Шерстобитов Владимир Антонович,
учитель истории и культуры Башкортостана,
МБОУ СОШ № 9
город Бирск Республики Башкортостан
Шерстобитов В.А.
учитель истории и культуры Башкортостана
МБОУ СОШ № 9
г. Бирск
Предмет: История и культура Башкортостана
Класс: 5
ТЕМА УРОКА: В мире сказок.
ЦЕЛЬ УРОКА: Раскрыть ум, мудрость народа в башкирских сказках
выявить особенности башкирских сказок.
ОБОРУДОВАНИЕ: Выставка книг по башкирскому народному творчеству,
рисунки детей к прочитанному, поделки.
ХОД УРОКА: Сегодня у нас обобщающий урок путешествие в мире
сказок. Откроем тетради, запишем дату и тему урока. Ребята сегодня нам
предстоит трудное путешествие в четыре сказочных государства. В одном
государстве живут волшебные, в другом бытовые, в третьем сказки о животных, а в
четвертом живут сказки о богатырях. Дорогу в эти государства нам преграждает коварный
и страшный дракон. Мы одолеем его, если выполним его задания, отгадав его
загадки. Убрав с дороги дракона, мы попадем в сказочные государства, узнаем о
жителях сказочной страны и самое главное, во время путешествия покажем свои
знания. А я буду вашим проводником.
I. Чтобы попасть в первое государство надо выполнить первое задание
отгадать загадки:
Желтая
хозяюшка
Из
лесу пришла
Всех
кур пересчитала
И
с собой унесла.
(Лиса)
|
Стоит
Антошка
На
одной ножке,
Его
ищут,
А
он не откликается.
(Гриб)
|
Сижу
на дереве,
Круглая
как шар,
Красная
как кровь,
Сладкая
как мёд.
(Вишня)
|
Вот
иголки и булавки
Вылезают
из-под лавки
На
меня они глядят,
Есть
из блюдца не хотят.
(Ёж)
|
Отгадав загадки мы с вами попали в сказочную страну
под названием «Волшебные сказки».
- Ребята, а что вы знаете про волшебные сказки?
- А как заканчиваются волшебные сказки?
(как правило, они всегда заканчиваются победой
добра над злом)
II.
А теперь следующее задание,
чтоб попасть в сказочную страну под названием «Бытовые сказки»:
Белая
скатерть,
Всю
землю одела.
(Снег)
|
Один
костер,
Весь
мир согревает.
(Солнце)
|
На
дереве – дворец,
Во
дворце – певец.
(Скворечник и
скворец)
|
Жители этого государства нам предлагают следующие
задания. Нужно узнать сказки, героев сказок по данным сведениям.
1. «Когда он стал правителем города, то открыл школы
для всех детей. Там обучали их мудрейшие ученые и искусные мастера». («Алимбек»)
2. «Но вот пришла радость: у них родился сын, мальчик
с длинными волосами. Дали ему имя, что означает «белогривый батыр». («Акъял
батыр»)
3. «Во времена давно прошедшие был в одном городе
молодой царь. Невзлюбил он стариков и повелел всех их убить. Лишь один егет
спас отца-старика, спрятав его в подземелье». («Мудрый старик»)
III. Продолжая путешествие мы приближаемся к
границе сказочной страны «Сказки о животных»:
Что
же это за девица
Не
швея, не мастерица,
Ничего
она не шьет,
А
в иголках целый год.
(Ель и
Сосна)
|
Днем
спит,
Ночью
летает
И
прохожих пугает.
(Сова)
|
|
Не
бьет,
Не
ругает
А
от него плачут.
(Лук)
|
|
Зимой
беленький
А
летом серенький.
(Заяц)
|
|
Глаза
– на рогах, а домик – на спине.
(Улитка)
|
|
Вы все конечно любите слушать и читать сказки. Жители
этого государства предлагают нам прочитать и проанализировать сказку «Лиса и
волк» (стр. 61) и ответить на вопросы:
1. Какой показана в сказке Лиса? (хитрая плутовка,
обманщица)
2. А как выглядит Волк в данной сказке? (голодный и
доверчивый)
3. На какую русскую народную сказку она похожа?
IV. А теперь, ребята у нас осталась последняя
сказочная страна под названием «Сказки о батырах» и жители этого государства
предлагают нам ответить на трудные и в то же время интересные вопросы:
Сам
алый сахарный,
Кафтан
зеленый бархатный.
(Арбуз)
|
Без
языка, без голоса
А
все расскажет.
(Книга)
|
Здесь
говорят
А
в Москве слышно.
(Телефон)
|
Летом
гуляет,
Зимой
отдыхает.
(Медведь)
|
1. Что называется сказкой?
(одним из наиболее древних жанров народного
творчества)
2. Какие основные элементы лежат в основе башкирских
сказок?
(фантастика и реальность)
3. На какие группы делятся башкирские народные сказки?
(сказки волшебные, бытовые, о животных и
богатырях)
4. Как звали самого хитроумного героя башкирских сказок?
(Алдар)
5. Какие герои чаще встречаются в башкирских народных сказках?
Молодцы. Вы преодолели все препятствия и оказались внутри сказочного государства
под названием «В мире сказок». Жители сказочной страны очень любят кроссворды и
предлагают нам его отгадать.
|
1
|
|
|
|
Б
|
|
|
|
|
|
|
2
|
А
|
|
|
|
3
|
|
|
|
|
Ш
|
|
|
|
4
|
К
|
|
|
|
|
|
5
|
О
|
|
|
|
|
|
|
|
6
|
|
|
Р
|
|
|
|
|
|
7Т
|
|
|
8
|
|
|
|
|
О
|
|
|
|
|
9
|
|
С
|
|
|
|
|
10Т
|
|
|
|
11
|
|
|
|
|
А
|
|
|
|
12
|
|
|
|
Н
|
|
1. Герой башкирской
сказки, который хотел получить знания в науках и искусстве (Аминбек). 2. Кто
автор устного народного творчества? (народ). 3. При помощи этой игры Аминбек
стал правителем города (сатраш). 4. С помощью этого инструмента Аминбек
выбрался из колодца (скрипка). 5. Один из жанров устного народного творчества
(пословица). 6. Имя батыра, владельца златохвостого-серебряногривого коня
(Кыдрас). 7. Горный богатырь (Тау). 8. Жанр устного народного творчества
(поговорка). 9. При помощи этого умения Аминбек был принят женой караванщика
(письмо). 10. Царь картофеля (Таз). 11. Охотник, не испугавшийся и убивший медведя
(Юлдыбай). 12. Лесной богатырь (Урман).
И так, ребята наше путешествие завершилось, и мы покидаем страну сказок.
Все вы показали, что вы их знаете и любите. В башкирских сказках добро
побеждает зло. Будьте добрыми, честными, храбрыми, смелыми, как герои сказок.
ПРИМЕЧАНИЕ: К уроку прилагается презентация.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.