Главная / Русский язык и литература / Урок в 10 классе по теме "Словообразование"

Урок в 10 классе по теме "Словообразование"

6


Методическая разработка

урока русского языка в 10 классе

по программе и учебнику: русский язык – В.Ф Греков, С.Е.Крючков.

Учитель МОУ СОШ №32 – Чебакина Е.Ю.


Тема: Основные способы образования слов.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: презентация, раздаточный материал;

Цель: Создание условий для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков. Содействие развитию самостоятельности при обобщении материала. Развивитие умения излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем), решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ).

Задачи:

  • а) обобщить основные сведения по словообразованию,

  • б) отметить связь словообразования с другими разделами языка,

  • в) обратить внимание на стилистические функции словообразования,

  • г) выполнить тренировочные упражнения по теме.


Ход урока.

  1. Организационный момент. Целеполагание.

Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы, (все ли понятно в формулировке темы, целей и задач урока?), запись даты и темы в тетрадь.

1. Мотивация учебной деятельности

На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, отметим, в чем заключается связь словообразования с другими разделами языка, рассмотрим некоторые стилистические функции словообразования. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.

Разобраться в структуре слова - значит открыть его, понять его смысл.


Чтение стихотворения С. Острового "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под щитом!


Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.


Задание 1. Тема, идея. Запись четверостишья, работа с предложениями. Синтаксический разбор.

Работа с выделенными словами.


Желаю вам, ребята, подружиться со словом!



1этап. Предмет словообразования.

Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в 2-х значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.

Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно словообразование.

Морфемика – учение о значимых частях слова, т.е. учение о строении и структуре слова.

- Вспомним, что такое морфема и из каких морфем конструируется слово?

Морфема – минимальная, нечленимая значимая часть слова:

-корень,

-приставка (докажите правильность мысли К. И. Чуковского: "Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла". С этой целью предлагается образовать от корня -лет- слова с приставками, рассмотреть их значения. Далее говорится о значении суффиксов.

-суффикс,


Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах:

Беззаботный, прокричал, отзвучал, соавтор, приезд, преувеличенный, каменщик, разведчик, книжонка, машинист.

-окончание (записать в два столбика слова: 1) имеющие окончание; 2) без окончаний.
Издавна, революция, металл, певуч, организованно, молодежь, рассказав.)

Задание проверяется.


Ш. Закрепление материала.

В языке существует большое количество слов, первозданная образность которых, по словам К. Чуковского, потухла.

В книге "Живой, как жизнь" К. Чуковский приводит такой пример.

Беседуют две женщины. Одна говорит;

- Это прямо-таки ошеломило меня... Ведь я обожаю собак...

Я прохожу мимо и думаю; "До чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!"

Слово ошеломить происходит от слова шелом, а шелом (или шлем) — это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей.

Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.

Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило ее, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а само слово осталось и не утратило своей выразительности.

В процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными.



Непродуктивные приставки:

па-: пасынок, падчерица, паводок и др.;

пра-: правнук, прабабушка и др.;

су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.



Непродуктивные суффиксы:

-ень: бивень, ливень;

-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др.;

-яй: лентяй, слюнтяй;

-ежь: молодежь;

-арник: кустарник.


Некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.


В глаголе вынуть исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс -ну-, и даже -ть, известное своей неустойчивостью. А корень исчез.

Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова.


Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.

- Какие вам известны способы образования слов?

Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.

1. Морфологический способ:

1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный): история - предыстория (то, что было "до" истории), делать - сделать;

2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое);

3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный): вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса);

4) усечение суффиксов (бессуффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть – свист;

5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;

6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;

7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет - МГУ;

8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.

2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова). Среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).

Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение - предлог в течение; деепричастие благодаря - предлог благодаря и т. п.

2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла
новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.

Работа с учебником. (Заполнение таблицы на стр. 95)

2 этап. Разграничение морфемного и словообразовательного анализа.

В ходе беседы заполняем таблицу.

Морфемный анализ

Словообразовательный анализ

1.Определяем часть речи, устанав-
ливаем, имеет ли оно формы
словоизменения.

1.Определяем, является слово
производным или непроизводным.

2.Выделяем окончание и основу.
Определяем характер основы
(членимая или нечленимая).

2.Определяем производящую ос-
нову и словообразовательный
формант.

3.Выделяем морфемы в составе
членимой основы и определяем
их значение.

3.Определяем способ словооб-
разования.

Внимание! Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

а) окончания;

б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени , глагола повелительного наклонения, сравнительной степени прилагательных и наречий.


Задание 3. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов:
безразмерный, резка, недоделать, вручную. (Работа у доски)


3 этап. Связь словообразования с другими разделами языка.

Язык – это средство передачи человеческой мысли, поэтому должен изучаться как явление осмысленное, а не только как набор формальных средств.

Язык – это система. Изучать одни языковые явления изолированно от других невозможно.

Словообразование тесно связано с другими разделами языкознания.

Подтверждая мысль о том, что язык – это система, обратим внимание на связь словообразования с орфографией.

Например, есть очень запутанное правило о правописании букв о и ё после шипящих. Можно ли правильно написать слово с данной орфограммой, не зная, в какой морфеме она находится? Чем регулируются эти написания?


Задание 4. Объяснить орфограммы в словах.

Ж_лоб, печ_нка, ш_ковый, печ_шь, нож_ом, чуж_го, золоч_ный, ш_рох, реч_нка, сгущ_нка, ноч_вка, капюш_н, ч_рствый, горяч_, пуш_к.


Связь словообразования со стилистикой

Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Поскольку образование любого слова начинается с производящего слова, мы вправе ожидать, что оно влияет и на формирование стилистических и выразительных свойств производного. Например, суффикс –ин- . Имена существительные, нейтральные и разговорные, соединяемые с суффиксом –ин-, получают разговорную окраску: молодец – молодчина, пес – псина, урод – уродина. От нейтральных названий материалов, орудий труда и т. п. образуются названия профессий с нейтральной же стилистической окраской: бетон – бетонщик.


Основными носителями стилистического, оценочного и выразительного потенциала являются суффиксы.


Каждый продуктивный суффикс обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску:

-лк- (разговорный): раздевалка, умывалка, читалка;

-ств-, -ний- (книжный): мужество, терпение, горение и т.д.


Задание 5. (часть дом.задания) Приведите свои примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на суффиксы в этих словах.

1. Определите способ словообразования слов: объективность, лисонька, подоконник, направо. (Продолжите эту работу самостоятельно, упр.127)

2. Определите, новые слова или формы слов: рисующий, проехала, красивее, переходя.

3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:

1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка

6) соломенный

7) самолёт

(Работа с тестами Н. Сениной)

III. Работа с тестовыми заданиями презентации. Обобщение.

Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова.

IV. Подведение итогов. Работа с целями урока. Домашнее задание.

Вопросы классу:

- Что нового узнали?

  • Как реализовались цели?

  • Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?

Домашнее задание. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.

Индивид.задания: Образование сущ., прил., глаголов, наречий. Словообразовательные ряды.

Основные изменения в словообразовательной системе.

Подготовиться к контрольной работе по словообразованию, упр.132

Выставление оценок.


Раздаточный материал 1

Домашнее задание:

1.Приведите примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на суффиксы в этих словах.

2. упр.132

3. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.

4. Подготовить выступление на тему: Образование сущ.,

прил.,

глаголов,

наречий.

Словообразовательные ряды.

Основные изменения в словообразовательной системе.

Раздаточный материал 2

1.Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.

2. Обозначьте орфограммы в первом абзаце.

3. Укажите морфемный состав выделенных слов.

4. Выпишите слово с формообразующим суффиксом.

5. Укажите способ образования слова лучисто-веселое


Осл__пительно ярк__м утром мы с отцом шли росистой луговой стё(ж,ш)кой затем свернули к льняному полю. Босые ноги т__нули в сыровато-тёплой траве. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым небо лучисто-весёлое. И вдруг прямо перед нами разл__лась синяя морская2 волна. От набежавшего ветерка синева ст__новилась то тёмной то совсем светлой.

Подходим2. Я уже различаю в этой с__неве о__дельные тонкие стебельки льна. Это от них получает(?)ся такая красивая морская волна.

Син___ волны пробегали по всему полю и у самой опушки леса разбивались словно о крутой2 берег. Стою с отцом замер от неожида(н, нн)ост__ от радост__ такое я увид__л впервые.

Сколько Не живи природа всегда открывает для человека что (то) новое неизвес(т)ное красивое. И каждое поколение буд__т дивит(?)ся извечному чуду пр__роды заново.


6hello_html_5760634a.gif.Найдите в тексте слова, соответствующие схемам:


Урок в 10 классе по теме "Словообразование"
  • Русский язык и литература
Описание:

Методическая разработка

урока русского языка в 10 классе

по программе и учебнику: русский язык – В.Ф Греков, С.Е.Крючков.

Учитель МОУ СОШ №32 – Чебакина Е.Ю.

 

Тема: Основные способы образования слов.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: презентация, раздаточный материал;

Цель:  Создание условий для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков. Содействие развитию самостоятельности при обобщении материала. Развивитие умения излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем), решать задания в тестовой форме (по типу ЕГЭ).

Задачи:

n  а) обобщить основные сведения по словообразованию,

n  б) отметить связь словообразования с другими разделами языка,

n  в) обратить внимание на стилистические функции словообразования,

n   г) выполнить тренировочные упражнения по теме.

 

Ход урока.

I.                  Организационный момент. Целеполагание.

Проверка готовности учащихся к уроку. Сообщение темы, (все ли понятно в формулировке темы, целей и задач урока?), запись даты и темы в тетрадь.

1. Мотивация учебной деятельности

На сегодняшнем уроке мы разрешим наиболее сложные вопросы словообразования, отметим, в чем заключается связь словообразования с другими разделами языка, рассмотрим некоторые стилистические функции словообразования. Этот материал поможет вам при подготовке к ЕГЭ.

Разобраться в структуре слова - значит открыть его, понять его смысл.

 

Чтение стихотворения С. Острового "Первородство".


К словам привыкаешь день ото дня,

А они первородного смысла полны...

И когда я слышу:

- Извини меня! -

Это значит:

- Исключи меня из вины!

У слова цвет своего огня.

Свое пространство. Свои рубежи.

И когда я слышу:

- Обереги меня!

Это значит:

- Берегами меня окружи!

У слова есть корни. И есть родня.

Оно не подкидыш под сирым кустом.

И когда я слышу:

- Защити меня! -

Это значит:

- Спрячь меня под щитом!

 

Вслушайся. Вникни. Не позабудь.

У слова свой норов. Свое нутро.

И если ты в эту проникнешь суть -

Слово тебе сотворит добро.

 

Задание 1. Тема, идея. Запись четверостишья, работа с предложениями. Синтаксический разбор.

Работа с выделенными словами.


 

Желаю вам, ребята, подружиться со словом!

 

 

1этап. Предмет словообразования.

Термин «словообразование» в лингвистике употребляется в 2-х значениях: как название процесса образования новых слов в языке и как название раздела языкознания, изучающего словообразовательную систему языка.

Словообразование как особый раздел науки о языке включает две составные части – морфемику и собственно словообразование.

Морфемика – учение о значимых частях слова, т.е. учение о строении и структуре слова.

- Вспомним, что такое морфема и из каких морфем  конструируется слово?

Морфема – минимальная, нечленимая значимая часть слова:

-корень,

-приставка (докажите правильность мысли К. И. Чуковского: "Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла". С этой целью предлагается образовать от корня -лет- слова с приставками, рассмотреть их значения. Далее говорится о значении суффиксов.

-суффикс,

 

Определите значение приставок и суффиксов в следующих словах:

Беззаботный, прокричал, отзвучал, соавтор, приезд, преувеличенный, каменщик, разведчик, книжонка, машинист.

-окончание (записать в два столбика слова: 1) имеющие окончание; 2) без окончаний.
Издавна, революция, металл, певуч, организованно, молодежь, рассказав.)

Задание проверяется.

 

Ш. Закрепление материала.

В языке существует большое количество слов, первозданная образность которых, по словам К. Чуковского, потухла.

В книге "Живой, как жизнь" К. Чуковский приводит такой пример.

Беседуют две женщины. Одна говорит;

- Это прямо-таки ошеломило меня... Ведь я обожаю собак...

Я прохожу мимо и думаю; "До чего это хорошо, что, употребляя слова в разговоре, мы не вспоминаем об их первоначальном значении!"

Слово ошеломить происходит от слова шелом, а шелом (или шлем) — это железная каска, которую древние и средневековые воины носили в бою, оберегая свои черепа от вражьих дубин и мечей.

Враги налетали на них и били что есть силы по шелому, чтобы ошеломленные воины валились с седла на землю.

Женщина, сказавшая, что известие о смерти любимой собаки ошеломило ее, конечно, не представляла себе в ту минуту ни старинных сражений, ни коней, ни кольчуг, ни шеломов: все живые, конкретные образы, связанные со словом ошеломить, уже выветрились из этого слова в течение многих веков. Оно утратило смысл военного термина и полностью отрешилось от тех обстоятельств, которые породили его. Образ давно потух, а само слово осталось и не утратило своей выразительности.

В  процессе развития языка некоторые приставки и суффиксы перестали употребляться для образования новых слов. Такие приставки и суффиксы называются непродуктивными.

 

 


Непродуктивные приставки:

па-: пасынок, падчерица, паводок и др.;

пра-: правнук, прабабушка и др.;

су-: сумрак, сумерки, сугроб и др.

 

 

Непродуктивные суффиксы:

-ень: бивень, ливень;

-знь: болезнь, боязнь, жизнь и др.;

-яй: лентяй, слюнтяй;

-ежь: молодежь;

-арник: кустарник.


 

Некоторые приставки и суффиксы тесно слились с корнем слова и их не всегда можно отделить от корня, например: память, помнить, взять и др.

 

В глаголе вынуть исчез корень. Все другие части слова остались на месте: и приставка вы-, и суффикс -ну-, и даже -ть, известное своей неустойчивостью. А корень исчез.

Это был древний корень -им-, который веками существовал в самых различных словах нашего языка: иметь, снимать, поднимать и многих других. Сохранился он также в несовершенном виде глагола вынимать. И куда-то исчез при образовании совершенного вида. Приставка и суффикс дружно взялись за дело и с успехом заменили корень слова.

 

Словообразование изучает способы образования слов, словообразовательную роль морфем и закономерности современного словообразования.

- Какие вам известны способы образования слов?

Существует два способа образования в языке новых слов и, следовательно, обогащения лексики: морфологический и неморфологический.

1. Морфологический способ:

1) образование новых слов с помощью приставки (приставочный): история - предыстория (то, что было "до" истории), делать - сделать;

2) образование новых слов с помощью суффикса (суффиксальный способ): красивый - красиво (наречие содержит в себе признак, как прилагательное: красиво то, что красивое);

3) образование новых слов с помощью приставки и суффикса (приставочно-суффиксальный): вкус - безвкусица (то, что лишено вкуса);

4) усечение суффиксов (бессуффиксный способ) - образование производного слова путём усечения производящей основы: свистеть – свист;

5) сложение целых слов, когда новое слово вмещает в себя сумму понятий, выражаемых каждым словом: сорви + голова = сорвиголова; еле + еле = еле-еле;

6) сложение основ слов с помощью соединительных гласных -о- и -е-: белый снег - белоснежный; ферма для птиц - птицеферма;

7) сложение части основы с целым словом или частью основы, в результате чего получаются сложносокращённые слова и аббревиатуры: стенная газета - стенгазета, Московский государственный университет - МГУ;

8) сращение, или слияние в одно слово компонентов словосочетаний: близ + лежащий = близлежащий; с + ума + сшедший = сумасшедший.

2. Неморфологический способ - образование новых слов в результате перехода одной части речи в другую за счёт переосмысления понятия слова:

1) при помощи омонимии (лексико-семантический способ, при котором меняется значение производящего слова). Среда (день недели) - среда (окружающая обстановка, общество); Ампер (учёный) - ампер (единица измерения силы тока).

Лексико-синтаксическим способом образовались, в частности, некоторые производные предлоги, например: существительное течение - предлог в течение; деепричастие благодаря - предлог благодаря и т. п.

2) при помощи перехода одной части речи в другую (лексико-синтаксический способ). Ср. предложения со словом новенькая: У Маши новенькая кофточка. - Имя прилагательное, поскольку согласуется со существительным кофточка в женском роде, единственном числе, именительном падеже: кофточка (какая?) новенькая.
В класс пришла новенькая. - Существительное, так как это слово приобрело грамматическое значение рода (женский), числа (единственное), падежа (именительный). Оно может иметь при себе зависимое прилагательное - красивая новенькая, предлог - у новенькой.

Работа с учебником.  (Заполнение таблицы на стр. 95)

2 этап. Разграничение морфемного и словообразовательного анализа.

В ходе беседы заполняем таблицу.

Морфемный анализ

Словообразовательный анализ

1.Определяем часть речи, устанав-
ливаем, имеет ли оно формы
словоизменения.

1.Определяем, является слово
производным или непроизводным.

2.Выделяем окончание и основу.
Определяем характер основы
(членимая или нечленимая).

2.Определяем производящую ос-
нову и словообразовательный
формант.

3.Выделяем морфемы в составе
членимой основы и определяем
их значение.

3.Определяем способ словооб-
разования.

Внимание!Есть формообразующие морфемы, которые участвуют в образовании грамматических форм, а не новых слов. К ним относятся:

а) окончания;

б) формообразующие суффиксы: глагола прошедшего времени -л, глагола повелительного наклонения,  сравнительной степени прилагательных и наречий.

 

Задание 3. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов:
безразмерный, резка, недоделать, вручную. (Работа у доски)

 

3 этап. Связь словообразования с другими разделами языка.

Язык – это средство передачи человеческой мысли, поэтому должен изучаться как явление осмысленное, а не только как набор формальных средств.

Язык – это система. Изучать одни языковые явления изолированно от других невозможно.

Словообразование тесно связано с другими разделами языкознания.

Подтверждая мысль о том, что язык – это система, обратим внимание на связь словообразования с орфографией.

Например, есть очень запутанное правило о правописании букв о и ё после шипящих. Можно ли правильно написать слово с данной орфограммой, не зная, в какой морфеме она находится? Чем регулируются эти написания?

 

Задание 4. Объяснить орфограммы в словах.

Ж_лоб, печ_нка, ш_ковый, печ_шь, нож_ом, чуж_го, золоч_ный, ш_рох, реч_нка, сгущ_нка, ноч_вка, капюш_н, ч_рствый, горяч_, пуш_к.

 

Связь словообразования со стилистикой

Язык, а значит, и входящие в него слова служат для выражения не только мыслей, но и чувств, воли человека. Поскольку образование любого слова начинается с производящего слова, мы вправе ожидать, что оно влияет и на формирование стилистических и выразительных свойств производного. Например, суффикс –ин- . Имена существительные, нейтральные и разговорные, соединяемые с суффиксом –ин-, получают разговорную окраску: молодец – молодчина, пес – псина, урод – уродина. От нейтральных названий материалов, орудий труда и т. п. образуются названия профессий с нейтральной же стилистической окраской: бетон – бетонщик.

 

Основными носителями стилистического, оценочного и выразительного потенциала являются суффиксы.

 

Каждый продуктивный суффикс обладает стилистическим «запалом», который чаще всего и определяет сферу употребления новых слов, их стилистическую окраску:

-лк- (разговорный): раздевалка, умывалка, читалка;

-ств-, -ний- (книжный): мужество, терпение, горение и т.д.

 

Задание 5. (часть дом.задания) Приведите свои примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на суффиксы в этих словах.

1. Определите способ словообразования слов: объективность, лисонька, подоконник, направо.  (Продолжите эту работу самостоятельно, упр.127)

2. Определите, новые слова или формы слов: рисующий, проехала, красивее, переходя.

3. Укажите номер (номера), где слово образовано приставочно-суффиксальным способом:


1) разглядеть
2) разговаривать
3) тишь
4) прочитать
5) походка

6) соломенный

7) самолёт


(Работа с тестами Н. Сениной)

III. Работа с тестовыми заданиями презентации. Обобщение.

Умение видеть строение слова и понимать значение его частей помогает правильно писать слова.

IV. Подведение итогов. Работа с целями урока. Домашнее задание.

Вопросы классу:

-   Что нового узнали?

-         Как реализовались цели?

-         Чьи ответы и работа на уроке понравились и почему?

Домашнее задание. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.

Индивид.задания: Образование сущ., прил., глаголов, наречий. Словообразовательные ряды.

Основные изменения в словообразовательной системе.

Подготовиться к контрольной работе по словообразованию, упр.132

Выставление оценок.

 

Раздаточный материал 1

Домашнее задание:

1.Приведите примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на суффиксы в этих словах.

2. упр.132

3. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.

4. Подготовить выступление на тему: Образование сущ.,

прил.,

глаголов,

наречий.

Словообразовательные ряды.

Основные изменения в словообразовательной системе.

Раздаточный материал 2

1.Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений.

2. Обозначьте орфограммы в первом абзаце.

3. Укажите морфемный состав выделенных слов.

4. Выпишите слово с формообразующим суффиксом.

5. Укажите способ образования слова лучисто-веселое

 

Осл__пительно ярк__м утром мы с отцом шли росистой луговой стё(ж,ш)кой затем свернули к льняному полю. Босые ноги т__нули в сыровато-тёплой траве. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым  небо  лучисто-весёлое. И вдруг прямо перед нами разл__лась синяя морская2 волна. От набежавшего ветерка синева ст__новилась то тёмной то совсем светлой.

Подходим2. Я уже различаю в этой с__неве о__дельные тонкие стебельки льна. Это от них получает(?)ся такая красивая морская волна.

Син___ волны пробегали по всему полю и у самой опушки леса разбивались словно о крутой2 берег. Стою с отцом замер от неожида(н, нн)ост__ от радост__ такое я увид__л впервые.

Сколько Не живи природа всегда открывает для человека что (то) новое неизвес(т)ное красивое. И каждое поколение буд__т дивит(?)ся извечному чуду пр__роды заново.

 

6.Найдите в тексте слова, соответствующие схемам:

 

 

Автор Чебакина Елена Юрьевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2506
Номер материала 24103
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓