Главная / Русский язык и литература / Урок в 5 классе на тему "Буквы И-Ы после Ц"

Урок в 5 классе на тему "Буквы И-Ы после Ц"

Название документа Конспект урока.docx

КОНСПЕКТ УРОКА УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ: «БУКВЫ И-Ы ПОСЛЕ Ц»

ЦЕЛИ УРОКА:

ОБУЧАЮЩАЯ: повторить правописание гласных в корнях с чередованием (лаг-лож, раст-ращ-рос), правописание гласных о-ё после шипящих в корне; познакомить учащихся с новым опознавательным признаком - наличием Ц перед гласным, с правописанием Ы - И после Ц; учить правильно обозначать орфограмму; применять изученную орфограмму на практике, отличать от других орфограмм; расширить лексический запас учащихся.

РАЗВИВАЮЩАЯ: развивать внимание, память, логическое мышление учащихся, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, развивать умения самостоятельного применения знаний, развивать навыки построения рассуждения на лингвистическую тему, развивать творческие способности учащихся.

ВОСПИТЫВАЮЩАЯ: вызвать интерес к урокам русского языка; воспитывать умение слушать и слышать товарищей, строить коммуникацию в малой группе, ставить перед собой цели, оценивать свою работу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

1. Мультимедийная презентация

  1. Таблица «Буквы И-Ы после Ц»

  2. Таблицы для заполнения учащимися

  3. Лист ватмана для создания кластера

  4. Раздаточный материал (карточки с дифференцированными заданиями)

  5. Учебники русского языка для 5 класса, авторы: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др., Москва «Просвещение» 2011 г.







ПЛАН УРОКА:

    1. Оргмомент.

    2. Актуализация субъективного опыта учащихся:

а) устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу,

б) проверка усвоения знаний с использованием карточек разных цветов

    1. Стадия вызова. Побуждение интереса к новой теме:

а) угадывание звука «по паспорту»,

б) работа со стихотворением,

в) инсценировка сказки,

г) формулировка учащимися темы и целей урока

    1. Стадия осмысления. Получение новой информации:

а) самостоятельная работа учащихся в группах с использованием учебника,

б) заполнение учащимися таблиц, создание кластеров.

в) работа с таблицей, вывешенной на доске,

г) знакомство с правилом в стихотворной форме,

д) работа со словами-исключениями,

е) отработка алгоритма написания букв И-Ы после Ц

    1. Рефлексия. Выработка умений применять полученные знания на практике:

а) устная работа с упражнением из учебника;

б) работа в группах по карточкам с дифференцированными заданиями;

в) подведение учащимися итогов урока.

    1. Домашнее задание и инструктаж к нему. Самооценка учащимися деятельности на уроке.








ХОД УРОКА.

Перед началом урока учитель разделяет класс на 3 группы, исходя из уровня способностей, степени обученности

  1. Оргмомент. Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.



  1. Актуализация субъективного опыта учащихся:

а) устный фронтальный опрос учащихся по пройденному материалу (правописание корней с чередованием, буквы о-ё после шипящих в корне слова). Учащиеся отмечают, что слова на данные правила нельзя проверить подбором однокоренного проверочного слова; их написание зависит от позиции в слове. Попутно учащиеся вспоминают об отличии исторических чередований от позиционных.

б) проверка усвоения знаний с использованием карточек разных цветов: учитель по очереди предлагает учащимся несколько слов, учащиеся поднимают карточку того цвета, который соответствует нужной в слове букве (а, о, ё): ч_рный, р_сти, прич_ска, р_сток, ш_рох, изл_гать, ш_лк, ш_в, предл_жение (Слайд 2)

Далее учитель зачитывает слова (их учащиеся воспринимают на слух): вырос, предположение, выращенный, шепот, прилагательное, заросли, желтый, крыжовник.

  1. Стадия вызова. Побуждение интереса к новой теме:

а) Угадывание звука «по паспорту» (по его характеристике):

Учитель: Отгадайте звук по «паспорту»: согласный, твердый непарный, глухой непарный - /Ц/. (Слайд 3)

б) Чтение учителем стихотворения. Учащиеся определяют, какое сочетание звуков в нем повторяется:

Учитель: Послушайте стихотворение и скажите, какое сочетание звуков повторяется в нем? (Слайд 4)

Цыпленок в цирке выступал,

Играл он на цимбалах,

На мотоцикле разъезжал

И цифр он знал немало.

Он из цилиндра доставал

Морковь и огурцы

И только одного не знал,

Где И, а где же Ы


в) Инсценировка учащимися сказки «Происшествие в стране Орфографии». (Слайд 5) Учащиеся по группам обращают внимание на слова, в которых присутствует сочетание «-ЦИ-ЦЫ-» (первая группа записывает слова с сочетанием –ЦЫ-, вторая и третья – с сочетанием –ЦИ-):

Этот случай произошел в стране Орфография. Царица страны буква Ц попросила буквы И и Ы рассказать ей, как они её любят. Буква Ы - тугодумка. Пока она чесала в затылке, буква И выскочила вперёд и затараторила: «Ах, царица Ц, ах, царица Ц. Я так вас обожаю. Вы так добры, умны и прекрасны. Не хватит цифр, чтобы сосчитать знаки внимания, которые я буду вам оказывать. Каждый день на мотоцикле я буду возить вас в цирк. В день рождения я подарю Вам циркуль и цилиндр. Среди подчиненных я наведу дисциплину. Если вы заболеете, все достижения медицины будут к вашим услугам. А дворец я украшу нарциссами, гиацинтами и цинниями».

«А я, глубокоуважаемая царица Ц, а я... я буду петь для Вас цыганские романсы, буду разводить для Вас цыплят, утром на цыпочках буду заходить в Вашу опочивальню, чтобы сказать «цыц» тем, кто осмелится Вас разбудить», - в отчаянии Буква Ы замолчала, потому что больше ничего не могла придумать. Царице Ц жаль стало букву Ы: «Ладно, - решила она,- нет правил без исключений. Пусть в словах «цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка цыц» пишется буква Ы».

г) Сообщение учителем исторических (этимологических) сведений о букве Ц: Учитель: Ребята, буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (14в.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами. (Слайд 6)


д) Самостоятельная формулировка учащимися темы и целей урока


5. Стадия осмысления. Получение новой информации.

На данной стадии учащиеся занимаются исследовательской деятельностью в группах (Слайд 7):

а) самостоятельная работа учащихся в группах с использованием учебника с целью выяснения правила правописания букв И-Ы после Ц (§87, стр. 182),

б) заполнение учащимися второй и третьей группы таблиц «И-Ы после Ц», создание первой группой кластера.

в) коллективная работа с таблицей, вывешенной на доске (Слайд 8). Учитель обращает внимание учащихся на то, как выделяется данная орфограмма. Учащиеся доказывают, что написание букв И-Ы после Ц зависит от позиции в слове, т.е. от той морфемы, в которой находится орфограмма (морфемный разбор слов у доски),

г) знакомство с правилом «Буквы И-Ы после Ц» в стихотворной форме:

Учитель: Поможет запомнить правило правописания ЦИ-ЦЫ стишок (Слайд 9)

В существительных на -ция

Мы всегда напишем -ия.

И под корнем, посмотри,

Тоже пишем букву и.

А в концовке -цын, -цый, -цы

Пишем только букву ы.

д) работа со словами-исключениями (запись в словарики): «Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!» (Слайд 10)

е) отработка алгоритма написания букв И-Ы после Ц (Слайд 11)

6. Рефлексия. Выработка умений применять полученные знания на практике:

а) устная работа с упражнением 446 из учебника (Слайд 12). Первые два слова упражнения читает и объясняет учитель. Далее учащиеся по образцу, данному учителем, по цепочке читают остальные слова, объясняя, какую гласную - ы или и - нужно поставить на месте пропуска. Среди учащихся присутствует «эксперт», который, ссылаясь на толковый словарь (опережающее задание), объясняет непонятные слова («цинга», «куцый»):

ц…нга, куц…й (объяснение «экспертом» этих слов), овц… , синиц…н, у гостиниц…, ц…новка*(значение слова под «звездочкой» учащиеся находят в школьном толковом словаре), белолиц…й, панц…рь.

б) Работа в группах по карточкам с дифференцированными заданиями:

1. Игра «Шпион» (Слайд 13) - выписать лишнее слово из каждого ряда (задание, одинаковое для всех групп):

      1. с улицы, белгородцы, сестрицын, цыкнуть.

      2. циркуль, секция, белолицый, дикция.

      3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

    1. Отгадать загадку (Слайд 14)

Первая группа: Твердый покров некоторых животных. (Панцирь)

Вторая группа:

Он циркач такой лихой,

Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! (Циркуль)

Третья группа:

Пятерка братьев неразлучна,

Им вместе никогда не скучно. Они работают пером,

Пилою, ложкой, топором. (Пальцы)

    1. Выполнить задания (Слайд 15).

Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица

Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами (Укрепления построили бойцы). Синицами были съедены все хлебные крошки (Синицы съели все хлебные крошки). Матч выигран нижегородцами (Нижегородцы выиграли матч)

Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци-

Цинк, цитата, цыпленок, белолицый, циркуль, овцы, милиция, пунктуация

в) подведение учащимися итогов урока.


7. Домашнее задание и инструктаж к нему. Самооценка учащимися собственной деятельности на уроке (Слайды 16, 17)

После того, как итоги урока подведены, учитель предлагает учащимся домашнее задание творческого характера: написать небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в т.ч. слова-исключения). В конце урока каждый учащийся оценивает собственную деятельность на уроке (по пятибалльной шкале). Давая самооценку собственной деятельности во время урока, учащиеся создают себе ситуацию успеха.



Название документа Презентация к уроку.pptx

Урок русского языка в 5 классе Буквы И – Ы после Ц
Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А,...
Отгадайте звук по «паспорту»: согласный глухой непарный, твердый непарный [ц]
Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении Цыпленок в цир...
Происшествие в стране Орфографии Ц и ы
Исторические (этимологические) сведения о букве Ц 	Буква Ц - необычная буква....
Самостоятельная работа в группах 	Познакомьтесь с правилом в учебнике на стра...
Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок В существительных на -ция...
Слова - исключения Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»
Алгоритм написания букв И-Ы после Ц
Рефлексия Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446 : 	ц…нга, куц…й, ...
Игра «Шпион» Выпишите из каждого ряда лишнее слово : 1. с улицы, белгородцы, ...
Отгадайте загадку: Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая г...
Выполните задание Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных ...
Итоги урока Что узнали нового? Чему научились? Я оцениваю свою работу на урок...
Домашнее задание Напишите небольшой текст, используя слова на изученные орфог...
Автор разработки: Учитель русского языка и литературы МБОУ Берёзовской СОШ Бо...
1 из 18

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок русского языка в 5 классе Буквы И – Ы после Ц
Описание слайда:

Урок русского языка в 5 классе Буквы И – Ы после Ц

№ слайда 2 Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А, жё
Описание слайда:

Повторение – мать учения. Поднимите зелёную карточку, если в слове пишется А, жёлтую – если в слове пишется О, красную – если в слове пишется Ё Ч_рный, ё р_сти, р_сток, о ш_рох, о а изл_гать, а ш_лк, ё ш_в, о предл_жение о прич_ска, ё

№ слайда 3 Отгадайте звук по «паспорту»: согласный глухой непарный, твердый непарный [ц]
Описание слайда:

Отгадайте звук по «паспорту»: согласный глухой непарный, твердый непарный [ц]

№ слайда 4 Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении Цыпленок в цирке
Описание слайда:

Определите, какое сочетание звуков повторяется в стихотворении Цыпленок в цирке выступал, Играл он на цимбалах, На мотоцикле разъезжал, И цифр он знал немало. Он из цилиндра доставал Морковь и огурцы И только одного не знал, Где пишут ци, где цы. Цимбалы - музыкальный инструмент, по струнам бьют крючками. Род малых гуслей. Цилиндр-1. тело, ограниченное с концов двумя кругами, а с боков- гнутого по кругам плоскостью. 2.головной убор джентльмена

№ слайда 5 Происшествие в стране Орфографии Ц и ы
Описание слайда:

Происшествие в стране Орфографии Ц и ы

№ слайда 6 Исторические (этимологические) сведения о букве Ц 	Буква Ц - необычная буква. В
Описание слайда:

Исторические (этимологические) сведения о букве Ц Буква Ц - необычная буква. В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Со временем (XIVв.) звук Ц стал твердым. Буква И после Ц мягкости не обозначает. Хотя до сих пор в некоторых говорах, например на Украине, мягкость произношения сохранилась. Разнообразие написаний слов с Ц объясняется историческими причинами.

№ слайда 7 Самостоятельная работа в группах 	Познакомьтесь с правилом в учебнике на страниц
Описание слайда:

Самостоятельная работа в группах Познакомьтесь с правилом в учебнике на странице 182 и выполните задания: Первая группа: составьте кластер «Буквы И-Ы после Ц» Вторая и третья группы: заполните предложенную таблицу

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9 Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок В существительных на -ция Мы
Описание слайда:

Поможет запомнить правило правописания Цы-Ци стишок В существительных на -ция Мы всегда напишем -ия. И под корнем, посмотри, Тоже пишем букву и. А в концовке -цын, -цый, -цы Пишем только букву ы.

№ слайда 10 Слова - исключения Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»
Описание слайда:

Слова - исключения Цыган на цыпочках цыкнул на цыплёнка: «Цыц!»

№ слайда 11 Алгоритм написания букв И-Ы после Ц
Описание слайда:

Алгоритм написания букв И-Ы после Ц

№ слайда 12 Рефлексия Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446 : 	ц…нга, куц…й, овц
Описание слайда:

Рефлексия Применяя алгоритм, устно выполните упражнение 446 : ц…нга, куц…й, овц… , синиц…н, у гостиниц…, ц…новка*(значение слова под «звездочкой» найдите в школьном толковом словаре), белолиц…й, панц…рь.

№ слайда 13 Игра «Шпион» Выпишите из каждого ряда лишнее слово : 1. с улицы, белгородцы, сес
Описание слайда:

Игра «Шпион» Выпишите из каждого ряда лишнее слово : 1. с улицы, белгородцы, сестрицын, цыкнуть. 2. циркуль, секция, белолицый, дикция. 3. цыган, цыпленок, цыкнуть, цитата.

№ слайда 14 Отгадайте загадку: Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая груп
Описание слайда:

Отгадайте загадку: Первая группа: Твердый покров некоторых животных. Вторая группа: Он циркач такой лихой, Чертит круг одной ногой, А другой проткнул бумагу, Уцепился - и ни шагу! Третья группа: Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором.

№ слайда 15 Выполните задание Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных сущ
Описание слайда:

Выполните задание Первая группа: С помощью суффикса -ын- образуйте от данных существительных прилагательные: синица, волчица, кормилица, тигрица Вторая группа: Перестройте предложения так, чтобы слова с ц имели на конце ы или и: Укрепления построены бойцами. Синицами были съедены все хлебные крошки. Матч выигран нижегородцами Третья группа: Распределите слова по двум столбикам: с -цы- и -ци- Ц…нк, ц…тата, ц…пленок, белолиц…й, ц…ркуль, овц…, милиц…я, пунктуац…я

№ слайда 16 Итоги урока Что узнали нового? Чему научились? Я оцениваю свою работу на уроке к
Описание слайда:

Итоги урока Что узнали нового? Чему научились? Я оцениваю свою работу на уроке как … Я недоволен уроком, потому что …

№ слайда 17 Домашнее задание Напишите небольшой текст, используя слова на изученные орфограм
Описание слайда:

Домашнее задание Напишите небольшой текст, используя слова на изученные орфограммы (в т. ч. слова-исключения)

№ слайда 18 Автор разработки: Учитель русского языка и литературы МБОУ Берёзовской СОШ Богор
Описание слайда:

Автор разработки: Учитель русского языка и литературы МБОУ Берёзовской СОШ Богородского района Нижегородской области Ботова Наталья Евгеньевна

Урок в 5 классе на тему "Буквы И-Ы после Ц"
  • Русский язык и литература
Описание:

Изучение темы «Правописание букв И-Ы после Ц» проводится в конце раздела «Морфемика» в 5 классе

Перед началом урока класс разделяется учителем на три группы, исходя из уровня способностей учащихся, их степени обученности: одна «сильная» группа (учащиеся, претендующие на оценку «5») и две группы, примерно равного уровня способностей (имеющие оценку «3-4»)

Структура урока соответствует схеме построения урока комплексного применения знаний, умений и навыков (мотивация, актуализация знаний, образец применения знаний, самостоятельная работа, анализ). В ходе урока используются как познавательные, так и практические методы обучения: вступительное слово учителя, инсценировка сказки, самостоятельная работа учащихся с новым материалом, создание кластера и заполнение таблицы, нахождение и разбор языковых явлений, устная работа учащихся. Учителем организовано подведение к проблеме, дети участвуют в формулировании темы и целей урока, также организован самоконтроль и рефлексия.

Метод обучения, использованный на уроке, - частично-поисковый. На уроке знания не предлагаются учащимся в готовом виде, их необходимо добывать самостоятельно. Учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, анализируют, обобщают, делают выводы, тем самым происходит формирование осознанных прочных знаний. На уроке преобладает творческий характер познавательной деятельности. Учебная работа на уроке разнообразна: индивидуальная работа с материалом учебника, работа в группе, дифференцированные задания. Чередуются различные виды самостоятельной деятельности учащихся.

На уроке применяется дифференцированный подход в обучении учащихся. Работа рассчитана на три варианта. Вопросы, предлагаемые учащимся второй и третьей группы, одинакового уровня сложности. Задания для «сильной» группы сложнее.

 

Содержание урока способствует развитию интереса к учению, овладению грамматическим строем языка, расширению активного и пассивного словарного запаса (работа над лексическим значением неизвестных учащимся слов). Также на уроке ведётся  работа по развитию устной речи.

Автор Ботова Наталья Евгеньевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1562
Номер материала 34031
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓