Урок в 6
классе на тему "Что такое причастие".
ЦЕЛЬ:
Познакомить
обучающихся с новой для них частью речи – причастием.
ЗАДАЧИ:
1. Познакомить
с основными грамматическими признаками, свойственными причастию.
2. Формировать
умения отличать причастия от прилагательных и глаголов.
3. Прививать
любовь к литературе как к искусству слова.
ХОД
УРОКА.
I.Организационный
момент. Записываем число, слова «Классная работа».
II. Работа
над новым материалом.
1. Сегодня
на уроке нам предстоит знакомство с новой для вас частью речи.
- Давайте понаблюдаем. Читаем предложения. Кто автор двух из
них, а какое предложение не принадлежит перу этого писателя? Почему так решили?
Крепко задумался
козак над её словами. (Н.В.Гоголь «Майская ночь»)
Угрюмый и задумчивый
был обыкновенно Адриан Прохоров. (Пушкин,
«Гробовщик»).
Задумавшийся вечер
мечтательно обнимал синее небо. (Н.В.Гоголь «Майская ночь»)
(правильный ответ
идет в зачет литературы)
- Мы еще встретимся сегодня с
произведениями Н.В.Гоголя, а сейчас вам необходимо выписать из предложений
однокоренные слова, обозначить корень, указать грамматические признаки знакомых
частей речи.
- Какие слова вы
выписали? (задумался, задумчивый, задумавшийся)
- Давайте определим, какой частью речи является каждое из этих слов? Какие
грамматические признаки вами указаны для каждой части речи?
задумался – действие – глагол, ед.ч., м.р.,
сов.вид, прош.вр., неперех., 1 спр., изъяв.накл., возвратный
задумчивый -
признак предмета - имя прилагательное, ед.ч., м.р., И.п., качеств.,
Задумавшийся - ?
|
- В чем возникла
сложность при работе со словом задумавшийся? (сложно определить, что это за
часть речи)
-А
возникла ли сложность при определении грамматических признаков? С какими
частями речи схожа данная? (прилагательное, глагол)
-Какие
грамматические признаки, свойственные прилагательному, свойственны и данному
слову? Что перешло от глагола?
Задумавшийся - ед.ч.,
м.р., И.п., сов.вид, прош.вр., возвратный.
- Мы еще не знаем название этой
части речи, но о ней уже знаем многое. Давайте подумаем над словами,
сказанными В.И.Далем о данной части речи, быть может, это подскажет нам тему
сегодняшнего урока:
“Часть речи,
причастная к глаголу, в образе прилагательного”.
- Как вы понимаете эти слова? Как
понимаете значение слова ПРИЧАСТНЫЙ?(имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-либо . ◆ Я тому греху непричастен,
я ошибкой осужден. Максим Горький,
«Старик».)
- Итак, запишите
тему урока: «Причастие».
- Объясните, как вы
понимаете это слово?
- Выделим орфограммы
в этом слове. (при , ча )
- Исторически приставка стала частью корня. (причастие – причастный,
приближенный)
- Чем эта часть речи
причастна глаголу? Чем прилагательному?
Признаки глагола (постоянные)
|
Признаки прилагательного
(непостоянные)
|
1. Вид
|
1. Падеж
|
2. Время
|
2. Число
|
3.
Возвратность
|
3. Род
|
- Признаки, которые
причастие заимствует от глагола – это постоянные признаки. А признаки
прилагательного – непостоянные.
- Сравним значения
слов по времени: задумчивый и задумавшийся.
- Таким образом,
признак причастия отличается от признака прилагательного. (Задумчивый -
постоянный признак, а задумавшийся - признак временный, признак, приобретенный
во времени или по действию)
- Итак, глагол
обозначает действие, прилагательное – признак. Что же будет обозначать
причастие? (признак, но только по действию)
I I I.
Работа с учебником. Стр.151 - 153.
- О каких точках
зрения ученых относительно причастия вы узнали из учебника?
- Запись в общую
тетрадь:
Причастие – это особая форма глагола, обозначает
признак предмета по действию, отвечает на вопрос какой?
IV. Тренировочные
упражнения. Отрабатываем навык нахождения причастий в тексте, определения у них
грамматических признаков.
* Из данного
текста выписать словосочетания «причастие + слово, от которого оно зависит»,
определить грамматические признаки причастия.
Под самым покутом, на
почетном месте, сидел гость – низенький, толстенький человечек с маленькими
вечно смеющимися глазками, в которых, кажется, написано было то удовольствие, с
каким курил он свою коротенькую люльку поминутно сплевывая превращенный в золу
табак. Орлиный глаз его, как вечереющее солнце, начинал мало-помалу жмуриться.
На конце стола курил люльку десятский, сидевший из почтения к хозяину в свитке.
смеющимися глазками: прил.: множ.ч., Т.п.
глаг.: несов.вид,
наст.вр., возвр.
табак превращенный: прил.: м.р., ед.ч., В.п.
глаг.: сов.вид,
прош.вр., невозвр.
вечереющее солнце: прил.: ср.р., ед.ч., И.п.
глаг.: несов.вид,
наст.вр., невозвр.
десятский, сидевший: прил.: м.р., ед.ч., И.п.
глаг.: несов.вид,
прош.вр., невозвр.
-
Кто узнал, из какого произведения взят данный отрывок?
(правильный ответ
идет в зачет литературы)
- Итак, что вы
узнали о признаках причастия?
- Когда мы даем
определение любой части речи, мы называем: а) что эта часть речи обозначает, б)
какие грамматические признаки свойственны этой части речи, в) синтаксическая
роль данной части речи. Давайте поговорим о в). Выполните
синтаксический разбор предложения.
Запах от цветущих
яблонь и ночных цветов лился по земле. (все обучающиеся работают в
тетрадях, а один обучающийся выполняет работу с закрытой стороны доски. После
выполнения работы доска открывается, идет проверка.)
- Какова же
синтаксическая роль причастия?
- Чтобы не путать
причастие с другими частями речи, нужно знать. Что у него есть свои
опознавательные морфемы. Найдите причастие в словообразовательной цепочке,
какая морфема общая у всех причастий?
развить
– развиться- развиваться- развивающий
думать
– задуматься – задумываться – задумывающийся
вечер – вечереть -
вечереющий
- Действительно,
причастие имеет следующие суффиксы:
Причастия
Образуются от глагола при помощи суффиксов
-ущ—ющ-
-ащ—ящ-
-ом—ем—им-
-енн—нн-
-вш—ш-
-т-
- Прочитаем, что
написано о суффиксах причастия в учебнике на странице 154.
V.Закрепление.
Стр. 154, упр. 393.
(записать причастия, выделить в них суффиксы)
VI. Итог
урока.
- Что обозначает
причастие?
- Какие
грамматические признаки взяты причастием от глагола?
- Какие
грамматические признаки взяты причастием от прилагательного?
- Какова
синтаксическая роль причастия?
- Какую роль
причастие играет в речи?
VII.
Домашнее задание.
1. Правило.
2. В
учебнике литературы к произведению Н.В.Гоголя «Майская ночь, или утопленница»
приложены иллюстрации различных художников. Вам нужно рассмотреть эти
иллюстрации и составить 7 предложений, употребив в них причастия. Суффиксы
причастий выделить, грамматические признаки обозначить, подчеркнуть причастие
как член предложения.
III.
Закрепление.
А
теперь, зная, что такое причастие, зная его опознавательные суффиксы, попробуем
выполнить следующее задание.
Выпишите из следующих предложений в правый столбик
прилагательные, а левый – причастия.
1. На улице
светило яркое солнце.
2. Медведь,
уснувший в берлоге, проспит до весны.
3. По реке,
скованной льдом. Можно кататься на коньках.
4. С неба
падали холодные снежинки.
5. Смирно
стоят зеленеющие ели.
6. В поле
завывает злая вьюга.
7. Падающий
снег сверкал на солнце.
8. Заяц
оставил на снегу маленькие следы.
9. Заколдованный
лес притягивает своей загадочной красотой.
|
Давайте
проверим, что вы выписали.
Проверим.
яркое
|
заснувший
|
холодное
|
скованной
|
маленькие
|
зеленеющие
|
загадочные
|
падающие
|
злая
|
заколдованный
|
Выделите
суффиксы причастий.
|
У кого
все выполнено без ошибок?
А
теперь мы попробуем не только находить причастие, но и научимся определять его
признаки.
Упражнение
№ 300.
Пронизанных
туч – пронизать.
совершенный
вид;
прошедшее время;
невозвратный;
в форме множ. числа;
прошедшего времени.
|
Какой
признак вы не смогли определить? Почему?
Что
вызвало затруднения? (в этом случае обращение к учебнику)
IV.
Итоги урока.
Что мы
сегодня узнали?
Что узнали нового?
А еще?
Какие есть признаки?
От каких частей речи?
От какой части речи зависит?
Чем является в предложении?
От какой части речи образуется
При помощи чего? Каких?
V.
Домашнее задание.
Параграф
24 (повторить),
Упражнение
№ 300 (по образцу).
|
Выставление
оценок за урок.
Поделиться…
© 2003–2015 ИД «Первое сентября»
Адрес: ул. Киевская,
24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября»,
Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»
Эл. почта: festival@1september.ru Телефон: +7 (499) 249-52-53
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.