Главная / Физика / Урок творческого развития. Тема "Тепловые явления". 8 класс. Система развивающего обучения.

Урок творческого развития. Тема "Тепловые явления". 8 класс. Система развивающего обучения.

Урок творческого развития


Данный тип урока является многофункциональным. Он же является и уроком по отработке средств общения, и уроком по само- и взаимооценке, и уроком решения частных задач. Для организации деятельности учащихся на уроке используется знакомый предметный материал, но продвижения в самом предмете не происходит.

Дидактическая цель такого урока – обнаружить связь теоретических знаний с практикой окружающей жизни, увидеть в явлениях природы, предметах быта и техники, технологических и производственных процессах использование и проявление законов физики.

Психологическая цель – создать условия для развития творческого мышления и творческих способностей, коррекции самооценки учащихся.

Воспитательная цель – создать условия для развития культуры общения, культуры дискуссии, привития вкуса к решению творческих задач, к выдвижению творческих идей.


Учебная деятельность осуществляется через групповую форму по технологии «Мозговой штурм». Класс делится на группы 4-5 человек (по желанию). В группе определяется групорг, который фиксирует в процессе решение задачи все идеи, высказанные участниками группы. Эти идеи анализируются, теоретически обосновываются, критикуются. Те идеи, которые выдержали критику, дорабатываются до решения задачи. Далее каждая группа предлагает свое решение задачи, которое учащиеся других групп, задавая вопросы, могут уточнять, критиковать и через обсуждение решения каждой группы выходят на контрольное решение. Если не выходят, учитель может наводящими вопросами подвести к правильному решению или оставить его открытым (предложить в качестве домашнего задания).

Работа учащихся оценивается самооценкой. Индивидуальная самооценка обсуждается группой. Группа в целом тоже делает самооценку, которая выражается в виде отметки, исходя из следующих критериев:

«5» - получено контрольное решение

«4» - были верные идеи

«3» - нет верных идей.

Для наглядности можно групповую самооценку фиксировать в таблице на доске:



задачи



группы




1



2



3



4



5



6



7



Итог

1










2









3









4










Самооценка играет воспитывающую роль, способствует формированию объективного отношения к самому себе. Внутригрупповой контроль за самооценкой каждого, коллективный контроль за групповой самооценкой в таблице обеспечивает их объективность. Реальность таких оценок довольно высока. В конце урока группа получает итоговую отметку и делает самооценку. (Может случиться так, что индивидуальная самооценка выше групповой в случае высказывания участником группы верной идеи, которую группа отвергла как несостоятельную, абсурдную. Это способствует коррекции личностной самооценки).

Роль учителя – координатор. Учитель, тихо беседуя с группами, знакомится с их решением, узнавая общую картину. Обсуждение задачи предлагает начинать группе с самым слабым решением, тем самым, давая возможность всем группам заявить свое решение. (Если умение вести дискуссию в классе не отработано, то полезно выбирать «хранителя времени и порядка» из учащихся, который следит за регламентом (если он устанавливается) и за соблюдением правил дискуссии; возможна система штрафных очков группам-нарушителям).

Данный тип урока имеет очень важное значение для формирования и развития устойчивого познавательного интереса учащихся и познавательной мотивации их учебной деятельности. Уроки творческого развития наиболее уместны в конце изучения темы. Если учитель проводит их в системе, то ученики, ожидая их, осознают необходимость уверенных знаний по теме, чтобы быть успешными в решении задач на таком уроке. Задачи и их количество выбираются учителем в зависимости от уровня подготовленности класса и времени, отводимого для данного типа урока. Для повышения мотивации задачи должны быть разнотипными: качественные, практико-ориентированные, изобретательские, экспериментальные и т.д.

На таком уроке дети работают на высоком эмоциональном подъеме, с азартом, увлечением, нет равнодушных, нет принуждения. Атмосфера творчества, групповая деятельность создают комфортную психологическую обстановку для каждого ученика. Часто можно слышать их пожелания: «Вот бы каждый день такие уроки!».


8 класс

Решение задач по теме «Тепловые явления» (2 часа)


  1. Ориентировочно-мотивационный этап (выравнивание стартовых позиций, актуализация знаний):

        1. Что такое внутренняя энергия тела?

        2. Каковы способы изменения внутренней энергии тела?

        3. Назовите виды теплопередачи?

        4. Как осуществляется передача энергии при теплопроводности? конвекции? излучении?

        5. Какие агрегатные состояния вещества существуют?

        6. Чем обусловлено агрегатное состояние вещества?

        7. В каком агрегатном состоянии вещество обладает наибольшей? наименьшей внутренней энергией?

        8. Почему температура в процессе плавления и в процессе кипения неизменна?

        9. При каком условии вещество плавится? отвердевает? кипит? конденсирует?

На основе имеющихся знаний объясните следующие ситуации, факты, явления:

  1. Операционально-исполнительный этап:

(Работа в группах)

Задача 1. При приближении руки к бумажной вертушке бумага начинает вращаться. Это загадочное вращение одно время – в 70-х годах XIX века – давало многим повод думать, что тело обладает каким-то сверхъестественными силами. А как объясните вы?

(Учитель демонстрирует это явление).

Задача 2. Можно ли сварить уху в бумажном пакете? ( После обсуждения учитель показывает демонстрационный опыт «кипение воды в бумажном пакете»).

Задача 3. Один поэт писал о капле: «Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла». Какая физическая ошибка допущена поэтом? (Задача записана на доске).

Задача 4. Случалось ли вам задумываться над тем, как образуются ледяные сосульки – в оттепель или мороз? Если в оттепель, то как могла замерзнуть вода при температуре выше нуля? Если в мороз, то откуда могла взяться вода?

Задача 5. Лед в водосточной трубе намерзает. Днем подтаивает и падает с грохотом, разбивая трубу. Осколки выскакивают на тротуар, пугая и задевая прохожих. Что вы можете предложить, чтобы убрать эти неприятные явления?

Задача 6 . Часто можно видеть, как хозяйка, желая ускорить варку, усиливает огонь под кастрюлей, в которой кипит вода? Правилен ли этот прием?

Задача 7. В статье, опубликованной в докладах Французской академии наук, ученые утверждают, что нашли связь между размерами бороды и густотой шевелюры: чем больше и гуще борода, тем чаще образуется лысина. Как это объясняет физика?

Задача 8. Сточная промышленная труба обрастает слоем жира, грязи. Необходимо периодически его счищать, например, битым кирпичом. Но если кусочки маленькие – они легкие, не снимают слоя, если большие – загромождают трубу, образуя затор, хотя и счищают слой. Как быть?

Задача 9. Проделайте опыт:

Алюминиевый стакан калориметра, в котором находится снег, поставьте на деревянный диск, смоченный водой. Добавьте соль в снег, размешайте её ложкой. Пронаблюдайте, что происходит, и объясните причину этого с физической точки зрения.

(Оборудование для каждой группы: деревянный диск, стакан с водой, алюминиевый сосуд от калориметра, снег, соль, ложка.)

  1. Итоговая самооценка.


Домашнее задание: 1. Повторение темы по необходимости.

2. Кроссворд по теме.

3. Творческая работа по теме «Тепловые явления»

(2 и 3 – по желанию)



Урок творческого развития. Тема "Тепловые явления". 8 класс. Система развивающего обучения.
  • Физика
Описание:

Данный тип урока является многофункциональным. Он же является и уроком по отработке средств общения, и уроком по само- и взаимооценке, и уроком решения частных задач. Для организации деятельности учащихся на уроке используется знакомый предметный материал, но продвижения в самом предмете не происходит.

Дидактическая цель такого урока– обнаружить связь теоретических знаний с практикой окружающей жизни, увидеть в явлениях природы, предметах быта и техники, технологических и производственных процессах использование и проявление законов физики.

Психологическая цель – создать условия для развития творческого мышления и творческих способностей,  коррекции самооценки учащихся.

 

Воспитательная цель – создать условия для развития культуры общения, культуры дискуссии, привития вкуса к решению творческих задач, к выдвижению творческих идей.

Автор Каптелова Наталья Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 529
Номер материала 28687
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓