Главная / Классному руководителю / Урок спецкурса "В мире прекрасного" по теме "Планета Земля" (2 класс)

Урок спецкурса "В мире прекрасного" по теме "Планета Земля" (2 класс)

Спецкурс “В мире прекрасного”



















Урок

“Планета Земля”


2 класс




Учитель МХК

МОУ СОШ № 69

г. Ульяновска

Павлова И.Л.




Ульяновск

2009



Конспект урока по теме

«Планета Земля»

«Теперь я знаю, зачем я здесь.

Не для того, чтобы вблизи

взглянуть на Луну, но с тем,

чтобы оглянуться назад,

на наш дом, на Землю».

А.Уорден. (Космонавт США)


Цель урока. Воспитывать бережное отношение к нашему общему дому – Земле.

Задачи. 1. Через ознакомление с мыслями и чувствами космонавтов формировать понятие о том, что Земля – наш общий дом.

2. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез), учить делать обобщение; развивать разговорную речь.

3. Помочь учащимся осознать ответственность каждого человека за судьбу нашей планеты.


Оборудование: для учителя – ноутбук, мультимедиапроектор, компьютерная презентация «Планета Земля»; листы с выводами по каждому высказыванию космонавтов; репродукции картин о космосе.

для учащихся – высказывания космонавтов на каждую парту; листы с изображением глобуса, авторучки (для практической работы).


Оргмомент. Приветствие детей и гостей. 1 мин

I. Экспозиция.

Слайд 1. Тема урока. 3 мин

- Ребята, вспомните, какие значения имеет слово «земля».

(Земля – планета.

Земля – почва, на которой растут травы, деревья, цветы.

Родная земля – место, где человек родился.

Земля – обширные просторы, на которых люди строят города, сажают леса и т.д.)

- На прошлом уроке мы вели разговор о земле как почве, как обширных просторах, как месте где родился.

Тема сегодняшнего урока – «Планета Земля». Так как мы не можем взглянуть на Землю из космоса, то мы воспользуемся знаниями и опытом космонавтов.

5 мин. - Предлагаю вашему вниманию фильм о подготовке и запуске в космос первого человека. Назовите имя первого в мире космонавта. (Юрий Гагарин). Какую знаменательную дату мы отмечали 9 марта (день рождения Юрия Гагарина).

Во время просмотра фильма обратите внимание на то впечатление, которое произвел на космонавта вид Земли из космоса.

Слайд 2. Просмотр фильма «Запуск спутника «Восток»

- Что сказал Гагарин, увидев Земля из космоса? («Вижу Землю! Ух ты, как красиво!»)

- Ощущения Гагарина совпали с ощущениями других космонавтов, побывавших в космосе уже после него.

Слайд 4. Б. Лихтенберг, США

«…Ожидаешь увидеть синее и зелёное, белое и коричневое, но перед тобой и розовое, и лиловое, и жёлтое! Буйство красок – вот что поразило меня, когда я в первый раз взглянул на нашу планету из космоса».

-Итак, какой увидели нашу Землю космонавты? (красивой)

II. Завязка и создание проблемной ситуации. – 2мин

- Заветной мечтой человека было желание научиться летать, познать тайны космоса. Но, получив такую возможность – познать Вселенную, человек мыслью и взором вновь обращается к Земле. Слайд 5.

- Американский космонавт Альфред Уорден, находясь в космосе, сказал: «Теперь я знаю, зачем я здесь. Не для того, чтобы вблизи взглянуть на Луну, но с тем, чтобы оглянуться назад, на наш дом, на Землю».

- Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку, на котором мы попробуем взглянуть на Землю глазами космонавтов, потому что говорят, что космос изменяет характер людей, побывавших в нём.

Слайд 6. Давайте попробуем разобраться, как меняется отношение людей к Земле после того, как они её увидели из космоса. Это поможет нам осознать, что для нас значит Земля.

- Постарайтесь понять и запомнить, что нового для себя вынес из космоса каждый космонавт и как изменилось его отношение к Земле после полёта.

III. Разработка проблемы -17 мин.

Сдайд 7. Показ глобуса. С давних времён люди пытались узнать, как устроена Земля, какое место она занимает во Вселенной. Потрясениями для людей были открытия учёных: оказывается, Земля круглая; оказывается, Земля вращается вокруг Солнца; оказывается, сама Земля вертится вокруг своей оси. В настоящее время люди знают о Земле очень многое. Особенно это стало возможным с развитием космонавтики.


Слайд 8 .:

Джеймс Ирвин, США: «…Земля напоминала нам ёлочную игрушку, подвешенную в черноте космоса. По мере того, как мы летели, она становилась всё меньше и меньше. Наконец, она уменьшилась до размеров мраморного шарика. Этот удивительный, тёплый, живой шарик выглядел таким трогательно беззащитным, что казалось, прикоснись к нему пальцем, и он рассыплется. Этого видения хватило бы для того, чтобы изменить человека и научить его ценить свой единственный родной дом».

- С чем сравнивает космонавт Землю? (с ёлочной игрушкой, с мраморным шариком).

- Почему Земля показалась космонавту «трогательно беззащитной»? (В большом космосе Земля кажется очень маленькой).

Слайд 9.Земля на ладони.

- Как изменилось отношение космонавта к Земле после этого видения? ( Он стал больше ценить её, понял, что её надо беречь).

Поднимаю лист со словами: Земля маленькая, беззащитная.


Слайд 13. - А вот о чем поведал нам русский космонавт Владимир Шаталов:

«Больше всего меня поразила атмосфера Земли, которая мне всегда представлялась безбрежным, бесконечно могучим океаном. А из космоса воздушная оболочка Земли кажется очень тоненькой, и только диву даешься, как она может защищать нас от убийственных космических лучей и потока метеоритного вещества, как может обеспечивать живительным кислородом многомиллиардное население планеты и ее животный мир...

И подумалось: надолго ли хватит нашей атмосферы?

Как страшно повредить даже в самой малости эту тонкую оболочку – охранительницу жизни

Слайд 12.

- Что такое атмосфера? (воздушная оболочка Земли)

- Почему космонавт называет атмосферу - охранительницей жизни? (атмосфера даёт нам воздух, которым мы дышит; защищает нас от космических лучей и метеоритов).

- Когда мы стоим на Земле и смотрим на небо, каким по размерам оно нам кажется? (большим, огромным).

- Что нового для себя открыл в космосе Владимир Шаталов? (Воздушная оболочка Земли, которая дает нам кислород, защищает нас от космических лучей и метеоритов - очень тонкая. Ее надо беречь!)

Поднимаю лист со словами: атмосфера Земли – очень тонкая.


Слайд 11. - О том, что почувствовал в космосе Борис Волынов из России нам прочитает (Имя ребёнка).

«Во время космического полета психика каждого космонавта перестраивается. Увидев Солнце, звезды и нашу планету, становишься более жизнелюбивым, более мягким, начинаешь трепетнее относиться ко всему живому, быть добрее, терпимее относиться к окружающим людям. Во всяком случае, со мной произошло именно это».

Слайд 12.

Чтобы разобраться в этом высказывании, обратимся к фильму о Юрии Гагарине.

- Был ли Юрий Гагарин уверен в том, что вернётся обратно? (Нет).

- Что чувствовал Юрий Гагарин, покидая Землю? (Будучи не уверенным в том, что он вернётся на Землю, космонавт мысленно прощался со всем и всеми, что было ему дорого: дом, семья, родители, друзья, родина… И как же он был счастлив, когда вновь почувствовал землю под ногами).

-Как вы думаете, изменилось ли отношение космонавта к близким, к родине, когда он вернулся на Землю?


? - Почему космос перестраивает психику человека и делает его более жизнелюбивым, добрым, более терпимым к окружающим людям? ( Порой только когда человек что – либо или кого – либо теряет, он начинает понимать, как ему это дорого. Покидая Землю, космонавт начинает осознавать, как дорого всё, что осталось на Земле).

Поднимаю лист со словами: на Земле - всё самое дорогое для человека.

Слайд 10. - А вот впечатления сирийского космонавта М. Фариса (читает ребёнок):

«Из космоса я увидел Землю, неповторимо прекрасную, которую нужно уберечь от бед. Я почувствовал, что Земля – это наша мать…».

Учитель:

- Почему космонавт называет Землю матерью?

- Что было бы с нами, если бы не было Земли? (Мы все – дети матери – Земли. Если бы не было Земли, то не было бы и нас. Земля даёт нам жизнь, как мать).

- Как должны жить люди на Земле, если у них одна (единая) мать? (дружно, как одна семья).

Поднимаю лист со словами: Земля – наша мать.

Вывод: Какая главная мысль объединяет высказывания всех космонавтов? (Земля – наша мать, единый дом для всех; она маленькая и беззащитная с очень тонкой атмосферой; на ней всё, что дорого человеку).

Физминутка – 1 мин (Под песню «Наша с тобой Земля» - 1 куплет)

IV. Кульминация. 1 мин

Слайд 13. - Земля в футляре.

- Что изображено на фотографии? (Планета Земля)

- На что похожа Земля? (На жемчужину, драгоценность)

- Почему Земля изображена в футляре? Какую главную мысль хотел донести до нас художник? (Земля – это наша драгоценность, которую мы должны беречь).

V. Развязка. 5 мин

Учитель: Какими нравственными качествами должны обладать люди, чтобы сохранить свой дом – родную Землю?

Практическая работа.

Учитель: У каждого из вас на парте есть изображение нашей планеты. Сейчас у нас есть возможность сохранить земной шар. В каждую клеточку рисунка земного шара надо вписать нравственные качества, которыми должны обладать люди разных стран, чтобы сделать нашу планету счастливой. (Дети называют качества, вписывают их в клеточки земного шара на листочках, учитель вписывает их в клеточки нарисованного на доске земного шара).

Учитель (По окончании работы): Какие выводы мы можем сделать сегодня на уроке? Как мы ответим на главный вопрос урока «Что для нас значит Земля?»

Слайд «Земля в ладонях»:

- Земля - наша мать, наш родной дом. Нельзя допустить, чтобы Земля плакала. Если каждый человек будет обладать перечисленными нами нравственными качествами, то на Земле будет мир. Все народы должны жить в единстве и делать все возможное для сохранения своего общего дома).

Рефлексия.

- Изменилось ли ваше отношение к Земле после нашего урока? Как?

Вы – наше будущее. От ваших усилий будет зависеть мир на Земле.

- Плюсиком отметьте на ваших листочках около написанных качеств те, какие имеются в вашем характере, а минусом – те, над которыми вам ещё предстоит поработать.


Спасибо всем за работу на уроке. Мы очень плодотворно поработали.

Урок спецкурса "В мире прекрасного" по теме "Планета Земля" (2 класс)
  • Классному руководителю
Описание:

   Материал урока может быть использован в начальной школе на классном часе, посвящённом Дню космонавтики.  Цель урока: воспитание бережного отношения к нашему общему дому - Земле. Ребята попробуют взглянуть на нашу Землю глазами космонавтов и осознать, что для нас значит Земля.

   Практическая работа заставит каждого ребёнка задуматься над нравственными качествами, которыми должен обладать каждый человек, чтобы сохранить наш общий дом - родную Землю.

   Рефлексия поможет каждому ребёнку проанализировать наличие у него тех или иных нравственных качеств, которые помогут ему жить в мире с другими людьми.

Автор Павлова Ирина Леонидовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 551
Номер материала 35987
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓