№
п/п
|
Этапы урока/Время
|
Деятельность учителя
|
Деятельность учащихся
|
Примеча-ние
|
Планируемые результаты
|
1.
|
Мотивирование к учебной деятельности (2 мин)
Цель: Создание условий для положительного
психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на
уроке
|
Приветствует
обучающихся, проверяет готовность обучающихся к уроку
-Прозвенел звонок – начинается
урок. Чтоб урок прошёл
прекрасно, Хорошо, отлично,
классно
Говорю вам пожеланье:
Пожелание удачи, пожелание
добра. Пожелание
терпенья и, конечно же,
уменья.
Не будем терять
времени.
|
Приветствуют
учителя, проверяют свою готовность к уроку
|
Метод: стимулиро-вание
и мотивация учащихся
|
|
2.
|
Проверка
домашнего задания
|
- Что вам было
задано на дом?(Сочинение «Школу
прогуливать нельзя, потому что…»)
-Я уверена, что все сочинения очень
интересные, но, к сожалению, на уроке нет возможности все их прочитать. После
окончания занятия, вы прикрепите свои работы на доску. У каждого будет
возможность прочитать рассказы товарищей. На классном часе мы их обсудим
|
Чтение сочинений
2-3
ученика
|
|
|
3.
|
Постановка учебной задачи (2 мин)
Цель:
Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог,
планирование
работы
|
Выдвигает проблему
-Догадайтесь, о
чем пойдет речь на нашем уроке?
Отгадайте: Без ног и крыльев
оно, быстро летит,
не догонишь его.
(Время.)
Мы ходим ночью, ходим днем, но никуда
мы не уйдём. Мы бьём исправно каждый час, а вы, друзья не бейте нас.(Часы.)
- Тема нашего
урока спряталась в этих загадках. Хорошо бы определить как эти два слова –
«время и час» могут быть связаны друг с другом (Иногда кажется, что час
длится слишком долго, а на самом деле время летит очень быстро, не успели
оглянуться, а вы уже в 4-ом классе, поэтому время нужно беречь, проводить его
с пользой)
- Урок
литературного чтения посвятим обобщению произведений в разделе “Делу – время,
потехе – час”. -На ваш взгляд, почему нужно проводить обобщающие уроки?
- А какие
учебные задачи можем перед собой поставить? (Проверим, насколько мы были
внимательны, что мы узнали из этого раздела и кто лучше знает материал.)
-Повысить уровень осмысления
изученного материала, будем учиться рассуждать, учиться сравнивать и сопоставлять, анализировать
и делать выводы.
- Перед вами портреты
писателей, чьи произведения мы сегодня будем анализировать.
Это - Виктор Юзефович Драгунский,
Виктор Владимирович Голявкин и Евгений Львович Шварц.
Важно, что новое поколение опять
обращается к их произведениям, учится по ним жить, потому что каждое
поколение решает одни и те же проблемы в детском возрасте.
- У вас для работы в группах
лежат листы для взаимоконтроля и взаимооценки. Если справились с работой
очень хорошо- + напротив этапа , если хорошо, но с ошибками, недочетами –
половина +, плохо поработали –.
|
Высказывают
предположения
Ставят
перед собой учебные задачи
|
Метод постанов-ки учебной задачи: побуждающий от проблем-ной ситуации диалог, подводя-щий к теме
диалог.
Слайд № 1
|
Познавательные УУД:
-
Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы
Коммуникативные УУД:
-
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные УУД:
-
целеполагание
Личностные УУД:
- интерес
к изучению предмета
|
3.
|
Актуализация и фиксирование
индивидуального затруднения в пробном учебном действии
(5 мин)
Цель:
Создание условий для активизации знаний через беседу
|
- А чтобы
проверить перед столь сложным испытанием свои силы, предлагаю Вам заглянуть
в конверт. Давайте попробуем собрать из слов пословицы.
(Учащиеся
собирают пословицы: «Скучен день до вечера, коли делать нечего.»
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть.» «Откладывай безделье,
да не откладывай дело» «Не
сиди, сложа руки, так и не будет скуки».).
-Как вы их
понимаете? Чему они нас учат? (ответы детей).
- А какая главная
пословица, изученного нами раздела? – Дети называют её самостоятельно.
- Как вы
думаете, можно ли дать разделу другое название?
Скучен день до вечера, коли делать
нечего.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
Не сиди, сложа руки, так и не будет скуки.
Откладывай безделье, да не откладывай дела.
Поздно поднялся – день потерял,
в молодости не учился – жизнь потерял.
Чтобы научиться трудолюбию, нужны три года, чтобы научиться лени – только три
дня.
Не тот грамотен, кто читать умеет, а тот, кто слушает и разумеет.
|
Работа в
группах
Оцените
работу
|
Метод: словесный
|
Коммуникативные УУД:
- умение отвечать на поставленный вопрос,
аргументировать
|
4.
|
Работа по теме урока (20 мин)
Цель:
Создание условий для выявления обучающимися новых знаний, развития умений
находить ответы на проблемные вопросы, подведение детей к самостоятельному
выводу способа действия с информацией
|
Формулирует
задания
1 - Какие вы молодцы! Герои рассказов плохо
учились в школе, прогуливали, не делали уроков и вот, что из этого вышло.
Предлагаю Вам немного побыть настоящими учителями (детям выдаются красные
ручки). Найдите в тексте ошибки и исправьте их. Будьте внимательны!
«Ученик третьего Денис Кораблев в «Сказке о потерянном
времени», автором которой является Е.Л. Шварц, постоянно опаздывал в школу,
поэтому быстро стал стареньким дедушкой. Мальчик, который никакой горчицы не
ел, долго запускал змея, поэтому не сделал уроки, и Раиса Петровна поставила
ему двойку. В.Ё. Драгунский рассказал нам о Пете Зуеве, который гулял по
мостовой, вместо того, чтобы идти в школу.»
2. “Узнайте
произведение”
Проверим,
насколько вы хорошо знаете произведения. Вам нужно определить их только по
одной фразе.
“Попробуй в
классе запой – сразу выгонят”. (В.В. Голявкин. “Никакой я горчицы не
ел”.)
“Они
разбрызгивались, и получалось что-то очень приветливое и радостное”. (В.Ю.
Драгунский. “Что любит Мишка”.)
“Грохочут
грузовики – скорее, скорее надо сдать грузы в магазины, на заводы, на
железную дорогу”. (Е.Л. Шварц. “Сказка о потерянном времени”.) –
“Я только вчера
догадался, что уроки все-таки надо учить”. (В.Ю. Драгунский. “Главные
реки”.)
|
Работа в
группах с различными источниками
Обсуждают
Проверяют
Оценивают работу
Угадывают произведение
|
Метод: словесный,
проблем-ный, наглядный,практичес-кий
Слайд № 2
|
Коммуникативные УУД:
-
инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации
Познавательные УУД:
- решение
проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их
обоснование
|
|
Физкультминутка (1 мин)
Цель:
Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации
|
Под песню Аллы Пугачевой
|
Выполняют
движения
|
|
|
5.
|
Первичное закрепление с
проговариванием во внешней речи (5 мин)
Цель:
Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в
практической деятельности
- Создание
условий для осознания каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
|
Организует выполнение работы
- Выберите и напишите
черты характера, которые помогают добиться цели
– целеустремленность,
– самостоятельность,
– внушаемость,
– настойчивость,
– настырность,
– дисциплинированность,
– смелость,
– сила воли
- рассеянность
- нерешительность
- решительность
- упрямство
- сдержанность
- несдержанность
- трусость
- безволие
|
Выполняют
задание
Проверяют
Оценивают
|
Метод: организа-ция
учебно-познава-тельной деятельно-сти
У каждой группы карточки
Слайд № 3
|
Познавательные УУД:
- умение
структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания
Коммуникативные УУД:
-
управление поведением партнера, коррекция действий партнера
Регулятивные УУД:
-
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Личностные УУД:
- самоопределение
|
6.
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по
эталону
|
ТЕСТ по теме: «Делу время – потехе час»
1. В каком классе учился Петя Зубов?
А) в первом Б) во втором В) в третьем Г) в четвертом
2. Почему Петя чувствовал себя несчастным?
А) он не мог играть с друзьями
Б) он не мог теперь реализовывать свои мечты
В) он ничему не успел научиться
3. Как Петя нашел первую ненастоящую старушку?
А) она прыгала через скакалочку
Б) она прыгала на одной ножке
В) она играла в мяч Г) она играла в классики
4. Что делал Денис вместо того, чтобы учиться?
А) играл в футбол Б) смотрел телевизор В) запускал воздушного
змея
5. Какую клятву дал себе Денис?
А) учить уроки до конца школы
Б) учить уроки до глубокой старости
В) не слушать подсказки Г) всегда говорить правду
6. О каком композиторе говорил Борис Сергеевич?
А) о Бахе Б) о Шопене В) о Чайковском Г) о Моцарте
7. Что любил Мишка?
А) все съедобное Б) все веселые игры В) все виды спорта
8. Какой разговор слушал мальчик в рассказе В. Голявкина?
А) про последние события в мире
Б) про стройку, про башенный кран
В) про патент, про завод
9. Почему мальчик чувствовал, что ему скучно?
А) все его прогоняли Б) ему нечем было заняться
В) на улице было мало людей и машин
10. Закончи пословицу: «Скучен день до вечера, коли…»
А) небо пасмурно Б) много работы В) делать нечего
|
Выполняют задание
Проверяют
Оценивают
|
Слайд № 4
|
|
7.
|
Включение в систему знаний и повторение(2 мин)
Цель: Создание
условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное
творческое домашнее задание
|
Предлагает
дифференцированное задание
- Придумай свой рассказ, который можно было
бы включить в раздел “Делу время – потехе час”, найти пословицы и поговорки,
которые отражают смысл названия раздела, приготовить игры. физминутки для
отдыха, презентацию как вы проводите свой день или свободное время. По вашим
выполненным работам создадим книгу. Это и будет элементом практического
применения тех знаний, которые вы получили на уроке.
|
Учащиеся
выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей
|
Прием: дифферен-цированное
задание (карточки)
|
|
8.
|
Рефлексия учебной деятельности на
уроке (итог урока) (3 мин)
Цель:
Создание условий для рефлексии
|
-Огромное трудолюбие и тяга к новым знаниям помогла нам
сделать новые открытия на этом уроке.
-Урок сегодня
был удачный,
Не прошёл для
вас он зря.
Вы все очень
постаралась.
Вам понравилось,
друзья?
- Посмотрите на доску: достигли ли мы целей урока. Докажите свою точку
зрения. - Чему научили вас эти рассказы?
- Что главное мы должны с вами запомнить?
(Делу время – потехе час)
- Раздел «Делу время – потехе час» учит ценить жизнь и использовать с
умом её быстротечность.
Как часто мы непозволительно щедро тратим
свое время на пустяки, думая, что впереди его много – неизмеримый океан.
А пословица и напоминает, что нельзя
тратить драгоценное время, отпущенное человеку на учебу и взросление, на
изучение материала, оставленного предыдущими поколениями)
Синквейн:
1-я группа –
время.
2-я группа – дело.
3-я группа – потеха.
- Подошёл к
концу урок,
Прозвенит сейчас
звонок,
Вам девчонки и
мальчишки –
Всем спасибо за
урок.
|
Отвечают на вопросы
|
Слайд № 5
|
Личностные УУД:
Оценка,
самооценка
собственной
деятельности на уроке
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.