Главная / ИЗО, МХК / Урок в музее "Художники на войне"

Урок в музее "Художники на войне"

Художники на войне.


Автор: С. Н. Позднякова - учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ №1429.

Возрастной диапазон урока: 6-й класс.

Изучаемые элементы содержания образования: историческая живопись, батальный жанр, плакат.

Для проведения урока необходимы: ресурсы музея, рабочие листы с заданиями. 

Место проведения урока: Музей «Вехи памяти» ГБОУ СОШ №1429.

Форма проведения урока: урок-исследование с элементами творческой деятельности.

Галерея изображений.


Свободное описание урока: Урок проходит в помещении школьного музея и предполагает использование художественных экспонатов музея.
Урок построен на произведениях известных русских художников А.Дейнеки, Б.М. Неменского, Кукрыниксов и др.
 Дети учатся анализировать произведения батального жанра, сами пытаются создать произведение.

Знакомство с творчеством Б.М. Неменского, как художника - фронтовика и как автора программы, по которой они учатся с первого класса, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

По итогам урока предполагается выполнение обучающимися творческого практико-ориентированного задания.

Приложения:

Архив с коллекцией элементов:


Название работы

hello_html_m42d89e87.gif

А.А.Дейнека

«Оборона Севастополя»
1942г.

hello_html_m7da62b7.gif

И.Тоидзе
«Родина-мать зовёт!»
1941г.

hello_html_m1f04318a.gif

К.Ф.Юон

«Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года»

1949г.

hello_html_mb9f8c25.gif

Кукрыниксы

«Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»
1941г.

hello_html_m41375c94.gif

А.А.Дейнека
«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»
1941г.

hello_html_m673210fb.gif

В.С. Климашин
«Слава воину-победителю!»
 
1945 г.

hello_html_m2c4ede1e.gif

Б.М.Неменский
«Земля опаленная»
1961г.

hello_html_5db17f50.gif

Л Голованов
«Дойдем до Берлина!»
1944г.

hello_html_m37cdf637.gif

Ю.М.Непринцев
«Отдых после боя»
1951г.

hello_html_7690d72c.gif

Кукрыниксы
«Бег фашистов из Новгорода»
1944-1946г.

hello_html_m1829117b.gif

А.Мыльников
«Ленинград 1941»
1974г.


hello_html_m1ef8507f.gif

С.В.Герасимов
«Мать партизана»
1943г.

hello_html_m4228aa7e.gif

Н.Н.Жуков и В.С.Климашин
«Отстоим Москву!»
1941 г.



Текстовые материалы учителя:

Борис Михайлович Неменский - советский и российский живописец, педагог в области психологии художественного образования и воспитания. Народный художник РСФСР). Лауреат Сталинской премии третьей степени и Государственной премии РФ(1996). Академик РАХ. Академик РАО.

Борис Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве.
После школы учился в Московском художественном училище имени 1905 года.
В 1942 году окончил СХУимени А.П.Боголюбова и был призван в РККА. Создал ряд фронтовых рисунков и этюдов.
Автор оригинальной программы эстетического воспитания школьников.

Александр Александрович Дейнека (1899-1969). Советский живописец, график и скульптор, педагог. 
В период Великой Отечественой войны Дейнека жил в Москве и выполнял политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В 1942 году совместно с художником Г.Г.Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения. Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) - первая в этом ряду. Глубоким страданием проникнуто другое произведение - «Сгоревшая деревня» (1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города.

Автопортрет - портрет, написанный с самого себя.
Аллегория - изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их содержание атрибутами.
Анималистический - связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.
Батальный - посвященный изображению войны и военной жизни.
Бытовой - связанный с изображением повседневной частной и общественной жизни человека.
Исторический - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.
Карикатура - жанр изобразительного искусства, использующий средства сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных черт.
Мифологический - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают мифы.
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.
Пейзаж - изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, марину (изображает море), исторический и фантастический (футурологический) пейзаж.
Портрет - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная и др.


Текстовые материалы учеников:

Словарь терминов.

Историческая живопись - один из наиболее значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего человечества событий прошлого, далекого или недавнего. Живописцы оценивают исторические события, выражают отношение к ним в соответствии
с философскими, этическими и эстетическими принципами своей эпохи.
Таким образом, историческая картина обращена к настоящему.
Традиционно историческая живопись включает в себя живописные произведения не только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и евангельские картины.
Батальный жанр (от фр. Bataille - битва) - жанр изобразительного искусства посвященный темам войны и военной жизни. Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных, морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр
с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую связывают его с бытовым жанром.
Плакат (нем. Plakat от фр. Placard - объявление, афиша, от plaquer - налепить, приклеивать) - броское, как правило, крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
Коллаж - (от фр. Collage - приклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.
Коллаж может быть дорисован любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.

Сценарий.

Тема урока: «Художники на войне».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: урок - исследование с элементами творческой деятельности.
Для проведения урока необходимо: рабочие листы учащихся, экспозиция музея.
Возможный ход урока в музее:

I этап.
Обучающиеся под руководством учителя определяют тему урока. Разбившись на две-три группы, получают рабочие листы с заданиями для каждой группы (см. рабочие листы).

II этап.
Самостоятельная работа обучающихся в группах:

  • распределение ролей и обсуждение задания;

  • работа по выполнению заданий в рабочих листах с использованием

экспозиции музея;

  • промежуточное обсуждение полученных результатов работы в группе;

  • оформление рабочего листа в каждой группе.

III этап.
Публичный отчет обучающихся по группам о результатах самостоятельной
работы.
Проверка и корректировка выполнения заданий.

IV этап.
Обучающиеся под руководством учителя обобщают результаты исследования групп, формулируют общие выводы.

Подведение итогов работы. Рефлексия.
Обучающиеся проводят внутреннюю оценку и самооценку работы каждого участника группы. Внешняя оценка работы групп.

V этап.
Практико-ориентированное задание листы с заданиями для каждой группы (см. рабочие листы).

Практико-ориентированное задание.

Задание.
Выполнить панно в технике коллажа на тему «С днем Победы!»
Ход работы.
Учащиеся индивидуально выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем соединяют, наклеивая их на бумажную основу. Коллаж можно дорисовывать или дополнять различными надписями.
Внимание.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении. Например, наклеенные элементы могут выходить за края основы коллажа, клеиться друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то элементы коллажа могут обрабатываться руками. Именно действия руками могут придать им нужную форму. Главное в коллаже - возможность выразить свои мысли, идеи, свой взгляд и свое понимание темы.
Подумайте, в каком месте интерьера школы вы могли бы разместить свою творческую работу.

Задание

Рабочий лист:

1.Состав группы: _________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Руководитель группы:____________________________________________

Правила работы в группе.
1. Активное участие каждого.
2. Умение договариваться и выслушивать мнение каждого.
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы.
2. Задачи руководителя: организовать работу в группе.
3. Каждому учащемуся оценить свою работу и работу товарищей на уроке.

Задание 1.
Этап «Художники о войне».

На мольбертах выставлены репродукции картин под номерами, учащимся нужно написать название.

Задание 2. Этап «Плакаты о войне».

На мольбертах выставлены репродукции плакатов, созданных в разное время периода войны. Детям необходимо определить порядок их создания.

Задание 3. Этап «Угадай картину по описанию».



Урок в музее "Художники на войне"
  • ИЗО, МХК
Описание:

Урок проходит в помещении школьного музея и предполагает использование художественных экспонатов музея.
Урок построен на произведениях известных русских художников  А.Дейнеки, Б.М. Неменского, Кукрыниксов и др.
 Дети учатся анализировать произведения батального жанра, сами пытаются создать произведение.

Знакомство с творчеством Б.М. Неменского, как художника - фронтовика и как автора программы, по которой они учатся с первого класса, оказывает сильное эмоциональное воздействие.

По итогам урока предполагается выполнение обучающимися творческого практико-ориентированного задания.

Автор Позднякова Светлана Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 503
Номер материала 41639
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы