Главная / Русский язык и литература / Урок Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Урок Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Урок Типы сложных предложений и средства связи между их частями


Цель урока: классификация сложных предложений и средств связи между их частями

Задачи:

1) начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку;

2) проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.


Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные:

-осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку,

гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной

культуры;

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

- освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;

- планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать

средства ее осуществления;

- формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя

ответственность,

проявлять инициативность и самостоятельность;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки

и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.

Познавательные:

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой

информации, ресурсы Интернета;

-способность свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой,

в том числе и на электронных носителях;  

-овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему;

-умение вести самостоятельный поиск информации.

Коммуникативные:

- формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;

- принимать на себя ответственность за результат своих действий;

- наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их.



Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Используемые технологии:

  • сотрудничества

  • информационные технологии

  • здоровьесберегающие технологии

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал


  1. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности.

Задача: организация внимания учащихся, ознакомление с планом работы

Учитель рассказывает историю метафорического характера – она даёт положительный настрой, активизирует мышление учеников.



«Всё в твоих руках»

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот он решил придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу - ка мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умный». Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?». И тогда мудрец сказал: «Всё в твоих руках…».


И действительно, ребята, все в ваших руках, нужно только приложить усилия.


  1. Проверка домашнего задания - КАТ 11 стр. 49

Дома вам нужно было определить значение слов цивилизация, прогресс.


Ответы учеников

Словарная работа

Цивилизация- общежитие, гражданственность, сознание прав и обязанностей человека и гражданина. Цивилизовать народ, обратить из дикого, грубого быта в гражданственный.


Прогресс.-1. Поступательное движение, улучшение в процессе развития (противоп.: регресс) 2. разг. Переход на более высокую ступень развития, улучшение в чем-л. ....


  1. Актуализация знаний

Задача: заинтересовать темой урока, активизировать мышление учащихся


Какова тема текста, с которым вы работали дома. Книга - опорный фундамент цивилизации.

Чему, по мнению Леонова, может научить нас книга? Прочитайте это предложение.

Только книга может научить, как и в какой последовательности двигаться вперед, как избегать бездн и взбираться на вершины, как почестнее людям следует вести себя на земле согласно своему человеческому званию.


Эпиграфом к нашему уроку будут строки Леонида Максимовича Леонова


Благодаря книге накоплен..ые знания обретают могущество л…вины, которая способна с (тысяче)летнего ра…гона пр…одолеть любое пр…пятствие на столбовой дороге прогре.. .а.


Скажите, что объединяет эти предложения? Что общего в них с точки зрения структуры?

Оба предложения сложные.

Какое предложение называется сложным?

СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ – это такое предложение, которое имеет в своем составе не менее двух грамматических основ (не менее двух простых предложений) и представляет собой смысловое и грамматическое единство, оформленное интонационно.


- На какие группы делятся СП в зависимости от наличия или отсутствия союза (союзного слова) между его частями? Союзные и бессоюзные


На какие группы и по каким признакам делятся союзные предложения?

Сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные.

Какие существуют средства связи? Интонация, подчинительные союзы, союзные слова (относительные местоимения и наречия)


Сформулируйте тему урока (слайд)

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Типы сложных предложений и средства связи между их частями

Сегодня с вами мы будем работать на индивидуальных листах. Подпишите свою работу. Запишите название темы в ваши листы.


IV. Целеполагание и мотивирование

Определите цель занятия (что должны узнать? чему должны научиться?) слайд

Для чего мы изучаем русский язык?

Чтобы сдать ГИА, чтобы получить аттестат, чтобы быть грамотными…

Учащиеся ставят цели урока:

Вспомнить, какие бывают типы СП;

Назвать средства связи частей СП;

Уметь ставить запятые в сложных предложениях.

Повторить правописание слов.


V. Закрепление изученного.


А. Благодаря книге накоплен..ые знания обретают могущество л…вины, которая способна с (тысяче)летнего ра…гона пр…одолеть любое препятствие на столбовой дороге прогре.. .а.

Леонид Максимович Леонов

Вернемся к вашим листам и выполним 1 задание – анализ предложения, записанного в эпиграфе.

Необходимо подчеркнуть грамматические основы, вставить пропущенные буквы и объяснить графически орфограммы.

Проверка

Пишется Е потому что можно заменить словом с приставкой ПЕРЕ, то есть преодолеть значит ПЕРЕЙТИ.

Это приставка пре-, потому что она близка по значению к приставке пере-, то есть переступить через что-то.

Тысячелетнего- числительные один, тысяча, миллион, миллиард соединяются со второй

частью слова с помощью соединительных гласных о, е. Слово пишется слитно, потому

что образовано из словосочетания.


Б. Работа в группах- 4 группы.

Задание: Каждой группе даны 2 предложения. Вам необходимо расставить недостающие знаки препинания, найти грамматические основы, определить вид СП и средства связи в нем. Защищать работу группы будут 2 человека: 1 чертит схемы, 2- дает характеристику предложений.


Откройте учебники- -параграф 8 стр.42 –это ваш помощник.


1группа

  1. Жизнь очень коротка, и мы не должны тратить ни дня на чтение малоценных книг». (Д. Рескин) ) [ — = ], и [ — = ]. ССП

  1. «Люди перестают мыслить, когда перестают читать». (Д.Дидро) [— = ], ( когда =). СПП

Давайте проверим работу 1 группы. Допущены ли в ответах ошибки?

Какую оценку поставим 1 группе?


Переходим к проверке 2 группы

2 группа


1. «В книге память человеческого рода, она рупор человеческой мысли». (Н.А.Морозов)_ [ ], [ — = ]. БСП


2.«Книга жизнеспособна лишь в том случае, если дух ее устремлен в будущее». (Оноре де Бальзак)_ [— = ], ( если =).СПП


Оцените работу 2 группы? Оценка-


3 группа


1. «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась». (А.И. Герцен) [— =] :[hello_html_mce47ecb.jpg , hello_html_mce47ecb.jpg, hello_html_mce47ecb.jpg =], а[— = ].РВС


2. «Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для людей, умеющих их читать». (Писарев Д.И.) [ ], но [ — = ].ССП


Правильно ли 3 группа определила вид СП и средства связи?

Оценка-


4 группа Ваш ответ


1.«Книга – это волшебница, она преобразила мир». (Н.А.Морозов)_ [ — - = ], [ — = ]. БСП


2. Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться. (А.А. Блок)


Были ли допущены ошибки? Если да, то какие? Оценка-


VI. Физминутка Ребята, вы хорошо поработали и заслужили небольшой отдых.


Перед вами картина Исаака Левитана «Тихая обитель», написанная в 1890 году .Это одна из лучших картин Левитана. Посмотрите на картину, почувствуйте, какое спокойствие, умиротворение исходят от полотна. А теперь взбодритесь - на следующем слайде пунктирные прямоугольники. Начиная от центра, глазами соедините линии. Справились, молодцы.


VII. Подведение итогов. Последний этап нашей работы- Тестирование

(цель – выявить, насколько успешно усвоены полученные знания). Задание ГИА- В7.


hello_html_m66dee03e.gif

hello_html_4dd30ba1.gif

hello_html_7a3f09c6.gif


hello_html_m16d90ca3.gifhello_html_m1eba5531.gif

hello_html_6d7e00f.gif


Работа закончена, проверяем свои результаты.


1

2

3

4

5

3

2

3

2

2


Поднимите руки, у кого нет ошибок - У кого 1 ошибка-


VIII. Рефлексия

Задача: мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотивации, способов деятельности, общения). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества


Подведем итог нашего урока. Продолжите предложения

1 группа. 2 группа. Сегодня я узнал.. я научился…у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… урок дал мне для жизни… мне захотелось


IX. Информация о домашнем задании.

задание разноуровневое:

1) написать по одному из афоризмов о книгах сочинение, используя СП; 

2) выписать из художественных произведений по 3 предложения на разные типы связи.

Урок окончен. Всем спасибо за работу.

Урок Типы сложных предложений и средства связи между их частями
  • Русский язык и литература
Описание:

Данный урок  предназначен для учащихся  9 класса и содержит обобщающий  по данной теме за предыдущие годы.

Урок готовит учащихся к освоению нового материала, к овладению  навыками определения видов сложных предложений.

Представленный урок отвечает всем требованиям современного урока,предъявляемым ФГОС. Интересная подача материала, грамотно подобранный дидактический материал, неординарная динамическая пауза- все работает на достижение поставленных целей.

Цель урока:  классификация сложных предложений и средств связи между их частями

Задачи:

1) начать работу по повторению и обобщению знаний по теме «Синтаксис и пунктуация», полученных за курс основной школы, с целью подготовки к итоговой аттестации по русскому языку;

2) проверить уровень сформированности пунктуационных, орфографических, коммуникативных умений и навыков, а также навык синтаксического разбора простого и сложного предложения.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая

Используемые технологии:         

Ø  сотрудничества

Ø  информационные технологии

Ø  здоровьесберегающие технологии

Оборудование:  Компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал

 

Автор Лазарева Оксана Александровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 643
Номер материала 46087
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓