Главная / Биология / урок в 9 классе « Борьба за существование»

урок в 9 классе « Борьба за существование»


Тема урока « Борьба за существование.»

Задачи урока:

- изучить сущность борьбы за существование ; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

- личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать

- воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование :

Ход урока

  1. Организационный момент

-Сообщение темы и задач урока

- Психологический настрой

2.Изучение нового материала.

Проблема урока.

Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)

О каких чудесах природы говорится?

Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

  • Одним из условий естественного отбора в природе Ч,Дарвин считал возможное перенаселение видов, возникающее как следствие геометрической прогрессии размножения. Например, аскарида продуцирует в сутки до 200тыс.яиц, самка трески выметывает до 10 млн. икринок, одно растение осота дает до 19тыс. семян, а белена - более 400тыс. И так, плодовитость организмов в целом очень велика, но до половозрелого состояния доживают не все. Значительная часть потомства гибнет по различным причинам. Дарвин делает заключение, что между организмами возникает борьба за существование. Борьба за существование - сложные и многообразные внутривидовые и межвидовые отношения, а также взаимоотношения организмов с факторами среды.

  • Самостоятельная работа учащихся

Задание. Заполните таблицу "Формы борьбы за существование", используя текст параграфа 41 стр 186-188

Форма борьбы

Определение

Причины

Результат борьбы

Внутривидовая

 

 

 

Межвидовая

 

 

 

Борьба с неблагоприятными условиями

 

 

 


  • Дан перечень конкурирующих организмов и абиотических факторов. Знаком «+» отметьте вид борьбы за существование


Примеры конкурирующих организмов

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

С абиотическими факторами

прямая

косвенная

Между близкородственными видами

Хищник\

жертва


1.Заяц\волк






2.Волк\волк за самку






3.Заяц \кролик






4.Волк\лисица






5.Берёза\берёза






6.Волк\ олень






7.Берёза /сосна






8.заяц/паводок ( наводнение)






9. Лиса \глубокий снег






10. Берёза \лесной пожар







3.Закрепление усвоения материала. 

тест

  1. Какой процесс относится к движущим силам эволюции

А) борьба за существование;

В)Относительная приспособленность организмов;

С) Наследственность;

Г) изменчивость.

2. В чём выражается межвидовая борьба за существование

А) Конкуренция между особями разных видов;

В) Конкуренция между особями одного и того же вида;

С)Реакция на неблагоприятные условия неорганической природы;

Г) Ограничение участка обитания системой меток.

3. В ареале чёрная крыса вытесняется серой, ель хорошо развивается под защитой лиственного леса, а потом затеняет его. Какую форму борьбы за существование отражают такие примеры

А) Внутривидовую;

Б)Межвидовую;

В) Симбиоз;

Г)Борьба с абиотическими факторами среды

      4.  На опушке леса стоит одинокая береза. Имеет ли место в этом случае борьба за существование?

А)  да, внутривидовая;

Б)   да, межвидовая;

В)   борьба с неблагоприятными условиями;

Г)   борьбы нет.

4.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а)        плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б)        плодами питаются многие птицы;

в)        всходами питаются травоядные животные;

г)        топчут люди, автомашины, тракторы;

д.)        мешают другие более высокие растения;

е)        одуванчики вытесняют друг друга;

ж)        семена погибают в пустынях, на скалах;

З.)        семена погибают и в средней полосе, если они упадут
в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).


Конкурс кто быстрее приведёт больше правильных примеров разных типов борьбы за существование у растений и у животных.

Вопрос Какая из форм борьбы за существование как наиболее острая? Почему?

4. Итог урока: отвечаем на проблему урока: в результате борьбы за существование происходит естественный отбор, приспособленные организмы к окружающей среде дают чудо природы - многообразие видов! Мы ответили на вопрос урока? Ч.Дарвин вывел основные законы природы.

Оценки за урок.

5. Домашнее задание: п.41 стр. 186-188



урок в 9 классе « Борьба за существование»
  • Биология
Описание:

Задачи урока:

- изучить сущность  борьбы за существование ; показать значение теории Ч.Дарвина для современной науки; укрепить понимание взаимосвязи организмов и окружающей среды.

- личностноориентированая мотивация учащихся, выделять главное, сформировать умение анализировать

 - воспитание познавательного интереса к изучаемому материалу, экологическое воспитание, чувства гражданской ответственности.

Тип урока: изучение нового материала.

 

Ход урока

1.     Организационный момент

-Сообщение темы и задач урока

- Психологический настрой

 2.Изучение нового материала.

Проблема урока.

Полна, полна чудес могучая природа. (А.С.Пушкин)

О каких чудесах природы говорится?

  Учащиеся предлагают разные версии. На вопрос урока ответим, изучив тему урока.

Автор Лило Юлия Геннадьевна
Дата добавления 14.03.2015
Раздел Биология
Подраздел Конспекты
Просмотров 1235
Номер материала 57994
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓