Художники на войне.
Автор: С. Н. Позднякова -
учитель изобразительного искусства
ГБОУ СОШ №1429.
Возрастной диапазон урока: 6-й
класс.
Изучаемые элементы содержания образования: историческая живопись, батальный жанр, плакат.
Для проведения урока необходимы: ресурсы музея, рабочие листы с заданиями.
Место проведения урока: Музей
«Вехи памяти» ГБОУ СОШ №1429.
Форма проведения урока: урок-исследование
с элементами творческой деятельности.
Галерея изображений.
Свободное
описание урока: Урок проходит в помещении школьного музея и предполагает
использование художественных экспонатов музея.
Урок построен на произведениях известных русских художников
А.Дейнеки, Б.М. Неменского, Кукрыниксов и др.
Дети учатся анализировать произведения батального жанра, сами пытаются
создать произведение.
Знакомство
с творчеством Б.М. Неменского, как художника - фронтовика и как автора
программы, по которой они учатся с первого класса, оказывает сильное
эмоциональное воздействие.
По итогам урока предполагается выполнение обучающимися
творческого практико-ориентированного задания.
Приложения:
Архив
с коллекцией элементов:
|
Название работы
|
|
А.А.Дейнека
«Оборона
Севастополя»
1942г.
|
|
И.Тоидзе
«Родина-мать зовёт!»
1941г.
|
|
К.Ф.Юон
«Парад на
Красной площади 7 ноября 1941 года»
1949г.
|
|
Кукрыниксы
«Беспощадно
разгромим и уничтожим врага!»
1941г.
|
|
А.А.Дейнека
«Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года»
1941г.
|
|
В.С. Климашин
«Слава воину-победителю!»
1945 г.
|
|
Б.М.Неменский
«Земля опаленная»
1961г.
|
|
Л
Голованов
«Дойдем до Берлина!»
1944г.
|
|
Ю.М.Непринцев
«Отдых после боя»
1951г.
|
|
Кукрыниксы
«Бег фашистов из Новгорода»
1944-1946г.
|
|
А.Мыльников
«Ленинград 1941»
1974г.
|
|
С.В.Герасимов
«Мать партизана»
1943г.
|
|
Н.Н.Жуков и В.С.Климашин
«Отстоим Москву!»
1941 г.
|
Текстовые
материалы учителя:
Борис
Михайлович Неменский - советский
и российский живописец, педагог в области психологии художественного
образования и воспитания. Народный художник РСФСР).
Лауреат Сталинской премии третьей степени и Государственной
премии РФ(1996). Академик РАХ. Академик РАО.
Борис
Неменский родился 24 декабря 1922 года в Москве.
После школы учился в Московском художественном училище имени 1905 года.
В 1942 году окончил СХУимени А.П.Боголюбова и был призван
в РККА. Создал ряд фронтовых рисунков и этюдов.
Автор оригинальной программы эстетического воспитания школьников.
Александр Александрович Дейнека (1899-1969).
Советский живописец, график и скульптор, педагог.
В период Великой Отечественой войны Дейнека жил в Москве и выполнял
политические плакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС». В
1942 году совместно с художником Г.Г.Нисским совершил поездку на фронт под
город Юхнов. В это время он создал напряженные и драматичные произведения.
Картина «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» (1941) - первая в этом ряду.
Глубоким страданием проникнуто другое произведение - «Сгоревшая деревня»
(1942). В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона
Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников
города.
Автопортрет -
портрет, написанный с самого себя.
Аллегория - изображение отвлеченных понятий через ассоциативно близкие
конкретные образы, существа и предметы, обычно наделяются поясняющими их
содержание атрибутами.
Анималистический - связанный с изображением животных в живописи,
скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.
Батальный - посвященный изображению войны и военной жизни.
Бытовой - связанный с изображением повседневной частной и общественной
жизни человека.
Исторический - один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный
историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в
истории народов.
Карикатура - жанр изобразительного искусства, использующий средства
сатиры и юмора, гротеска, шаржа, художественной гиперболы; изображение, в
котором комический эффект создается преувеличением и заострением характерных
черт.
Мифологический - посвящен событиям и героям, о которых рассказывают
мифы.
Натюрморт - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные
предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную
группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи,
выловленной рыбы.
Пейзаж - изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор,
полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения
выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, марину (изображает море),
исторический и фантастический (футурологический) пейзаж.
Портрет - жанр изобразительного искусства, посвященный изображению
человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет,
парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная и др.
Текстовые
материалы учеников:
Словарь терминов.
Историческая
живопись - один из наиболее
значительных жанров живописи, изображение важных для народа или всего
человечества событий прошлого, далекого или недавнего. Живописцы оценивают
исторические события, выражают отношение к ним в соответствии
с философскими, этическими и эстетическими принципами своей эпохи.
Таким образом, историческая картина обращена к настоящему.
Традиционно историческая живопись включает в себя живописные произведения не
только на сюжеты реальных событий, но также мифологические, библейские и
евангельские картины.
Батальный жанр (от фр. Bataille - битва) - жанр
изобразительного искусства посвященный темам войны и военной жизни.
Главное место в батальном жанре занимают сцены сухопутных,
морских сражений и военных походов. Художник стремится запечатлеть
особо важный или характерный момент битвы, показать героику войны, а часто и
раскрыть исторический смысл военных событий, что сближает батальный жанр
с историческим. А сцены военного быта (в походах, казармах, лагерях) зачастую
связывают его с бытовым жанром.
Плакат (нем. Plakat от фр. Placard - объявление, афиша, от plaquer -
налепить, приклеивать) - броское, как правило, крупноформатное, изображение,
сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных,
информационных или учебных целях.
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на
расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто
используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение
событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение
предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В
плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и
с живописью.
Коллаж - (от фр. Collage - приклеивание) -
технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании
живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу
предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре.
Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике.
Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от
сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты
произведения.
Коллаж может быть дорисован любыми другими средствами - тушью, акварелью и т.
д.
Сценарий.
Тема
урока: «Художники на войне».
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Форма проведения: урок - исследование с элементами творческой
деятельности.
Для проведения урока необходимо: рабочие листы учащихся, экспозиция
музея.
Возможный ход урока в музее:
I
этап.
Обучающиеся
под руководством учителя определяют тему урока. Разбившись на две-три группы,
получают рабочие листы с заданиями для каждой группы (см. рабочие листы).
II
этап.
Самостоятельная
работа обучающихся в группах:
•
распределение
ролей и обсуждение задания;
•
работа
по выполнению заданий в рабочих листах с использованием
экспозиции музея;
•
промежуточное
обсуждение полученных результатов работы в группе;
•
оформление
рабочего листа в каждой группе.
III
этап.
Публичный отчет обучающихся по группам о результатах самостоятельной
работы.
Проверка и корректировка выполнения заданий.
IV
этап.
Обучающиеся под руководством учителя обобщают результаты исследования групп,
формулируют общие выводы.
Подведение
итогов работы. Рефлексия.
Обучающиеся проводят внутреннюю оценку и самооценку работы каждого участника
группы. Внешняя оценка работы групп.
V
этап.
Практико-ориентированное задание листы с заданиями для каждой группы (см.
рабочие листы).
Практико-ориентированное
задание.
Задание.
Выполнить панно в технике коллажа на тему «С днем Победы!»
Ход работы.
Учащиеся индивидуально выполняют отдельные фрагменты общей композиции, а затем
соединяют, наклеивая их на бумажную основу. Коллаж можно дорисовывать или
дополнять различными надписями.
Внимание.
В отличие от рисунка коллаж предполагает большую свободу автора в исполнении.
Например, наклеенные элементы могут выходить за края основы коллажа, клеиться
друг на друга, складываться гармошкой и т.д. Если нет ножниц, то элементы
коллажа могут обрабатываться руками. Именно действия руками могут придать им
нужную форму. Главное в коллаже - возможность выразить свои мысли, идеи, свой
взгляд и свое понимание темы.
Подумайте, в каком месте интерьера школы вы могли бы разместить свою творческую
работу.
Задание
Рабочий
лист:
1.Состав группы:
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Руководитель группы:____________________________________________
Правила работы в группе.
1. Активное участие каждого.
2. Умение договариваться и выслушивать мнение каждого.
Основные требования к работе в группе:
1. Прочитайте внимательно задание для группы.
2. Задачи руководителя: организовать работу в группе.
3. Каждому учащемуся оценить свою работу и работу товарищей на уроке.
Задание 1. Этап «Художники о войне».
На
мольбертах выставлены репродукции картин под номерами, учащимся нужно написать
название.
Задание 2. Этап
«Плакаты о войне».
На мольбертах
выставлены репродукции плакатов, созданных в разное время периода войны. Детям
необходимо определить порядок их создания.
Задание
3. Этап «Угадай картину по
описанию».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.