Главная / Химия / Урок "Серная кислота" (9 класс)

Урок "Серная кислота" (9 класс)

Тема: Серная кислота.

Цель: Познакомить учащихся с общими и специфическими свойствами серной кислоты, её народнохозяйственным значением.

Задачи:

  1. Образовательная. Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть ее физические и химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и с точки зрения окислительно-восстановительных процессов. Познакомить с особыми свойствами серной кислоты.

  2. Развивающая. Развить умения сравнивать, обобщать; способствовать развитию памяти, устойчивого внимания.

  3. Воспитательная. Воспитать чувства ответственности в работе, взаимопомощи, взаимопонимания.

Метод и методич. приемы

эвристический, частично – поисковый.

Оборудование: ПСХЭ Д.И.Менделеева, презентация, дидактический материал

«Считай несчастным тот день или тот час,

в который ты не усвоил ничего нового

и ничего не прибавил к своему образованию»

Я. А. Коменский


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Психологический настрой. Объявление темы и цели урока.

2. Вызов.

Двое учащихся на местах с карточками.

Двое учащихся у доски с заданием.

1) H2S SO2 SO3 K2SO4 BaSO4

2) SO2K2SO3SO2SO3H2SO4

Устный взаимоопрос. (карусель)

  1. Где диоксид серы встречается в природе?

  2. Расскажите о физических свойствах оксида серы (IV) и оксида серы (VI).

  3. Где применяются оксиды серы?

  4. Какое физиологическое воздействие на организм оказывает оксид серы (IV)?

Тест

1. Строение атома серы:

hello_html_m49320878.jpg

2. Для атома серы наиболее характерны степени окисления:

а) –2, 0, +4, +6; б) –2, +4, +5, +6;

в) –2, +1, +3, +6; г) –2, +2, +4.

3. Какой модификации серы не существует:

а) ромбической; б) тетраэдрической;

в) моноклинной;  г) пластической?

4. Сера не растворяется в:

а) ацетоне;  б) воде;

в) сероуглероде;  г) толуоле.

5. При комнатной температуре без первоначального нагревания сера реагирует с:

а) железом;  б) цинком;

в) алюминием;  г) ртутью.

6. В каком виде сера практически не встречается в природе:

а) самородная;  б) сульфидная; 

в) сульфатная;  г) сульфитная?

Самопроверка

«5» -6б; «4» -5б: «3» - 3-4б.

Взаимооценивание

Ответы. 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4 – б; 5 – г; 6 – г.


Загадка для перехода к новой теме.

Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие … (Ответ: Кислоты)


Учитель. О какой кислоте пойдет сегодня на уроке речь мы узнаем, определив её основополагающий элемент по адресу VIA группа, 3 период. (сера)

Первое упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков. Серную кислоту называли

a) Купоросным маслом

b) Серным маслом

А. Либавий в 1595году установил тождественность обоих веществ и назвал их серной кислотой

hello_html_m27bd2c4c.jpg

Какие цели мы будем преследовать на уроке?

3. Осмысление.

Объясните строение молекулы серной кислоты.

Работа в группах

Группа «Физики»

Цель: изучить физические свойства серной кислоты.

Группа «Химики - 1»

Цель: изучить химические свойства разбавленной серной кислоты.

Группа «Химики - 2»

Цель: изучить химические свойства концентрированной серной кислоты.

Группа «Практики»

Цель: рассмотреть области применение в промышленности и значение серной кислоты.


Химики 1. Запишем уравнения диссоциации H24

H24H+ + Н SО4-

HSО4-H+ +SО42 -

H242- → 2Н + + SО42-

Видеоопыт.

а) действие индикаторов на кислоту. (раствор индикатора изменяет окраску индикатора -кислая среда, что подтверждает наличие в растворе ионов H+

Дети по очереди пишут реакции у доски.

б) взаимодействия H24 с металлами, стоящими в ряду активности до водорода Zn + H24 Zn SО4 + Н2

Определите идёт ли изменение степени окисления.

в) Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами.

СuО + H24 = Cu4 + Н2О ZnO + H24 = ZnSО4 + Н2О

г) Взаимодействие с основаниями.

H24 + 2NaOH = Na24 + 2Н2О (полная нейтрализация ).

H24 + NaOH = NaНSО4 + Н2О ( при недостатки щёлочи )

? к какому типу относится данная реакция, запишите полное и сокращённое уравнение.

д) Взаимодействие с солями.

hello_html_7c88edf6.gifCO2

Nа2СОЗ + H2SО4 = Na2SО4 + Н2СO3

hello_html_m66077175.gifH2O

Составьте полные и сокращенные уравнения Качественная реакция на серную кислоту.

H24 + BaCl2 = BaSО4 + 2HCI

Химики 2.Специфические свойства серной кислоты.

видеопыт

1. Энергично взаимодействует с водой, образуя гидраты.

H24 + n Н2О = H24 • n Н2О+ Q

2 Сильный окислитель при нагревании взаимодействует со всеми металлами ( исключение золото, платина.)

СиО + 2H2SО4 = Си2+ SО4 + SО2 +2Н2О


На холоде серная кислота не взаимодействует с железом, поэтому её можно перевозить в железных цистернах

3.Взаимодействует с неметаллами - окисляет их до оксида.

СО + 2H2S+6 О4 = С+4О2 + 2S+4О2 + 2Н2О

Вывод Серная кислота - сильная кислота Общие свойства определяются ионами водорода, особые наличием сульфат ионов.

Практики. постер (прочитать стр. 44 рис. 12)

Закрепление

  • медь, хлорид бария, карбонат кальция, оксид магния, оксид углерода, цинк.

Напишите уравнения реакций с веществами, которыми будет реагировать серная кислота.

Задача № 3. В реакции алюминия с серной кислотой образовалось 3,42 г сульфата алюминия. Определите массу и количество алюминия, вступившего в реакцию.


hello_html_501eb3f.jpg


ΙV Домашнее задание: §12 №6 стр.45 Создать памятку по ТБ с серной кислотой, создать тест по теме 5 вопросов – 3 ответа.

V Итог урока.

H24



NaOH

Сu(ОН)2

СО2

SОз

Н2SiОз

NaCI

СаСОз

Н2СОз

НС!

Н2О

MgSО4

ОЗ

2СОЗ

AgCI

Рефлексия «Улыбка»

hello_html_m30ac9e54.jpg



Найти:


  • Вещество, называемое «купоросное масло»

  • Формула поваренной соли

  • Аллотропные видоизменение кислорода

  • Кислота, содержащаяся в газированной воде

  • Оксид соответствует кислоте для заправки аккумуляторов

«Дерево успеха»



hello_html_74bf3574.png

hello_html_2d16e37e.png



Меня это не тронуло

hello_html_m36eee6c.png



Урок был в определенной степени интересен для меня

hello_html_m352051c6.png



Было актуально, интересно, полезно


2

Урок "Серная кислота" (9 класс)
  • Химия
Описание:

Урок "Серная килота" изучается в 9 классе. Цель урока: изучить состав и свойства серной килоты. Для актуализации знаний проводится тестирование по предыдущей теме, для быстрой проверки домашнего задания. На этом этапе урока происходит взаимопроверка и взаимооценивание. Особенностью урока является изучение нового  материала в группах. При работе в группах у учащихся проявляются лидерские качества, разивается диалоговая речь Работа с информацией позволяет развивать критического мышления детей. Подведение рефлексии дает обратную связь.

Автор Фасхиева Зульфира Анисовна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Химия
Подраздел Конспекты
Просмотров 1873
Номер материала 2677
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓