Инфоурок География Другие методич. материалыУрок Суд над Петром 1

урок Суд над Петром 1

Скачать материал

Тема урока: «Суд над Петром I» 10 класс.

Цель урока: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I; развивать умения самостоятельной работы с историческими источниками, устанавливать причинно-следственные связи, речь учащихся; воспитывать сознательное отношение к порученному делу, чувство патриотизма и сознательности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, электронные хрестоматии, выставка книг о жизни и деятельности Петра, которые будут представлять «судебное дело», тексты документов в электронном варианте и в хрестоматиях и учебниках, класс оформлен под зал суда, костюмы.

Роль учителя: председательствующий, арбитр. Он не должен подавлять учеников своим мнением, но может и должен исправлять явные ошибки учеников в фак­тах. В конце он оглашает окончательный вердикт на основе мнения присяжных.

В начале изучения темы  учащимися была поставлена опережающая задача - собрать материал о жизни и деятельности Петра I.  Можно использо­вать произведения: Буганов В. И. Петр Великий и его время. Письма и бумаги императора Петра Великого в 2-х томах; Пашков Б. Г. Русь - Россия - Россий­ская империя; Соловьев С. М История России с древнейших времен, т. I, кн. IX; Толстой А. Н. Петр I; Чистяков А. С. История Петра Великого и др.

Ход игры

Одновременно ученикам - будущим свидетелям на суде - выдаются историче­ские справки с необходимой информацией о реальных государственных деятелях той эпохи или об абстрактных персонажах, роль которых им предстоит исполнить.

Свидетелями со стороны защиты выступают: А. Д. Меньшиков, Ф. Ю. Ромодановский, Ф. Лефорт, Б. П. Шереметьев, Екатерина 1, Елизавета Петровна.

Свидетелями со стороны обвинения выступают: царевна Софья, царевич Алексей, митрополит Адриан, Евдокия Лопу­хина, крестьянин.

Обязанности председательствующего исполняет учитель, присяжны­ми являются учащиеся. Процесс начинается с вступительных речей обвинения и защиты.

Ход урока.

Объявление о начале судебного процесса. На скамье подсудимых Петр 1.

В зале прокурор и адвокат, присяжные заседатели, свидетели, зрители.

Председательствующий: - Уважаемые господа! Сегодня слушается дело Романова Петра Алексеевича – русского царя – императора. Прокурор готов предъявить обвинение, а защита его оправдать. Уважаемые присяжные заседатели, вам сегодня предстоит очень серьезная и ответственная работа – вынести свой вердикт не кому-нибудь, а русскому царю. Будьте предельно внимательны и  судите по законам государства и морали. Обращаюсь к свидетелям с предупреждением о даче только правдивых показаний.

- Подсудимый! Вы готовы к ответу? Тогда судебный процесс объявляется открытым. Слово стороне обвинения.

Прокурор. Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня рас­смотреть и вынести свое решение о виновности Петра I. Обвинение намерено дока­зать вам, что так называемые «реформы», проводимые им, принесли русскому наро­ду немало горя и страданий. Они стоили России огромных человеческих жертв, при этом грубо попирались национальные и религиозные чувства русских людей, всюду царили произвол чиновников, взяточничество и казнокрадство. И за вес это он дол­жен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать, и мы это докажем!

Председательствующий:  Подсудимый, Вам понятно обвинение?

Слово защите.

Защитник. Уважаемый суд! Господа присяжные! Представитель обвинения только что назвал все проступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем вам, что действия обвиняемого были единственно следствием его стремления сделать Россию великой державой. Мы намерены дока­зать, что приняв страну в состоянии нестабильном, он оставил потомкам могучую империю, значительно расширившую свою территорию. И в своих действиях руко­водствовался он единственно соображениями пользы государственной. Вот что за­щита намерена доказать, и мы докажем это.

Председательствующий Слово обвинению.

Прокурор:  Для дачи свидетельских показаний приглашается Иван Кожевников.

Крестьянин Многоуважаемый суд, батюшка государь. Не велите казнить,  велите слово молвить. Я сейчас  от имени всех русских мужиков, которые тысячами полегли на строительстве Петербурга, на строительстве флота, на войне сгинули, калеками вернулись, с голоду  и от непосильного труда померли, слово говорить буду. Речи красивые я говорить не умею, но как есть скажу: - Да, Петр Ляксеевич, не жалел ты кровушки крестьянской и не считал ты тех, кто сгинул на строительстве, хоть и сам топором махал вместе с нами. И почто обложил нас налогами непосильными, раньше с каждого двора брали, а теперь со всех душ мужского полу. Что мне делать прикажешь, если у меня четыре сына один мала-меньшего, какие ж они помощники, еще под стол пешком ходят, как налоги платить? А тут еще бороду брить заставляют или налог плати. Сил больше нету. Как жить дальше? Подскажите, господа присяжные заседатели.

Петр 1 Я действовал во благо государства нашего, для его процветания, развития и укрепления.

Защитник. Ваша честь, разрешите пригласить для дачи свидетельских показаний  Александра Даниловича Меньшикова.

Председательствующий:  Для дачи показаний приглашается Меньшиков А.Д.

Меньшиков А.Д. В первую очередь, я хотел бы обратиться к Ивану Кожевникову. Я тоже незнатного роду племени, сын конюха, который сумел добиться высокого положения в государстве благодаря своим способностям.

Время правления Петра – это время реформ и преобразований, модернизации, которая коснулась всех сторон жизни общества.

В 1ч.18в. стремительно развивалось строительство мануфактур и металлургических заводов, особенно на Урале и в Сибири, что способствовало бурному росту промышленности.

Председательствующий:  (вопрос Петру о посессионных и приписных крестьянах, о том, что развивались только военные и текстильные отрасли)

Меньшиков А.Д. Проводилась политика протекционизма, т.е. покровительства отечественной торговли и промышленности.

Увеличилось городское население. Дворянство пополнялось за счет выходцев из других сословий. По «Табели о рангах» продвижение по службе осуществлялось за личные заслуги, а не по знатности. Была окончательно стерта разница между поместьем и вотчиной.

Прокурор:  Ваша честь можно вопрос свидетелю? Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что Петр создавал не сословное, а полицейское государство, в котором каждый его член, включая и государя, и дворянство имел свои привилегии и свои обязанности.

Меньшиков А.Д Да. Но укрепление позиций дворянства в качестве собственников поместий и душевладельцев не отменяло их обязанность служить. Все сословия должны были трудиться во благо государства.

Были реформированы и органы центрального управления. Вместо многочисленных неповоротливых приказов были созданы 11 коллегий. К ним примыкал и Синод, ведавший делами церкви. Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия и учреждался Сенат – орган высшей административной, судебной и частично законодательной власти.

Прокурор:  И опять всей полнотой власти в государстве обладал царь, ни о какой демократизации не шло и речи, а только укрепление абсолютизма.

Меньшиков А.Д  И тем не менее в результате гос. реформ произошла модернизация гос. власти по западному образцу – на принципах разумности.

Была проведена и податная реформа для крестьян и посадского населения, результатом чего стало увеличение гос. доходов втрое.  У меня все.

Председательствующий:  А вот в томе 7 на стр. 133 есть такая справка. (зачитываю). Есть еще вопросы к свидетелю? Прошу пройти на место. Вам слово прокурор.

Прокурор:   Вот и выходит, что  дворянство и духовенство налогов не платило, и все тяготы легли на простой народ.

В  н.18в. в войнах, на строительстве от недоедания и болезней погибли тысячи людей. Десятки тысяч, побросав дома, бежали за рубеж и в Сибирь, на Дон и Волгу к казакам и принимали участие в восстаниях.

Петр  (реплика) Да, я стрелецкими казнями преподал простолюдинам урок, чтобы они боялись открыто роптать.

Председательствующий Уважаемый Петр Алексеевич, не нарушайте регламент. Обвинение продолжайте, пожалуйста.

Прокурор:  Да, открыто роптать они боялись, но в душе многие ненавидели Вас и Ваши новшества, в которых видели причину своих несчастий. Шепотом они говорили об этом друг другу. Прошлое казалось им раем, и называли Петра ненастоящим царем. Староверы были убеждены, что в облике Петра пришел на землю антихрист.

- Ваша честь, разрешите пригласить для дачи свидетельских показаний первую жену Петра Евдокию Федоровну Лопухину.

Председательствующий  Для дачи показаний приглашается Евдокия Лопухина.(историческая справка)

Председательствующий  В чем вы обвиняете подсудимого?

Лопухина  Мне есть в чем обвинить своего бывшего мужа, хотя по божьему закону он и есть мой муж. Не о такой жизни я мечтала. Все мои лучшие годы прошли без следа. Сначала проплакала все глаза, ожидая мужа с увеселительных прогулок в Немецкой слободе, а потом и вовсе оказалась в монастыре. А тут на днях весточку получила из Петербурга, тайную от своей бывшей служанки очень странную и решила выяснить здесь так ли это. Вот послушайте. (зачитывает письмо).

Петр  Да я это, я. Ишь чего выдумали, антихрист, мало я их казнил, русскому мужику всюду что-то мерещится.

Председательствующий:  Спокойнее, Петр Алексеевич, без лишних эмоций, суд во всем разберется.

Защита  Ваша честь, позвольте заметить. На 201 странице уголовного дела есть свидетельские показания врачей, в которых указывается на некоторые причины болезненных проявлений моего подзащитного и особенности его поведения.

Председательствующий:  (Зачитывается отрывок о манере поведения Петра). Обвинение вам слово.

Прокурор  Для дачи свидетельских показаний приглашается патриарх Адриан.

Адриан ( говорит о реформах церкви) С созданием Синода была ликвидирована относительная независимость церкви и, следовательно, возможность критики ею государственной власти, что усилило деспотизм русских царей.

Петр  Ваша честь. Дозвольте слово молвить? Уважаемый, Адриан, но ведь именно церковь выступала против полезных для России контактов с Западной Европой, искоса смотрела  на иноземных специалистов и подвергала гонениям старообрядцев.

Защита  И к этому есть что добавить. Петр всегда поддерживал неконсервативных, свободомыслящих церковных иерархов, например Феофана Прокоповича, который ратовал за светское просвещение, за определенную веротерпимость. Он был противником раскола, но считал, что староверов надо переубеждать, организовывая публичные диспуты.

Ваша честь, разрешите пригласить свидетеля со стороны защиты Лефорта Франца Яковлевича.

Лефорт (выступление Лефорта + презентация о военных реформах и успешных войнах России).

Прокурор Обвинение вызывает свидетеля Софью Алексеевну.

Софья. Ну что, собрались здесь, торжествуете, радуетесь мирской жизни, пируете, празднуете, а меня почто в монастырь загнал, братец мой ненаглядный? Чего ж не дал мне всласть царствовать, я же тоже царского роду племени, старшая сестра твоя как-никак. Почему вам – мужчинам можно царствовать, а нам - женщинам нет? Зачем так жестоко со стрельцами обошелся, кровушки столько их пролил?

Петр Да чтоб другим не повадно было. А, ты, коль сейчас вспоминаешь о том, что есть старшая сестра, что ж не думала о родстве, о сестринской заботе, когда пыталась государственный переворот совершить, и нас малолетних братьев свергнуть и погубить?

А то, что престол женщине завещать, так это правило изменил я, издав указ о престолонаследии и провозгласив Россию империей в 1721году.

Защита  Разрешите слово предоставить Екатерине 1.

Екатерина  Как можно обвинять этого человека? Я не представляю. Бросив кремлевские хоромы, Петр вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром Петр сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При Петре не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обыкновенные расходы двора, поглощавшие прежде сотни тысяч рублей, при Петре не превышали 60 тысяч в год. Обычная при­слуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, назы­вавшихся денщиками. Петр не любил ни ливрей, ни дорогого шитья на платьях.

 Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще многого не знал, осматривая фабри­ку или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому. Охота к рукомеслу развила в нем быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял ее. Ранняя наклонность к ремесленным занятиям, к технической работе обратилась у него в простую привычку, в безотчет­ный позыв: он хотел узнать и усвоить всякое новое дело, прежде чем успевал, сообразить,  на что оно ему понадобится. С летами он приобрел необъятную массу технических познаний. Когда мы отправились за границу с Великим посольством, я однажды подслушал разговор Петра Алексеевича с немецкими принцессами. Так вот  из разговора с ним они  вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел.

  А Саннкт-Петербург – это же детище Петрово, самолично им спланированное и заложенное… Я даже говорить не буду, а покажу вам лучше эту Северную Венецию (презентация о городе) с комментариями.

Прокурор  Много мы сегодня говорили о делах государственных, а как складывались взаимоотношения между отцом и детьми. Я прошу пригласить сына Петра1 Алексея Петровича.(выступление Алексея и вопросы обвинения Петру).

Защита приглашает для ответного слова дочь Петра Елизавету  (рассказ о нововведениях в культуре и быту).

Председательствующий:  Со стороны обвинения и защиты есть еще свидетели?

Тогда приступаем к прениям и предоставляем слово обвинению,

- защите. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны.

Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику.

Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора.

При Петре были заложены основы русской национальной культуры.

Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени.

 

- Последнее слово подсудимого.

В конце судебного заседания проходит голосование присяжных, каждый из ко­торых объясняет свои мотивы принятого им решения.

Заключительное слово судьи и вынесение вердикта.

Закрытие заседания.

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок Суд над Петром 1"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель ремонтной службы

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Тема урока: «Суд над Петром I» 10 класс.

Цель урока:закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I; развивать умения самостоятельной работы с историческими источниками, устанавливать причинно-следственные связи, речь учащихся; воспитывать сознательное отношение к порученному делу, чувство патриотизма и сознательности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентации, электронные хрестоматии, выставка книг о жизни и деятельности Петра, которые будут представлять «судебное дело», тексты документов в электронном варианте и в хрестоматиях и учебниках, класс оформлен под зал суда, костюмы.

Роль учителя: председательствующий, арбитр. Он не должен подавлять учеников своим мнением, но может и должен исправлять явные ошибки учеников в фак­тах. В конце он оглашает окончательный вердикт на основе мнения присяжных.

В начале изучения темы  учащимися была поставлена опережающая задача - собрать материал о жизни и деятельности Петра I.  Можно использо­вать произведения: Буганов В. И. Петр Великий и его время. Письма и бумаги императора Петра Великого в 2-х томах; Пашков Б. Г. Русь - Россия - Россий­ская империя; Соловьев С. М История России с древнейших времен, т. I, кн. IX; Толстой А. Н. Петр I; Чистяков А. С. История Петра Великого и др.

Ход игры

Одновременно ученикам - будущим свидетелям на суде - выдаются историче­ские справки с необходимой информацией о реальных государственных деятелях той эпохи или об абстрактных персонажах, роль которых им предстоит исполнить.

Свидетелями со стороны защиты выступают: А. Д. Меньшиков, Ф. Ю. Ромодановский, Ф. Лефорт, Б. П. Шереметьев, Екатерина 1, Елизавета Петровна.

Свидетелями со стороны обвинения выступают: царевна Софья, царевич Алексей, митрополит Адриан, Евдокия Лопу­хина, крестьянин.

Обязанности председательствующего исполняет учитель, присяжны­ми являются учащиеся. Процесс начинается с вступительных речей обвинения и защиты.

Ход урока.

Объявление о начале судебного процесса. На скамье подсудимых Петр 1.

В зале прокурор и адвокат, присяжные заседатели, свидетели, зрители.

Председательствующий: - Уважаемые господа!Сегодня слушается дело Романова Петра Алексеевича – русского царя – императора. Прокурор готов предъявить обвинение, а защита его оправдать. Уважаемые присяжные заседатели, вам сегодня предстоит очень серьезная и ответственная работа – вынести свой вердикт не кому-нибудь, а русскому царю. Будьте предельно внимательны и  судите по законам государства и морали. Обращаюсь к свидетелям с предупреждением о даче только правдивых показаний.

- Подсудимый! Вы готовы к ответу? Тогда судебный процесс объявляется открытым. Слово стороне обвинения.

Прокурор. Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня рас­смотреть и вынести свое решение о виновности Петра I. Обвинение намерено дока­зать вам, что так называемые «реформы», проводимые им, принесли русскому наро­ду немало горя и страданий. Они стоили России огромных человеческих жертв, при этом грубо попирались национальные и религиозные чувства русских людей, всюду царили произвол чиновников, взяточничество и казнокрадство. И за вес это он дол­жен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать, и мы это докажем!

Председательствующий:  Подсудимый, Вам понятно обвинение?

Слово защите.

Защитник.Уважаемый суд! Господа присяжные! Представитель обвинения только что назвал все проступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем вам, что действия обвиняемого были единственно следствием его стремления сделать Россию великой державой. Мы намерены дока­зать, что приняв страну в состоянии нестабильном, он оставил потомкам могучую империю, значительно расширившую свою территорию. И в своих действиях руко­водствовался он единственно соображениями пользы государственной. Вот что за­щита намерена доказать, и мы докажем это.

Председательствующий Слово обвинению.

Прокурор:  Для дачи свидетельских показаний приглашается Иван Кожевников.

Крестьянин Многоуважаемый суд, батюшка государь. Не велите казнить,  велите слово молвить. Я сейчас  от имени всех русских мужиков, которые тысячами полегли на строительстве Петербурга, на строительстве флота, на войне сгинули, калеками вернулись, с голоду  и от непосильного труда померли, слово говорить буду. Речи красивые я говорить не умею, но как есть скажу: - Да, Петр Ляксеевич, не жалел ты кровушки крестьянской и не считал ты тех, кто сгинул на строительстве, хоть и сам топором махал вместе с нами. И почто обложил нас налогами непосильными, раньше с каждого двора брали, а теперь со всех душ мужского полу. Что мне делать прикажешь, если у меня четыре сына один мала-меньшего, какие ж они помощники, еще под стол пешком ходят, как налоги платить? А тут еще бороду брить заставляют или налог плати. Сил больше нету. Как жить дальше? Подскажите, господа присяжные заседатели.

Петр 1 Я действовал во благо государства нашего, для его процветания, развития и укрепления.

Защитник. Ваша честь, разрешите пригласить для дачи свидетельских показаний  Александра Даниловича Меньшикова.

Председательствующий:  Для дачи показаний приглашается Меньшиков А.Д.

Меньшиков А.Д. В первую очередь, я хотел бы обратиться к Ивану Кожевникову. Я тоже незнатного роду племени, сын конюха, который сумел добиться высокого положения в государстве благодаря своим способностям.

Время правления Петра – это время реформ и преобразований, модернизации, которая коснулась всех сторон жизни общества.

В 1ч.18в. стремительно развивалось строительство мануфактур и металлургических заводов, особенно на Урале и в Сибири, что способствовало бурному росту промышленности.

Председательствующий:  (вопрос Петру о посессионных и приписных крестьянах, о том, что развивались только военные и текстильные отрасли)

Меньшиков А.Д. Проводилась политика протекционизма, т.е. покровительства отечественной торговли и промышленности.

Увеличилось городское население. Дворянство пополнялось за счет выходцев из других сословий. По «Табели о рангах» продвижение по службе осуществлялось за личные заслуги, а не по знатности. Была окончательно стерта разница между поместьем и вотчиной.

Прокурор:  Ваша честь можно вопрос свидетелю? Исходя из выше сказанного, можно с уверенностью сказать, что Петр создавал не сословное, а полицейское государство, в котором каждый его член, включая и государя, и дворянство имел свои привилегии и свои обязанности.

Меньшиков А.Д Да. Но укрепление позиций дворянства в качестве собственников поместий и душевладельцев не отменяло их обязанность служить. Все сословия должны были трудиться во благо государства.

Были реформированы и органы центрального управления. Вместо многочисленных неповоротливых приказов были созданы 11 коллегий. К ним примыкал и Синод, ведавший делами церкви. Вместо Боярской думы была создана Ближняя канцелярия и учреждался Сенат – орган высшей административной, судебной и частично законодательной власти.

Прокурор:  И опять всей полнотой власти в государстве обладал царь, ни о какой демократизации не шло и речи, а только укрепление абсолютизма.

Меньшиков А.Д  И тем не менее в результате гос. реформ произошла модернизация гос. власти по западному образцу – на принципах разумности.

Была проведена и податная реформа для крестьян и посадского населения, результатом чего стало увеличение гос. доходов втрое.  У меня все.

Председательствующий:  А вот в томе 7 на стр. 133 есть такая справка. (зачитываю). Есть еще вопросы к свидетелю? Прошу пройти на место. Вам слово прокурор.

Прокурор:   Вот и выходит, что  дворянство и духовенство налогов не платило, и все тяготы легли на простой народ.

В  н.18в. в войнах, на строительстве от недоедания и болезней погибли тысячи людей. Десятки тысяч, побросав дома, бежали за рубеж и в Сибирь, на Дон и Волгу к казакам и принимали участие в восстаниях.

Петр  (реплика) Да, я стрелецкими казнями преподал простолюдинам урок, чтобы они боялись открыто роптать.

Председательствующий Уважаемый Петр Алексеевич, не нарушайте регламент. Обвинение продолжайте, пожалуйста.

Прокурор:  Да, открыто роптать они боялись, но в душе многие ненавидели Вас и Ваши новшества, в которых видели причину своих несчастий. Шепотом они говорили об этом друг другу. Прошлое казалось им раем, и называли Петра ненастоящим царем. Староверы были убеждены, что в облике Петра пришел на землю антихрист.

- Ваша честь, разрешите пригласить для дачи свидетельских показаний первую жену Петра Евдокию Федоровну Лопухину.

Председательствующий  Для дачи показаний приглашается Евдокия Лопухина.(историческая справка)

Председательствующий  В чем вы обвиняете подсудимого?

Лопухина  Мне есть в чем обвинить своего бывшего мужа, хотя по божьему закону он и есть мой муж. Не о такой жизни я мечтала. Все мои лучшие годы прошли без следа. Сначала проплакала все глаза, ожидая мужа с увеселительных прогулок в Немецкой слободе, а потом и вовсе оказалась в монастыре. А тут на днях весточку получила из Петербурга, тайную от своей бывшей служанки очень странную и решила выяснить здесь так ли это. Вот послушайте. (зачитывает письмо).

Петр  Да я это, я. Ишь чего выдумали, антихрист, мало я их казнил, русскому мужику всюду что-то мерещится.

Председательствующий:  Спокойнее, Петр Алексеевич, без лишних эмоций, суд во всем разберется.

Защита  Ваша честь, позвольте заметить. На 201 странице уголовного дела есть свидетельские показания врачей, в которых указывается на некоторые причины болезненных проявлений моего подзащитного и особенности его поведения.

Председательствующий:  (Зачитывается отрывок о манере поведения Петра). Обвинение вам слово.

Прокурор  Для дачи свидетельских показаний приглашается патриарх Адриан.

Адриан ( говорит о реформах церкви) С созданием Синода была ликвидирована относительная независимость церкви и, следовательно, возможность критики ею государственной власти, что усилило деспотизм русских царей.

Петр  Ваша честь. Дозвольте слово молвить? Уважаемый, Адриан, но ведь именно церковь выступала против полезных для России контактов с Западной Европой, искоса смотрела  на иноземных специалистов и подвергала гонениям старообрядцев.

Защита  И к этому есть что добавить. Петр всегда поддерживал неконсервативных, свободомыслящих церковных иерархов, например Феофана Прокоповича, который ратовал за светское просвещение, за определенную веротерпимость. Он был противником раскола, но считал, что староверов надо переубеждать, организовывая публичные диспуты.

Ваша честь, разрешите пригласить свидетеля со стороны защиты Лефорта Франца Яковлевича.

Лефорт (выступление Лефорта + презентация о военных реформах и успешных войнах России).

Прокурор Обвинение вызывает свидетеля Софью Алексеевну.

Софья. Ну что, собрались здесь, торжествуете, радуетесь мирской жизни, пируете, празднуете, а меня почто в монастырь загнал, братец мой ненаглядный? Чего ж не дал мне всласть царствовать, я же тоже царского роду племени, старшая сестра твоя как-никак. Почему вам – мужчинам можно царствовать, а нам - женщинам нет? Зачем так жестоко со стрельцами обошелся, кровушки столько их пролил?

Петр Да чтоб другим не повадно было. А, ты, коль сейчас вспоминаешь о том, что есть старшая сестра, что ж не думала о родстве, о сестринской заботе, когда пыталась государственный переворот совершить, и нас малолетних братьев свергнуть и погубить?

А то, что престол женщине завещать, так это правило изменил я, издав указ о престолонаследии и провозгласив Россию империей в 1721году.

Защита  Разрешите слово предоставить Екатерине 1.

Екатерина  Как можно обвинять этого человека? Я не представляю. Бросив кремлевские хоромы, Петр вывел и натянутую пышность прежней придворной жизни московских царей. При нем во всей Европе разве только двор прусского короля-скряги Фридриха Вильгельма I мог поспорить в простоте с петербургским; недаром Петр сравнивал себя с этим королем и говорил, что они оба не любят мотовства и роскоши. При Петре не видно было во дворце ни камергеров, ни камер-юнкеров, ни дорогой посуды. Обыкновенные расходы двора, поглощавшие прежде сотни тысяч рублей, при Петре не превышали 60 тысяч в год. Обычная при­слуга царя состояла из 10-12 молодых дворян, большею частью незнатного происхождения, назы­вавшихся денщиками. Петр не любил ни ливрей, ни дорогого шитья на платьях.

 Если Петр не спал, не ехал, не пировал или не осматривал чего-нибудь, он непременно что-нибудь строил. Руки его были вечно в работе, и с них не сходили мозоли. За ручной труд он брался при всяком представлявшемся к тому случае. В молодости, когда он еще многого не знал, осматривая фабри­ку или завод, он постоянно хватался за наблюдаемое дело. Ему трудно было оставаться простым зрителем чужой работы, особенно для него новой: рука инстинктивно просилась за инструмент; ему все хотелось сработать самому. Охота к рукомеслу развила в нем быструю сметливость и сноровку: зорко вглядевшись в незнакомую работу, он мигом усвоял ее. Ранняя наклонность к ремесленным занятиям, к технической работе обратилась у него в простую привычку, в безотчет­ный позыв: он хотел узнать и усвоить всякое новое дело, прежде чем успевал, сообразить,  на что оно ему понадобится. С летами он приобрел необъятную массу технических познаний. Когда мы отправились за границу с Великим посольством, я однажды подслушал разговор Петра Алексеевича с немецкими принцессами. Так вот  из разговора с ним они  вывели заключение, что он в совершенстве знал до 14 ремесел.

  А Саннкт-Петербург – это же детище Петрово, самолично им спланированное и заложенное… Я даже говорить не буду, а покажу вам лучше эту Северную Венецию (презентация о городе) с комментариями.

Прокурор  Много мы сегодня говорили о делах государственных, а как складывались взаимоотношения между отцом и детьми. Я прошу пригласить сына Петра1 Алексея Петровича.(выступление Алексея и вопросы обвинения Петру).

Защита приглашает для ответного слова дочь Петра Елизавету  (рассказ о нововведениях в культуре и быту).

Председательствующий:  Со стороны обвинения и защиты есть еще свидетели?

Тогда приступаем к прениям и предоставляем слово обвинению,

- защите.Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление кризиса традиционализма путем модернизации страны.

Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику.

Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Петр стал для многих образцом государя-реформатора.

При Петре были заложены основы русской национальной культуры.

Царь создал также систему управления и административно-территориального деления страны, сохранявшуюся в течение долгого времени.

 

- Последнее слово подсудимого.

В конце судебного заседания проходит голосование присяжных, каждый из ко­торых объясняет свои мотивы принятого им решения.

Заключительное слово судьи и вынесение вердикта.

Закрытие заседания.

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 528 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 5098
    • DOCX 369.5 кбайт
    • 41 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Титова Елена Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Титова Елена Владимировна
    Титова Елена Владимировна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 26328
    • Всего материалов: 20

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС СОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 220 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету «География» в условиях реализации ФГОС ООО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 70 человек из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 760 человек

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по географии в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 77 человек из 38 регионов
  • Этот курс уже прошли 442 человека

Мини-курс

Управление личной продуктивностью менеджера

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Театральная педагогика: творческое развитие и воспитание

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Мини-курс

Практические аспекты работы логопеда: методы и приемы в логоритмике

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 19 человек