УРОК
САМОПОЗНАНИЯ № 11в 1 классе.
Учитель:
Урманшинова Батима Кайролловна
Тема:
Мои друзья
Человек без друзей, что дерево без корней.
Народная
пословица
Цель урока: расширять
представление о ценности дружбы.
Задачи:
– раскрывать значение понятий «друг»,
«дружба», «мир»;
– развивать стремление дружить и понимать
друг друга;
– воспитывать доброжелательное,
чуткое отношение к друзьям.
Ресурсы: кусок плотной ткани или мягкий коврик размером 90х150 см;
фломастеры, клей и материалы для оформления декораций, например, алюминиевые
блестки, бисер, ракушки; записи музыкальных
произведений П.Чайковского: цикл «Времена года», танец Щелкунчика из
балета «Щелкунчик».
Круг радости. Учащиеся становятся в круг, поворачиваются попарно лицом друг к другу.
Учитель приветствует учеников и предлагает им пофантазировать.
– Представим себе, что наша комната наполнена солнечным светом. Он
проник в каждый ее уголок, и она стала веселой и приветливой. Вот солнечные
лучи коснулись и нас. Представьте себе, что солнечный свет дарит нам радость,
доброту, любовь. Сейчас вы можете сказать друг другу что-нибудь приятное, например:
«Я рад, что ты учишься со мной в одном классе», «Я желаю тебе прекрасного и
приятного дня», «Я хочу, чтобы у тебя было много хороших друзей».
Круг радости сопровождается спокойной, жизнерадостной музыкой,
например, из произведений П.Чайковского.
Рассказ
учителя. Изложение содержания узбекской
сказки «Упрямые козы».
Жили когда-то в разных селеньях две козы –
одна белая, другая чёрная, и обе они были очень упрямые.
Вот как-то раз отправились эти козы щипать
траву: белая - на своём пастбище, чёрная – на своём.
Вечером, когда солнце стало садиться, козы
наелись досыта и пошли: белая коза – в своё селение, чёрная – в своё. Шли они,
шли и сошлись на узкой доске. А доска была перекинута через глубокий арык.
Не разойтись козам на доске! Или одной,
или другой надо уступить дорогу.
– Эй ты, чёрная! Посторонись, уступи мне
дорогу! – закричала белая коза.
– Вот ещё! Буду я тебе дорогу уступать! –
крикнула чёрная. – Сама мне дорогу уступи!
– Всю ночь простою – не уйду!
– До утра буду стоять, с места не
сдвинусь!
Долго спорили упрямые козы. Потом
застучали копытцами – в драку вступили.
Отошли каждая на три шага, нагнули головы
с острыми рогами да как бросятся одна на другую!
Стукнулись они лбами, сцепились рогами, да
обе и свалились в арык. Выбрались козы из арыка и вернулись домой мокрые,
грязные.
· Как вы
думаете, почему козы поссорились?
· Как можно
было избежать ссоры? (Ответы учащихся).
Учитель предлагает учащимся придумать
продолжение сказки под названием «Как подружились упрямые козы». Можно
разделить класс на группы и попросить разыграть придуманные истории.
Разминка «Раз, два, три…»
Учитель предлагает учащимся выполнить движения в соответствии с текстом
стихотворения.
Раз, два, три, четыре...
Встаньте в круг, друзья,
пошире.
Ножки вместе, ручки вбок,
И попрыгаем, дружок!
А теперь все ручки вверх,
Вот как вырос человек!
Раз, два, три, четыре, пять,
Встали все в кружок опять.
Громко скажем: «Здравствуй, друг,
Приходи в наш общий круг!»
Улыбнемся веселей,
Стали мы еще дружней!
Беседа
·
Как вы думаете, из-за чего возникают ссоры и непонимание?
·
Как вы чувствуете себя после ссоры?
·
Что вы чувствуете, когда помиритесь с другом?
Учитель пишет на доске слова
«друг», «дружба», а учащиеся объясняют значение этих слов, вспоминая пословицы,
стихи, песни о дружбе, которые они знают. (Ответы
учащихся).
Упражнение
«Считалка»
Учитель раздает учащимся карточки и предлагает
разучить «Мирную считалку». Учащиеся построчно читают слова считалки.
На дороге, у развилки,
Повстречались две дразнилки.
Повстречались, подразнились.
Не сдержались – и сцепились!
Прибежали разнималки –
Помешали перепалке.
И к развилке на кобылке
Прискакали две мирилки.
Прекратилась перепалка,
И тогда пришла считалка:
Раз-два-три-четыре-пять –
Хорошо друзей считать!
Творческая
деятельность «Ковер дружбы»
Учитель предлагает учащимся продумать сюжет рисунка или узор и
совместно сделать ковер, который будет называться Ковром дружбы. Учащиеся
украшают ковер бумажными или тканевыми цветами, бахромой, блестками и др. Во
время задания негромко играет музыка. Важно, чтобы каждый ученик самостоятельно
украсил какую-то часть ковра.
Учащиеся вместе с учителем придумывают ритуал примирения на Ковре
дружбы. Если в классе есть ученики, которые находятся в ссоре, их можно помирить.
Ковер дружбы можно использовать и в дальнейшем,
если в классе возникнет какая-либо ссора.
Домашнее задание. Выполните
задания 1, 2 в тетради.
Обобщение. Друзья могут
ссориться и мириться, однако самое главное качество друга – это умение прийти
на помощь, несмотря ни на какие обстоятельства.
Цитата урока. Учитель
обращает внимание учащихся на цитату, написанную на доске: «Человек без друзей, что
дерево без корней».
· Как
вы понимаете эти народные пословицы? (Ответы учащихся).
Споёмте, друзья! Учитель
включает аудиозапись «Песни о дружбе». Учащиеся исполняют песню.
слова
М.Пляцковского, музыка Б.Савельева
Песня
о дружбе
Дружба крепкая
Не сломается,
Не расклеится
От дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит,
Лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий,
Верный друг.
Мы поссоримся,
И помиримся,
«Не разлить водой», –
Шутят все вокруг.
В полдень или в
полночь,
Друг придёт на
помощь,
Вот что значит
настоящий,
Верный друг.
Друг всегда меня
Сможет выручить,
Если что-нибудь
Приключится вдруг.
Нужным быть кому-то
В трудную минуту –
Вот что значит
настоящий,
Верный друг!
Дополнительный материал к уроку
С.
Михалков. Бараны
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный,
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил:
«Ме-е, ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами...
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два
барана.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.