Тема: Серная
кислота.
Цель:
Познакомить учащихся с общими и специфическими свойствами серной
кислоты, её народнохозяйственным значением.
Задачи:
1.
Образовательная.
Повторить строение молекулы серной кислоты, рассмотреть ее физические и
химические свойства в свете теории электролитической диссоциации и с точки
зрения окислительно-восстановительных процессов. Познакомить с особыми
свойствами серной кислоты.
2.
Развивающая.
Развить умения сравнивать, обобщать; способствовать развитию памяти,
устойчивого внимания.
3.
Воспитательная.
Воспитать чувства ответственности в работе, взаимопомощи, взаимопонимания.
Метод и методич.
приемы
эвристический,
частично – поисковый.
Оборудование:
ПСХЭ Д.И.Менделеева, презентация, дидактический материал
«Считай несчастным тот день или тот час,
в который ты не усвоил ничего нового
и ничего не прибавил к своему образованию»
Я. А.
Коменский
Ход
урока.
1.
Организационный
момент.
Психологический
настрой. Объявление темы и цели урока.
2.
Вызов.
Двое учащихся на
местах с карточками.
Двое учащихся у
доски с заданием.
1) H2S à SO2 àSO3 àK2SO4 àBaSO4
2) SO2
àK2SO3 àSO2 àSO3àH2SO4
Устный взаимоопрос. (карусель)
1)
Где диоксид серы
встречается в природе?
2)
Расскажите о физических
свойствах оксида серы (IV) и оксида серы (VI).
3)
Где применяются оксиды
серы?
4)
Какое физиологическое
воздействие на организм оказывает оксид серы (IV)?
Тест
1. Строение атома серы:
2. Для атома серы наиболее
характерны степени окисления:
а) –2, 0, +4, +6; б) –2, +4, +5, +6;
в) –2, +1, +3, +6; г) –2, +2, +4.
3. Какой модификации серы не
существует:
а) ромбической; б) тетраэдрической;
в) моноклинной; г) пластической?
4. Сера не растворяется в:
а) ацетоне; б) воде;
в) сероуглероде; г) толуоле.
5. При комнатной температуре без
первоначального нагревания сера реагирует с:
а) железом; б) цинком;
в) алюминием; г) ртутью.
6. В каком виде сера практически не
встречается в природе:
а) самородная; б) сульфидная;
в) сульфатная; г) сульфитная?
Самопроверка
«5» -6б; «4» -5б: «3» - 3-4б.
Взаимооценивание
Ответы. 1 – в; 2 – а; 3 – б; 4
– б; 5 – г; 6 – г.
|
Загадка
для перехода к новой теме.
Лакмус будет в них краснеть,
Растворяться — цинк и медь.
А мелок в них, посмотри,
Вмиг пускает пузыри!
И опасны для работы
Эти жгучие … (Ответ: Кислоты)
Учитель. О какой
кислоте пойдет сегодня на уроке речь мы узнаем, определив её основополагающий
элемент по адресу VIA группа, 3
период. (сера)
Первое
упоминание об этом веществе встречается у арабских и европейских алхимиков.
Серную кислоту называли
a) Купоросным маслом
b)
Серным маслом
А. Либавий в 1595году установил тождественность обоих веществ и
назвал их серной кислотой
Какие
цели мы будем преследовать на уроке?
3. Осмысление.
Объясните строение молекулы
серной кислоты.
Работа в группах
Группа «Физики»
Цель: изучить физические свойства серной кислоты.
Группа «Химики - 1»
Цель: изучить химические свойства разбавленной серной
кислоты.
Группа «Химики - 2»
Цель: изучить химические свойства концентрированной серной
кислоты.
Группа «Практики»
Цель: рассмотреть области применение в промышленности и значение серной
кислоты.
Химики 1. Запишем
уравнения диссоциации H2SО4
H2SО4
→ H+
+ Н SО4-
HSО4-
→ H+ +SО4
2 -
H2SО42-
→ 2Н + + SО4 2-
Видеоопыт.
а) действие индикаторов на
кислоту. (раствор индикатора изменяет окраску индикатора -кислая среда, что
подтверждает наличие в растворе ионов H+
Дети по очереди пишут
реакции у доски.
б) взаимодействия H2SО4
с металлами, стоящими в ряду активности до водорода Zn + H2SО4
à Zn SО4 + Н2
Определите идёт ли изменение
степени окисления.
в) Взаимодействие с основными
и амфотерными оксидами.
СuО + H2SО4 = CuSО4
+ Н2О ZnO + H2SО4 = ZnSО4 + Н2О
г) Взаимодействие с
основаниями.
H2SО4
+ 2NaOH = Na2SО4 + 2Н2О (полная нейтрализация
).
H2SО4
+ NaOH = NaНSО4 + Н2О ( при недостатки щёлочи )
? к какому типу относится
данная реакция, запишите полное и сокращённое уравнение.
д) Взаимодействие с
солями.
CO2
Nа2СОЗ + H2SО4
= Na2SО4 + Н2СO3
H2O
Составьте полные и
сокращенные
уравнения Качественная
реакция на серную кислоту.
H2SО4 +
BaCl2 = BaSО4 + 2HCI
Химики 2.Специфические свойства серной кислоты.
видеопыт
1. Энергично взаимодействует
с водой, образуя гидраты.
H2SО4 +
n Н2О = H2SО4 • n Н2О+ Q
2 Сильный окислитель при
нагревании взаимодействует со всеми металлами ( исключение золото, платина.)
СиО
+ 2H2SО4
= Си2+ SО4 + SО2 +2Н2О
На холоде серная кислота не
взаимодействует с железом, поэтому её можно перевозить в железных цистернах
3.Взаимодействует с
неметаллами - окисляет их до оксида.
СО + 2H2S+6
О4 = С+4О2 + 2S+4О2 + 2Н2О
Вывод Серная кислота -
сильная кислота Общие свойства определяются ионами водорода, особые наличием
сульфат ионов.
Практики. постер (прочитать стр. 44 рис. 12)
Закрепление
·
медь, хлорид бария,
карбонат кальция, оксид магния, оксид углерода, цинк.
Напишите уравнения реакций с
веществами, которыми будет реагировать серная кислота.
Задача № 3. В реакции алюминия с
серной кислотой образовалось 3,42 г сульфата алюминия. Определите массу и
количество алюминия, вступившего в реакцию.
ΙV Домашнее задание: §12 №6 стр.45 Создать памятку по ТБ с
серной кислотой, создать тест по теме 5 вопросов – 3 ответа.
V Итог урока.
H2SО4
|
NaOH
|
Сu(ОН)2
|
СО2
|
SОз
|
Н2SiОз
|
NaCI
|
СаСОз
|
Н2СОз
|
НС!
|
Н2О
|
MgSО4
|
ОЗ
|
Nа2СОЗ
|
AgCI
|
Рефлексия
«Улыбка»
Найти:
Ø
Вещество, называемое
«купоросное масло»
Ø
Формула поваренной соли
Ø
Аллотропные видоизменение
кислорода
Ø
Кислота, содержащаяся в
газированной воде
Ø
Оксид соответствует
кислоте для заправки аккумуляторов
«Дерево успеха»
|
|
Меня это не тронуло
|
|
Урок был в определенной
степени интересен для меня
|
|
Было актуально, интересно,
полезно
|
2
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.