Урок в 9 классе

СОЧИНЕНИЕ ПО ВООБРАЖЕНИЮ

(урок развития связной речи - сочинение под музыку П.И.Чайковского «Времена года. Зима. Декабрь. Святки»)

Тема: сочинение по воображению.

Цели:

Образовательная – написать сочинение – описание о зиме.

Воспитательная – содействовать в ходе урока воспитанию творческого подхода к написанию сочинения.

Развивающая - развивать связную речь учащихся, развивать познавательные интересы детей.

Оборудование: портрет П.И.Чайковского, бумажные снежинки, плакаты с определениями музыкальных терминов, со стихотворением о музыке, тексты стихотворений о зиме, иллюстрации- репродукции картин - зимних пейзажей.

Оформление доски: тема «П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки».

Мелодия- /

Темп- /

Лад- /Определения этих терминов закрыты.

Эпиграф: Ты думаешь, эти мелодии – дело струны?

То звуки, рождённые в сердце, слышны.

Р.Гамзатов

Печальна и чиста,

Как жизнь, людьми любима,

Как жизнь, ты не проста,

Как жизнь, непостижима,

Музыка!..

К.Кулиев

Х О Д У Р О К А

Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствует музыка. Настоящая, классическая музыка, то есть музыка на века. Сменяются поколения людей на земле, а имя великого музыканта остаётся в памяти живущих, потому что без музыки жить если и возможно, то очень и очень обеднено духовно. Как художник выражает свои чувства красками на холсте, как писатель открывает людям свою душу словами, так композитор выражает себя звуками, музыкой. Прочитайте строчки известных поэтов о музыке. Они говорят о том, что музыка, прежде чем излиться из-под струн или клавиш, рождается в сердце, что она нужна людям, хотя и не проста. А чтобы постичь музыку, надо её слушать.

Мы будем слушать музыку Петра Ильича Чайковского. Посмотрите, какое у него красивое, одухотворённое лицо!

Заранее подготовленные ученики рассказывают биографию композитора:

Пётр родился в 1840 году в семье начальника большого завода в городе Воткинск, в Приуралье. Жена заводчика, Александра Андреевна, урождённая Ассиер, очень любила музыку. У Пьера, как звали его в семье, была старшая сестра Зина, два брата и младшая сестра. Уже в четыре года он готов был целыми днями просиживать у фортепиано, он был одержим музыкой. И во сне он видит, слышит музыку. Мальчик очень чувствителен, любит всё окружающее, желает добра всем людям.

Почти мальчиком он начал учиться в Петербургском училище правоведения, после окончания которого был определён на службу в департамент министерства юстиции. Три невероятно долгих и скучных года он старался исправно выполнять свои обязанности. И, наконец, не выдержал: не бросая службу, поступил в только что открывшуюся в Петербурге консерваторию. Проучившись там год, юноша, к великому огорчению и недоумению родных, бросил департамент, решив связать навсегда свою жизнь с музыкой. Он писал брату Николаю: «С Глинкой мне, может быть, не сравняться, но – увидишь, что ты будешь гордиться родством со мной!»

Слава, цветы, аплодисменты, восторженные отклики в газетах, десятки предложений приехать на гастроли в города России, Европы и Америки – всё это было гораздо позднее. А сначала были годы упорных занятий и первые серьёзные опыты. Похвалы и резкие замечания требовательного учителя Антона Рубинштейна, композитора и пианиста, директора и основателя консерватории. Уроки музыки в богатых домах ради заработка – утомительные, иногда унизительные. Окончив консерваторию, Пётр Ильич получает диплом свободного художника. Он преподаёт во второй русской консерватории в Москве, которую открыл брат Антона Рубинштейна – Николай. У Чайковского есть талант и знания, он многое может дать начинающим музыкантам. Характер крайне застенчивый, скромный и мечтательный. 12 лет занятий со студентами, полезных, нужных, интересных, но отнимавших много времени и сил. Отвлекавших от музыки, своей, собственной. Но и того времени, что у него было, хватало на создание многих замечательных творений. В эти годы родились его первые оперы и симфонии, знаменитые симфонические фантазии «Ромео и Джульетта», «Буря», «Франческа де Римини», Первый концерт для фортепиано с оркестром, романсы, камерные сочинения и музыка лучшего в мире балета «Лебединое озеро».

Начиная с 1877 года композитор очень много странствовал за границей, а на зиму возвращался в Россию. За семь лет он объездил многие города Германии, Франции, Италии, Швейцарии. И путешествия не мешали творчеству. За эти годы написаны оперы «Евгений Онегин», «Орлеанская дева», «Мазепа», а также «Четвёртая симфония», «Итальянское каприччио», «Струнная серенада», Торжественная увертюра «1812 год»Второй фортепьянный и скрипичный концерты, множество камерных сочинений и романсов, знаменитое Трио памяти Н.Г.Рубинштейна.

Однако ни шумный успех за границей, ни яркие красоты чужих пейзажей не могли одолеть тоску по родине. В одном из его писем были такие слова: «Я ещё не встречал человека более меня влюблённого в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи.» Поэтому такими русскими получались у него романсы, камерные пьесы, оперы, симфонии.

После семи лет странствий Пётр Ильич поселился, наконец, в тихом провинциальном уголке на окраине Клина, недалеко от Москвы. Там он арендовал дом до конца своей жизни, до 1893 года. Купить этот дом он не имел возможности, а все деньги, что имел, отдал на строительство школы для клинских ребятишек.

Учитель: У любого времени года – своя музыка. Восхищение природой всегда сродни музыке. Любоваться окружающим миром – это всё равно что слушать или сочинять музыку. Послушайте стихотворение Владимира Степанова «Струна». Оно как раз об этом:

Январский мороз

Прикоснётся к струне-

Она далеко

Зазвенит в тишине.

На улицу выйдешь,

Шагнёшь, и вокруг

Рассыплется вдруг

Удивительный звук.

И даже когда

Незаметно вздохну-

Дыханием я

Растревожу струну.

Замрёшь- всё равно

Неспокойна струна…

От звёзд до земли

Протянулась она.

Фортепианный цикл, с которым мы сегодня познакомимся, состоит из 12 пьес. Каждая музыкальная картинка соответствует месяцу года. Мы будем слушать пьесу «Декабрь. Рождество». Она поможет вам увидеть то, что видел композитор.

Общее настроение «Времён года» грустное, элегическое, несмотря на возникающие порой светлые и радостные эпизоды. Смены месяцев вызывают где-то в глубине сознания мысль об уносящейся жизни.

Во многих пьесах цикла слышатся тонко применённые звукоизобразительные приёмы: пение жаворонка, плеск волн, сигналы охотничьих рогов, звон колокольчиков удаляющейся тройки. Это помогает композитору раскрыть перед слушателями правдиво и поэтично нарисованные картины природы и народного быта.

Святки – старинный русский праздник перед Новым годом и после Нового года. Праздник с ночным гаданием и ряжеными, с предчувствием радостей, а может быть, и печалей. Зная название музыкальной пьесы – «Зима. Декабрь. Рождество», видя иллюстрации на темы зимы, читая стихотворения, тексты которых разложены у вас на столах, слушайте музыку, представляйте то, что, наверное, видел композитор. И записывайте, что вы представили. Пять минут будет звучать музыка. Пять минут вы будете слушать, и представлять, и записывать. Никого нет в классе – только вы и музыка.

(Звучит музыка).

Учитель: Как восприняли вы музыку? Какая она? Какие чувства вызвала она у вас? (Дети отвечают) Итак, ни у одного из вас она не вызвала отрицательных эмоций: красивая, лёгкая.

-Какое настроение передаёт автор этой мелодией?

-А какие образы возникли у вас?

-Какими эпитетами можно охарактеризовать эту музыку? (Обращение к таблицам)

- А можно подобрать стихи, которые соответствуют этому содержанию? («Мороз и солнце, день чудесный» и другие)

-Какие средства выразительности существуют в музыке (в литературе – эпитеты, метафоры, сравнения…) – см. запись на доске:

МЕЛОДИЯ – душа музыки.

ТЕМП- ускорение, замедление.

ЛАД – грусть, радость (минор, мажор).

ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ:

На доске могут быть записи:

МЕЛОДИЯ

УДИВИТЕЛЬНЫЙ

ДИВНЫЙ

ОЧАРОВАТЬ

весёлая


изумительный

чудный

околдовать

задумчивая


поразительный

чудесный

обворожить

волшебная


дивный

волшебный

заколдовать

плавная


чудный

сказочный

заворожить

минорная



фантастический

зачаровать

мажорная





прекрасная





неудержимая




радостная


задорная




неторопливая




Примеры стихотворений, розданных учащимся:

Забавная игрушка,

Волшебный пастушок,

Но лучше всех хлопушка,

Орешек и флажок!

К матрёшке в сарафане

Повесил мяч Илья,

Две звёздочки в кармане,

А их повешу я!

Мороз – волшебник!

Это видно сразу:

Я свой альбом ещё не открывала,

А он уже бес кисточек.

Без красок

Все окна за ночь

Нам разрисовал!

Спит метелица сиплая

Среди стылых берёз,

Но трещать и поскрипывать

Не устанет мороз.

Стужа в чаще берёзовой,

Пламенеет восход.

А он ходит по просеке

И сосульки грызёт.



Словарная работа: назвать и объяснить записанные на доске слова с пропущенными буквами:

Фортеп…я(н,нн)ый ц…кл, праз…ничные дни и в…чера, к…лядки, н…в…годняя ёлка, задумч…вый, вкус…ный, т…л…визио(н,нн)ые пер…дачи.

Варианты начала сочинения:

  1. На улице – праздничное оживление.

  2. Я смотрю на улицу из окна.

  3. В доме тепло, на окнах – морозные узоры. А что за ними?



-Ещё раз слушаем музыку, записываем связно то, что у вас получилось. У вас может получиться описание или повествование, а может быть, даже рассуждение. Может получиться проза, а могут быть и стихи.

-Читаем, что же вы написали.



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: переписать сочинение в тетрадь.



ИЛЛЮСТРАЦИИ – РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.



Зимний лесСнежная тропа



Глубокое молчаниеДомик в зимнем лесу



Ветренный зимний деньТишина в зимнем лесу









Морозные узоры на стеклеЗимний лес



Море на фоне снегаДомишки в снегу



TUT.BY ФОТО ТУТ - С Наступающим Новым Годом!http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=bca16fd300cce3c19029f844d85e4617-16-144&n=21







http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=2a4714affdbfc5050475d50c6087d523-05-144&n=21Фото зима, новий рік, приколи, пейзажі, позитив, звірі, свята, тваринки, різдво, вітання, листівки, анімаційні картинки, кумедні



http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=afa0e6988b56cbd587c3cbcab674e9a8-07-144&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=53e48142e4c0d50b16dcfbdd3177844a-20-144&n=21

















Урок в 9 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

СОЧИНЕНИЕ ПО ВООБРАЖЕНИЮ

(урок развития связной речи - сочинение под музыку П.И.Чайковского  «Времена года. Зима. Декабрь. Святки»)

Тема: сочинение по воображению.

Цели:

Образовательная – написать сочинение  – описание о зиме.

Воспитательная – содействовать в ходе урока  воспитанию творческого подхода  к написанию сочинения.

Развивающая - развивать связную речь учащихся, развивать познавательные интересы детей.

Оборудование: портрет П.И.Чайковского, бумажные снежинки, плакаты с определениями музыкальных терминов,  со стихотворением о музыке, тексты стихотворений о зиме, иллюстрации- репродукции картин - зимних пейзажей.

Оформление доски: тема «П.И.Чайковский «Времена года. Декабрь. Святки».

Мелодия-  /

Темп-         /

Лад-           /Определения этих терминов закрыты.

Эпиграф:    Ты думаешь, эти мелодии – дело струны?

                      То звуки, рождённые в сердце, слышны.

                                               Р.Гамзатов

                      Печальна и чиста,

                      Как жизнь, людьми любима,

                      Как жизнь, ты не проста,

                      Как жизнь, непостижима,

                      Музыка!..

                                               К.Кулиев

                                               Х О Д    У Р О К А

Учитель:   Сегодня у нас на уроке присутствует музыка. Настоящая, классическая музыка, то  есть музыка на века. Сменяются поколения людей на земле, а имя великого музыканта остаётся в памяти живущих, потому что без музыки жить если и возможно, то очень и очень обеднено духовно. Как художник выражает свои чувства красками на холсте, как писатель открывает  людям свою душу словами, так композитор выражает себя звуками, музыкой. Прочитайте строчки известных поэтов о музыке. Они говорят о том, что музыка, прежде чем излиться из-под струн или клавиш, рождается в сердце, что она нужна людям, хотя и не проста. А чтобы постичь музыку, надо её слушать.

Мы будем слушать музыку Петра Ильича Чайковского. Посмотрите, какое у него красивое, одухотворённое лицо!

 

Заранее подготовленные ученики рассказывают биографию композитора:

Автор Андреева Нина Васильевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 774
Номер материала 49922
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓