урок в 9 классе

Русская речь. 9 класс.

Тема урока: СПП с придаточными изъяснительными

Цели урока:

  • знать, на какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные, к чему они относятся; их место в сложном предложении, способы связи придаточных изъяснительных с главным предложением; как правильно расставлять знаки препинания, составлять схемы предложений с придаточными изъяснительными;

  • уметь отличать придаточные изъяснительные от других типов придаточных; повторить сведения о придаточных обстоятельственных.

  • воспитывать в себе речевую компетентность, интерес к русскому языку, речевой культуре.

Оборудование урока: раздаточный материал (карточки, текст), учебник, тетрадь, использование ИКТ (презентация, электронный тренажер, тест).


Ход урока:

  1. Орг. этап. Психологический настрой «Подари улыбку»

Улыбка ничего не стоит, но много даёт. Она обогащает тех, кто её получает, не обедняя при этом тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остаётся порой навсегда. Она создаёт счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей. Подарите друг другу улыбку. И с этой улыбкой начнем урок.

«Мозговая атака» (Отвечаем на вопросы)

- Предложение, в котором только одна грамматическая основа (простое)

-Связь в сложных предложениях (союзная и бессоюзная)

- Виды сложных предложений (ССП и СПП)

- Угадайте по вопросам, союзам и союзным словам типы придаточных(на слайдах)

- За сколькими зайцами нельзя угнаться? (За двумя.)

- Золотое колесо в синем небе? (Солнце.)

- Сколько букв в русском алфавите? (33)

- Назовите три последние буквы алфавита. (Э, ю, я.)

- Какой сегодня день? (Пятница, 22 февраля.)

- Записываем в тетради: 22 февраля. Классная работа. А прежде чем написать тему проведем небольшое наблюдение.

  1. Наблюдение и вывод

1) Ребята видели… 2) Они думали…. 3) Им казалось…. 4) Они рады…. 5) Приятно….

Беседа: · Можно ли считать законченными данные предложения?

· Какие вопросы от каждого глагола здесь напрашиваются?

· Какие придаточные можно присоединить к этим главным предложениям?


3. Определение темы и цели урока. (Запись в тетради темы)


4. Изучение нового

1. Изучение теоретического материала учебника ( стр.107-108).2 мин.

2. Работа в паре (обсуждаем, пересказываем друг другу) 2 мин.

  1. Что мы узнали о придаточных изъяснительных? (сообщение по опорной схеме)

  2. Есть ли в казахском языке придаточные изъяснительные (на основе сравнения предложений учащиеся самостоятельно делают вывод: в казахском языке отсутствуют придаточные изъяснительные, а значение изъяснения передается простыми предложениями с развернутыми второстепенными членами).

  3. Какую роль играет указательное слово в главном предложении? (по предложениям приходят к выводу о том, что в главном предложении при поясняемых словах может быть указательное слово то в разных падежах, которое служит для усиления смысла придаточного предложения, выступает в роли дополнения)

  4. По предложениям и их схеме должны прийти к выводу о том, что обычно придаточные изъяснительные стоят после главного предложения, так как следуют за словом, к которому относятся.

  5. Реализация воспитательной цели урока:

- Предлагаю прослушать текст.

1. Прослушивание текста Д.Лихачева о культуре речи.

2. (Раздаются тексты дополнительно) Беседа по прослушанному и прочитанному.

Вопрос: О чем шла речь? (Ответы детей)

Мы прослушали отрывок из статьи Д.Лихачева о культуре речи. Речь Дмитрия Сергеевича Лихачева является эталоном современного русского языка.

А теперь, дорогие друзья, главный вопрос: «Как научиться высокой культуре речи, то есть доброречию?» (ответы учащихся)

Для этого необходимо не только знать правила и нормы русского языка. Не менее важно — читать и слушать тех, кто оставил нам высочайшие образцы русской словесности! Русская литература очень богата словесными сокровищами. Читая вслух лучшие произведения русских поэтов и писателей, переписывая их под диктовку, изучая содержание этой литературы, можно постепенно и самому научиться правильно писать и говорить чистым и красивым языком.

И напротив, если слух наш будет постоянно воспринимать только косноязычные фразы, сленг, жаргон, блатной язык и ненормативную лексику, то о какой культуре речи может идти речь? И как наше слово отзовется в окружающем мире?

Хорошо, если наше слово будет нести в мир радость, свет, добро и любовь. Давайте, друзья, любить язык и охранять чистоту слова!


5. Закрепление

1..Работа по тренажеру

Задания по теории, практике, пунктуационные задания.
















6. “Верные и неверные утверждения” (индивидуальная работа) (Цифровой диктант).

- Прослушайте “верные и неверные” утверждения, Если вы согласны с данным утверждением, поставьте цифру 1, если не согласны – поставьте 0.

  • Изъяснительные придаточные отвечают на вопросы дополнения

  • Изъяснительные придаточные присоединяются к главному при помощи союзов ЧТО, ЕСЛИ, ЧТОБЫ, ТАК КАК

  • Предложение – это синтаксическая единица.

  • ОДНАКО – подчинительный союз.

  • Сложноподчинённое предложение состоит из главного и придаточного предложения.

  • В предложении СДЕЛАНО ВСЁ, ЧТОБЫ Я МОГ ЖИТЬ СПОКОЙНО первая часть – придаточное предложение.

  • Союзное слово является членом предложения.

Взаимопроверка

- Поменяйтесь тетрадями и проверьте, какое сочетание цифр у вас получилось при составлении ответов. (Правильный ответ на доске: 1010101). Поднимите руку, у кого ни одной ошибки (одна, две)?

3. Тест


7. Стадия рефлексии

Итоги урока.

Используя СПП с придаточными изъяснительными, ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали на уроке?»


8. Домашнее задание: Упр. 183 на стр.116

урок в 9 классе
  • Русский язык и литература
Описание:

разработка урока русской речи в 9 классе  по   теме "СПП с придаточным  изъяснительным" состоит из "мозгового штурма", актуализации знаний, самостоятельного изучения нового и выводов, закрепления, повторения и рефлексии. Используется ИКТ.Тренажер по русскому языку изготовлен специально по теме и дает  возможность заинтересовать учеников интересными заданиями и красивым оформлением, в то же время- закрепить новую тему.При мозговой атаке благодаря использованным вопросам удается повторить пройденные темы. Рефлексия урока также посвящена самостоятельной работе. Дети рассказывают о своих впечатлениях, используя СПП с придаточными изъяснительными, сами того не подозревая.

Автор Шахатова Рабига Оналбековна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 896
Номер материала 23217
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓