Главная / История / Урок в 5 классе "Древнегреческая школа"

Урок в 5 классе "Древнегреческая школа"


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЕАХТУБИНСКАЯ СРЕДНЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА №3 ИМЕНИ М.ГОРЬКОГО»









«Древнегреческая школа»

комбинированный урок в 5 классе



















Учитель истории:

Смурова Е.В.






п.г.т. Средняя Ахтуба, 2013 год

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях.

Развивающая: совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать формирование умения правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия.

Воспитательная: воспитывать устойчивый интерес к истории, способствовать воспитанию культуры поведения.

Метод обучения: репродуктивный, частично – поисковый.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок с использованием ролевой игры и мультимедийной презентации.

Оборудование урока: учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс; компьютер, медиапроэктор; раздаточный материал – текст с ошибками, тестовые задания.

Приемы деятельности учителя: объяснение, описание, рассказ, беседа, организация проверки усвоения знаний.

Деятельность учащихся: учащиеся слушают, рассматривают и описывают иллюстрации, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы и познавательные задания.

Основные термины и понятия: палестра, гимнасий, педагог, стиль.

Этапы урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление.

5. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.



План изучения нового материала:

Ӏ. Проверка домашнего задания.

ΙӀ. Учебные заведения Древней Греции.

ΙΙӀ. Занятия в древнегреческой школе.

ΙV. Палестра.

V. В афинских гимнасиях.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Здравствуйте ребята. На прошлом уроке мы познакомились с прекрасным городом Афины и портом Пирей, с известными скульпторами и их произведениями, с величественными храмами. Давайте с вами вспомним эту тему. Некоторые ребята будут работать с индивидуальными тестами, другие вместе со мной.

(Учитель раздает тестовые задания разной сложности учащимся)


Учитель: Пока ребята будут работать с индивидуальными заданиями, мы с вами проведем викторину. С места не выкрикиваем, а поднимаем руку и отвечаем на вопрос.

1. Демократия – это…? (Власть народа)

2. Как называлось главная площадь Афин? ( Агора)

3. Полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колоны? (Портик)

4. Назовите главный порт Афин? (Пирей)

5.Как назывался главный храм в Афинах? (Парфенон)

6.Назовите афинский район, где жили гончары? (Керамик)

7.Кариатиды-это… (Каменные фигуры юных девушек)

8.Статую Афины изваял... (Фидий).

9. Что означает слово «керамик»? (Район города, где жили гончары)

10.Как звали богиню победы в Афинах? (Ника)

11. Чем занимался Совет пятисот? (Следил за пополнением казны, ведал строительством военных кораблей, водопроводов, храмов).


Учитель: Молодцы ребята, справились с викториной, видно, что хорошо подготовились. Ребята, которые работали с заданиями, могут сдать работы.

Мы уже с вами знаем, что афиняне занимались ремеслом, торговлей, скульптурой, архитектурой, до наших дней дошли их письменные произведения, такие как «Илиада» и «Одиссея», которые мы изучали. Как вы думаете образованными ли были древние греки?

(Да, образованы).

Учитель: Демократия в Греции создала условия, способствующие расцвету и развитию культуры. Главная задача греческой культуры – воспитать всесторонне развитого человека, то есть развитого умственно, морально и физически. К воспитанию именно такого человека и стремились греки.

Сегодня наш урок называется: «Древнегреческая школа». Какова будет цель урока, ребята? (Слайд 1).

(Цель урока: узнать, как и где обучались древние греки). (Слайд 2).

Учитель: Верно, нам необходимо будет познакомиться с системой обучения и воспитания в древнегреческих школах. Посмотрите, на какую проблему нам сегодня предстоит ответить?

Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях? (Сдайд 3).

Ответ на проблемный вопрос мы будем находить поэтапно:

1.-узнаем какие учебные заведения были в Древней Греции и педагоги.

2.-узнаем чему обучали и какие занятия были в школе.

3. –выясним что такое «палестра» и «гимнасии», кто такой «педагог» и что такое «стиль». (Слайд 4, 5.)

3. Изучение нового материала.

Ӏ.Учебные заведения Древней Греции.(Слайд 6).

Мы выясним

-особенности обучения и воспитания в древнегреческой школе

-проведём сравнительный анализ современной и древнегреческой школы

А какие учебные заведения есть в нашей стране? (школы, ПТУ, колледжи, лицеи, институты, университет, академии).

В Греции было несколько типов учебных заведений.

(Учитель работает со схемой, которая изображена в презентации, учащиеся делают записи в тетрадях)(Слайд7).

hello_html_63a29294.jpg

Мы посетим учебные заведения Древней Греции, узнаем какими они были и чему в них учили.

Школа – образование в Греции было платным. В школах обучались сыновья свободных греков с 7 лет. Девочек учили дома матери, главным занятием для них было домоводство.

(Слайд 8).

Мы находимся в обычной греческой школе. В школу мальчиков приводили рабы – педагоги. Это слово в переводе с греческого означает “сопровождающий, ведущий ребенка”. Дети богатых афинян имели персональных педагогов. Это были старые, искалеченные и ни на что другое не годные рыбы. В их обязанности входило сопровождение ребенка до школы, наблюдение за тем как его подопечный делал уроки. Рабы могли даже наказывать детей.

А кого сегодня называют педагогом?

(Педагогом называют учителя и воспитателя, человека, который занимается образованием и воспитанием детей).

ӀӀ.Занятия в древнегреческой школе.

Учитель: Давайте заглянем в афинскую школу и посмотрим, что там происходит и ответим на следующие вопросы (на слайде):

- Какие методы применял учитель на уроке?

-На чём и чем писали?

- Что и как изучали?

-Какие новые понятия вы услышали?



Ролевая игра «Афинская школа»

Учитель: В рассветный час городские и сельские мальчишки спешат в школу, заглянем и мы с вами в одну из них. Там начинается урок грамматики. (Слайд 9).


Грамматист: Здравствуйте дети! Я грамматист Беотий учу письму и матиматике. Будьте усердны, бойтесь наказания. Приходите сюда, едва поднимется солнце, а уходите не раньше первых сумерек. Не шалите, розги всегда лежит перед вами!

(дети задрожали)

Перестаньте дрожать! Сядьте прямо, начнём урок. Сегодня научимся писать первые три буквы: АГД.

Возьмите в руки свои дощечки, все ли их натёрли воском? В правой руке держите стиль.

(стук в дверь)

Мать: Почтеннейший учитель, пожалуйста, задай моему сыну порку. Бедная дощечка, которую я натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Ох, как я ругаю себя, за то, что даю ему хорошее дорогое воспитание, в надежде что найду в нем подспорье на черный день… Когда начинаю его ругать. Он взбирается на крышу и сидит там словно обезьяна. Уж, пожалуйста, задайте ему такую порку, чтобы из него и дух вон вышел!

Грамматист: Невежда – самое дикое из существ на земле. Образумься, пока не поздно! Иначе розги лежат недалеко, кто ленив и неприлежен будет бит ими не раз. Учись читать, писать и приобщайся к литературе. Послушай, как прекрасна греческая речь, написанная всего из 24 букв.

1 Ученик (два ученика читают отрывки из трагедии Софокла «Антигона»)

В мире много сил великих,

Но сильнее человека

Нет в природе ничего.

Мчится он, непобедимый,

По волнам седого моря

Сквозь ревущий ураган.


2 Ученик:

Создал речь и вольной мыслью

Овладел, подобной ветру,

И законы начертал.

Злой недуг он побеждает

И грядущее предвидит,

Многоумный человек

Грамматист: Садитесь! Продолжим урок. Пишем красиво «А». Назовите имя бога, которое начинается на эту букву.

2 Ученик: Аполлон-бог искусства.

Грамматист: Пишем «Г». Назовите имя героя, которое начинается на эту букву.

3Ученик: Геракл.


Учитель: - Какие методы применял учитель на уроке?

(Он рассказывал, задавал вопросы).

Учитель: - Что и как изучали?

(Алфавит и произведения древних поэтов)

Учитель: -На чём и чем писали?

(Ученики писали на дощечке натертой воском и палочкой).

Учитель: Какие новые понятия вы услышали?

(Стиль)

(Слайд 10).

Учитель: Писали греческие школьники на натертых воском дощечках. Буквы выдавливали стилем.

Стиль- это металлическая или костяная палочка для письма.

(Слайд 11).

(Учащиеся записывают определение в тетради).

Другим концом стиля затирали, если была ошибка. Старшие ученики пользовались папирусом и тростниковым пером.

(Слайд 12).

Наиболее важные тексты писались на пергамене – специально обработанной телячьей коже.

Учитель: Откройте учебник на с.174 и найдите чему еще обучали в школе.

(Обучали игре на инструментах, считать, произведениям поэтов, пению). (Слайд13).

Подведем итог: что было общего и различного в обучении древнегреческой школы и современной. (Слай14).

Общее

Различное

1.Учили писать, читать, считать, петь;

2.Каникулы и праздники.

3. Не все ученики добросовестно относились к обучению.




1.Учили играть на музыкальных инструментах;

2. Платное обучение;

3. Девочки не ходили в школу их обучали дома

4.Применение физических наказаний.

Учитель: Ребята, мы выяснили чему и как обучали в древнегреческой школе?

(Да, выяснили).

ӀӀӀ.Палестра.

Учитель: Познакомимся со следующей ступенью обучения в Древних Афинах- палестрой.

Палестра (от слова “пале” - борьба) – гимнастическая школа. (Слайд 15).

(Учащиеся записывают определение в тетрадь.)

Мальчики посещали палестру с 12 лет. В палестрах стояли статуи знаменитых атлетов - работы великих греческих мастеров Мирона, Поликлета. Обратите внимание на иллюстрации Дискобол - метатель диска скульптора Мирона и Копьеносец - скульптора Поликлета.

Что хотели донести до зрителя греческие скульпторы?

(Греческое искусство прославляло физически сильных, прекрасных граждан – готовых к подвигу, к защите своего полиса). (Слайд16).

В хорошую погоду тренировались под открытым небом в обширном прямоугольной формы дворе, а в ненастье под крышей.

(Учитель показывает классу фотографии развалин древнегреческих палестр с помощью презентации) (Слайд 17).

Учитель: Посмотрите на иллюстрацию на с. 174, что вы там видите, опишите ее.

-Что делают мальчики в палестре? (Занимаются борьбой).

-Кем является человек с палкой, стоящий в центре? (Учитель).

Учитель: С помощью текста на с. 174 определить виды спорта, которыми греческие мальчики занимались в палестре.

(Слайд 18). (Бегом, прыжками, метанием копья и диска).

Учитель: И нам не мешало бы размяться. Давайте проведем физминутку.

Физминутка

Руки к верху поднимаем,

А потом их опускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай, веселей.

ӀV. В афинских гимнасиях.

Учитель: А дальше наш путь лежит в афинский гимнасий. (Слайд19).

Гимнасий посещали взрослые афиняне обычно с 16 – 18 лет, желавшие продолжить образование. Гимнасии располагались за городом. Они являлись центрами интеллектуальной жизни, где были места для отдыха, занятия спортом, бассейны и библиотеки. Некоторые оставались там до глубокой старости. (Слайд 20) и (Слайд 21- руины древнегреческих гимнасиев).

В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные ученые, учили красноречию – умению отстаивать свое мнение при выступлении в народном собрании и судах. В таких гимнасиях выступали (Слайд 22-24). Пифагор – известный математик, Геродот – “отец истории” - описал войны греков с персами, Гиппократ – знаменитый врач. Древнегреческие ученые внесли большой вклад в развитие мировой науки.

(Учитель показывает слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых и кратко комментирует их, а дети делают записи в тетрадях).

На этом наше изучение учебных заведений Древней Греции заканчивается. Ранее мы с вами рассматривали, какое было обучение в Спарте. Давайте попробуем сравнить образование в Спарте и в Афинах. В чем вы видите отличия? (Слайд 25-26).

Общее

Различное

  1. Занятия гимнастикой.

  2. Игра на музыкальных инструментах и пение.

  3. Обучение с 7 лет.

Спарта

Афины

  1. Лаконичная речь

  2. Девочки вместе с мальчиками.

  3. Наукам почти не обучались

1.Красноречие

2.Девочки обучались дома.

3.Обучение наукам и гимнастики.

4. Закрепление.

Учитель: Афинский стратег Перикл узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что он имел в виду? Кого в Греции называли педагогами?

Учитель: Некоторым ребятам я даю индивидуальные проверочные задания. (Приложение №1). А мы с вами делаем задание на слайде «Поймай ошибку». Текст с ошибками.

Исправьте не менее 4 ошибок в тексте (Слайд27 или распечатки на столе ребят):

Афинскую школу посещали все дети с 8 лет. Опытные педагоги проводили занятия. В обычной школе учились красноречию, музыке, поэзии. В палестрах мальчики учились читать, писать, считать. А в гимнасиях все занимались борьбой, слушали выступления известных архонтов, которые излагали свои взгляды по различным наукам.

(Слайд 28 ребята делают самопроверку).

Ошибки:

  1. С 7 лет.

  2. В обычных школах не учили красноречию, этому учили в гимнасиях.

  3. В палестрах учились гимнастики.

  4. В гимнасиях выступали ученые.

Учитель: Какие типы учебных заведений существовали в Древней Греции?

Кто такой педагог?

На чем писали ученики древнегреческих школ?

Что такое стиль?

(Ребята сдают индивидуальные задания).

Учитель: Ответим на проблемный вопрос, который был поставлен в начале урока. Чему обучали детей в древнегреческих школах и гимнасиях?

(Ребята дают ответ).

Учитель: Ребята! Сегодня мы с вами познакомились с системой обучения и воспитания Древней Греции. Греки стремились к всесторонне развитой личности: как умственно, физически и морально. Это остается актуальным и сегодня. Мы с вами должны действительно стремиться к всестороннему развитию, чтобы быть сильными, активными гражданами нашего государства.

Рефлексия:

  1. Что вам понравилось на уроке?

  2. Что ещё хотите узнать о древнегреческой школе?

  3. Что нового узнали на уроке?

Поднимите руку те, кто …

  1. Кто сегодня доволен собой на уроке?

  2. Кто считает, что мог работать лучше?

  3. Кто больше узнал, чем знал начале урока?

  4. Кому было тяжело?

  5. Кому было не трудно?

  6. Кому понравился урок?

  7. Спасибо всем.

  8. Выставление оценок

Учитель: Всем спасибо за урок.

5. Домашнее задание. § 38, Ответить устно на вопросы 2, 3 страница 176 учебника. (Слайд 30).

6. Подведение итогов урока. Выставление оценок.













































Приложение №1.

Тестовые задания-карточки для учащихся:

Задание 1-тест-опрос. Выберите правильный ответ:

1.Вход на Акрополь шел: а) через портик; б) через колоннаду; в) через ворота.

2. Главный храм на Акрополе: а) храм Победы; б) Парфенон; в) храм Артемиды.

3.На фронтоне главного храма была изображена сцена: а) беседы Зевса и Аида; б) битвы; в) спора Афины с Посейдоном.

4.Статую Афины изваял: а) Мирон; б) Фидий; в) Поликлет.

5. Кариадиды-это: а) колонны; б) каменные фигуры юных девушек; в) так звали рабов в Греции.

Задание 2-тест-опрос. Выберите правильный ответ:

1.Какой город называли главным портом Афинского государства в V в. до н.э.?

а) Фалер; б)Пропилей; в) Пирей; г) Саламин.

2. Что означает слово «керамик»?

а)глиняная посуда; б) район города, где жили гончары, в)сухую глину; г) глиняную вазу.

3. Что означают слова: «Пифос», «Килик», «Кратер», «Амфора»?

а) имена рабов; б) имена героев; в) название греческих островов; г)название глиняных сосудов.

4. Как называлась главная площадь Афин?

а) рыночная; б) портик; в) Агора; г) Акрополь.

5. Статую Афины изваял: а) Мирон; б) Фидий; в) Поликлет.



Задание 3-тест-опрос. Выберите правильное утверждение:

1. А). Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя были гражданами.

Б) Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых один из родителей был гражданином Афин.

Варианты ответов:

1) верно только А 3) верно и А и Б

2) верно только Б 4) не верно ни А ни Б

2.Чем отличались переселенцы от граждан – афинян?

3.Соотнеси:

1)Агора а) полуоткрытое помещение с колоннами

2) Портики б) храм богини Афины

3) Акрополь в) холм с крутыми склонами

4)Парфенон г) главная площадь Афин

5)Керамик д) главный порт Афин

е) район города, где жили гончары

1

2

3

4

5







4. Найди и выпиши два из перечисленных понятий, которые не относятся к Афинскому государству: 1) демократия, 2) пошлина, 3)Агора, 4)кариатиды, 5)каста, 6)Керамик, 7)клинопись,8) гражданин, 9)Фидий.


Ответы:

Задание 1: 1-а, 2-б, 3-в, 4-б,5-б.

Задание 2: 1-в, 2-б, 3-г, 4-в, 5-б.

Задание 3(повышенной сложности): 1-1; 2-переселенцы должны были платить налог за право жить Афинском государстве; 3- (1-г, 2-а, 3-в, 4-б, 5-е); 4- 5)каста, 7)клинопись.


Приложение № 2.

Задание 1. Проверочный тест.

1. Что называлось стилем в Древней Греции?

А) палочка для письма, Б) манера разговора, В) манера ношения одежды.

2. Школа в Афинах для занятий гимнастикой называлась

А) Лицей, Б) Академия, В) Палестра.

3. Греческий ученый, прозванный «отцом истории»

А) Геродот, Б) Софокл, В) Гомер.

4. На чем писали ученики афинских школ в 5 в. до н. э.?

А) на пергаменте, Б) на дощечках, натертых воском, В) на бумаге.

5. Афиняне ставили своей целью воспитать из школьника

А) бесстрашного воина, Б) всесторонне развитого гражданина, В) хитроумного купца.

6. Где обучались афинские девочки?

А) в палестрах Б) дома, В) в гимнасиях.

Ключ: 1-а, 2-в, 3-а, 4-б, 5-б, 6-б.

Задание 2. Вставь пропущенные слова.

В ….. лет мальчика отправляли в школу. Его сопровождал ……………… . Младшие ученики выводят на дощечках, натёртых …………………… буквы с помощью ……………….. . На уроке музыки дети учились игре на ……………… или кифаре. Каникулы были ………………. . С 12 лет мальчики начинали посещать ………………, где занимались гимнастикой. В этой школе стояли статуи знаменитых греческих мастеров, например, статуя «Дискобол», которую сделал ………………. и скульптура Поликлета «……………………………». Взрослые афиняне посещали …………………, где занимались не только гимнастикой, но и изучали политику, философию, литературу.

Ключ: 7 лет, педагог, воском, стиля. Флейте, весной, палестру. Мирон, Копьеносец, гимнасию.


























Урок в 5 классе "Древнегреческая школа"
  • История
Описание:

Комбинированный конспект урока в 5 классе по истории Древнего мира.

Цели урока:

Образовательная: познакомить учащихся с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях.

•  Развивающая: совершенствовать аналитические навыки учащихся: умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать формирование умения правильно употреблять  и объяснять исторические термины и понятия.

• Воспитательная: воспитывать устойчивый  интерес к истории, способствовать воспитанию культуры поведения.

Метод обучения: репродуктивный, частично – поисковый.

Форма урока: урок с использованием ролевой игры и мультимедийной презентации.

Оборудование урока:  учебник А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая “История древнего мира”, 5 класс; компьютер, медиапроэктор; раздаточный материал – текст с ошибками, тестовые задания.

Приемы деятельности учителя: объяснение, описание, рассказ, беседа, организация проверки усвоения знаний.

Деятельность учащихся: учащиеся слушают, рассматривают и описывают иллюстрации, делают записи в тетрадях, отвечают на вопросы и познавательные задания.

Автор Смурова Елена Викторовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1928
Номер материала 40098
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓