Главная / Русский язык и литература / Урок в 5 классе на тему "Синонимы"

Урок в 5 классе на тему "Синонимы"

Название документа Конспект урока.doc

Конспект урока русского языка в 5 классе на тему «Синонимы»


Тип урока: урок усвоения новых знаний


Цели и задачи урока:

Образовательные:

  1. Познакомить с основными понятиями по теме «Синонимы»: синонимы, синонимический ряд, доминанта синонимического ряда.

  2. Сформировать умения:

  • находить синонимы в текстах,

  • подбирать синонимы к словам,

  • использовать синонимы в своей речи с целью её обогащения,

  • пользоваться словарём синонимов

  1. Воспитывать самостоятельность как необходимое условие в успешном обучении.

  2. расширить лексический запас учащихся;


Развивающие:

  1. Развивать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные умения.

  2. развивать навык работы с учебником, со словарной статьей

  3. развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

  4. развивать умение работать в группах;

  5. развивать умение работать с текстом;

  6. развивать сообразительность, мышление, внимание, память.

Воспитательные:

  1. создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  2. воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

  3. воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

  4. воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах


Оборудование:

Медиапроектор, интерактивная доска, компьютеры, учебники русского языка, словари синонимов.

Методы: словесный, наглядный, практический, элементы методики РКМ




Ход урока:


    1. Оргмомент. Объявление учителем темы урока (слайд 1).

Самостоятельная формулировка учащимися задач урока (слайд 2).


    1. Актуализация субъективного опыта учащихся: повторение, устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу (лексикология, лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, толковые словари). (слайд 3).


    1. Стадия вызова. На фазе вызова важно путём мозговой атаки заинтересовать учащихся. Данная фаза ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету, на побуждение интереса к новой теме.


а) Учащимся предлагается стихотворение с пропущенными в нём словами. Ребята должны закончить строчки стихотворения (слайды 4,5).


б) Опережающее задание: определение учащимися лексического значения выделенных слов (слайд 6).


    1. Стадия осмысления.

Главной задачей фазы осмысления является активное самостоятельное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания темы.


      1. Получение новой информации

  1. работа с данными словами, результатом которой становится самостоятельная формулировка учащимися определения синонимов (слайд 7);


б) закрепление – чтение правила в учебнике (слайд 8).


      1. Развитие умений применять полученные знания на практике

Выполнение учащимися упражнений со следующими заданиями:


а) Упр. 349 в учебнике: докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные ниже слова – синонимы (слайд 9);


б) подберите к словам из левого столбика синонимы из правого (слайд 10)


в) подберите синонимы к значениям многозначного слова «сырой» в словосочетаниях «сырая морковь» (слайд 11), «сырое бельё» (слайд 12), «сырой луг» (слайд 13).

г) Работа с текстом стихотворения С.Я.Маршака по вопросам (слайд14), результатом которой становится усвоение учащимися понятий «синонимический ряд» (слайд 15), «доминанта синонимического ряда» и нахождение учащимися доминанты в данном синонимическом ряду (слайд 16).


3. Развитие умений работать со словарём синонимов (слайд 17): нахождение учащимися в словарях синонимов к словам богатырь, врач, печальный, всадник, петь (слайд 18.)


4. Постановка перед учащимися проблемного вопроса: для чего нужны синонимы? По данным учителем заданиям учащиеся должны самостоятельно сделать вывод, для чего же в нашей речи нужны синонимы:


а) Упражнение на сопоставление (сравнить три предложения, в которых есть синонимы). Выполняя упражнение, учащиеся приходят к выводу, что синонимы помогают более точно выразить мысли (слайд 19);


б) Устное выполнение упражнения 352 по заданию: укажите синонимы, которые не только называют предмет, действие, признак. Но и выражают наше отношение к ним. При выполнении данного упражнения учащиеся приходят к выводу, что синонимы помогают выразить отношение говорящего к предмету, признаку, действию. (слайд 20);


в) Упражнение на устранение в текстах речевых ошибок (тавтологии). После прочтения текста ученики должны сказать, что кажется им неправильным в этих текстах. Затем учащиеся в парах на компьютере устраняют речевые ошибки путём подбора синонимов к повторяющимся словам. Для слабых учеников даны слова для справок и более лёгкий текст.(слайды 21, 22, 23).

Выполнив упражнение, а также познакомившись с высказыванием К.И.Чуковского, учащиеся приходят к выводу о том, что синонимы помогают избегать повторения слов, служат средством связи предложений в тексте.


  1. Рефлексия. Подведение итогов урока. Фаза рефлексии направлена на суммирование и систематизацию новой информации, выработку собственного отношения к изучаемому материалу и формулирование вопросов для дальнейшего продвижения в информационном поле. На данном этапе учащиеся выполняют небольшой тест по материалам урока. (слайд 24) . По результатам теста проводится подведение итогов урока.


  1. Домашнее задание (слайд 25)даётся учащимся по выбору:


1. составить сказку о синонимах;

2. составить текст «Зимнее утро», используя в описании природы синонимы;

3. выполнить упражнение 357 по заданию.

Название документа Презентация к уроку.pptx

Синонимы Урок в 5 классе
Задачи урока: Выяснить, что такое синонимы; узнать, для чего нужны синонимы в...
Повторение 1. Дайте определение лексикологии. 2. Что такое лексическое значен...
Что такое синонимы? Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пок...
После урока непременно Нужна ребятам… Перемена. На время что-то прекратив, М...
Антракт ( фр. entre- между и acte- действие) - краткий перерыв между действи...
Слова антракт, передышка, перемена, перерыв : 1. являются словами одной части...
Синонимы (Synonymos (греч.) син-одно, оним-имя) - это 	слова одной и той же ч...
Выполните следующие задания: 1. Упражнение 349 на стр.145 учебника: Докажите,...
2. Подберите к словам из левого столбика синонимы из правого столбика мчаться...
3. Подберите синонимы к значениям многозначного слова «сырой» в данных словос...
 Сырое бельё- …
 Сырой луг - …
4. Выполните задания к тексту Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей ...
Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег кружиться в в...
Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух и более слов : А...
Существуют специальные словари синонимов Словарь - это целый мир, расположенн...
В словарях синонимов синонимический ряд начинается доминантой Найдите в слова...
Для чего нужны синонимы? 1. Сравните: Сегодня был теплый день Сегодня был жар...
2. Устно выполните упражнение 352 Разговор __________ болтовня Высокий ______...
3. Что вам кажется неправильным в этих текстах? 1. Затрещали деревья, захруст...
1. Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретила ...
«Переводчики порой страдают своеобразным малокровием мозга, которое делает и...
Тест 1. Синонимы – это -предметы, -слова, -животные, -растения. 2. Они имеют ...
Домашнее задание По выбору: 1. составить сказку о синонимах; 2. составить тек...
Автор разработки: Учитель русского языка и литературы МБОУ Берёзовской СОШ Бо...
1 из 26

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Синонимы Урок в 5 классе
Описание слайда:

Синонимы Урок в 5 классе

№ слайда 2 Задачи урока: Выяснить, что такое синонимы; узнать, для чего нужны синонимы в яз
Описание слайда:

Задачи урока: Выяснить, что такое синонимы; узнать, для чего нужны синонимы в языке; научиться находить синонимы в текстах; научиться использовать синонимы в своей речи.

№ слайда 3 Повторение 1. Дайте определение лексикологии. 2. Что такое лексическое значение
Описание слайда:

Повторение 1. Дайте определение лексикологии. 2. Что такое лексическое значение слова? 3. Сколько лексических значений может быть у слова? 4. Где можно найти толкование лексического значения слов?

№ слайда 4 Что такое синонимы? Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока н
Описание слайда:

Что такое синонимы? Простое слово промежуток: В театре несколько минуток, Пока начнется новый акт Мы называем все… Антракт. В борьбе, в труде устали слишком, Дают уставшим… Передышку.

№ слайда 5 После урока непременно Нужна ребятам… Перемена. На время что-то прекратив, Мы о
Описание слайда:

После урока непременно Нужна ребятам… Перемена. На время что-то прекратив, Мы объявляем… Перерыв.

№ слайда 6 Антракт ( фр. entre- между и acte- действие) - краткий перерыв между действиями
Описание слайда:

Антракт ( фр. entre- между и acte- действие) - краткий перерыв между действиями спектакля или отделениями концерта. Передышка - непродолжительный перерыв. Перемена - перерыв между уроками. Перерыв - промежуток времени, на который прекращается работа.

№ слайда 7 Слова антракт, передышка, перемена, перерыв : 1. являются словами одной части ре
Описание слайда:

Слова антракт, передышка, перемена, перерыв : 1. являются словами одной части речи; 2. обозначают одно и то же; 3. отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи.

№ слайда 8 Синонимы (Synonymos (греч.) син-одно, оним-имя) - это 	слова одной и той же част
Описание слайда:

Синонимы (Synonymos (греч.) син-одно, оним-имя) - это слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи (см. правило в рамочке в учебнике на стр.145)

№ слайда 9 Выполните следующие задания: 1. Упражнение 349 на стр.145 учебника: Докажите, по
Описание слайда:

Выполните следующие задания: 1. Упражнение 349 на стр.145 учебника: Докажите, пользуясь в нужных случаях материалом для справок, что данные слова – синонимы метель, пурга, буран; зной, жара; дорожка, тропинка; алфавит, азбука.

№ слайда 10 2. Подберите к словам из левого столбика синонимы из правого столбика мчаться от
Описание слайда:

2. Подберите к словам из левого столбика синонимы из правого столбика мчаться отважный большой пища смелый бежать быстрый огромный еда скорый

№ слайда 11 3. Подберите синонимы к значениям многозначного слова «сырой» в данных словосоче
Описание слайда:

3. Подберите синонимы к значениям многозначного слова «сырой» в данных словосочетаниях: Сырая морковь - …

№ слайда 12  Сырое бельё- …
Описание слайда:

Сырое бельё- …

№ слайда 13  Сырой луг - …
Описание слайда:

Сырой луг - …

№ слайда 14 4. Выполните задания к тексту Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пуш
Описание слайда:

4. Выполните задания к тексту Вьюга снежная, пурга, Напряди нам пряжи, Взбей пушистые снега Словно пух лебяжий. Вы, проворные ткачи – Вихри и метели, Дайте радужной парчи Для косматых елей. С.Я.Маршак Объясните постановку второй запятой. Определите стиль текста. Какие средства художественной выразительности использует автор? Найдите в тексте синонимы.

№ слайда 15 Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег кружиться в возд
Описание слайда:

Вьюга – снежная буря, сопровождаемая ветром, заставляющим снег кружиться в воздухе. Пурга – сильная снежная вьюга на открытых пространствах, Метель – снежная буря, сопровождаемая сильным ветром в одном направлении Слова вьюга, пурга, метель образуют синонимический ряд

№ слайда 16 Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух и более слов : Антр
Описание слайда:

Синонимический ряд – это группа синонимов, состоящая из двух и более слов : Антракт, передышка, перемена, перерыв В каждом синонимическом ряду имеется главное, стержневое слово, которое является наиболее употребительным и в котором заключено основное лексическое значение слов-синонимов. Такое слово называется доминантой синонимического ряда.

№ слайда 17 Существуют специальные словари синонимов Словарь - это целый мир, расположенный
Описание слайда:

Существуют специальные словари синонимов Словарь - это целый мир, расположенный в алфавитном порядке. Здесь мысли, радости, труды, горести наших предков и наши собственные. А. Франс

№ слайда 18 В словарях синонимов синонимический ряд начинается доминантой Найдите в словаре
Описание слайда:

В словарях синонимов синонимический ряд начинается доминантой Найдите в словаре синонимов синонимы к словам: богатырь, врач, печальный, всадник, петь. Богатырь, силач, геркулес, атлет; Врач, доктор, медик, эскулап, лекарь; Печальный, невесёлый, нерадостный, грустный, скорбный, тоскливый, горестный и т.д. Всадник, верховой, конный, седок, ездок, наездник Петь, исполнять, распевать, играть, напевать, мурлыкать и т.д.

№ слайда 19 Для чего нужны синонимы? 1. Сравните: Сегодня был теплый день Сегодня был жаркий
Описание слайда:

Для чего нужны синонимы? 1. Сравните: Сегодня был теплый день Сегодня был жаркий день Сегодня был душный день 1. Синонимы помогают более точно выразить мысли.

№ слайда 20 2. Устно выполните упражнение 352 Разговор __________ болтовня Высокий _________
Описание слайда:

2. Устно выполните упражнение 352 Разговор __________ болтовня Высокий __________ долговязый Глаза __________ очи Перегнать __________ обскакать Медленный __________ черепаший 2. Синонимы помогают выразить отношение говорящего к предмету, признаку, действию и т.д.

№ слайда 21 3. Что вам кажется неправильным в этих текстах? 1. Затрещали деревья, захрустели
Описание слайда:

3. Что вам кажется неправильным в этих текстах? 1. Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретила ее. - Все ли сделала? – сказала Яга. -Изволь посмотреть сама, бабушка, - сказала Василиса Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться, и сказала: - Ну, хорошо. Потом сказала: - Верные мои слуги, смелите мою пшеницу!   2. Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – зайчишка. Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит зайчишка. Глянул – а с горы несутся собаки… Так вот от кого спасался зайчишка. «Ах ты, зайчишка!» -думаю. Взял я зайчишку и спрятал за пазуху: «Сиди, зайчишка, не бойся.»

№ слайда 22 1. Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретила ее.
Описание слайда:

1. Затрещали деревья, захрустели листья - едет Баба-яга. Василиса встретила ее. - Все ли сделала? – сказала Яга. -Изволь посмотреть сама, бабушка, - сказала Василиса Баба-яга все осмотрела, подосадовала, что не на что рассердиться, и сказала: - Ну, хорошо. Потом сказала: - Верные мои слуги, смелите мою пшеницу!   2. Пошел я вчера на охоту. Поднимаюсь на пригорок. Вдруг вижу: откуда ни возьмись – зайчишка. Летит что есть духу. И прямо к моим ногам. Дрожит зайчишка. Глянул – а с горы несутся собаки… Так вот от кого спасался зайчишка. «Ах ты, зайчишка!» -думаю. Взял я зайчишку и спрятал за пазуху: «Сиди, зайчишка, не бойся.»

№ слайда 23 «Переводчики порой страдают своеобразным малокровием мозга, которое делает их т
Описание слайда:

«Переводчики порой страдают своеобразным малокровием мозга, которое делает их текст худосочным… Я говорю о таких переводчиках, у которых нищенский, убогий словарь…запас синонимов у них скуден до крайности. Лошадь у них всегда только лошадь. Почему не конь, не жеребец, не рысак, не вороной, не скакун? Лодка у них всегда лодка и никогда не бот, не челнок, не ладья, не шаланда. Дворец всегда дворец. Почему не чертог, не хоромы, не замок? Многие переводчики думают, что девушки бывают только красивы. Между тем они бывают миловидные, хорошенькие, пригожие, недурные собой – и мало ли ещё какие! (К.И.Чуковский) 3. Синонимы помогают избегать повторения слов, служат средством связи предложений в тексте

№ слайда 24 Тест 1. Синонимы – это -предметы, -слова, -животные, -растения. 2. Они имеют зна
Описание слайда:

Тест 1. Синонимы – это -предметы, -слова, -животные, -растения. 2. Они имеют значение -противоположное, -близкое, -разное. 3. Синонимы могут составлять -ряд, -строй, -шеренгу. 4. Чтобы подобрать к слову синонимы, какими словарями можно пользоваться: -орфографическим, -грамматическим, -словарем синонимов.   Молодцы!

№ слайда 25 Домашнее задание По выбору: 1. составить сказку о синонимах; 2. составить текст
Описание слайда:

Домашнее задание По выбору: 1. составить сказку о синонимах; 2. составить текст «Зимнее утро», используя в описании природы синонимы; 3. выполнить упражнение 357 по заданию.

№ слайда 26 Автор разработки: Учитель русского языка и литературы МБОУ Берёзовской СОШ Богор
Описание слайда:

Автор разработки: Учитель русского языка и литературы МБОУ Берёзовской СОШ Богородского района Нижегородской области Ботова Наталья Евгеньевна

Урок в 5 классе на тему "Синонимы"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русского языка в 5 классе на тему "Синонимы" направлен на достижение следующих задач:

Образовательные задачи:

1.      Познакомить с основными понятиями по теме «Синонимы»: синонимы, синонимический ряд, доминанта синонимического ряда.

2.      Сформировать умения:

ü  находить синонимы в текстах,

ü  подбирать синонимы к словам,

ü  использовать синонимы в своей речи с целью её обогащения,

ü  пользоваться словарём синонимов

3.      Воспитывать самостоятельность как необходимое условие в успешном обучении.

4.      расширить лексический запас учащихся;

 Развивающие задачи:

1.      Развивать учебно-коммуникативные, учебно-интеллектуальные умения;

2.      развивать навык работы с учебником, со словарной статьей;

3.      развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;

4.      развивать умение работать в группах;

5.      развивать умение работать с текстом;

6.      развивать сообразительность, мышление, внимание,  память.

Воспитательные задачи:

1.      создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

2.      воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного;

3.      воспитывать культуру речи, любовь и внимание к слову, бережное отношение к родному языку;

4.      воспитывать чувство коллективизма, умение работать в парах.

 

 

Автор Ботова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 697
Номер материала 34123
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓