Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок в 6 классе на тему

Урок в 6 классе на тему

Скачать материал

Урок в 6 классе на тему "Что такое причастие".

 

ЦЕЛЬ:

Познакомить обучающихся с новой для них частью речи – причастием.

ЗАДАЧИ:

1. Познакомить с основными грамматическими признаками, свойственными  причастию.

2. Формировать умения отличать причастия от прилагательных и глаголов.

3. Прививать любовь к литературе как к искусству слова.

 

ХОД УРОКА.

I.Организационный момент. Записываем число, слова «Классная работа».

II. Работа над новым материалом.

1.      Сегодня на уроке нам предстоит знакомство с новой для вас частью речи.

- Давайте понаблюдаем. Читаем предложения. Кто автор двух из них, а какое предложение не принадлежит перу этого писателя? Почему так решили?

Крепко задумался козак над её словами. (Н.В.Гоголь «Майская ночь»)

Угрюмый и задумчивый был обыкновенно Адриан Прохоров. (Пушкин, «Гробовщик»).

Задумавшийся вечер мечтательно обнимал синее небо. (Н.В.Гоголь «Майская ночь»)

(правильный ответ идет в зачет литературы)

- Мы еще встретимся сегодня с произведениями Н.В.Гоголя, а сейчас вам необходимо выписать из предложений однокоренные слова, обозначить корень, указать грамматические признаки знакомых частей речи.

- Какие слова вы выписали? (задумался, задумчивый, задумавшийся)
- Давайте определим, какой частью речи является каждое из этих слов? Какие грамматические признаки вами указаны для каждой части речи?

задумался – действие – глагол,  ед.ч., м.р., сов.вид, прош.вр., неперех., 1 спр., изъяв.накл., возвратный

задумчивый - признак предмета - имя прилагательное, ед.ч., м.р., И.п., качеств.,

Задумавшийся - ?

 

- В чем возникла сложность при работе со словом  задумавшийся? (сложно определить, что это за часть речи)

-А возникла ли сложность при определении грамматических признаков? С какими частями речи схожа данная? (прилагательное, глагол)

-Какие грамматические признаки, свойственные прилагательному, свойственны и данному слову? Что перешло от глагола?

Задумавшийся -   ед.ч., м.р., И.п., сов.вид, прош.вр., возвратный.

- Мы еще не знаем название этой части речи, но о ней уже знаем многое. Давайте подумаем  над словами, сказанными В.И.Далем о данной части речи, быть может, это подскажет нам тему сегодняшнего урока:

 “Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного”.

- Как вы понимаете эти слова? Как понимаете значение слова ПРИЧАСТНЫЙ?(имеющий  непосредственное отношение, касательство к чему-либо .  Я тому греху непричастен, я ошибкой осужден. Максим Горький, «Старик».)

- Итак, запишите тему урока: «Причастие».

- Объясните, как вы понимаете это слово?

- Выделим орфограммы в этом слове. (при , ча )
- Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный, приближенный)

- Чем эта часть речи причастна глаголу? Чем прилагательному?

Признаки глагола (постоянные)

Признаки прилагательного

 (непостоянные)

1. Вид

1. Падеж

2. Время

2. Число

3. Возвратность

3. Род

- Признаки, которые причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки прилагательного – непостоянные.

- Сравним значения слов по времени: задумчивый и задумавшийся.

- Таким образом, признак причастия отличается от признака прилагательного. (Задумчивый - постоянный признак, а задумавшийся - признак временный, признак, приобретенный во времени или по действию)

- Итак, глагол обозначает действие, прилагательное – признак.  Что же будет обозначать причастие? (признак, но только по действию)

I I I. Работа с учебником. Стр.151 - 153.

- О каких точках зрения ученых относительно причастия вы узнали из учебника?

- Запись в общую тетрадь: Причастие – это особая форма глагола, обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?

IV. Тренировочные упражнения. Отрабатываем навык нахождения причастий в тексте, определения у них грамматических признаков.

* Из данного текста выписать словосочетания «причастие + слово, от которого оно зависит», определить грамматические признаки причастия.

Под самым покутом, на почетном месте, сидел гость – низенький, толстенький человечек с маленькими вечно смеющимися глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с каким курил он свою коротенькую люльку поминутно сплевывая превращенный в золу табак. Орлиный глаз его, как вечереющее солнце, начинал мало-помалу жмуриться. На конце стола курил люльку десятский, сидевший из почтения к хозяину в свитке.

смеющимися глазками: прил.: множ.ч., Т.п.

                                          глаг.: несов.вид, наст.вр., возвр.

 табак превращенный: прил.: м.р., ед.ч., В.п.

                                        глаг.: сов.вид, прош.вр., невозвр.

 

вечереющее солнце: прил.: ср.р., ед.ч., И.п.

                                        глаг.: несов.вид, наст.вр., невозвр.

 

десятский, сидевший: прил.: м.р., ед.ч., И.п.

                                        глаг.: несов.вид, прош.вр., невозвр.

 

- Кто узнал, из какого произведения взят данный отрывок?

 

(правильный ответ идет в зачет литературы)

- Итак,  что вы узнали о признаках причастия?

- Когда мы даем определение любой части речи, мы называем: а) что эта часть речи обозначает, б) какие грамматические признаки свойственны этой части речи, в) синтаксическая роль данной части речи. Давайте поговорим о в). Выполните синтаксический разбор предложения.

Запах от цветущих яблонь и ночных цветов лился по земле. (все обучающиеся работают в тетрадях, а один обучающийся выполняет работу с закрытой стороны доски. После выполнения  работы доска открывается, идет проверка.)

- Какова же синтаксическая роль причастия?

- Чтобы не путать причастие с другими частями речи, нужно знать. Что у него есть свои опознавательные морфемы. Найдите причастие в словообразовательной цепочке, какая морфема общая у всех причастий?

развить – развиться- развиваться- развивающий

думать – задуматься – задумываться – задумывающийся

вечер – вечереть - вечереющий

- Действительно, причастие имеет следующие суффиксы:

Причастия

Образуются от глагола при помощи суффиксов

-ущ—ющ-

-ащ—ящ-

-ом—ем—им-

-енн—нн-

-вш—ш-

                                                                              -т-

- Прочитаем, что написано о суффиксах причастия в учебнике на странице 154.

V.Закрепление.

Стр. 154, упр. 393. (записать причастия, выделить в них суффиксы)

VI. Итог урока.

- Что обозначает причастие?

- Какие грамматические признаки взяты причастием от глагола?

- Какие грамматические признаки взяты причастием от прилагательного?

- Какова синтаксическая роль причастия?

- Какую роль причастие играет в речи?

VII. Домашнее задание.

1.      Правило.

2.      В учебнике литературы к произведению Н.В.Гоголя «Майская ночь, или утопленница» приложены иллюстрации различных художников. Вам нужно рассмотреть эти иллюстрации и составить 7 предложений, употребив в них причастия. Суффиксы причастий выделить, грамматические признаки обозначить, подчеркнуть причастие как член предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III. Закрепление.

А теперь, зная, что такое причастие, зная его опознавательные суффиксы, попробуем выполнить следующее задание.

Выпишите из следующих предложений в правый столбик прилагательные, а левый – причастия.

1.      На улице светило яркое солнце.

2.      Медведь, уснувший в берлоге, проспит до весны.

3.      По реке, скованной льдом. Можно кататься на коньках.

4.      С неба падали холодные снежинки.

5.      Смирно стоят зеленеющие ели.

6.      В поле завывает злая вьюга.

7.      Падающий снег сверкал на солнце.

8.      Заяц оставил на снегу маленькие следы.

9.      Заколдованный лес притягивает своей загадочной красотой.

Давайте проверим, что вы выписали.

Проверим.

яркое

заснувший

холодное

скованной

маленькие

зеленеющие

загадочные

падающие

злая

заколдованный

Выделите суффиксы причастий.

У кого все выполнено без ошибок?

А теперь мы попробуем не только находить причастие, но и научимся определять его признаки.

Упражнение № 300.

Пронизанных туч – пронизать.

совершенный вид;
прошедшее время;
невозвратный;
в форме множ. числа;
прошедшего времени.

 Какой признак вы не смогли определить? Почему?

Что вызвало затруднения? (в этом случае обращение к учебнику)

IV. Итоги урока.

Что мы сегодня узнали?
Что узнали нового?
А еще?
Какие есть признаки?
От каких частей речи?
От какой части речи зависит?
Чем является в предложении?
От какой части речи образуется
При помощи чего? Каких?

V. Домашнее задание.

Параграф 24 (повторить),

Упражнение № 300 (по образцу).

Выставление оценок за урок.

Поделиться…

© 2003–2015 ИД «Первое сентября»

Адрес: ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»

Эл. почта: festival@1september.ru     Телефон: +7 (499) 249-52-53

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок в 6 классе на тему"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Инструктор по туризму

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок знакомит обучающихся с новой для них частью речи - причастием. В своей разработке использую межпредметную связь русский язык - литература, при этом учитываю, какое произведение изучается в данное время по литературе. Это дает возможность заинтересовать обучающихся литературным произведением, а заодно и проверить, насколько внимательно дети читают художественную литературу. Заинтересованность детей в данном синтезе предметов заключается в том, что и на уроке русского языка можно получить бонус по литературе. Подобные уроки провожу не чаще 2-3 в четверть, так как они требуют особой подготовки.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 660 666 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 10-11 классы
  • Учебник: «Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
  • Тема: Раздел I. Текст как средство коммуникации. Совершенствование текста
  • 03.10.2020
  • 325
  • 0
«Русский язык и литература. Русский язык. Базовый и углублённый уровни», Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Курцева З.И., Чиндилова О.В.
Конструкт урока по русскому языку. Тема: Слова однозначные и многозначные.
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.
  • Тема: Урок 89. Слова однозначные и многозначные
  • 03.10.2020
  • 611
  • 6
«Русский язык (в 2 частях)», Иванов С.В., Евдокимова А.О., Кузнецова М.И. / Под ред. Иванова С.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 300
    • DOCX 30.1 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Витлицкая Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Витлицкая Ольга Васильевна
    Витлицкая Ольга Васильевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 858
    • Всего материалов: 2

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 123 человека из 43 регионов

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 483 человека из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 630 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 337 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 119 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 44 человека

Мини-курс

Художественная гимнастика: углубленная физическая подготовка

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе