Главная / Русский язык и литература / Урок "Сложное предложение" 5 класс

Урок "Сложное предложение" 5 класс

Аннотация к уроку «Сложное предложение»

Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса. К началу изучения заявленной темы, у учащихся уже накопился определенный багаж знаний о сложном предложении. Использование технологии развития критического мышления позволяет изучать новые темы с опорой на лингвистический опыт школьников. Необходимо помнить, что данная тема сложна и сопровождается определенными проблемами, связанными с пунктуацией, поэтому считаю необходимым использовать все дидактические ресурсы. Различные методы позволяют заинтересовать учащихся и достигнуть высоких результатов.



Тема урока: комбинированный

2.Цели:

- обучающая: дать понятие о сложном предложении; показать различие между простыми и сложными предложениями;

- развивающая: развивать умение наблюдать языковые явления; анализировать, сопоставлять;

- воспитывающая: воспитывать умение работать сосредоточенно, коллективно, учить добру и милосердию, развивать интерес к русскому языку.

- развивать логическое мышление

3.Организационный этап. Постановка цели. Мотивация.

Основной этап:

1) Вступительное слово учителя. Ознакомление учащихся с целями урока.

2) Актуализация пройденного материала(работа с интерактивной доской и на ПК)

3) Самостоятельная работа

4) Физкультминутка

5) Подготовка к восприятию нового материала

6) Объяснение нового материала, наблюдение, отработка новых понятий.

7) Закрепление

8) Рефлексия. Подведение итогов.

9) Домашние задания.

10)Предлагаемый урок знакомит учащихся с понятием «Сложное предложение».Развивает умение различать простое и сложное предложение, развивает умение наблюдать языковые явления, анализировать, сопоставлять. Воспитывает умение работать сосредоточенно, коллективно, учит добру и милосердию, вызывает интерес к русскому языку.

Ход урока

Оргмомент

Сегодня ,дорогие мои сказочные герои, решится ваша судьба; станете ли вы опять мальчиками и девочками или же так и будете жить в мире сказочных героев из детских книг.

- Каждый из вас, ребята, написал письмо сказочного героя?(слушают тексты писем).

- Молодцы! Сдайте мне конверты с письмами. Своей волшебной палочкой я снимаю с вас колдовство, и вы превращаетесь в мальчишек и девчонок 5 класса.

Актуализация пройденного материала. Работа с интерактивной доской и на ПК.(Комплексный анализ текста.)

1)Золушка поб…жала на ог…род самую большую тыкву и принесла крёстной.

2)Фея разрезала тыкву и вынула мякоть,

3)потом она прикоснулась к ж..,лтой корке волшебной палочкой.

4)Пустая тыква превратилась в поз…л,..ченную карету.

5)Карета была прекрасна!

Задание к тексту:

1)прочитайте внимательно предложения. Можно ли эти предложения назвать текстом? Докажите, что это текст.(Слова связаны по смыслу и грамматически).

2)Из какой сказки я взяла этот отрывок? (Шарль Перро «Золушка»).

3)Назовите основную мысль этого текста. Озаглавьте его,(В тексте говориться о превращении тыквы в карету) (Волшебное превращение).

4)С какой из героинь этого отрывка мы должны брать пример?(с феи ,нужно помогать людям в трудную минуту).

5)Ребята, как вы понимаете слово «крёстная»?(Словарь Ожегова С,И.; крёстная – у верующих; участвовавший в обряде крещения кого-нибудь ,духовная мать)

6)Работа с интерактивной доской и на ПК(дети работают поочередно на доске).

Найдите словарные слова, которые вам встретились в тексте. Вставьте пропущенную букву (огород, жёлтый).

7)Вставьте в остальных словах пропущенные буквы, обозначьте орфограмму : побежала- бег

Позолоченную – золото

Над какой орфограммой вы работали(безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением).

8)Прочитайте мне из текста повествовательные предложения(1,2,3,4).

Восклицательное(5).

9)Найдите грамматическую основу в 4-ом предложении(тыква превратилась).

10)Прочитайте предложение, осложненное однородными членами(1,2)

11)Начертите схему 2-го предложения(работа и тетради).

12)Перестройте(устно) 3-е предложение так, чтобы оно стало нераспространенным (Она прикоснулась).

13)И з4-го выписать словосочетание прилагательное + существительное и разберите его (работа в тетради).

Самостоятельная работа (в тетради):

К корке

Побежала

Проверяем.

Физкультминутка.

Вы писали? Вы устали?

Тогда дружно, тихо встали

Ножками потопали.

Ручками похлопали.

Сели, встали, встали ,сели

И вдруг друг друга не задели

Руки выше, шире плечи.

Раз, два, три. Дыши ровней.

От зарядки станешь крепче

Станешь крепче и сильней.

Подготовка к восприятию нового материала:

Игра «Составь предложение»

Запишите в левую половину тетради

1)Из 2 предложений выпишите подлежащее.

2)Из 3 возьмите сказуемое и дополнение.

3)Дайте характеристику этому предложению.

Объяснение нового материала:

- Ребята, прочитайте еще раз тему нашего урока.

-С чем на уроке мы с вами познакомимся?

- Как вы понимаете слово «сложное»?

(Трудное, составленное из чего – либо)

Словарь Ожегова СМ.(зачитать)

- Какую задачу мы должны решить на уроке?(Познакомиться со сложными предложениями)

- Вы должны разобраться, чем отличается сложное предложение от простого.

Наблюдение:

Фея прикоснулась палочкой.

И

Фея прикоснулась палочкой, и тыква превратилась в позолоченную карету.

- Давайте сравним эти предложения: чем они отличаются друг от друга?(Одно короткое, другое длинное).

-Давайте сравним их по наличию главных членов. Подчеркните подлежащее и сказуемое.

- Подумайте и решите, какое мы предложение будем называть простым, а какое сложным?

Чтение теоретического материала. Проговариваем правило.

(показываем границы простых предложений в составе сложного, знаки препинания, схему.)

Закрепление(работа в тетради)

Итог урока.

- Какое предложение называется простым? Какое сложным?

- Как на письме мы будем разделять простые предложения в составе сложного?

- С помощью каких союзов соединяются простые предложения в составе сложного?

Домашнее задание: выписать из любой сказки 2 простых предложения,2 сложных выделите грамматическую основу.

Текст(работа на ПК):отметить под какими цифрами находятся сложные предложения.

1.Иван – царевич поблагодарил старичка и пошел за клубочком.

2.Герда въехала в темный лес ,в лесу жили разбойники.

3.Прошла еще неделя, мачеха задумала избавиться от Элизы.

Минута психологической разгрузки.

Урок Энверовой С.Д. МВОУ «Школа- лицей № 3»

















































Аннотация к уроку

В процессе данного урока учащиеся изучают учебный материал по различным источникам знаний, коллективно обсуждают, так как метод проблемного вопроса позволит активизировать познавательную деятельность и умение самостоятельно делать выводы.

Тема. «Приличьем стянутые маски»

Цель: увидеть мир, с которым столкнулись желания Лермонтова, поэт и светское общество, которое окружало его.

Ставится проблемный вопрос, организующий весь дальнейший ход всех уроков по творчеству Лермонтова: «Что же давало Лермонтову силы сохранить желания юности, остаться верным себе?».

В решении этого вопроса мы будем анализировать следующее стихотворение «И скучно и грустно». Лирический герой задается вопросом: «Что страсти? Любить, но кого же?».

Общество, которое окружало Лермонтова, одинаковость людей и безмыслие делают невозможным общение с ними. Поэт писал: «Жизнь моя - я сам». Однако одиночество пугает Лермонтова, холодная ирония прокрадывается в его душу.

Трагизм судьбы поэта в светском обществе изображен в стихотворении «Смерть поэта». Гибель Пушкина потрясла Лермонтова. Это стихотворение является обличением того общества, которое посмело «поднять руку» на великого певца свободы.

В данном стихотворении три героя: Пушкин, «невольник чести»; светская толпа и поэт, её клеймящий и оплакивающий Пушкина. Это стихотворение не только сатира, но и элегия. В Лермонтове есть восхищение мятежность поэта.

Теперь обратимся к «1 января 1840 года», где Лермонтов говорит о том, как свет пытается убить его собственную душу. Внутренне поэт задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба. Стихотворение начинается с картины маскарада, где все фальшиво. «Пестрая толпа» не ярка, а видится «как будто бы сквозь сон», «шум музыки» разрушен, «дикий шепот». Все противоестественно, все лжет. Но поэт освобожден от «пестрой толпы».

Анализируя данные стихотворения, мы делаем вывод, что жива старинная мечта и свету не удается убить душу поэта, подчинить его себе.











Аннотация к уроку

Этот урок прививает любовь к поэзии, опираясь на творчество А.А.Фета. Основной дидактической задачей данного урока является психологическая правда в раскрытии человеческих чувств, умения находить художественно-выразительные средства, которые совершенствуют знания учащихся.



Тема: Афанасий Фет.

Сведения о жизни и творчестве поэта.

Жизнеутверждающее начало в стихах о природе и любви.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Фета, раскрыть поэтическую связь между человеком и природой, которая прослеживается в стихах великого поэта; воспитывать интерес и любовь к поэзии.

Оборудование: портрет Фета, картина Полонского «Шепот, робкое дыхание», книжная выставка.

1.Краткие сведения о жизни и творчестве А. Фета.

2.Любовная лирика «Шепот, робкое дыхание». Выразительное чтение наизусть.

Идейно-тематический анализ стихотворения «Шепот, робкое дыханье»

Лирическое стихотворение, посвященное Марии Лазич, рассказывающее о личных чувствах Фета. В стихотворении колоритно изображена картина ночной природы, прослеживается психологическая насыщенность, напряженность человеческого чувства, ощущение единства душевной и природной жизни, полной лиризма.

Автор пользуется художественными средствами: эпитетами (колыханье сонного ручья, волшебных изменений и т.д.)

Завязка в сцене свидания сопровождается неброскими деталями ночи:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

серебро и колыханье

Сонного ручья…

Во второй строфе взгляд поэта расширяется, захватывая более крупные детали, появляется расплывчатое изображение человека:

Свет ночной, ночные тени

Тени без конца, ряд волшебных изменений

Милого лица…

В заключительных строках происходит сияние природы и человека:

И лобызания и слезы,

и заря, заря!

Теория литературы

Творчество Фета связано с импрессионизмом, где прослеживаются субъективные переживания и настроения поэта.

Импрессионизм - направление в искусстве, стремящееся к непосредственному воспроизведению субъективных переживаний, настроений и впечатлений художника.

Ассонансы – сочетание нескольких звуков разной высоты. Обычно гармоничное, приятное.

Пейзажная лирика. Идейно – тематический анализ стихотворения «Зреет рожь над жаркой нивой»

Это стихотворение относится к пейзажной лирике, описание деревенской природы, написано в духе импрессионизма, так как воспроизведено впечатление художника о хлебной ниве.

Стихотворение построено таким образом – жаркая нива, которую «ветер гонит в золотые переливы», т.е. в горизонт. Поднимая глаза вверх «Робко месяц смотрит в очи» и уходит «в область ночи». Наш взгляд скользит обратно вниз «Над безбрежной жатвой хлеба», сливаясь «меж закатом и востоком» в «огненное око».



Урок "Сложное предложение" 5 класс
  • Русский язык и литература
Описание:

 

       Данный урок рассчитан на учащихся 5 класса. К началу изучения заявленной темы, у учащихся уже накопился определенный багаж знаний о сложном предложении. Использование технологии развития критического мышления позволяет изучать новые темы с опорой на лингвистический опыт школьников. Необходимо помнить, что данная тема сложна и сопровождается определенными проблемами, связанными с пунктуацией, поэтому считаю необходимым использовать все дидактические ресурсы. Различные методы позволяют заинтересовать учащихся и достигнуть высоких результатов по орфографии  и пунктуации.

 

Автор Энверова Сусанна Джафаровна
Дата добавления 11.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1413
Номер материала 56112
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓