Главная / Технология / урок технологии 5 класс "Классификация текстильных волокон"

урок технологии 5 класс "Классификация текстильных волокон"


Тема урока Классификация текстильных волокон Цели: Научить определять нити основы и утка, их свойства.

Задачи урока

Сформировать понятие о различных видах текстильных во­локон, производстве тканей.

Развивающаяспособствовать развитию речи учащихся, развитию умения анализировать, сравнивать и выделять главное, способствовать формированию и развитию познавательного интереса к предмету

Воспитывать уважение к людям труда (профессии работников текстильной промышленности), эко­номность и бережливость, эстетический вкус (создание картин и других предметов быта), мышление (ознакомле­ние с регионами возделывания и выращивания различных расти­тельных культур и животных для производства волокон).

Оборудование: Микроскопы (лупы), макет ткацкого станка.

Наглядные пособия: Альбом «Ассортимент тканей»; иглы; образцы волокон, ровницы; образцы тканей и нетканых материалов; нитки.

Межпредметные связи: трудовое обучение, познание мира, история

Методы обучения: Беседа, объяснение, эксперимент, наблюдение.

Практическая работа: Изучение свойств нитей основы и утка, определение их в ткани.

Ход урока

I.Организационный момент

1Приветствие, проверка готовности к уроку

2. Сообщение темы, целей урока, мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя:

Трудно было человеку
В глубине столетий жить
2 чтец

Не умел он кашеварить
Не умел кроить и шить

Чтоб прикрыть свою фигуру
От мороза не страдать
Он себя в медвежьи шкуры
Научился наряжать

Платье – шкуры, брюки – тоже,
Шкура – шапка и носки
На кого он был похожим,
Прямо взвоешь от тоски

1 чтец

Но сейчас шагнула мода
Новостей не сосчитать
Все труднее год от года
Всех красиво одевать

Научились делать ткани
Красоту во всём любя

Вещи тысячи названий
Надеваем на себя


- Как вы уже догадались, сегодня на уроке мы будем говорить о тканях.

Задачей этого урока является ознакомление с волокнами; с их вида­ми; с нитями, образующими ткань.

У вас будет возможность показать свои знания о натуральных волокнах, их происхождении, свойствах, а также вы узнаете некоторые интересные сведения о них.

Пройдёт урок в форме игры – экспедиция.

- Для чего человек применяет ткани? (Человек использует ткани для изготовления одежды, обуви, обивки мебели, стендов, в промышленности: ремни, безопасности, паруса, парашюты.)

- Всегда ли существовала ткань? (Нет, хотя сейчас мы, но можем представить свой быт без тканей.)


2. Изложение нового материала.


- А с чего все начиналось? Отправляемся в экспедицию "Как ткани ткут и нити прядут"

- Из чего ткут ткани? Ткань получают из ниток. А откуда нити берутся? Сами волокна короткие, а нити получаются длинные, хоть до Луны дотягивай!

Историческая справка о прядении. ( рассказ с демонстрацией иллюстраций)

- Вначале вручную, при помощи незамысловатых веретенец, а потом придумали прялку.

А это прядильная машина. Прядильную машину изобрел русский ткач Родион Глинков. Устроен станок интересно. Одни нити натянуты. Их называют основа. А другая нитка, которую называют уток, бегает между натянутых нитей. Натянутые нити или нити

Вот такая нехитрая наука!

Итак, запишите в дневник экспедиции:

Прядение - это получение нитей

Пряжа различается

по материалу волокон (х/б,льняная,синтетическая и т.д);

по назначению (для ткачества, нитки для шитья, для кружева и вышивания и т.д);

по выработке (некрученая, крученая, фасонная);

по способам отделки (суровая, беленая, крашеная, аппретирован­ная и т. д.).

Ткань получают путем переплетения ниток.

Основа - нить, идущая вдоль ткани.

Уток - нить, идущая поперек ткани

Кромка - не осыпающийся край ткани.

Полотняное переплетение - переплетение ниток через одну.

- А теперь мы выполним исследовательскую работу. "Изучение нитей основы и утка"

Для выполнения работы на партах у учеников лежат: форма отчета в виде таблицы, лупа, образец ткани (желательно льняной). На ткани следует стрелкой указать направление нити основы. (под таблицей приклеивают образцы см. Приложение № 1)

Проверка и оценка работы.

- Очень часто, работая с тканью, необходимо знать, как направлена нить основы. На образцах, которые вы получили, я обозначила направление основы. Но вы должны уметь это делать самостоятельно.

Есть три способа определения нити основы:

А) по кромке

Б) по растяжению

В) по звуку

- А сейчас попробуйте определить направление нити основы сами (образцы ткани размером 20х20 без кромки см Приложение№2)

Запишем в дневник

Признаки определения направления нитей в ткани:

1) нить основы проходит в ткани вдоль кромки;

2) растяжимость ткани по основной нити меньше, чем по уточной;

3) при резком растяжении ткани более звонкий звук характеризует направление основной нити;

- И еще один вопрос мы должны решить: Как определить лицевую сторону? ( показываю подготовленную заранее коллекцию образцов, прикрепленных разными сторонами наружу см.Приложение №3)

Запись в дневник:

Лицевую сторону определяют по яркости, по гладкости, по блеску, по чистоте отделки.

3.Закрепление изученного.(см.Приложение № 4)

А теперь давайте отдохнём и поиграем. Для этого необходимо разделиться на две команды и выполнить задание. Я подготовила кроссворды и загадки. За правильные ответы на вопросы буду выдавать жетоны. (см. приложение № 5)

4. Подведение итогов.

Я думаю, мы справились с целью сегодняшнего урока. Вы пополнили запас знаний. Теперь вы хорошо знаете растения, из которых получают ткань. Для вас теперь не будут незнакомыми слова "основа", "уток", "кромка". На следующем занятий мы продолжим знакомство с тканями.

5. Оценка знаний.

6. Домашнее задание.

1. §1 страница 90 читать

2. Выполнить коллаж на свободную тему из тканей растительного происхождения.


Приложение № 1

hello_html_m1ffbf954.gif

Приложение»2

hello_html_m1106339b.gif



Приложение №3


hello_html_35f02712.png




Приложение №4

«Отгадай кроссворд». По горизонтали:


1

у







2










3




4










5









6










7






Сторона на которую наносится рисунок при производстве тканей (лицевая).

Волокно растительного происхождения (хлопок).

Волокно животного происхождения (шёлк).

Основа бумаги и ткани растительного происхождения (целлюлоза).

Поперечная нить ткани (уток).

Происхождение асбеста (минерал).

Долевая нить ткани (основа). По вертикали: Единичная составляющая пряжи (волокно).

hello_html_m2673b2e1.png«Отгадай кроссворд». По горизонтали: 3. Придание ткани товарного вида (Отделка).
6. Вид натуральных тканей (Хлопчатобумажные).
9. Нить вдоль кромка ткани (Основа).
10. Ткани для постельного и столового белья (Льняные).

По вертикали:

Скрученные нити волокна (Пряжа).
2. Процесс переплетения нитей основы и утка (Ткачество).
4. Изделие, изготовленное на ткацком станке (Ткань).
5. Ткань с ткацкого станка (Суровье).
8. Операция с волокнистой массой (Прядение).

Приложение№5

Загадки: 1Я кустарник не простой, цвету красиво я весной. Когда созрею - соберёте, но… В коробочках найдете не семена, а волокно. (хлопок) 2. Чтобы ткань не осыпалась, я по краю прохожу.

Долевую нить на ткани вам легко я укажу. (кромка)

3.Я ниточка пушистая и слегка волнистая,

Вверх вниз как уточка ныряю, ткать ткани помогаю.

Если взять и потянуть, меня можно растянуть.

Всегда встречаюсь с кромкой, а звук глухой – не звонкий. ( утка)

4.Я стройная красавица, натянута и скручена.

Захочешь растянуть меня, вряд ли, что получится.

Иду я рядом с кромкой, а звук – послушай – звонкий. (основа)

5.Долго я на поле рос, в августе меня скосили, хорошо в снопах сушили.

На фабрике меня трепали, а потом еще чесали,

И на прядочки делили, каждую из них скрутили,

Что же это за процесс? (прядение)

7 Голубой стебелек, золотой глазок,

Скромный на вид, на весь мир знаменит,

Кормит, одевает и избу украшает ( Лен)

8 Я вдоль ткани хожу,
А мой братец – поперек (.Основа и уток)

урок технологии 5 класс "Классификация текстильных волокон"
  • Технология
Описание:

Тема урока "Аппликация из плоской соломки"

Цель урока: ознакомить с технологическими условиями и навыками выполнения аппликации из соломки.

Задачи:

Образовательная– дать необходимые понятия об аппликации, ее видах, технологии выполнения и применении.

Воспитательная – сформировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, внимание и творческое искание.

Развивающая– выработать навыки выполнения аппликации, научить подбору материала для ее выполнения; развивать трудолюбие, мыслительную деятельность.

Оборудование и инструменты: нож-резак, ножницы, пинцет, калька, кисточка для клея, клей ПВА, карандаш, деревянная линейка, бархатная бумага, небольшая тряпочка, шаблоны орнамента, электрический утюг.

 

Наглядные пособия: образцы аппликаций, инструкционные карты.

 

 

1.Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины. На уроке технологии в 5 классе » 

Автор Батракова Людмила Ивановна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1844
Номер материала 39526
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓