Главная / Технология / Урок технологии на тему"Разметка заготовок из древесины.Пиление столярной ножовкой"(5 класс)

Урок технологии на тему"Разметка заготовок из древесины.Пиление столярной ножовкой"(5 класс)

Урок в 5 классе Урок 1

Тема: « Разметка заготовок из древесины»

Цель: научить учащихся приемам разметки деталей из дерева.

Оборудование: деревянные заготовки, чертежи, разметочный инструмент (карандаши, линейки, угольники, циркули, рейсмусы, шаблоны и др.).

Ход урока

I. Повторение пройденного материала.

1.Беседа по вопросам:

"Назовите назначение технологической карты.

"Что называется заготовкой?

"Что называется технологической операцией?

2.Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

1.Введение в тему урока.

Учитель. У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др.

"Можно ли приступать?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать. Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.) Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

Запишите, что означает термин "разметка".

Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

При разметке деталей прямоугольной формы используются линейка и угольник.

Учитель демонстрирует приемы прямоугольной разметки.

(См. Приложения, рис. 17.)

Разметка деталей прямоугольной формы

2. Последовательность действий разметки.

1.Перед разметкой одну из кромок заготовки спиливают или сострагивают ровно по прямой линии.

2.Параллельные линии разметки можно выполнить с помощью рейсмуса.

Разметка окружности циркулем. Отмеривание радиуса окружности по линейке

3.С помощью циркуля проводятся окружности и дуги на размеченной заготовке. Затем отмечается центр.

4.Радиус откладывается на линейке.

5.По отложенному радиусу очерчивается окружность.

Рассмотрим особый вид разметки, которым является разметка по шаблону.

Разметка по шаблону применяется, если необходимо изготовить несколько одинаковых деталей сложной формы.

Шаблоны для этих одинаковых деталей изготавливаются из древесины, металла, пластмассы.

Раздаточный материал (матрешка)

Как вы думаете, какую роль выполняют шаблоны в общем процессе изготовления? (Ответы учащихся.)

Разметка по шаблону позволяет быстро и точно вычертить нужную форму детали.

Учитель показывает прием разметки по шаблону.

Физминутка

III.Практическая работа.

Выполнение заданий:

1.Пользуясь разметочными инструментами, выполните разметку заготовки деталей по чертежам, предложенным учителем.

2.Выполните разметку заготовки по шаблону, предложенному учителем.

IV.Итог урока.

Проверка заготовки по шаблону



Урок технологии в 5 классе для мальчиков. Урок 2


Тема урока: Разметка деталей. Пиление столярной ножовкой.

Цель занятия: дать основные понятия инструментов для разметки деталей, инструмента для пиления.

Задачи:
- научить обучающихся приемам нанесения разметки, приемам работы столярной ножовкой;
- способствовать воспитанию аккуратности при выполнений практической работы;
- формировать развитие познавательных интересов обучающих.

Тип занятия: комбинированный

Ход урока

1. Орг. момент: проверка состава обучающихся, проверка готовности к уроку, что потребуется на уроке.

2. Актуализация знаний.

У вас есть материал, из которого хотелось бы смастерить

задуманное изделие. Есть инструменты, чтобы начать работу: пилить, сверлить, обтесать и др. Мы научились с вами составлять

графическую документацию и инструкционно – технологические

карты.

"Можно ли приступать к изготовлению изделия?

"Получится ли у вас добротная, качественная, красивая работа?

"Почему? (Выслушиваются мнения учащихся.)

Ребята, чтобы воплотить любое задуманное дело и получить такое изделие, которое бы радовало глаз, соответствовало требуемым размерам и правильной технологической обработке, нужно все тщательно продумать.
Как вы думаете, с чего следует начинать? (Предположительные ответы учащихся.)

Перед изготовлением детали нужной формы осуществляют ее разметку, пользуясь мерительными и разметочными инструментами.

4. Изложение нового материала

Запишите, что означает термин "разметка".
Разметка - это нанесение контурных линий на заготовку.

1. Инструменты для разметки.
Итак, разметку сделали, что же делать дальше? (Взять топор, лишнее обрубить, обтесать, прорубить, и получится изделие. Можно идти продавать, купят или нет ваше изделие, скорей всего нет, при этом подумают или скажут «топорная работа».)

Это значит, нужны специальные инструменты.

На уроке мы с вами научимся, как пользоваться столярной ножовкой.

ПИЛЕНИЕ — это технологическая операция по разделению заготовки на части при помощи пилы.

ПИЛА — это многорезцовый режущий инструмент, у которого резцами являются зубья (показать виды пил).

Виды столярных пил:

— широкая ножовка (служит для поперечного пиления).
— узкая (служит для резания тонких материалов).
— ножовка с обушком (для неглубоких точных проп).
— комбинированные ножовки (для любых работ).

Чтобы полотно пилы не застревало в пропиле, делают развод зубьев. В результате этого пропил становиться шире, чем толщина ножовки (пояснить).

Приспособления для пиления:

1. Упор (позволяет точно начать пиление).
2. Стусло (позволяет пилить под нужным углом).

Приспособления — это устройства для облегчения работы.

Припуск — это дополнительный слой материала, для точной дальнейшей обработки.

ПРАВИЛА ПИЛЕНИЯ:
— Прочно закрепить заготовку
— Делать запил.
— Правильно удерживать инструмент.
— Пилить не по линии разметки, а рядом с ней (оставляя линию на заготовке).
— Строго соблюдать направление пиления.
— При окончании пиления ослабить нажим на полотно.

БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА ПРИ ПИЛЕНИИ:
— Использовать исправную, остро заточенную ножовку.
— Использовать приспособления.
— Не допускать резких движений.
— Левую руку держать в дали от полотна пилы.
— Класть ножовку зубьями от себя.
— Надёжно крепить заготовку.
— Надёжно удерживать пилу.
— Не сдувать опилки. Использовать щётку.


По направлению разрезания волокон древесины различают следующие виды пиления:


  • "
    поперечное (поперек волокон);


  • "
    продольное (вдоль волокон);


  • "
    смешанное (под углом к направлению волокон).


Для выполнения различных видов пиления применяются различные виды пил. (См. приложение, рис. 20.)

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/140/139871/139871_html_m3882e4bd.png


  • ^ Показать обучающимся различные различные виды пил.


Для поперечного пиления применяются пилы с прямыми зубьями. Режущие кромки вершин зубьев поочередно надрезают волокна древесины и выносят отколовшиеся частички древесины в виде опилок.


  • Обратить внимание обучающихся на заточку прямых зубьев ножовки. (См. приложение, рис. 21.)


http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/140/139871/139871_html_m1041e9ca.png


  • Для продольного пиления применяются пилы с наклонными зубьями, которые перерезают волокна древесины, и отрезанные частички скалываются вдоль волокон, образуя опилки. (См. приложение, рис. 22.)


http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/140/139871/139871_html_46a3e70f.png

Перед пилением особое внимание следует уделить креплению заготовки.

Продемонстрировать приемы крепления заготовок.

Ребята, запомните основные правила при пилении:


  • "делают надрез по черте;


  • "убирают брусок и отпиливают деталь;


  • "в конце пиления нажим на пилу ослабляют.


Принято и регламентировано положение рук при пилении, которое обеспечивает безопасное выполнение данной технологической операции. (См. приложение, рис. 23.)

http://do.gendocs.ru/pars_docs/tw_refs/140/139871/139871_html_68a40c4.png


  • Продемонстрировать приемы пиления.


Для точной распиловки заготовок под углами применяют стусло.

Стусло состоит из дна стусла и двух боковин с пропилами под разными углами.


  • Продемонстрировать пропил в стусле. (См. приложение, рис. 24.)

  • Пиление в стусле повышает точность распиловки, исключает затраты на разметку, повышает производительность труда.

    Особенно эффективно применение стусла при массовом производстве.

    2.Инструктирование по правилам безопасности при пилении.


  • При пилении необходимо соблюдать определенные правила безопасности:


  • "надежно закреплять заготовку;


  • "пилить только исправной пилой;


  • "не допускать перекоса пилы;


  • "не держать левую руку близко к полотну пилы;


  • "класть пилу на верстак зубьями от себя;


  • "при уборке верстака пользоваться щеткой.


3.Ответьте на вопросы

"Что можно использовать для надежного закрепления заготовки?

"Какой пилой следует пилить?

"Где держать левую руку при пилении?

"Как класть пилу в промежутках работы с ней?

"Как и чем проводить уборку верстака?

5. Практическая работа
Выпиливание разделочной доски.
5.1 вводный инструктаж


  • Объяснить изображенный на доске эскиз изделия.


  • Выполнить разметку и отпилить заготовку с соблюдением правил выполнения пиления.


Критерии оценки

Карта пооперационного контроля к практической работе.


№п.


Технологическая операция


Баллы






1.


Выбор инструмента для пиления (верно/неверно)


0,5


2.


Разметка заготовки под 90 (верно/неверно)


0,5


3.


Закрепление заготовки при пилений (верно/неверно)


1


4.


Выполнение приёмов работы при при пилений (верно/неверно)


1


5.


Контроль качества выполненной работы (верно/неверно)


1


6.


Соблюдение безопасных приёмов труда (да/нет)


1






Подведение итогов работы.

Провести взаимопроверку работ обучающихся.

Проанализировать несколько работ при затруднениях взаимопроверки.

Домашнее задание: п. 6, 7 учебника





































Урок технологии на тему"Разметка заготовок из древесины.Пиление столярной ножовкой"(5 класс)
  • Технология
Описание:

Урок технологии ( технический труд) по теме:"Разметка заготовок из древесины.Пиление столярной ножовкой"

Цель:научить учащихся приемам разметки деталей из дерева,приемам работы столярной ножовкой.

Учащиеся работают на уроке с раздаточным материалом (матрешка).На первом уроке знакомятся с разметкой деталей,последовательностью работы. На втором уроке практическая работа "Пиление столярной ножовкой"

Задачи:
- научить обучающихся приемам нанесения разметки, приемам работы столярной ножовкой;
- способствовать воспитанию аккуратности при выполнений практической работы;
- формировать развитие познавательных интересов обучающих.

 

Автор Рябова Марина Ивановна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 2436
Номер материала 24028
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓