Главная / Классному руководителю / Урок самопознания «МОЙ КОЛЛЕКТИВ» 4 класс

Урок самопознания «МОЙ КОЛЛЕКТИВ» 4 класс

Урок самопознания «МОЙ КОЛЛЕКТИВ» 4 класс

Один за всех, и все за одного!

Александр Дюма, французский писатель


Цель урока: углублять представления учащихся о взаимоотно­шениях в большом коллективе. Задачи:

-раскрывать значение понятий «школьный коллектив», «классный коллектив», «совместная творческая деятельность»;

- развивать умение ценить настоящую дружбу, взаимопонимание и взаимоуважение в отношениях между одноклассниками;

- воспитывать внимательное, заботливое отношение к своим одноклассникам.


Круг радости

Учитель и дети становятся в круг. Учитель предлагает всем мальчикам и девочкам поздороваться друг с другом способом, принятым в различных странах мира. При этом учитель называет страну и форму приветствия. Дети выполняют действия, названные учителем:

  • в Казахстане принято пожимать друг другу руки;

  • в Италии – горячо обниматься.

  • в Бразилии – хлопать друг друга по плечу;

  • в Зимбабве – трутся спинами;

  • в Македонии – здороваются локтями;

  • в Никарагуа – приветствуют друг друга плечами;

  • у австралийских аборигенов принято тройное приветствие: хлопнуть в ладони, подпрыгнуть, толкнуть бедром и т.д.


Эпиграф нашего урока: Один за всех, и все за одного! Александр Дюма, французский писатель

-Как вы понимаете эту цитату, ставшую пословицей?

-Сегодня мы продолжим разговор, после которого каждый из нас запомнит что-то новое и нужное для себя. А поговорим мы сегодня о коллективе нашего класса.


Беседа

-Как вы считаете, что такое коллектив? Очень сложное слово (ответы детей).

Итак, коллектив – это группа людей с общими интересами.


Люди в обычной жизни, в учебе, на работе бывают вместе с другими людьми, т.е. в коллективе. Семья - коллектив близких, родных людей. В школе складывается коллектив класса, коллектив школы. Ваши родители работают в рабочих коллективах. Коллектив может сложиться на короткое время, например, на время игры. Такой коллектив непрочный, временный.

- А как вы думаете, что служит основой прочного коллектива?

Люди стремятся в коллектив для общения. Но достаточно ли для образования коллектива только общения?

Попробуйте разобрать такую ситуацию. Встретились в гостях 10 человек и стали обсуждать разные вопросы. Был коллектив. Праздник закончился, все разошлись, и нет коллектива.


Как видите, общение – условие создания коллектива, но его недостаточно, чтобы коллектив был прочным.

Долговременные, прочные коллективы создаются там, где есть общее дело. Какие общие дела есть в нашем классе?


Игра «Дружный класс» Учитель называет дела, которые можно сделать вместе и дружно. Если учащиеся согласны, они хлопают в ладоши.

- Наш класс может:

Создать классную библиотеку.

Принять участие в спортивных соревнованиях .

Помочь благоустроить школьный двор.

Выехать на природу.

Сочинить стихотворение.

Пойти в больницу к заболевшему товарищу.

Отвечать у доски.

Спеть веселую песню.

Всем классом сходить в кино.


Но не всякое общее дело может сплотить людей в хороший коллектив. Если люди работают, учатся в одном помещении, но каждый делает только свое дело и не думает о других, прочного коллектива нет. Важно, чтобы люди помогали друг другу, заботились друг о друге, т.е. важно сотрудничество между людьми.

Упражнение «Единство»

Попробуйте одним пальцем поднять карандаш (книгу, ручку) над партой.

Дети пробуют.

А теперь то- же самое сделайте, используя все пальцы руки.

Расскажите, в каком случае вам удалось выполнить это задание?

Ответы детей.


Конечно же, карандаш (книгу, ручку) легче и удобнее было поднять всеми пальцами. Так происходит и в семье, в коллективе. Если за дело взялись все, то оно обязательно будет успешным.


Одним из основных условий прочного коллектива является дружба между теми, кто живет, учится или работает вместе, рядом. А что значит дружба? При каких условиях она бывает крепкой?

Дружбы не бывает без взаимного уважения, доверия, взаимопомощи.


Игра

Учитель обращается к классу с утверждениями, а те, к кому это относится, поднимаются с места.

- Встаньте те, кто:

- занимается спортом;

- играет в куклы;

- любит играть в хоккей;

- является футбольным болельщиком;

- любит аэробику;

- готовится в будущем к службе в армии;

- собирается в будущем выйти замуж;

- сам стирает свои вещи;

- после окончания школы продолжит образование в высшем учебном заведении;

- умывается по утрам;

- любит животных;

- ходит в магазин за продуктами;

- умеет вязать ;

- любит читать;


- Есть занятия, которые выполняют и мальчики, и девочки, но есть такие, которые характерны только для мальчиков или только для девочек.

Побеседуем

А знаете, ребята, что некоторые мальчики стесняются своей дружбы с девочками. Они никак не могут понять, что помогая девочкам, защищая их, они становятся рыцарями. И девочки при этом начинают чувствовать себя настоящими принцессами.


Чтение

Учитель читает стихотворение Сергея Михалкова.(стр. 58)

Мальчик с девочкой дружил

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил.

Как товарищ, как знакомый,

Как приятель, он не раз

Провожал ее до дому,

До калитки в поздний час.


Очень часто с нею вместе Он ходил на стадион.

И о ней как о невесте

Никогда не думал он.


Но родители-мещане

Говорили так про них:

«Поглядите! К нашей Тане Стал захаживать жених!»


Отворяют дверь соседи, Улыбаются: «Привет! Если ты за Таней, Федя, То невесты дома нет».


Стоит вместе появиться, За спиной уже: «Хи-хи! Иванов решил жениться, Записался в женихи!»


Мальчик с девочкой дружил, Мальчик дружбой дорожил. И не думал он влюбляться,

И не знал он до сих пор, Что он будет называться Глупым словом: «Ухажер!»


Чистой, честной и открытой Дружба мальчика была. А теперь она забыта! Что с ней стало? Умерла!


Умерла от плоских шуток, Злых насмешек, шепотков, От мещанских прибауток Дураков и пошляков.


* Вам понравились отношения мальчика и девочки?

Как вы думаете, какие отношения складывались между маль­чиком и девочкой?

Что чувствовали мальчик и девочка, слыша насмешки за спиной?

Как бы вы повели себя в подобной ситуации?

Возможна ли настоящая дружба между мальчиком и девочкой?

Есть ли у вас друзья противоположного пола? Как складываются ваши отношения?

(Ответы учащихся)

- Дружба мальчика и девочки может быть по-настоящему красива, если основана на взаимоуважении.


Работа в тетрадях

Теперь вы знаете, что является главным для создания коллектива: общение, общее дело, сотрудничество, дружба. Дополните предложения:

Я не люблю, когда мои одноклассники….

Было бы здорово, если бы ребята в нашем классе…


hello_html_m27d26f91.pnghello_html_1ca9e320.png




Разминка

- Встаньте друг против друга. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха... Вытяните руки вперед. А теперь представьте себе, что в ваших

руках находится огромнейший букет чудесных цветов. Это могут быть Розы, ромашки, астры, пионы или полевые цветы. Вы чувствуете их

аромат. Подарите букет своему однокласснику (однокласснице), а

вместе с цветами - ласковые и нежные пожелания. Пусть очарование этого момента надолго останется с вами.


Наедине с собой

- Закройте глаза и представьте себя наедине... со всеми. Вы в кругу одноклассников. Все улыбаются друг другу. Вам интересно вместе, потому что у вас общая цель, общие интересы, общие заботы. Вы вместе учитесь, узнаете новое, ранее неизвестное... Вы разные и поэтому не все делаете с одинаковым успехом. Однако вы всегда мо­жете в чем-то помочь, а в чем-то рассчитывать на помощь товарища. Запомните это чувство дружбы и единения...


Обобщение

- Учитесь понимать своих одноклассников, старайтесь быть доброжелательными к ним, уважайте тех, кто рядом. Помните, дружба в классе крепка доверием и взаимопониманием.


Творческая деятельность

- Самые обычные дни в классе и в школе можно сделать запо­минающимися. Главное - взяться за это дружно, продумать, чтобы всем было интересно. Работа в группах. Что поможет сплотить наш коллектив.

Каждая группа получает задание: день недели и его название. Придумать как можно больше различных интересных дел, заданий.


Понедельник. День Улыбок

Чтобы понедельник не был «трудным» днем, каждый ученик начинает этот день дома и в классе с.. .улыбки, шутит, рассказывает веселые истории.


Вторник. ДеньСюрпризов

В этот день все друзья по классу, школе готовят друг другу небольшой сюрприз. Например, мож­но сделать открытку или сувенир своими руками, сообщить хорошую новость или угостить друзей своим фирменным печеньем


Среда. День Добрых Дел

В этот день можно придумать и выполнить хоро­шее, доброе, полезное дело: посадить дерево, помо­чь библиотекарю, написать заметку в стенгазету, подготовить концерт для малышей.


Четверг. Чистый четверг

Название дня недели говорит само за себя. В этот день желательно провести уборку в классе, в доме. Все ученики класса вместе под звуки веселой музыки наводят порядок на своих рабочих мес­тах, поливают цветы, вытирают пыль в поме­щении.


Пятница. День интел­лектуального общения

В этот день можно вместе почитать интересную книгу, провести интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?» или «Поле чудес». Мож­но провести дискуссию на интересующую всех тему.


Суббота. День веселых затей

В этот день можно объявить «Праздник в коро­левской семье», когда все обращаются друг к другу на «вы»: «Ваше Величество», «Ваше высо­чество».





Воскресенье. День здоровья

В этот день можно всем классом отправиться в поход или просто совершить прогулку на при­роду, где желательно поиграть, попрыгать, по­соревноваться в ловкости.


Игра «Дружный дом»

Не секрет, что каждый человек мечтает о дружном и счастливом доме. Предлагаю игру «Дружный дом».

Учитель делит детей на 4-5 групп (равные по количеству учащихся). Мелом на полу рисуются круги (дома). По сигналу учителя (начало мелодии, звук бубна, удар молоточком по столу и т.д.) все «жители дома» должны уместиться в своем круге-домике. Побеждает тот «дом», все члены которого поместятся в круге и сделают это быстрее других. Перед началом игры члены «дома» должны посовещаться, как лучше разместиться в круге.

Расскажите, какие качества потребовались вам для участия в этой игре?

А какие чувства возникали у вас, когда вы находились в «дружном доме»?


Домашнее задание

1. Творческая работа “Мой портрет в лучах солнца”.

Нарисуйте солнышку настроение.

Напишите на лучиках только положительные качества своего характера, которые помогают сделать коллектив вашего класса уютным и комфортным, ведь от этого зависит психологическое здоровье каждого из вас. Лучики могут быть заполнены не все. Со временем вы сможете дополнять свои положительные качества.

2. Напишите письмо девочкам или мальчикам своего класса о том, какими вы хотите их видеть. В зависимости от адресата выберите рамку для письма. Раскрасьте рисунок.


Круг «От сердца к сердцу»

- Сколько замечательных дел можно сделать в дружном классе. И таких дел впереди много.

Дети! Приглашаю вас в круг «От сердца к сердцу». Я желаю, чтобы вы всегда дорожили своими друзьями, умели ценить общение, были благожелательными, всегда и везде дарили свет своей души, тепло своего сердца:

Не забывайте подарить добро

Соседям, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство,

Всегда вернется к вам по кругу.

Учитель и ученики обмениваются теплым взглядом, улыбками и пожеланиями друг другу


Урок самопознания «МОЙ КОЛЛЕКТИВ» 4 класс
  • Классному руководителю
Описание:

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.

В отличие от дошкольника жизнь младшего школьника коренным образом меняется, он вынужден быть более самостоятельным, ответственным, должен уметь управлять собой. В его жизни возникают проблемы, каких не было раньше, успешность решения которых начинает определять и отношение к нему взрослых, и положение среди сверстников, и его собственную самооценку. Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности в процессе духовного самостроительства.

Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.



Известно, что в жизни каждого ребенка однажды происходит очень важное событие: он вступает в новый коллектив – идет в школу, знакомится с ребятами, учителями, новыми правилами и т.д. Не всегда новый круг общения сразу же становится близким, очень часто ребенку бывает трудно найти свое место в новой жизни. Поэтому организатором коллектива на данном этапе является педагог, от него исходят все требования. Для этого учитель использует различные способы сплочения, включая детей в разнообразные виды деятельности.

Автор Кобылко Наталья Васильевна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 2016
Номер материала 18295
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓