Главная / Начальные классы / урок самопознания "В гармонии с природой" 3 класс

урок самопознания "В гармонии с природой" 3 класс

Школа: КГУ СОШ № 46 Дата ____________ № 27

Ценность: любовь.

Качества: любовь к природе, защищать ее, помогать всему живому на Земле.

ТЕМА: В гармонии с природой.

Цель: расширение представлений о единстве человека и природы.

Задачи:

  • показать примеры как бережного, так и безответственного 
    отношения к природе;

  • развивать навыки бережного отношения человека к природе; 

  • воспитывать любовь к многообразию окружающего нас мира. 

Ресурсы: фонограмма песни на слова Ю. Энтина, муз. Е. Крылатова 
«Лесной олень», ватманы для составления кластеров, маркеры, картинки с животным и растительным миром.

Ход урока:

1. Организационный момент. Позитивный настрой.

Мысленная прогулка в лесу.

Сядьте, держа спину прямо. Закройте глаза и дышите глубоко. С каждым вздохом старайтесь все больше расслабиться и стать спокойными. Представьте, как вы идете к двери класса, открываете дверь, проходите по коридору и выходите на улицу. Вдыхаете свежий воздух, ощущаете дуновение ветра на волосах и лучи солнца, мягко греющие лицо. Начинайте идти в сторону леса. Будьте осторожны, когда идете, не наступайте на насекомых. Остановитесь на минуту и оглянитесь вокруг. Ощутите красоту и свежесть природы. Подойдите к какому-нибудь цветку, наклонитесь и посмотрите на него внимательно, какой он хрупкий и тоненький. Понюхайте его и вдохните его аромат. Идите дальше, замечая все, что есть вокруг. Цвета, запахи цветов и деревьев, песни птиц и негромкое жужжание насекомых. Углубляясь в лес, смотрите, как деревья становятся выше и больше. Полюбуйтесь игрой света и тени, послушайте шелест листьев. В лесу мы чувствуем себя счастливыми и в безопасности.

Нам легко и спокойно, мы ощущаем счастье. Как удивительна природа, и мы понимаем, как должны любить и уважать ее, заботясь о том, чтобы не причинять зла ни одному живому существу. А сейчас приготовьтесь идти обратно в школу. Поднимитесь и посмотрите вокруг еще раз. Медленно идите назад по той же тропинке, не наступая по пути на насекомых. И вот мы дошли до дверей школы. Оглянитесь вокруг еще раз, глубоко вдохните свежий воздух, откройте дверь и вернитесь на свое место. Сохраните в себе это чувство тишины, покоя и удовлетворенности. Откройте глаза и улыбнитесь!

- Ребята, что мы называем природой?

- Какие картины вы видели, когда слушали музыку?

Давайте будем к тому стремиться, 
Чтоб нас любили и зверь, и птицы, 
И доверяли повсюду нам, 
Как самым верным своим друзьям! (И. Мазнин) 

2. Проверка домашнего задания.

Вы должны были дома нарисовать радугу и написать, что в природе соответствует каждому цвету радуги.

- Какие предметы вы написали к каждому цвету?

- Какой можно сделать вывод?

Вывод: многоцветный мир природы – ее богатство. Красочность окружающего мира радует человека, помогает ему увидеть яркую красоту окружающего.

3. Цитата нашего урока:

Если чудеса и существуют, то только потому, что мы недостаточно знаем природу, а вовсе не потому, что это ей свойственно.

Мишель Монтень

- Ребята, а всегда ли человек наблюдает за природой? Почему?

- Можно ли сказать, что сегодня человек живёт в гармонии с природой? 
- А можно ли восстановить гармоничные отношения человека с природой? 
- Что может произойти с природой, если человек будет продолжать свои губительные действия?

4. Рассказывание истории.

Волшебная рябинка - философская сказка. 

Повстречались как-то на лесной дорожке дедушка лесник с внучкой и художник. Лесник лес свой осматривал. Внучка с ним ходила: с деревьями знакомилась и лесным воздухом дышала. А художник лесную красу хотел людям показать.

Разговорились они. - Радостно мне сегодня, - сказал лесник.- Неподалеку отсюда деревце я встретил. Ох и доброе это деревце. Каждый год оно пир устраивает для всех в лесу. Соек, снегирей, дроздов да синиц - всех птиц и не перечислишь, - всю зиму деревце кормит. Некоторые птицы из-за его ягод даже остаются зимовать в лесу. Да и звери мимо не проходят. Не только белки, бурундуки, куницы да соболи дарами его угощаются, а даже волки и лисы. Им ведь тоже витамины нужны. У деревца этого - не листья с ягодками, а витаминные клады. Лось с медведем, бывает, так и лакомятся: на первое - ягодки, на второе - листочки с веточками. По щедрости своей это удивительное дерево. Ягоды у него волшебные: не гниют, не сохнут, не мерзнут, наоборот, от мороза только слаще делаются. 
- Дедушка, - спросила девочка, - это ты про то деревце говоришь, с которым я сегодня играла? Оно очень веселое. Деревце мне листочками перистыми махало, а я танцевала. А потом оно мне подарило красные ягодки для бус. Я их маме в подарок увезу.

- Я сегодня тоже чудо-дерево встретил, - обрадовано сказал художник. - У меня от его красы до сих пор душа поет. Тоненькое, кудрявое, ажурное, все в красном убранстве. Я, пока его рисовал, вспоминал, как на Руси это деревце в старину почитали. Оно счастье в дом приносило. Играли в деревне свадьбу, а в обувь жениха и невесты его листочки клали и ягодки в их карманы прятали. Верили, что защитит это деревце от бед. Всякий возле дома старался это деревце посадить. Оно как сторож верный: плохого в дом не пустит.

- Всех нас сегодня лес порадовал самым чудесным своим подарком,- заключил дедушка. - Но пора нам домой. Вас, художник, мы в гости приглашаем, чайку попить.

Дома всех встретила бабушка с доброй улыбкой и сразу принялась хлопотать: - Садитесь за стол, милые мои, сейчас я вас чаем напою с волшебными лесными дарами. Вареньем да мармеладом вкусным вас сегодня рябинка угощает.

- А мне сегодня рябинка подарила свою красоту, - сказал художник, - и достал новую картину.

- А меня сегодня рябинка успокоила своей щедростью, - вставил дедушка. - Ее урожай поможет птицам и зверям зиму пережить. 
- А меня сегодня рябинка развеселила, - сказала девочка и достала бусы, сделанные из рябиновых ягодок. Потом вдруг что-то вспомнила и встревожено спросила: - Бабушка, но как, же мы вареньем рябиновым будем угощаться? Ягодки у рябинки такие красивые, но когда я их попробовала, у меня от горечи язык заболел.

- Внученька, вспомни, как я тебя от малокровия рябиновым вареньем спасала, когда ты к нам зимой приехала, худая да бледная. Разве не вкусное оно было? 

- Нет, бабушка, то варенье было очень вкусное, - ответила девочка, - но у рябинки, с которой я сегодня играла, ягодки горькие.

- Это потому, что рябина еще с морозцем не повстречалась, - объяснил дедушка. - Рябинка дерево не только щедрое, но и мудрое. Как всякая мудрая хозяйка, бережет свои припасы до поры до времени. У всех других растений договор с солнышком. Оно их ягодки румянит, сладости в них прибавляет. Поэтому летом в лесу еды всем хватает. У рябины договор с морозцем. Как ударит морозец, тут лесная хозяюшка дары свои сладкими сделает. Угощайтесь, пожалуйста. Поэтому рябина и мороза не боится. Ей даже пятидесятиградусный мороз не страшен. 

- Я тоже хочу быть такой умной, щедрой и красивой, как рябинка, - сказала девочка.

- Это ты славно придумала, - обрадовался дедушка. - Знаешь, внученька, мы с тобой рябинку возле дома посадим. Она неприхотливая, быстро приживется, лишь бы солнышка хватало. Будет у тебя защитница надежная и подружка верная. 

А. Лопатина

- Ребята, почему рябинку называют волшебной?

- Почему для дедушки рябинка щедрая, добрая?

- Какая рябинка для девочки?

- Какой ее увидел художник?

- Ребята, как вы думаете, почему девочка хочет быть похожей на рябинку?

Вывод: Природа словно сказка, которая удивляет нас своими чудесами. Чтобы сохранить эту сказку, человек должен беречь и понимать природу, не нарушать своей связи с ней.

- Вы знаете, что животные это часть живой природы. Но как порой бывают, жестоки люди по отношению к братьям нашим меньшим.

Бездомный пёс. О. Зеленская 
А для меня вдруг всё остановилось, 
И друг мой рядом тоже замолчал. 
Бежал щенок – из лапы кровь сочилась, 
Растерзанный язык во рту пылал. 
Облезла шерсть, в глазах тоска и горе. 
Как много на себе он испытал! 
Спина вся в ссадинах – наверно, от побоев- 
И рта беззубого беспомощный оскал. 
А люди, люди безразлично отвернулись – 
Кому он нужен, сей бездомный пёс. 
Больной, избитый, грязный и кровавый – 
Неважно, что он в жизни перенёс! 
И бродит пёс холодный и голодный, 
Судьбою отрешённый от всего. 
Найдётся ли хозяин сильный, добрый, 
Что защитит от «человечности» его?

 • Как вы можете охарактеризовать хозяина пса? 
• Что бы вы хотели сказать ему? 

Видеоролик «Счастливая история бездомного пса».

Вывод: Защищая природу, человек защищает себя. Кто в детстве спас птенца, выпавшего из гнезда, не дал разорить муравейник, во взрослой жизни тоже будет защищать всё живое, не позволит рубить ель в парке для празднования Нового года, не нарушит тишину и чистоту заповедных лесов и озёр, не пройдет мимо бездомных псов и кошек.

5. Творческая работа. Работа в группах.

- Представьте себе, что человек живёт в гармонии с природой, как будет выглядеть наша планета? Нарисуйте (пение птиц). Защита рисунков.

6. Домашнее задание.

  Подготовьте творческую работу на тему «Человек и природа». Это может быть сочинение, стихотворение, рисунок, аппликация, фотография.

7. Групповое пение.

«Лесной олень». 
Осенью в дождливый серый день 
Проскакал по городу олень, 
Он летел над гулкой мостовой 
Рыжим лесом, пущенной стрелой.

Припев: Вернись, лесной олень, 
По моему хотенью, 
Умчи меня, олень, 
В свою страну оленью. 
Где сосны рвутся в небо, 
Где быль живёт и небыль, 
Умчи меня туда, лесной олень.

Он бежал, и сильные рога 
Задевали тучи, облака. 
И казалось, будто бы над ним 
Становилось небо голубым.

Припев.

Говорят, чудес на свете нет, 
И дождями смыт оленя след. 
Только знаю, он ко мне придёт, 
Если веришь, сказка оживёт.

Припев.

Со мной лесной олень 
По моему хотенью, 
И мчит меня олень 
В свою страну оленью. 
Где сосны рвутся в небо, 
Где быль живет и небыль, 
Он мчит меня туда, лесной олень.

Источник: 
«Самопознание» – методическое пособие для учителя,«Бебек» - Алматы, 2010.
http://youtube.com/watch?v=53Gzq7ruBQ0 – музыка Шопена

http://portal.etherway.ru/f/images/1588.html# - божьи коровки

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%BE%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%8C,_%D0%9C%D0%B8%D1%88%D0%B5%D0%BB%D1%8C_%D0%B4%D0%B5 – Мишель де Монтень

http://dl32.musload.com/loads/dlhash1/m05/h15/8d4f0f224d1a5f453436fafc1b78895d.mp3 - звуки «Волшебство природы»

http://kissoprri.were.me/get_file/?sid=684&url=http%3A%2F%2Fhqtor.ru%2Fvk_video%2Fdownload%2Fd61161608f59593a2a7dd0760318a32a%2FaHR0cDovL3ZrLmNvbS92aWRlb19leHQucGhwP29pZD0tNTE5NDE4NzYmaWQ9MTY1NTcyOTE5Jmhhc2g9YjFlYzRjYmJlYzcyN2E1Yg%3D%3D.mp4&name=%D0%A2%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BF%D1%81%D0%B0.mp4&type=video – Счастливая история одного бездомного пса»

урок самопознания "В гармонии с природой" 3 класс
  • Начальные классы
Описание:

Целью урока является расширение представлений о единстве человека и природы. Урок начинается с прогулки по лесу.

Давайте будем к тому стремиться, 
Чтоб нас любили и зверь, и птицы, 
И доверяли повсюду нам, 
Как самым верным своим друзьям!  На уроке используются видеоролики о безответственном и бережном отношении к природе. Ребятам сначала читают стихотворение о бездомном псе, а затем показывают ролик о работниках службы, которые заботятся о бездомных собаках. После детям предлагается выполнить творческую работу в группах: на листах изобразить нашу планету в гармонии с природой. Заканчивается урок исполнением песни "Лесной олень".

 


Автор Бабко Ольга Викторовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1149
Номер материала 31385
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓