Инфоурок Музыка Другие методич. материалыУрок с презентацией по музыке на тему "Песни о родной земле, о красоте ее природы" (6 класс)

Урок с презентацией по музыке на тему "Песни о родной земле, о красоте ее природы" (6 класс)

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока.doc

Кашапова  Гузелия Мазгутовна,

учитель музыки МБОУ лицей г.  Янаул

 

Аннотация к уроку.

        Данный урок музыки в 6 классе  изучается в I четверти в рамках темы раздела «История песен – история народа”, предполагает расширение музыкального кругозора обучающихся, продолжает знакомство с народной башкирской музыкой, способствует  развитию творческих навыков, воображения, умения осмысленно подходить к ответам на вопросы, продолжает работу над распевами и дикционной четкостью в песне,  воспитывает чувство патриотизма, уважения к национальной культуре башкирского народа, любви к народному краю, бережного отношения к природе.

План-конспект урока музыки в 6 классе

по теме  «Песни о родной земле, о красоте ее природы”

Цель: продолжить знакомство с башкирским народным песенным творчеством.

Планируемые результаты изучения: обучающиеся научатся свободно ориентироваться в признаках народной песни,  распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии произведений.

Оснащение урока: ноутбук, мультимедийное оборудование, музыкальный  

инструмент – синтезатор.

Музыкальный материал:  

1.     Видеозапись башкирской народной песни «Уралым» в исполнении Роберта Загретдинова

2.     Мелодия башкирской народной песни “Кахым туря” на курае

3.     Песня “Курай”, муз. и сл. А.Зиннуровой, 

4.     Минусовая фонограмма песни “Родина”, муз.Ф.Гершовой, сл.М.Хая

 

 

Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примечание

I. Организация обучающихся на занятие. Мобилизующий этап

Музыкальное приветствие (исполнение 1 куплета и припева песни «Музыка и дети», Ю.Чичкова)

1.Музыка, музыка всюду нам слышна,

 Тронешь струны дождика и звучит она.

 Музыка рождается в песенке ручья,

 Звонкая чудесная, звонкая чудесная,

 Звонкая чудесная, с нею мы друзья.

 Припев: Если дружат музыка и дети,

 Ничего прекрасней нет на свете.

 Музыка и дети, музыка и дети,

 Ничего прекрасней нет на свете.

 

-Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту осени.

Исполнение песни обучающимися под аккомпанемент учителя на синтезаторе

 

II. Актуализация знаний

Повторение  основных моментов предыдущего урока по теме «Мунажаты»

Выполнение  теста

Слайды № 2, 3, 4

III.Формулирование темы урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Работа над темой урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Физминутка

 

 

 

 

 

VI. Продолжение работы над темой урока

-Ребята, прочтите эти строки:

                           Ты в Мире солнечном гуляешь,

                              На всей Земле звучишь-поёшься,

Все чувства жизни прославляешь,

                   Душой народа создаёшься!

 

- О чем говорит нам поэт?

-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?

 

 

- Как вы думаете, о каких песнях пойдет сегодня речь на уроке?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, прочитав отрывок из стихотворения:

  Мне дальних берегов не нужно,

    Но если к ним я ухожу,

То возвращаюсь, потому что

    Родной земле принадлежу.

 

-  Итак, тема нашего урока «Песни о родной земле, о красоте ее природы”.

-У каждого народа было бесценное богатство, это – народная  песня. У каждого человека есть Родина, тот уголок, где он родился и вырос. Пусть это небольшая глухая деревушка, или огромный город – все равно это место дорого и незабываемо. Нашу с вами Родину мы называем одним словом – Башкортостан.

 

- Чудесна природа Башкортостана. Густые леса, скалистые горы, буйные реки, глубоководные озера. Воспетая в песнях красавица Агидель течет в горах и по равнине, даря живительную влагу. Особенно красивы верховья Агидели – Белой, поражающие множеством карстовых пещер, гротов, каньонов, тоннелей. Многометровые каменные громады скал вздымаются прямо из реки. В долинах уютно расположились пасеки, где переполнены янтарные соты, ароматным медом пахнут кусты и цветущие луга. Почти о каждой горе, реке, озере есть   песни.  

 

-Попробуем убедиться в этом, послушав башкирскую народную песню «Уралым» в исполнении Роберта Загретдинова.

 

 

 

 

- Какие чувства вызвала у вас эта песня? Какое впечатление она произвела на вас? Какая она по характеру? Как она исполнялась? Какой инструмент вы услышали? Более полно описать эту музыку поможет вам таблица «Элементы музыкальной речи»

 

 

 

 

 

 

 

- Ребята, назовите мне еще один башкирский национальный   музыкальный инструмент.

- Да, вы правы, конечно же, это курай. Об этом инструменте очень красиво сказал поэт Г.Молодцов:

    

  Башкирия, моя земля и небо,

                    Моя любовь, мой соловьиный край!

                    Мне жаль того, кто здесь ни разу не был

           Мне жаль того, кому не пел курай.

 

- Действительно, жаль того, кто не слышал чудесных, волнующих звуков курая. О многом может поведать этот музыкальный инструмент. Говорят, что со звуками курая  переплетается душа того человека, который играет на нем. Как же люди узнали курай?

Много легенд и преданий сложено об этом. Об одной из них вам расскажет  ваша одноклассница.

 

 Жил-был батыр Сабир. Был у него сын Сынбулат, от рождения немой. Обучал отец сына военному искусству, верховой езде и часто пел ему песни.

Но вскоре напал враг на их родную землю и собирался Сабир в дальний путь, наказав сыну беречь мать. В тяжелом бою погиб Сабир-батыр, а Сынбулат живет теперь с матерью в глухом лесу, скрываясь от захватчиков.

Мать Сынбулата очень красиво пела, и юноше всегда нравилось ее слушать. Но больше всего ему хотелось самому исполнять эти песни, но он не умел говорить и это искусство было ему неподвластно.

Однажды отправился Сынбулат в лес за дровами и вдруг услышал неизвестно откуда доносившийся звук. Звук был очень приятным и певучим. Все оглядел вокруг юноша, но не смог увидеть певца. И тут взгляд его упал на сухие стебли тростника, который покачивался на ветру и издавал дивные, ласкающие слухи, звуки.

Срезал  Сынбулат тростник, сделал в нем несколько отверстий и заиграл те песни, которые услышал от матери.

С тех пор появился в башкирском народе курай и стал любим на долгие века и годы.

 

 

- Много прекрасной музыки исполняется на курае и много песен сложено об этом чудесном инструменте.

- Давайте сейчас под песню «Курай» выполним элементы танцевальных движений из башкирских народных танцев.

 

 

 

 

- Множество песен о родном крае складывал башкирский народ. И в наше время замечательные композиторы нашей республики пишут песни, посвященные Башкортостану.

-Одной из таких является песня Фаины Гершовой «Родина». Она вам уже знакома и я предлагаю вспомнить ее. Но прежде, чем приступить к исполнению, мы сейчас вспомним знакомую уже для вас распевку,  которая называется «Курай» и подготовим с ее помощью свои голоса к пению.

Слайд № 5

 

 

 

 

Ответы обучающихся: в песне

 

Ответы детей

 

Слайд № 6

Выслушивание вариантов ответов детей

 

 

Слайд № 7

 

 

 

 

 

Выступление заранее подготовленного обучающегося, сопровождается Слайдами № 8, 9

 

 

 

 

Просмотр видеозаписи башкирской народной песни «Уралым»

 

 

Обмен впечатлениями о прослушанной песне, анализ  с опорой на таблицу из Приложения 2, которая проецируется  на интерактивной доске, обучающиеся выходят к ней и обводят маркером подходящие термины

 

Ответы детей – курай

 

 

Слайд № 10

 

 

 

Слайд  № 11

 

 

 

 

Выступление подготовленного обучающегося  на фоне тихого звучания мелодии башкирской народной песни «Кахым туря» на курае

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение движений под песню А. Зиннуровой «Курай»

 

 

 

 

 

 

 

Исполнение  распевки, затем песни Ф.Гершовой «Родина» под аккомпанемент синтезатора, затем под минусовую фонограмму

VII. Рефлексия, совместные выводы учителя и обучающихся.

- Пусть эта песня станет своеобразным итогом тому, о чем мы говорили сегодня на уроке.

- Как вы оцениваете свои знания?

 

 

- Что самое главное необходимо запомнить с урока?

 

-Домашнее задание: сделать иллюстрации на темы башкирских народных песен.

-Спасибо, ребята, за урок!

Самооценка, взаимооценка, оценка учителя, обмен впечатлениями об уроке

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок с презентацией по музыке на тему "Песни о родной земле, о красоте ее природы" (6 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по коллекторской деятельности

Получите профессию

Методист-разработчик онлайн-курсов

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация к уроку .pptx

Скачать материал "Урок с презентацией по музыке на тему "Песни о родной земле, о красоте ее природы" (6 класс)"

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Урок музыки в 6 классе на тему«Песни о родной земле, о красоте ее природы»Р...

    1 слайд

    Урок музыки в 6 классе на тему
    «Песни о родной земле,
    о красоте ее природы»
    Разработала учитель музыки МБОУ лицей г.Янаул Кашапова Г.М.

  • Мунажат – это:
песня-сказ
древний жанр башкирской народной поэзии
ночная мо...

    2 слайд


    Мунажат – это:
    песня-сказ
    древний жанр башкирской народной поэзии
    ночная молитва, обращение к Аллаху

  • Для мелодий мунажата характерны:
различные напевы: от речитатива до песенно...

    3 слайд


    Для мелодий мунажата характерны:
    различные напевы: от речитатива до песенной мелодии
    исполнение речитативом
    напевность, плавность переходов

  •  

Мунажаты исполняются:
женщинами старшего возраста 
сэсэнами-импровизаторами

    4 слайд



    Мунажаты исполняются:
    женщинами старшего возраста
    сэсэнами-импровизаторами

  • Ты в Мире солнечном гуляешь,
На всей Земле звучишь-поёшься,
Все чувства жиз...

    5 слайд


    Ты в Мире солнечном гуляешь,
    На всей Земле звучишь-поёшься,
    Все чувства жизни прославляешь,
    Душой народа создаёшься!

  • Мне дальних берегов не нужно,
  Но если к ним я ухожу,
  То возвращаюсь,...

    6 слайд



    Мне дальних берегов не нужно,
    Но если к ним я ухожу,
    То возвращаюсь, потому что
    Родной земле принадлежу.
     

  • Песни о родной земле, о красоте ее природы

    7 слайд

    Песни о родной земле,
    о красоте ее природы

  • 8 слайд

  • 9 слайд

  •  Башкирия, моя земля и небо,
Моя любовь, мой соловьиный край!
Мне жаль того...

    10 слайд



     
    Башкирия, моя земля и небо,
    Моя любовь, мой соловьиный край!
    Мне жаль того, кто здесь ни разу не был
    Мне жаль того, кому не пел курай.

  •  
 

    11 слайд



     

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данный урок музыки в 6 классе  изучается в I четверти в рамках темы раздела «История песен – история народа”, предполагает расширение музыкального кругозора обучающихся, продолжает знакомство с народной башкирской музыкой, способствует  развитию творческих навыков, воображения, умения осмысленно подходить к ответам на вопросы, продолжает работу над распевами и дикционной четкостью в песне,  воспитывает чувство патриотизма, уважения к национальной культуре башкирского народа, любви к народному краю, бережного отношения к природе.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 615 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 19.11.2014 1832
    • RAR 558.7 кбайт
    • 51 скачивание
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Кашапова Гузелия Мазгутовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Кашапова Гузелия Мазгутовна
    Кашапова Гузелия Мазгутовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13277
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Секретарь-администратор

Секретарь-администратор (делопроизводитель)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания сольфеджио и элементарной теории музыки в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 28 регионов

Курс повышения квалификации

Основы художественного анализа

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Мировая музыкальная культура от Баха до Шнитке

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 21 региона

Мини-курс

Литература и культура

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы управления проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе