Главная / Начальные классы / урок с презентацией «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.»

урок с презентацией «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.»

Название документа «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.».docx

Ход урока:

I. Орг. момент. Настрой на работу.

Итак, друзья внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

-Прочитайте пословицу на доске.

Знания собираются по капле.

-Как вы понимаете её смысл? Каждый день вы узнаёте что-то новое и ваши знания по капельки собираются в огромное море знаний.

-Сегодня на уроке мы добавим ещё одну капельку в ваше море знаний?

II.Словарная работа Картинный диктант :

Слово Президент 1 Декабря –День Первого президента

III.Минутка чистописания.

Дружба, дружный, дружить

Отгадайте букву, которую будем писать на минутке чистописания. Эта буква в корне имени существительного обозначает согласный, твёрдый, звонкий , парный. шипящий звук. Буква Ж

- Какие согласные называются шипящими? При их произношении воздух выходит с шипением.

- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ,], [Ж].

-Что вы знаете об этих звуках?

-[Ч,], [Щ,]-всегда мягкие

-[Ш] ,[Ж]-всегда твёрдые, они парные

- Какие буквы будем писать на минутке чистописания? Открываем тетради , записываем дату, классная работа.

Посмотрите на доску, вспомните как правильно пишутся строчные буквы же,ша,ща,че.

- Придумайте и напишите цепочку из этих букв.

-Пишем красиво, обращаем внимание на ширину, высоту и наклон букв.

-Молодцы! Аккуратно написали

И нисколько не устали.

- Продолжаем работать дальше…

IV.Орфографическая разминка

Без терпен…я нет умен…я

Бол…ше думай, мен…ше говори.

Какая буква пропущена? Какова роль мягкого знака в словах?

Когда пишется раздел. ь знак?

Когда пишется мягкий знак, обозн. мягкость?

V. Учебно-познавательная деятельность

1.Постановка проблемы. Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи

Анаграммы: деньки, стулья, морковь, ульи, речь. Я предлагаю вам составить слова

-Что объединяет эти слова? - В каждом слове есть Ь

- Какую роль выполняет Ь в русском языке? - Служит показателем мягкости согласных звуков.

- Разделите слова в два столбика.
- О чем задумались во время работы? (куда выписать слово «мелочь»).
- На какой звук оканчивается слово? (мягкий, шипящий).
- Давайте закроем мягкий знак, и произнесем это слово. Что заметили? (слово произносится так же, как и с мягким знаком).
- Нужен ли мягкий знак для обозначения мягкости согласного [ч]? (нет).
- Значит, мягкий знак выполняет какую-то новую работу, о которой мы узнаем на этом уроке.

2.Определите тему урока.

Какую цель ставите перед собой?. (Научиться писать существительные  с шипящими на конце, )

3. Открытие детьми нового знания.

На экране слова:
Мяч, дочь, ключ, вещь, лещ, молодежь, кулич, ночь. уж, мышь,

Я предлагаю вам исследовать слова.

-Какой частью речи являются данные слова?

Распределите имена сущ. в 2 столбика по родам.

-Какой звук слышится в конце слова?

-Почему в одних случаях на конце после шипящих пишется ь знак, а в других нет?

- Какой вывод можно сделать?

Сформулируйте правило написания мягкого знака в словах

(мягкий знак после шипящих на конце имен существительных пишется только в существительных женского рода в ед. ч., а у существительных мужского рода с шипящим на конце мягкий знак не пишется).
-
Какова же роль мягкого знака в эти словах? (грамматическая, он указывает на род имени существительного. Есть мягкий знак после шипящего – ж. р., нет мягкого знака – м. р.)

Мягкий знак после шипящих

Просит знаний настоящих.

-Составьте алгоритм действий. Используя данный алгоритм, потренируемся в написании существительных.

VI.Интеллектуальные преобразования

1.Применение новых знаний

Замени одним словом:

Она бывает устной и письменной Он бывает тупой и острый ( на кухне)

Верный преданный друг Правда лучше, чем

Вкусный, свекольный, наваристый Чёрная птица, вестник наступающей весны

Предмет, на котором ездил Емеля Маленький ребёнок

Добыча охотника. Середина ночи.

Горчица оставляет во рту …. Морской, речной бывает он

2. Закрепление

а) Работа в паре.

- Сейчас в паре я предлагаю вам выполнить задание, которое я приготовила для вас, чтобы вы себя проверили, как научились писать слова с новой орфограммой.

Слова в скобках напиши в форме единственного числа

Горячая(печи) Дорогая(вещи)

Круглый (обручи) Верный(товарищи)

Яркий(лучи) Большой(гаражи)

Летучая(мыши) Красивый(плащи)

Острый(мечи) Высокий(камыши)

Зимняя(ночи) Зимняя(ночи)

Проверка самостоятельной работы.

- Как выполняли работу?

(Дети объясняют последовательность выполнения работы.)

Момент контроля.

- Поднимите руку те, кто справился с заданием без ошибок. Что вам помогло? (Использование алгоритма при работе).

- У кого были допущены ошибки? Какие слова вызвали затруднения? Почему?

б). Работа в группах

-О каких правилах надо помнить, работая в группе?

- будьте доброжелательны по отношению друг к другу;

- до конца выслушивайте мнение каждого члена   группы;

- помогайте друг другу в работе;

- отстаивайте свою точку зрения.

1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий.

Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-…

овощной-…, дрожать-…,плакать-… ,чертить-….

2.Вставь подходящие имена существительные с шипящими на конце.

1) … за товарища в огонь бросается. 2) Здоровому и …. не нужен.3)Хорошую … хорошо и слушать. 4) Каждая …хороша на своём месте. 5) Как ни долга …, а рассвет будет.

Слова для справок: товарищ(?), врач(?), ноч(?), реч(?),вещ(?)

3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске):

по, малыш(?), берегу, бегал, реки.
холодный, овраге, ключ(?), в, шумит.
на, веселилась, площадке, молодёж(?).
плащ(?), от, защитил, дождя, меня.
отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

Проверка

3).Физкультминутка

Мы заданья выполняли и немножечко устали

-Я буду называть слова. Если услышите им. сущ. с шипящим на конце и оно будет ж.р., то хлопайте в ладоши

Ёж, лещ, вещь, печь, гараж, грач, рожь, скрипач, молодёжь, товарищ, чиж, ночь.

4.Контроль знаний. Тест (самостоятельная работа)
А сейчас предлагаю вам провести небольшой тест, который позволит вам обобщить свои знания.

1. Мягкий знак может выполнять:

м) 3 роли;

) 2 роли;

) 1 роль.

2. Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного...

о) пишется в корне слова между двумя согласными или на конце слова;

) пишется только на конце слова;

) после приставок между согласными;

3. Разделительный мягкий знак пишется…

) между двумя согласными;

л) между согласной и гласной в корне слова;

) после приставок, которые оканчиваются на согласную перед гласными;

4. На конце существительных ж. р. после шипящих:

о) всегда пишется мягкий знак;

) не пишется мягкий знак.

5. На конце существительных м. р. после шипящих:

д) не пишется мягкий знак;

) пишется мягкий знак.

6.В каком слове нужно дописать ь знак?

) скрипач

) циркач

е) полноч

7. Мягкий знак после шипящих на конце существительных указывает:

ц) на род существительных;

) на число;

-Посмотрите внимательно на буквы, которые вы записали? Какое слово у вас получилось? МУИНЧАК-УМНИЧКА

- Сегодня на уроке вы все были умнички! Хорошо работали по группам и в парах, были внимательны и активны.

VII. Оценки за урок

VIII. Рефлексия.

-Сядьте удобно, закройте глаза и прикройте их сверху ладонями.

Отдохнём одну минуту,

Восстановим зоркость глаз,

И почувствуем всем телом,

Как тепло согрело нас.

Как уютно в нашем классе,

Ни печали, ни тревог,

Потрудились славно дети,

Завершается урок!

-Открываем глазки.

Закончи предложения

-Сегодня на уроке я узнал…

Мне понравилось…

Мне показалось трудным…

Я могу использовать эти знания….

Я оцениваю свою работу на уроке на…..

-У вас на парте лежат капельки вашего нового знания, если вам на уроке было легко, интересно и вы во всём разобрались- возьмите каплю синего цвета.

Зелёную – если иногда вы испытывали трудности и сомнения , вам не очень понравилась работа на уроке.

-Жёлтую,- вам было не очень интересно на уроке и вы не очень разобрались в новой теме.

- А теперь опустите свою капельку нового знания в наш океан знаний. Ребята выходят к доске и прикрепляют свои капельки на доску.

IХ. Домашнее задание(дифференцированное)

Кто выбрал синюю капельку – ваша карточка синего цвета.

Исправь ошибки в тексте

Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш. Потом луч заглянул в лисной прозрачный ключь . Утреннюю тиш нарушала только наша речь.

Кто выбрал зелёную капельку– ваша карточка зелёного цвета. Подбери подходящие по смыслу слова с шипящим согласным на конце. Напиши.

Устная …., мой весёлый звонкий…, летучая …, найти в лесу душистый …, вставить в замок …,чёрный …, тёмная …, ночной …,скорая … .

Кто выбрал жёлтую капельку – ваша карточка жёлтого цвета. Запиши текст, вставь где нужно ь на конце существительных.

В полноч(?) на манеж(?) вышел циркач(?) и его доч(?). На нем был плащ(?). У девочки на платье блестела красивая брош(?). Скрипач(?) играл марш(?). Вот морж(?) поймал мяч(?). В зале стояла тиш(?).

-Урок закончен. Спасибо всем за работу! Желаю удачи!





Название документа презентацияк уроку.pptx

 3 класс Русский язык
 Пословица Знания собираются по капле
…п…льсин Словарная работа б…г…мот л…мон к…нгуру …дуванчик к…пуста д…мбра стр…...
пр з дент е е и и
Ж Минутка чистописания согласный, твёрдый, звонкий, парный, шипящий звук [Ж...
Без терпен…я нет умен…я. Бол…ше думай, мен…ше говори Орфографическая разминка...
Разделительный Обозначает мягкость согласного Ь Ь Ь Ь Роль мягкого знака в с...
кидень Анаграммы киконь стулья вьилосо ковьмор иуль ломечь льясту коньки соло...
Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного ? Роль мягкого знака в словах
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных Тема у...
Цель: Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных п...
Ж.Р. дочь марш ключ вещь лещ молодёжь карандаш ночь уж мышь М.Р.
Ж.Р. дочь марш ключ вещь лещ молодёжь карандаш ночь уж мышь М.Р.
Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного Грамматическая Роль мягкого...
Определить часть речи Женский род Мужской род Ь Ь Если это существительное с...
Замени одним словом Она бывает устной и письменной Он бывает тупой и острый (...
Работа в парах Слова в скобках напиши в форме единственного числа 1.Вкусный(к...
Работа в группах Правила: - будьте доброжелательны по отношению друг к другу;...
Работа в группах 1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, ...
Физминутка
Тест
Вопрос №1 Мягкий знак может выполнять: 3 роли 2 роли 1 роль М) И) О)
Вопрос №2 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного пишется: В корне слов...
Вопрос №3 Разделительный мягкий знак пишется… между двумя согласными между со...
Вопрос №4 На конце существительных Ж.р. после шипящих: всегда пишется мягкий ...
Вопрос №5 На конце существительных М.р. после шипящих: пишется мягкий знак Ч)...
Вопрос №6 В каком слове нужно дописать ь знак скрипач циркач полноч У) О А)
Вопрос №7 Мягкий знак после шипящих указывает на: на род имени существительно...
ПРОВЕРКА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. м у и н ч а к Умничка!
Сегодня на уроке я узнал…. Мне показалось трудным… Мне понравилось… Рефлексия...
-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. - Если не разобрал...
Исправь ошибки в тексте Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал...
Спасибо за урок! Вы умнички!
1 из 33

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1  3 класс Русский язык
Описание слайда:

3 класс Русский язык

№ слайда 2  Пословица Знания собираются по капле
Описание слайда:

Пословица Знания собираются по капле

№ слайда 3 …п…льсин Словарная работа б…г…мот л…мон к…нгуру …дуванчик к…пуста д…мбра стр…коз
Описание слайда:

…п…льсин Словарная работа б…г…мот л…мон к…нгуру …дуванчик к…пуста д…мбра стр…коза тракт…р а е е е е о о и о е Самопроверка а

№ слайда 4 пр з дент е е и и
Описание слайда:

пр з дент е е и и

№ слайда 5 Ж Минутка чистописания согласный, твёрдый, звонкий, парный, шипящий звук [Ж][
Описание слайда:

Ж Минутка чистописания согласный, твёрдый, звонкий, парный, шипящий звук [Ж][Ш][Ч][Щ] Ж Ш Ч Щ Дружба дружный дружить

№ слайда 6 Без терпен…я нет умен…я. Бол…ше думай, мен…ше говори Орфографическая разминка ь
Описание слайда:

Без терпен…я нет умен…я. Бол…ше думай, мен…ше говори Орфографическая разминка ь ь ь ь

№ слайда 7 Разделительный Обозначает мягкость согласного Ь Ь Ь Ь Роль мягкого знака в слов
Описание слайда:

Разделительный Обозначает мягкость согласного Ь Ь Ь Ь Роль мягкого знака в словах

№ слайда 8 кидень Анаграммы киконь стулья вьилосо ковьмор иуль ломечь льясту коньки соловьи
Описание слайда:

кидень Анаграммы киконь стулья вьилосо ковьмор иуль ломечь льясту коньки соловьи морковь ульи мелочь деньки Разделительный ь знак Обозначающий мягкость согласных ?????

№ слайда 9 Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного ? Роль мягкого знака в словах
Описание слайда:

Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного ? Роль мягкого знака в словах

№ слайда 10 Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных Тема урок
Описание слайда:

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных Тема урока Тема урока

№ слайда 11 Цель: Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных посл
Описание слайда:

Цель: Научиться правильно употреблять мягкий знак на конце существительных после шипящих. ц

№ слайда 12 Ж.Р. дочь марш ключ вещь лещ молодёжь карандаш ночь уж мышь М.Р.
Описание слайда:

Ж.Р. дочь марш ключ вещь лещ молодёжь карандаш ночь уж мышь М.Р.

№ слайда 13 Ж.Р. дочь марш ключ вещь лещ молодёжь карандаш ночь уж мышь М.Р.
Описание слайда:

Ж.Р. дочь марш ключ вещь лещ молодёжь карандаш ночь уж мышь М.Р.

№ слайда 14 Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного Грамматическая Роль мягкого зн
Описание слайда:

Ь Разделительный Обозначение мягкости согласного Грамматическая Роль мягкого знака в словах Грамматическая

№ слайда 15 Определить часть речи Женский род Мужской род Ь Ь Если это существительное с ши
Описание слайда:

Определить часть речи Женский род Мужской род Ь Ь Если это существительное с шипящим на конце– определить род

№ слайда 16 Замени одним словом Она бывает устной и письменной Он бывает тупой и острый ( на
Описание слайда:

Замени одним словом Она бывает устной и письменной Он бывает тупой и острый ( на кухне) Верный преданный друг Правда лучше, чем Вкусный, свекольный, наваристый Чёрная птица, вестник наступающей весны Предмет, на котором ездил Емеля Маленький ребёнок Добыча охотника. Середина ночи. Горчица оставляет во рту …. Морской, речной бывает он вещь борщ грач печь малыш дичь полночь горечь пляж товарищ ложь нож

№ слайда 17 Работа в парах Слова в скобках напиши в форме единственного числа 1.Вкусный(кала
Описание слайда:

Работа в парах Слова в скобках напиши в форме единственного числа 1.Вкусный(калачи) 4.Дорогая(вещи) Круглый (обручи) Верный(товарищи) 2.Яркий(лучи) 5.Большой(гаражи) Летучая(мыши) Красивый(плащи) 3.Острый(мечи) 6. Высокий(камыши) Зимняя(ночи) Тёмная(ночи)

№ слайда 18 Работа в группах Правила: - будьте доброжелательны по отношению друг к другу; -
Описание слайда:

Работа в группах Правила: - будьте доброжелательны по отношению друг к другу; - до конца выслушивайте мнение каждого члена   группы; - помогайте друг другу в работе; - отстаивайте свою точку зрения.

№ слайда 19 Работа в группах 1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с о
Описание слайда:

Работа в группах 1.Подбери к каждому слову однокоренное имя существительное, с основой на шипящий. Дикий -…,тихий-…, глухой-…,кирпичный-… овощной-…, дрожать-…,плакать-… . 2.Вставь подходящие имена существительные с основой на шипящий. 1) Какова мать, такова и ….2) Здоровому и …. не нужен.3)Какова голова, такова и …. 4)И … в свою норку тащит корку. 5) Когда … поспела, берись за дело. Слова для справок: доч(?), врач(?), рож(?), реч(?),мыш(?) 3.Составьте и запишите предложения из данных слов (записаны на доске): по, малыш(?), берегу, бегал, реки. холодный, овраге, ключ(?), в, шумит. на, веселилась, площадке, молодёж(?). плащ(?), от, защитил, дождя, меня. отец, багаж(?), вещи, в, сдал.

№ слайда 20 Физминутка
Описание слайда:

Физминутка

№ слайда 21 Тест
Описание слайда:

Тест

№ слайда 22 Вопрос №1 Мягкий знак может выполнять: 3 роли 2 роли 1 роль М) И) О)
Описание слайда:

Вопрос №1 Мягкий знак может выполнять: 3 роли 2 роли 1 роль М) И) О)

№ слайда 23 Вопрос №2 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного пишется: В корне слова м
Описание слайда:

Вопрос №2 Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного пишется: В корне слова между двумя согласными, или на конце слова Только на конце слова После приставок между согласными У) И) У)

№ слайда 24 Вопрос №3 Разделительный мягкий знак пишется… между двумя согласными между согла
Описание слайда:

Вопрос №3 Разделительный мягкий знак пишется… между двумя согласными между согласной и гласной в корне слова После приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными У) И) О)

№ слайда 25 Вопрос №4 На конце существительных Ж.р. после шипящих: всегда пишется мягкий зна
Описание слайда:

Вопрос №4 На конце существительных Ж.р. после шипящих: всегда пишется мягкий знак не пишется мягкий знак Н) О)

№ слайда 26 Вопрос №5 На конце существительных М.р. после шипящих: пишется мягкий знак Ч) И)
Описание слайда:

Вопрос №5 На конце существительных М.р. после шипящих: пишется мягкий знак Ч) И) не пишется мягкий знак

№ слайда 27 Вопрос №6 В каком слове нужно дописать ь знак скрипач циркач полноч У) О А)
Описание слайда:

Вопрос №6 В каком слове нужно дописать ь знак скрипач циркач полноч У) О А)

№ слайда 28 Вопрос №7 Мягкий знак после шипящих указывает на: на род имени существительного
Описание слайда:

Вопрос №7 Мягкий знак после шипящих указывает на: на род имени существительного на число К) Ц)

№ слайда 29 ПРОВЕРКА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. м у и н ч а к Умничка!
Описание слайда:

ПРОВЕРКА 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. м у и н ч а к Умничка!

№ слайда 30 Сегодня на уроке я узнал…. Мне показалось трудным… Мне понравилось… Рефлексия До
Описание слайда:

Сегодня на уроке я узнал…. Мне показалось трудным… Мне понравилось… Рефлексия Дополни предложения Я могу использовать эти знания … Свою работу на уроке я оцениваю на… Оцени

№ слайда 31 -Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. - Если не разобрались
Описание слайда:

-Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались. - Если не разобрались в теме, было не очень интересно. -Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа . Рефлексия Оцени

№ слайда 32 Исправь ошибки в тексте Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на
Описание слайда:

Исправь ошибки в тексте Кончается короткая летняя ноч. Первый лучь сонца упал на ландыш. Потом луч заглянул в лисной прозрачный ключь . Утреннюю тиш нарушала только наша речь. Домашнее задание Запиши текст, вставь где нужно ь на конце существительных. В полноч(?) на манеж(?) вышел циркач(?) и его доч(?). На нем был плащ(?). У девочки на платье блестела красивая брош(?). Скрипач(?) играл марш(?). Вот морж(?) поймал мяч(?). В зале стояла тиш(?). Подбери подходящие по смыслу слова с шипящим согласным на конце. Напиши. Устная …., мой весёлый звонкий…, летучая …, найти в лесу душистый …, вставить в замок …,чёрный …, тёмная …, ночной …,скорая … .

№ слайда 33 Спасибо за урок! Вы умнички!
Описание слайда:

Спасибо за урок! Вы умнички!

урок с презентацией «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.»
  • Начальные классы
Описание:

       Эта презентация к уроку поможет учащимся обобщить и расширить свои знания о роли мягкого знака в русском языке, научитья писать имена существительные с основой на шипящий.Презентация используется на протяжении всех этапов  урока.Основные этапы урока.

1.Организационный момент.Настрой на урок

2.Словарная работа "Картинный диктант" Связан с государственным прадником

3.Минутка чистописания. Повторяют свои знания о шипящих звуках

4.Орфографическая разминка. На этом этапе урока учащиеся повторяют какова роль мягкого знака в словах,когда пишется разделительный мягкий знак и мягкий знак обозначающий мягкость согласных.

5.Учебно-познавательная деятельность

Постановка проблемы.Создание ситуации, приводящей к постановке учебной задачи.

На данном этапе учащиеся определяют тему урока .Определяют цели  и задачи урока.

Далее дети открывают новые знания.Составляют алгоритм действий.Используя данный алгоритм, тренируются в написании существительных с шипящими на конце.

6.Интеллектуальные преобразования

"Замени одним словом"

Работа в паре

Работа в группах

7.Физминутка (связана с темой урока)

8.Контроль знаний.Тест. (Далее учащимся предлагается проверить свои знания, ответив на тестовые задания.После чего они узнают ключевое слово,характеризующее их)

9.Итог урока

10.Домашнее задание (Дифференцированное)

Автор Иванова Татьяна Евгеньевна
Дата добавления 15.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Презентации
Просмотров 1989
Номер материала 54064
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓