Главная / Русский язык и литература / УРОК В 5 КЛАССЕ «СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

УРОК В 5 КЛАССЕ «СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

ОТКРЫТЫЙ УРОК В 5 КЛАССЕ


«СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»


Учитель: Майорова Т.Н., учитель русского

языка и литературы МОУ СОШ №2 г.о. Кохма


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УРОКА:

-обобщить и закрепить изученное по теме;

-отработать навыки определения однородных членов в предложении и расстановки знаков препинания при них;

-формировать навыки составления предложений с однородными членами;

-повторить учебные действия учащихся по применению полученных знаний в ходе практической работы (синтаксический разбор простого предложения);

-совершенствовать навыки лексического анализа, отрабатывать на письме орфографические и пунктуационные правила;

-формировать умение наблюдать за родной природой, относиться к ней с пониманием и уважением;

-воспевать в учениках доброжелательность, коллективизм, учить помогать друг другу;

-развивать творческие способности учащихся.


ОБОРУДОВАНИЕ:

-презентация;

-фрагменты мультипликационного фильма «Серая Шейка»;

-раздаточный материал.


I.Приветствие. Организационный момент.

В тетрадях число, классная работа. На доске.

21 ноября…уже конец осени…А какой красивой, тёплой, золотой она была совсем недавно, поэтому жаль расставаться с ней.

Заставка.

На днях, возвращаясь из театра, из окна автобуса мы увидели, что Запрудка затягивается льдом, появляются полыньи. Всё это напомнило одну грустную, но красивую сказку «Серая Шейка». Её автор – Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк, замечательный русский писатель.

Портрет.

Я даже нашла мультипликационный фильм, снятый по этому произведению в 1968 году, 40 лет назад, с удовольствием посмотрела его и решила вам напомнить эту историю.


ФИЛЬМ. СТОП.


II.Мы ещё вернёмся к фильму и не прощаемся с героями. Пусть они станут и героями нашего урока, помогут нам повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис простого предложения.

Тема урока

.

На доске и в тетради.

- Кого из героев сказки вы вспомнили?

Мама Утка, Старый Селезень,

Заяц, Серая Шейка, Лиса

Представим себе, что они вдруг сошли с экрана и сели за парты в 5А классе. Что могли бы спросить они, если бы вдруг очутились у нас на уроке?

Мама Утка с серьёзным видом задала бы вопрос:

-Что изучает синтаксис? Ответ.

Старый Селезень уточнил бы:

-Что такое предложение? Ответ.

Заяц, который всего боится, наверное, с осторожностью бы спросил:

-Чем являются в предложении подлежащее и сказуемое?

Ответ.

Серая Шейка осталась зимовать в одиночестве, а так хотелось пообщаться с кем-нибудь. Поэтому и поинтересовалась бы:

-Какие члены предложения называются однородными?

Ответ.

А хитрая Лиса спросила бы:

-А вы помните, как эти слова пишутся?


НА ЭКРАНЕ

СИНТ_КС_С

ПР_ДЛ_ЖЕНИЕ

П_ДЛЕЖАЩ_Е

СК_ЗУЕМ_Е

Работа в тетради.

Проверка на экране.

Вы молодцы! С теорией справились, думаю, герои сказки тоже порадовались бы за вас.

III.А теперь, используя текст произведения, проверим наши знания и умения. Чем мы будем заниматься, какую работу выполнять?

Ответ.

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД «ПТИЦЫ».


Работа с карточкой жёлтого цвета.

-Выразительно прочитать текст.

-Найти предложения с однородными членами, подчеркнуть

однородные члены. Схемы-карточки.

Молодцы, справились с этим заданием.

-Каких однородных членов предложения встретилось больше?

Подлежащих и сказуемых.

Действительно, однородные члены являются ярким стилистическим средством. Существительные дают нам представление о разнообразии предметов. И сегодня мы с вами познакомились с названиями птиц. Глаголы помогают создать определённый ритм в тексте, ощущается движение, ведь все собираются в путь.

Среди предложений с однородными членами есть одно, которое отличается от других знаком препинания.

- Обратили ли вы на него внимание?

3. Обобщающее слово.


Конструирование


- Добавьте в предложение №4 обобщающее слово.


Маленькие птички.

2) -При помощи чего соединяются однородные члены предложения?

Союз, интонация.

-Что ещё могут эти союзы соединять, кроме однородных членов?

Части сложного предложения

НА ЭКРАНЕ СЛАЙД «ЗИМА».


Работа с карточкой красного цвета

-Прочитать, расставить знаки препинания.

-Найти грамматическую основу предложения, сделать вывод, какое предложение: простое или сложное?

-Самостоятельно выполнить синтаксический разбор предложения №6.


ПРОВЕРКА НА ЭКРАНЕ.


3)-Вы помните, чем закончилась эта сказка?


ФИЛЬМ.

Серая Шейка смогла пройти через все испытания и вновь обрела семью и друзей. Вся семья вместе - так и душа на месте! Вот и мы с вами вместе проделали серьёзную работу: проверяли свои знания…

-А что ещё мы делали на уроке?

Ответ.

Верно, разбирали предложения, конструировали, начали знакомиться с новой темой «Сложное предложение».


ИТОГ УРОКА. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Молодцы! Но испытания для вас не закончились. Теперь я предлагаю каждому проверить себя, вспомнить изученные орфограммы, расставить знаки препинания, выполнить необычный графический тест. Это будет ваше домашнее задание (на белой карточке).

-А что необычного, сказочного встретилось в произведении?

Ответ.

Да, звери могут разговаривать только в сказке!

-Составьте, пожалуйста, небольшой диалог по картинке, используя обращения.

IV. Прощание .









УРОК В 5 КЛАССЕ «СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ»
  • Русский язык и литература
Описание:

  Урок является уроком-обобщением знаний и умений учащихся по теме «Синтаксис простого предложения». С предыдущими уроками он связан прежде всего тем, что подводит определенный итог в изучении достаточно объёмного раздела «Синтаксис», поэтому использован материал, с которым ребята знакомились на протяжении ряда уроков. Он является промежуточным контролем. Также на уроке начата работа над новым блоком в изучении синтаксиса - «Сложное предложение».

  Повторение организовано на тексте, ребятам знакомом по начальному звену, только теперь они смогли посмотреть на него с точки зрения русского языка. На уроках литературы по программе – знакомство с литературной (авторской) сказкой, поэтому выбран данный текст. Таким образом, преследовалась не только учебная, но и воспитательная цель: так важно учить детей ценить дружбу, взаимовыручку, дорожить семьёй и близкими.

  Особенности данного урока – использование межпредметных связей, иллюстративного материала, развитие творческих способностей, самоконтроль учащихся.

 

Автор Майорова Татьяна Николаевна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 889
Номер материала 52161
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓