Инфоурок Биология КонспектыУрок в 9 классе « Борьба за существование»

Урок в 9 классе « Борьба за существование»

Скачать материал

 

Тема урока « Борьба за существование.»

Задачи урока:

- изучить сущность  борьбы за существование ; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

- личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать

 - воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование :

Ход урока

1.     Организационный момент

-Сообщение темы и задач урока

- Психологический настрой

 2.Изучение нового материала.

Проблема урока.

Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)

О каких чудесах природы говорится?

  Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

·        Одним из условий естественного отбора в природе Ч,Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс.яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. Борьба за существование - сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.

·        Самостоятельная работа учащихся

Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа 41 стр 186-188

Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Внутривидовая

 

 

 

Межвидовая

 

 

 

Борьба с неблагоприятными условиями

 

 

 

 

·       Дан перечень конкурирующих организмов и абиотических факторов. Знаком «+» отметьте вид борьбы за существование

 

Примеры конкурирующих организмов

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

С абиотическими факторами

прямая

косвенная

Между близкородственными видами

Хищник\

жертва

 

1.Заяц\волк

 

 

 

 

 

2.Волк\волк за самку

 

 

 

 

 

3.Заяц \кролик

 

 

 

 

 

4.Волк\лисица

 

 

 

 

 

5.Берёза\берёза

 

 

 

 

 

6.Волк\ олень

 

 

 

 

 

7.Берёза /сосна

 

 

 

 

 

8.заяц/паводок  ( наводнение)

 

 

 

 

 

9. Лиса \глубокий снег

 

 

 

 

 

10. Берёза \лесной пожар

 

 

 

 

 

 

3.Закрепление усвоения материала. 

тест

1.     Какой процесс относится к движущим силам эволюции

А) борьба за существование;

В)Относительная приспособленность организмов;

С) Наследственность;

Г) изменчивость.

2. В чём выражается межвидовая борьба за существование

А) Конкуренция между особями разных видов;

В) Конкуренция между особями одного и того же вида;

С)Реакция на неблагоприятные условия неорганической природы;

Г) Ограничение участка обитания системой меток.

3. В ареале чёрная крыса вытесняется серой, ель хорошо развивается под защитой лиственного леса, а потом затеняет его. Какую форму борьбы за существование отражают такие примеры

А) Внутривидовую;

Б)Межвидовую;

В) Симбиоз;

Г)Борьба с абиотическими факторами среды

      4.  На опушке леса стоит одинокая береза. Имеет ли место в этом случае борьба за существование?

А)  да, внутривидовая;

Б)   да, межвидовая;

В)   борьба с неблагоприятными условиями;

Г)   борьбы нет.

4.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а)        плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б)        плодами питаются многие птицы;

в)        всходами питаются травоядные животные;

г)        топчут люди, автомашины, тракторы;

д.)        мешают другие более высокие растения;

е)        одуванчики вытесняют друг друга;

ж)        семена погибают в пустынях, на скалах;

З.)        семена погибают и в средней полосе, если они упадут
в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).

 

 Конкурс кто быстрее приведёт больше правильных примеров разных типов борьбы за существование у растений и у животных.

Вопрос Какая из форм борьбы за существование как наиболее острая? Почему?

4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы.

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: п.41 стр. 186-188

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок в 9 классе « Борьба за существование»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный аналитик

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Задачи урока: - изучить сущность борьбы за существование ; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды. - личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать - воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности. Тип урока: изучение нового материала. Ход урока 1. Организационный момент -Сообщение темы и задач урока - Психологический настрой 2.Изучение нового материала. Проблема урока. Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин) О каких чудесах природы говорится? Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 986 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 18.10.2020 302
    • DOCX 57 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Ковыркина Инна Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Ковыркина Инна Юрьевна
    Ковыркина Инна Юрьевна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 70046
    • Всего материалов: 195

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Менеджер по туризму

Менеджер по туризму

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 460 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 166 человек

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 39 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 360 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по биологии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 63 человека из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 490 человек

Мини-курс

Копирайтинг: от пресс-портрета до коммуникаций

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Работа с детьми с особыми образовательными потребностями

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 358 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 174 человека