.

3.  Рефлексия

 

Суперзадача: восстановите данные таблицы

В ходе решения задачи ученики закрепляют понятия и формулы затрат.

Каждое значение Q берут по два ученика и заполняют недостающие элементы в таблице. Результаты работы заносят в таблицу, размещенную на Google Диске. Ценность задания заключается в том, что каждые последующие значения могут быть получены при условии определения предыдущих. Итогом работы должна стать таблица, заполненная при участии каждого ученика.

Q

FC

AFC

VC

AVC

TC

ATC

MC

P

R

Pr

0

 

 

 

 

 

 

 

40

 

 

1

 

 

 

 

 

41

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

18

 

 

 

3

 

 

 

16

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

20

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

105

6

 

 

99

 

 

 

 

 

 

 

7

 

3

 

20

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

240

 

 

 

 

 

https://docs.google.com/spreadsheet/ccc?key=0AoNT7Bo4akQcdEdhRDBrekZxV3lCYzU4YnVWOHZoTGc&usp=drive_web

Домашнее

задание

Решите задачи

1. В нашем распоряжении имеются следующие данные по мебельной фабрике:

  • Стоимость здания 1,32 млн.
  • Срок службы здания 50 лет
  • Стоимость оборудования 1,2 млн р.
  • Срок службы оборудования 10 лет
  • Расход сырья и полуфабрикатов в течение месяца 125 тыс р.
  • Расход электроэнергии в течение месяца 182,8 тыс р.
  • Заработная плата, выплачиваемая  персоналу, в месяц 100 тыс р.
  • Аренда помещения в течение года 240 тыс р.
  • Проценты по полученным ссудам за 1 год 480 тыс р.

Определите величину бухгалтерских издержек на производство одного мебельного гарнитура, если фабрика выпускает I60 гарнитуров в месяц; по какой цене должен продаваться мебельный гарнитур, чтобы годовая прибыль равнялась 384 тыс. рублей?

2.Пользуясь данными, которые имеются в задаче 1, определите величину экономических издержек и экономической прибыли, если известно, что собственником мебельной фабрики является предприниматель X, который вложил в фабрику капитал 3млн р.; при этом известно, что процент, который банки выплачивают своим вкладчикам, составляет 8% от их вкладов (проценты выплачиваются ежегодно); заработная плата менеджера, выплачиваемая на мебельной фабрике, куда был приглашен предприниматель X, — 12 тыс.р. в месяц.

 

 

Список используемой литературы:

1.     Экономика. Основы экономической теории. Под редакцией С.И.Иванова. Вита – Пресс, Москва, 2011

2.     Е.В.Савицкая. Уроки экономики в школе. Вита – Пресс, Москва, 2000

3.     Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики / ГУ-ВШЭ. Ред.: Сергей Иванович Иванов Москва: Вита-Пресс, 1999

4.     Е.Н.Травин. Уроки экономики в школе. Пособие для учителей экономики и обществознания. Ярославль, Академия развития, Академия Холдинг, 2003

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок "Виды издержек и их экономическое значение» по экономике для 10 класса"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Проректор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок в курсе "Микроэкономика" позволяет объяснить, почему общество в целом и любая отдельная фирма несут определенные издержки на производство экономических благ; что представляют собой бухгалтерские издержки и какие элементы затрат входят в величину бухгалтерских издержек; что представляют собой экономические (неявные) издержки и какие элементы стоимости должны быть учтены при определении экономических издержек; увидеть различие между бухгалтерскими и экономическими издержками и определить количественную разность между ними; анализировать альтернативные варианты вложения ресурсов и определить, какой из этих вариантов является оптимальным.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 829 материалов в базе

Материал подходит для УМК

  • «Экономика. Основы экономической теории (углублённый уровень)», Под редакцией Иванова С.И., Линькова А.Я.

    «Экономика. Основы экономической теории (углублённый уровень)», Под редакцией Иванова С.И., Линькова А.Я.

    Тема

    6.3. Бухгалтерские и экономические издержки

    Больше материалов по этой теме
Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа Элективного курса по теме "Основы местного самоуправления в Карелии"(10 класс)
  • Учебник: «Обществознание (базовый уровень)», Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А.
  • Тема: § 37. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в
  • 29.09.2020
  • 309
  • 2
«Обществознание (базовый уровень)», Соболева О.Б., Барабанов В.В., Кошкина С.Г., Малявин С.Н. / Под ред. Бордовского Г.А.
Реферат по предмету "Обществознание" на тему: "Политика - умение управлять государством"
  • Учебник: «Обществознание. Профильный уровень», Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М.
  • Тема: § 17. Государство в политической системе
  • 29.09.2020
  • 1475
  • 20
«Обществознание. Профильный уровень», Под ред. Боголюбова Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.11.2014 2988
    • DOCX 616 кбайт
    • 170 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Авакян Каринэ Эдиковна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Авакян Каринэ Эдиковна
    Авакян Каринэ Эдиковна
    • На сайте: 10 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 29550
    • Всего материалов: 3

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 1359 человек из 80 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания обществознания в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 154 человека из 54 регионов

Курс профессиональной переподготовки

История и обществознание: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель истории и обществознания

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 19 регионов

Мини-курс

Психология личностного развития: от понимания себя к творчеству

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 22 регионов

Мини-курс

Политология: теория, практика, законодательство

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Финансовые аспекты и ценности: концепции ответственного инвестирования

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе