Главная / Технология / Урок «Технология художественного труда. Поделки из природного материала»

Урок «Технология художественного труда. Поделки из природного материала»

Разработка урока на тему: «Технология художественного труда. Поделки из природного материала»

Цель: научиться выполнять поделки из природного материала, полнее использовать природные богатства.

Задачи:

Обучения: познакомить учащихся с классификацией поделок из природного материала, их классификацией, технологией изготовления, научить использовать природный материал для изготовления поделок.

Воспитания: воспитывать точность и аккуратность при изготовлении поделок из природного материала, художественный вкус, любовь и интерес к различным народным ремеслам, бережное отношение к природе и ее богатствам.

Развития: развивать знания о природных материалах, их классификации, формировать навыки изготовления поделок из природного материала.

Оборудование: мел, доска, мультимедийный проектор, компьютер, экран, технологические карты, дополнительная литература, образцы изделий, различные природные материалы, шило, клей, пластилин, листы ДВП, скалки.

Методы обучения:

1. Объяснительно - иллюстративный. 2.Репродуктивный.

3.Стимулирование деятельности.

4.Метод проектов.

5.Групповой метод.

Средства обучения:

Наглядные пособия.

Практические - трудовая деятельность.

Эмоциональные - творческий интерес,

удовлетворение от работы.

ТСО

Ход урока

1.Приветствие.

2.Читается стихотворение в музыкальном сопровождении.

Природа, то бесценно слово и наша неотъемлемая часть.

Должны уметь мы защищать природу, беречь её, ценить, приумножать.

Для всех она полезна и открыта, ты только свою руку протяни.

Дарами наградит своими щедро, к ним выдумку, старанье примени.

Причудливая видится фигура из шишек, что упали под сосной.

Коряги разной формы, будто в сказке из снега возвышаются весной.

Под шляпкой жёлудь словно человечек, что прячет от стеснения глаза.

Природа, бесконечно это слово, в нём тайна мирозданья, красота.

3.Сегодняшнее занятие мы посвятим следующей теме: «Технология художественного труда. Поделки из природного материала».

Природа – главный учитель любого художника. Способность видеть особенное в том, что кажется обычным другим – одна из основных характеристик творческой натуры человека. Развивать творческое мышление, воображение и наблюдательность поможет увлечение лесной скульптурой. Корневища вывороченных деревьев, засохшие сучья и ветки, обложки стволов, увиденные по-новому, приобретают совершенно новое звучание. В дереве, жёлуде, шишке таятся образы сказочных героев, воплощение детской мечты – именно поэтому работа с природными материалами привлекает людей всех возрастов. Ещё в древности люди умели подмечать сходство некоторых древесных сучков и корней с человеком и различными животными, использовали естественное строение дерева для создания различных изделий. Особенность выполнения таких изделий состояла в том, что умельцы старались как можно более полно использовать готовые формы дерева, созданные самой природой.

Вопрос. Девочки, так что же такое природа?

Если мы заглянем в словарь русского языка С.И. Ожегова, то можем увидеть такое определение: «Природа всё существующее во вселенной, органический и неорганический мир».

«Природный» – относящийся к природе, естественный.

Вопрос. Как вы думаете, какие материалы относятся к природным?

Ответ. К природным материалам относятся: песок, глина, кора, ветки, корни, листья, соцветья, плоды растений. А также: солома, кукуруза, ракушки, мох, камешки и др.

Посмотрите, многие из перечисленных материалов есть у вас на столах.

А, сейчас, я хотела бы вас познакомить с классификацией поделок из природного материала с использованием его природных пластических и образных форм.

1 вид – Лесная скульптура.

Природные формы материала подсказывают автору художественный замысел и служат основными элементами задуманной композиции. При изготовлении лесной скульптуры используются природные формы дерева.

2 вид – Лесная миниатюра.

Лесная миниатюра отличается от лесной скульптуры малыми размерами и применяемыми материалами: в миниатюре допускается использование шишек, плодов, семян растений, которые в лесной скульптуре не применяются.

3 вид – Декоративно – прикладные работы.

Материал для декоративно – прикладных работ значительно разнообразнее, чем для лесной скульптуры. Необычную по форме и цвету природную находку можно использовать для изготовления оригинальных ваз, подсвечников, вешалок, кашпо, шкатулок, рамок.

4 вид – бижутерия.

Внутреннее строение древесины, текстура, являются основой для изготовления всевозможных украшений. Бусы, кулоны, браслеты из дерева могут быть хорошим подарком – оберегом. Для изготовления украшений понадобятся спилы веток или корней деревьев (срезы тополя, груши, яблони, вишни).

5 вид – Народное зодчество.

Для изготовления макетов изб, мельниц, культовых сооружений используются стебли грубых трав, касмеи, пижмы, репейника, иван-чая, и др.

6 вид – Декоративная скульптура из сухих трав.

Из стеблей сухих трав – пустырника, крапивы, иван-чая можно изготовить интересные сувениры, ёлочные игрушки, декоративную скульптуру.

Любопытный декоративный эффект скульптуры и игрушек из сухих трав – фигурные срезы на торцах.

Красивыми получаются поделки из соломы: модели мебели, корзинки, домики, куклы, аппликации.

Аппликацию можно выполнить и из других материалов. Например, из засушенных растений, тополиного пуха.

Демонстрация поделок из природного материала.

Цель 1 группы – Изготовление лесной миниатюры.

Цель 2 группы – Изготовление аппликации из природного материала.

Предоставляется слово для приветствия 1 группе.

Группа: «Лесовичок»

Девиз: «Мы хозяева лесные, дело спорится у нас.

Дружба, выдумка, смекалка выручает каждый раз».

Слово предоставляется 2 группе.

Группа: «Фантазия».

Девиз: «Дело мастеров боится, все относимся мы к ним. Если будем мы трудиться, что хотим, то создадим».

А теперь, мне хотелось бы узнать, что вам удалось узнать самостоятельно по выбранной теме.

Выступление руководителя 1 группы.

Издавна деревья эстетически воздействовали на человека, будили его воображение, давали материал для творчества. Жители Восточной и Центральной Европы часто использовали обработанные корни деревьев в качестве декоративных элементов при убранстве своих домов. В далеком прошлом эти причудливые предметы имели даже ритуальное, культовое значение. Например, в России в 19 - начале 20 века очень популярны были игрушки из природного материала. Человечков - моховиков свертывали из сухого мха и подпоясывали липовым лыком. Руки делали из еловых шишек. И по сей день, фигурки из корней деревьев загадочны, словно скрывают в себе какую-то тайну.

Выступление руководителя 2 группы.

Аппликация является одним из древнейших способов украшения одежды, обуви, предметов быта, жилища, применяемым и поныне у многих народов. Эволюция аппликации про слеживается по изображениям в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки. Аппликация появилась еще в условиях первобытнообщинного строя. Разные народы используют для аппликации самые разнообразные материалы.

Аппликацию из такого материала, как солома, издавна выполняли умельцы Белоруссии, Молдавии, Украины. В настоящее время широкую популярность приобрела аппликация из засушенных трав, цветов, листьев, так называемая флористика. А сейчас, я даю вам время для обсуждения (о технологии изготовления выбранных поделок).

Выступления руководителей групп (о технологии изготовления лесной миниатюры, аппликации из природного материала).

6.Прежде чем приступить к практической работе, повторим ПТБ. Вопрос. С какими инструментами вы должны быть осторожны? Ответ. С шилом, ножницами, клеем.

Учащиеся рассказывают ПТБ.

7.Текущий инструктаж.

При раскатывании пластилина на листе ДВП старайтесь, чтобы слой был как можно тоньше, поверхность должна быть гладкой, ровной.

Приклеивая детали композиции на лист ДВП, старайтесь, чтобы капли клея не выступали возле детали. Если вы будете выполнять орнамент, то не забывайте о симметрии и о том, что элементы орнамента располагаются на равном расстоянии друг от друга.

8.Практическая работа.

1 группа - Изготовление лесной миниатюры

2 группа – Изготовление аппликации из природного материала.

9.Контроль качества выполняемой работы.

10.Вопросы для закрепления.

Что нового вы сегодня узнали на уроке?

Что такое лесная миниатюра?

Ответ. Лесная миниатюра – это поделка небольшого размера, выполненная ручным трудом из отжившего лесного материала: шишек, желудей, также плодов, семян растений.

Что такое аппликация?

Аппликация – изготовление рисунка из наклеенных на что-либо кусков ткани, бумаги и других материалов.

11.Выставка работ учащихся. Девочки рассказывают о своих работах.

12.Вы хорошо все потрудились и получили результат.

Поделки чудные такие, увидеть каждый будет рад.

Каждому человеку важно научиться бережному отношению к деревьям, растениям, всё прекрасное, существующее в природе, сделать достоянием своей культуры. Дурные последствия этого уже сказываются: ухудшается климат, падает плодородность почвы. Поэтому при работе с природными материалами важно помнить о бережном отношении к природе, не портить живое дерево, использовать древесину только погибших деревьев.

Заключительный инструктаж.

Подведение итогов и выставление оценок.







Урок «Технология художественного труда. Поделки из природного материала»
  • Технология
Описание:

Разработка урока на тему: «Технология художественного труда. Поделки из природного материала»

Цель:научиться выполнять поделки из природного материала, полнее использовать природные богатства.

Задачи:

Обучения:познакомить учащихся с классификацией поделок из природного материала, их классификацией, технологией изготовления, научить использовать природный материал для изготовления поделок.

Воспитания:воспитывать точность и аккуратность при изготовлении поделок из природного материала, художественный вкус, любовь и интерес к различным народным ремеслам, бережное отношение к природе и ее богатствам.

Развития:развивать знания о природных материалах, их классификации, формировать навыки изготовления поделок из природного материала.

Оборудование:мел, доска, мультимедийный проектор, компьютер, экран, технологические карты, дополнительная литература, образцы изделий, различные природные материалы, шило, клей, пластилин, листы ДВП, скалки.

Методы обучения:

1. Объяснительно - иллюстративный. 2.Репродуктивный.

3.Стимулирование деятельности.

4.Метод проектов.

5.Групповой метод.

Средства обучения:

Наглядные пособия.

Практические - трудовая деятельность.

Эмоциональные - творческий интерес, 

удовлетворение от работы.

 

ТСО

Автор Сухова Галина Александровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 3541
Номер материала 23620
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓