Спецкурс “В мире
прекрасного”
Урок
“Планета Земля”
2 класс
Учитель МХК
МОУ
СОШ № 69
г.
Ульяновска
Павлова И.Л.
Ульяновск
2009
Конспект
урока по теме
«Планета
Земля»
«Теперь я знаю, зачем я здесь.
Не для того, чтобы вблизи
взглянуть на Луну, но с тем,
чтобы оглянуться назад,
на наш дом, на Землю».
А.Уорден. (Космонавт США)
Цель урока. Воспитывать бережное отношение к нашему общему дому –
Земле.
Задачи.
1. Через ознакомление с мыслями и чувствами космонавтов формировать
понятие о том, что Земля – наш общий дом.
2. Развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез), учить делать
обобщение; развивать разговорную речь.
3. Помочь учащимся осознать ответственность каждого человека за судьбу нашей
планеты.
Оборудование:
для учителя – ноутбук, мультимедиапроектор, компьютерная
презентация «Планета Земля»; листы с выводами по каждому высказыванию
космонавтов; репродукции картин о космосе.
для
учащихся –
высказывания космонавтов на каждую парту; листы с изображением глобуса,
авторучки (для практической работы).
Оргмомент.
Приветствие детей и гостей. 1 мин
I.
Экспозиция.
Слайд
1. Тема урока. 3 мин
-
Ребята, вспомните, какие значения имеет слово «земля».
(Земля – планета.
Земля – почва, на которой растут
травы, деревья, цветы.
Родная земля – место, где человек
родился.
Земля – обширные просторы, на
которых люди строят города, сажают леса и т.д.)
-
На прошлом уроке мы вели разговор о земле как почве, как обширных просторах,
как месте где родился.
Тема сегодняшнего урока – «Планета Земля». Так как мы не можем взглянуть на
Землю из космоса, то мы воспользуемся знаниями и опытом космонавтов.
5
мин.
- Предлагаю вашему вниманию фильм о подготовке и запуске в космос первого
человека. Назовите имя первого в мире космонавта. (Юрий Гагарин). Какую
знаменательную дату мы отмечали 9 марта (день рождения Юрия Гагарина).
Во
время просмотра фильма обратите внимание на то впечатление, которое произвел на
космонавта вид Земли из космоса.
Слайд
2. Просмотр фильма «Запуск спутника «Восток»
-
Что сказал Гагарин, увидев Земля из космоса? («Вижу Землю! Ух ты, как
красиво!»)
-
Ощущения Гагарина совпали с ощущениями других космонавтов, побывавших в космосе
уже после него.
Слайд
4.
Б. Лихтенберг, США
«…Ожидаешь увидеть синее и зелёное, белое и коричневое, но перед тобой и
розовое, и лиловое, и жёлтое! Буйство красок – вот что поразило меня,
когда я в первый раз взглянул на нашу планету из космоса».
-Итак,
какой увидели нашу Землю космонавты? (красивой)
II. Завязка
и создание проблемной ситуации. – 2мин
-
Заветной мечтой человека было желание научиться летать, познать тайны космоса.
Но, получив такую возможность – познать Вселенную, человек мыслью и взором
вновь обращается к Земле. Слайд 5.
- Американский
космонавт Альфред Уорден, находясь в космосе, сказал: «Теперь я знаю, зачем я
здесь. Не для того, чтобы вблизи взглянуть на Луну, но с тем, чтобы оглянуться
назад, на наш дом, на Землю».
- Эти слова
станут эпиграфом к нашему уроку, на котором мы попробуем взглянуть на
Землю глазами космонавтов, потому что говорят, что космос изменяет характер людей,
побывавших в нём.
Слайд 6. Давайте
попробуем разобраться, как меняется отношение людей к Земле после того, как они
её увидели из космоса. Это поможет нам осознать, что для нас значит Земля.
- Постарайтесь
понять и запомнить, что нового для себя вынес из космоса каждый космонавт и как
изменилось его отношение к Земле после полёта.
III.
Разработка проблемы -17 мин.
Сдайд
7. Показ
глобуса. С
давних времён люди пытались узнать, как устроена Земля, какое место она
занимает во Вселенной. Потрясениями для людей были открытия учёных:
оказывается, Земля круглая; оказывается, Земля вращается вокруг Солнца;
оказывается, сама Земля вертится вокруг своей оси. В настоящее время люди знают
о Земле очень многое. Особенно это стало возможным с развитием космонавтики.
Слайд 8
.:
Джеймс
Ирвин,
США: «…Земля
напоминала нам ёлочную игрушку, подвешенную в черноте космоса. По мере
того, как мы летели, она становилась всё меньше и меньше. Наконец, она
уменьшилась до размеров мраморного шарика. Этот удивительный, тёплый,
живой шарик выглядел таким трогательно беззащитным, что казалось,
прикоснись к нему пальцем, и он рассыплется. Этого видения хватило бы для того,
чтобы изменить человека и научить его ценить свой единственный родной дом».
-
С чем сравнивает космонавт Землю? (с ёлочной игрушкой, с мраморным
шариком).
-
Почему Земля показалась космонавту «трогательно беззащитной»? (В большом
космосе Земля кажется очень маленькой).
Слайд 9.–
Земля на ладони.
-
Как изменилось отношение космонавта к Земле после этого видения? ( Он
стал больше ценить её, понял, что её надо беречь).
Поднимаю
лист со словами: Земля маленькая, беззащитная.
Слайд
13. -
А вот о чем поведал нам русский космонавт Владимир Шаталов:
«Больше всего меня поразила атмосфера Земли, которая мне всегда
представлялась безбрежным, бесконечно могучим океаном. А из космоса воздушная
оболочка Земли кажется очень тоненькой, и только диву даешься, как она
может защищать нас от убийственных космических лучей и потока метеоритного
вещества, как может обеспечивать живительным кислородом многомиллиардное
население планеты и ее животный мир...
И подумалось: надолго ли хватит нашей атмосферы?
Как страшно повредить даже в самой малости эту тонкую оболочку – охранительницу
жизни!»
Слайд
12.
-
Что
такое атмосфера? (воздушная оболочка Земли)
-
Почему космонавт называет атмосферу - охранительницей жизни? (атмосфера
даёт нам воздух, которым мы дышит; защищает нас от космических лучей и
метеоритов).
-
Когда мы стоим на Земле и смотрим на небо, каким по размерам оно нам кажется?
(большим, огромным).
-
Что нового для себя открыл в космосе Владимир Шаталов? (Воздушная
оболочка Земли, которая дает нам кислород, защищает нас от космических лучей и
метеоритов - очень тонкая. Ее надо беречь!)
Поднимаю
лист со словами: атмосфера Земли – очень тонкая.
Слайд
11.
- О том, что почувствовал в космосе Борис Волынов из России нам
прочитает (Имя ребёнка).
«Во время космического полета психика каждого космонавта перестраивается.
Увидев Солнце, звезды и нашу планету, становишься более жизнелюбивым, более
мягким, начинаешь трепетнее относиться ко всему живому, быть добрее, терпимее
относиться к окружающим людям. Во всяком случае, со мной произошло именно
это».
Слайд
12.
Чтобы
разобраться в этом высказывании, обратимся к фильму о Юрии Гагарине.
-
Был ли Юрий Гагарин уверен в том, что вернётся обратно? (Нет).
-
Что чувствовал Юрий Гагарин, покидая Землю? (Будучи не уверенным в том,
что он вернётся на Землю, космонавт мысленно прощался со всем и всеми, что было
ему дорого: дом, семья, родители, друзья, родина… И как же он был счастлив,
когда вновь почувствовал землю под ногами).
-Как
вы думаете, изменилось ли отношение космонавта к близким, к родине, когда он
вернулся на Землю?
? - Почему
космос перестраивает психику человека и делает его более жизнелюбивым, добрым,
более терпимым к окружающим людям? ( Порой только когда человек что – либо
или кого – либо теряет, он начинает понимать, как ему это дорого. Покидая
Землю, космонавт начинает осознавать, как дорого всё, что осталось на Земле).
Поднимаю лист со словами: на Земле - всё самое дорогое для человека.
Слайд
10. - А
вот впечатления сирийского космонавта М. Фариса (читает ребёнок):
«Из космоса я увидел Землю, неповторимо прекрасную, которую нужно уберечь от
бед. Я почувствовал, что Земля – это наша мать…».
Учитель:
-
Почему космонавт называет Землю матерью?
-
Что было бы с нами, если бы не было Земли? (Мы все – дети
матери – Земли. Если бы не было Земли, то не было бы и нас. Земля даёт нам
жизнь, как мать).
-
Как должны жить люди на Земле, если у них одна (единая) мать? (дружно,
как одна семья).
Поднимаю лист со словами: Земля – наша мать.
Вывод:
Какая главная мысль объединяет высказывания всех космонавтов? (Земля – наша
мать, единый дом для всех; она маленькая и беззащитная с очень тонкой
атмосферой; на ней всё, что дорого человеку).
Физминутка
– 1 мин (Под песню «Наша с тобой Земля» - 1 куплет)
IV. Кульминация.
1 мин
Слайд 13.
- Земля в футляре.
- Что изображено на
фотографии? (Планета Земля)
- На что похожа
Земля? (На жемчужину, драгоценность)
- Почему Земля
изображена в футляре? Какую главную мысль хотел донести до нас художник? (Земля
– это наша драгоценность, которую мы должны беречь).
V.
Развязка. 5 мин
Учитель: Какими
нравственными качествами должны обладать люди, чтобы сохранить свой дом –
родную Землю?
Практическая работа.
Учитель: У каждого
из вас на парте есть изображение нашей планеты. Сейчас у нас есть возможность
сохранить земной шар. В каждую клеточку рисунка земного шара надо вписать
нравственные качества, которыми должны обладать люди разных стран, чтобы сделать
нашу планету счастливой. (Дети называют качества, вписывают их в клеточки
земного шара на листочках, учитель вписывает их в клеточки нарисованного на
доске земного шара).
Учитель (По окончании работы): Какие выводы мы можем сделать сегодня на
уроке? Как мы ответим на главный вопрос урока «Что для нас значит Земля?»
Слайд
«Земля в ладонях»:
-
Земля - наша мать, наш родной дом. Нельзя допустить, чтобы Земля плакала. Если
каждый человек будет обладать перечисленными нами нравственными качествами, то
на Земле будет мир. Все народы должны жить в единстве и делать все возможное для
сохранения своего общего дома).
Рефлексия.
-
Изменилось ли ваше отношение к Земле после нашего урока? Как?
Вы
– наше будущее. От ваших усилий будет зависеть мир на Земле.
-
Плюсиком отметьте на ваших листочках около написанных качеств те, какие имеются
в вашем характере, а минусом – те, над которыми вам ещё предстоит поработать.
Спасибо
всем за работу на уроке. Мы очень плодотворно поработали.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.