Урок Самопознание 8 класс
Тема: Горизонты
доброты
Цель: Расширить
представления учащихся о понятии «доброта». акцентируя внимание на проявлениях
ее как качества человека в повседневной жизни.
Задачи:
1. Углубление знаний о доброте как
ценности и качестве человека;
2. Развитие способности и умения проявлять доброту и определить се как качество
человека;
3. Воспитание стремления видеть доброе в людях и проявлять доброту по отношению
к ним.
Ресурсы: средства
мультимедиа, презентация, плакаты, цветная бумага.
Ход урока:
1.Круг радости.
Учитель приветствует учеников:
Добрый день! Когда мы произносим эти
слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра, мира и радости. И наше
сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодняшний урок я хочу начать
со стихотворения Сергея Острового
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно. И в радости,
Вовремя есть и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженной солнце достать
И подарить его людям
Я желаю вам солнечного дня, солнечного настроения и добрых людей вокруг.
Просмотр видео с
последующим раскрытием темы урока.
Сообщение темы урока.
Жизнь
человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было
разочарований от прожитого дня, месяца, года. Каждый из нас хочет быть
счастливым.
Народная
мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым
других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам должен
относиться к ним хорошо. Сегодня мы постараемся разобраться с вами в том, какие
же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы стать счастливым и
изменить мир в лучшую сторону.
2.Беседа
1. Как вы считаете, чтобы к нам
хорошо относились, какие качества мы должны в себе воспитать?
(Ответы учащихся:
любить труд, быть честным, помогать старшим, быть сильным, милосердным, добрым,
внимательным …)
-
Качества, которые вы перечислили, украшают любого человека, потому что доброта
творит чудеса.
Доброта
слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Именно
поэтому самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.
2.Как
вы думаете, а с чего вы можете начать свой путь добрых поступков, благородных
решений?
(ответы ребят: помощь родителям, бабушкам и дедушкам, ухаживать за младшими,
сходить в магазин, в аптеку за лекарством, …)
3.Что
же такое доброта? (ответы учащихся)
Доброта
- отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное,
хорошее и полезное, стремление делать добро другим.
3.Задание
Запишите ассоциации, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «добро»
_______________________________________________________________
Ассоциации к слову
«добро».
Д- драгоценный, дорогой
О – обожаемый,
очаровательный
Б – бодрый, богатый
Р – радостный, робкий
О – очаровательный,
общительный
Деление на группы :Драгоценные,
Дорогие, Очаровательные
4.Учебная информация
Источник добра
находится внутри нас. Хорошие мысли любовь в сердце порождают добро.
Доброжелательное отношение к окружению, действия, свободные от предрассудков,
честность и порядочность в поступках не только создают атмосферу добра, но и
увеличивают пространство добрых дел вокруг человека.
5.Творческая
деятельность «Планета доброты»
Звучит мелодия из альбома
П.И.Чайковского «Времена года».
Учитель предлагает детям
представить планету, на которой живут добрые и отзывчивые люди. Работа в
группе. Выразите цветом ваше представление об этой планете. Придумываете
название вашей планеты.
Защита постеров
6.Минутка тишины.
Всегда приятно видеть, как дети
улыбаются друг другу. Сегодня я приглашаю вас совершить путешествие на
прекрасную планету, которая называется «Планета Доброты и Отзывчивости». Если
вам хочется туда попасть , то вы можете закрыть глаза и послушать музыку.
(Звучит музыка. Пауза).
Представьте себе красивую , зеленую
планету .На этом планете живут мальчики и девочки. Мальчики сильные и смелые,
а девочки – нежные и ласковые (пауза). Они очень дружные и веселые ребята. Всем
девочкам и мальчикам хорошо вместе. Они умеют дружить и никогда не ссорятся
(пауза). Всем мальчикам и девочкам радостно и хорошо вместе. Они улыбаются
солнцу и держат друг друга за руки. Они – настоящие друзья, потому что добрые и
отзывчивые (пауза).
Я скажу: «Хорошо быть добрым!
Хорошо быть отзывчивым!», и вы откроете глаза. Вздохните глубоко. Потянитесь
руками вверх. Хорошо. Молодцы
7. Выполнение
тестовых заданий.
Тест
«Добры ли вы?»
1.
У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки
друзьям?
2.
Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах, которые вас мало интересуют.
Дадите ли вы ему это понять?
3.
Если ваш партнер плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы ему
иногда поддаваться, чтобы сделать приятное?
4.
Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?
5.
Любите ли вы злые шуточки?
6.
Вы злопамятны?
7.
Сможете ли вы терпеливо выслушать даже то, что вас совершенно не интересует?
8.
Умеете ли вы на практике применять свои способности?
9.
Бросаете ли вы игру, если начинаете проигрывать?
10.
Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы
оппонента?
11.
Вы охотно выполняете просьбы?
12.
Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?
А
теперь вы можете засчитать себе одно очко за ответ «да» на вопросы 1, 3, 4, 7,
11 и за ответ «нет» на вопросы 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Вы
набрали больше 8 очков.
Вы
любезны, нравитесь окружающим, умеете общаться с людьми. У вас, наверное, много
друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со
всеми — всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.
Вы
набрали от 4 до 8 очков.
Ну что
же, ваша доброта — вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы
можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не
нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровными со
всеми, чтобы люди не обижались.
Вы
набрали меньше 4 очков.
Общение
с вами, надо признаться, порой бывает просто мукой даже для самых близких вам
людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей. Ведь дружба
требует доброго отношения.
8.Задание.Построение Синквейна.
Правила составления синквейна:
1. В
первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
2. Вторая
строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
3. Третья
строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)
4. Четвертая
строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
Ответ
1.Доброта
2.Понимающий душевный
3.Дарит облагораживает поддерживает
4.Доброта спасёт мир
9.Вывод:
Основное
назначение человека - творить добро. Может быть, именно поэтому еще в старой
азбуке, когда буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами З –
"Земля", М – "Мыслите", Л – "Люди", буква Д
обозначалась словом "Добро". Азбука как бы призывала:
- Люди Земли, Мыслите и творите Добро!
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему.
Путь к доброте - нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и
падения, спуски и подъемы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему
добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих
совершенных поступках.
10.Круг «От сердца к сердцу» Слайд
•
Добрые слова - корни
• Добрые мысли - цветы
• Добрые дела - плоды
• Добрые сердца - сады.
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его
солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
А
я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные
мысли, за творческое отношение к работе.
Исполнение песни «Иди дорогою добра»
Ассоциации
к слову «добро».
Д-
О -
Б -
Р -
О –
_________________________________________________
Ассоциации
к слову «добро».
Д-
О -
Б -
Р -
О -
_________________________________________________________________________________________
Ассоциации
к слову «добро».
Д-
О -
Б -
Р -
О -
Составления синквейна:
1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3. _______________________________________________________
4.________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Составления синквейна:
1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3.
_______________________________________________________
4.________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Составления синквейна:
1. _______________________________________________________
2. _______________________________________________________
3.
_______________________________________________________
4.________________________________________________________
Енбекская
средняя школа
Открытый
урок
Тема : Горизонты
доброты
8 класс
Учитель Самопознания
Бастаубаева А.К
Вывод: Доброта, мудрость, милосердие,
справедливость, трудолюбие, человечность, отзывчивость, душевность создают
основу человеческого счастья.
Не прячьте доброты своей, (Слайд 8)
Откройте сердце всем наружу.
Тем, что имеете, щедрей
Делитесь, распахните душу.
Дарите только теплоту:
Ребенку, женщине и другу,
И отодвиньте пустоту.
Жизнь все вернет сполна по кругу.
К вам возвратятся свет, любовь,
Мечта и счастье к вам вернется.
И нежной лаской вновь и вновь
В вас чья-то радость отзовется.
Творческая работа (Слайд 14)
Учитель: А теперь немного помечтаем В своих мечтах, мы
часто представляем, в каком доме я хотел бы жить. Я предлагаю вам поучаствовать
в строительстве этого домика. (Предлагаем учащимся нарисовать: блок фундамента,
4 кирпичика, крышу, трубу и окошко. Дети рисуют из кирпичиков дом, при этом на
каждый кирпич, они закладывают те качества, которые хотели бы видеть в своем
доме, это: теплота, милосердие, покой, доброжелательность, отзывчивость,
спокойствие, понимание, любовь, красота, уют, здоровье, мудрость,
справделивость, трудолюбие.Каждый ребенок выбирает то, что считает наиболее
важным качеством, необходимым для крепкого дома.)
- Строительство любого дома начинается с фундамента, его основания. Чем крепче
фундамент, тем крепче наш дом. (При этом учащиеся проговаривают какие качества
они ставят на фундамент, что же лежит в основе хорошего дома). Постепенно
складывая по кирпичику воздвигаем стены, затем ставим крышу. (Для окошка
ребятам предложено 4 цвета: зеленый, желтый, синий, красный. Каждый ребенок
выбирает для себя свой цвет). Закрепив окно дома, каждый из вас определил, что
пройдет в наш дом через открытые ставни:
• зеленый цвет – принесет в дом настойчивость
• красный цвет – принесет в дом лидерство
• синий цвет – принесет в дом спокойствие
• желтый цвет – принесет в дом тепло
- У вас получился очень красивый дом, я вижу он очень светлый и теплый. Я хочу,
чтобы лучи солнца, проникающие в ваш дом принесли вам: (прикрепляются на лучах)
любовь, красоту, здоровье, доброту, милосердие, отзывчивость. Учитесь дарить
частички своего сердца и тогда вы станете добрыми волшебниками.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.