Главная / Музыка / Урок с презентацией по музыке на тему "Песни о родной земле, о красоте ее природы" (6 класс)

Урок с презентацией по музыке на тему "Песни о родной земле, о красоте ее природы" (6 класс)

Название документа Конспект урока.doc

Кашапова Гузелия Мазгутовна,

учитель музыки МБОУ лицей г. Янаул



Аннотация к уроку.

Данный урок музыки в 6 классе изучается в I четверти в рамках темы раздела «История песен – история народа”, предполагает расширение музыкального кругозора обучающихся, продолжает знакомство с народной башкирской музыкой, способствует развитию творческих навыков, воображения, умения осмысленно подходить к ответам на вопросы, продолжает работу над распевами и дикционной четкостью в песне, воспитывает чувство патриотизма, уважения к национальной культуре башкирского народа, любви к народному краю, бережного отношения к природе.

План-конспект урока музыки в 6 классе

по теме «Песни о родной земле, о красоте ее природы”

Цель: продолжить знакомство с башкирским народным песенным творчеством.

Планируемые результаты изучения: обучающиеся научатся свободно ориентироваться в признаках народной песни, распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии произведений.

Оснащение урока: ноутбук, мультимедийное оборудование, музыкальный

инструмент – синтезатор.

Музыкальный материал:

  1. Видеозапись башкирской народной песни «Уралым» в исполнении Роберта Загретдинова

  2. Мелодия башкирской народной песни “Кахым туря” на курае

  3. Песня “Курай”, муз. и сл. А.Зиннуровой,

  4. Минусовая фонограмма песни “Родина”, муз.Ф.Гершовой, сл.М.Хая





Ход урока

Этапы урока

Содержание

Примечание

I. Организация обучающихся на занятие. Мобилизующий этап

Музыкальное приветствие (исполнение 1 куплета и припева песни «Музыка и дети», Ю.Чичкова)

1.Музыка, музыка всюду нам слышна,

Тронешь струны дождика и звучит она.

Музыка рождается в песенке ручья,

Звонкая чудесная, звонкая чудесная,

Звонкая чудесная, с нею мы друзья.

Припев: Если дружат музыка и дети,

Ничего прекрасней нет на свете.

Музыка и дети, музыка и дети,

Ничего прекрасней нет на свете.


-Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту осени.

Исполнение песни обучающимися под аккомпанемент учителя на синтезаторе


II. Актуализация знаний

Повторение основных моментов предыдущего урока по теме «Мунажаты»

Выполнение теста

Слайды № 2, 3, 4

III.Формулирование темы урока



























IV. Работа над темой урока

























































































































V. Физминутка











VI. Продолжение работы над темой урока

-Ребята, прочтите эти строки:

Ты в Мире солнечном гуляешь,

На всей Земле звучишь-поёшься,

Все чувства жизни прославляешь,

Душой народа создаёшься!



- О чем говорит нам поэт?

-В каком музыкальном жанре мы встречаем взаимосвязь поэзии и музыки?





- Как вы думаете, о каких песнях пойдет сегодня речь на уроке?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока, прочитав отрывок из стихотворения:

Мне дальних берегов не нужно,

Но если к ним я ухожу,

То возвращаюсь, потому что

Родной земле принадлежу.



- Итак, тема нашего урока «Песни о родной земле, о красоте ее природы”.

-У каждого народа было бесценное богатство, это – народная песня. У каждого человека есть Родина, тот уголок, где он родился и вырос. Пусть это небольшая глухая деревушка, или огромный город – все равно это место дорого и незабываемо. Нашу с вами Родину мы называем одним словом – Башкортостан.



- Чудесна природа Башкортостана. Густые леса, скалистые горы, буйные реки, глубоководные озера. Воспетая в песнях красавица Агидель течет в горах и по равнине, даря живительную влагу. Особенно красивы верховья Агидели – Белой, поражающие множеством карстовых пещер, гротов, каньонов, тоннелей. Многометровые каменные громады скал вздымаются прямо из реки. В долинах уютно расположились пасеки, где переполнены янтарные соты, ароматным медом пахнут кусты и цветущие луга. Почти о каждой горе, реке, озере есть песни.

-Попробуем убедиться в этом, послушав башкирскую народную песню «Уралым» в исполнении Роберта Загретдинова.









- Какие чувства вызвала у вас эта песня? Какое впечатление она произвела на вас? Какая она по характеру? Как она исполнялась? Какой инструмент вы услышали? Более полно описать эту музыку поможет вам таблица «Элементы музыкальной речи»















- Ребята, назовите мне еще один башкирский национальный музыкальный инструмент.

- Да, вы правы, конечно же, это курай. Об этом инструменте очень красиво сказал поэт Г.Молодцов:

Башкирия, моя земля и небо,

Моя любовь, мой соловьиный край!

Мне жаль того, кто здесь ни разу не был

Мне жаль того, кому не пел курай.



- Действительно, жаль того, кто не слышал чудесных, волнующих звуков курая. О многом может поведать этот музыкальный инструмент. Говорят, что со звуками курая переплетается душа того человека, который играет на нем. Как же люди узнали курай?

Много легенд и преданий сложено об этом. Об одной из них вам расскажет ваша одноклассница.



Жил-был батыр Сабир. Был у него сын Сынбулат, от рождения немой. Обучал отец сына военному искусству, верховой езде и часто пел ему песни.

Но вскоре напал враг на их родную землю и собирался Сабир в дальний путь, наказав сыну беречь мать. В тяжелом бою погиб Сабир-батыр, а Сынбулат живет теперь с матерью в глухом лесу, скрываясь от захватчиков.

Мать Сынбулата очень красиво пела, и юноше всегда нравилось ее слушать. Но больше всего ему хотелось самому исполнять эти песни, но он не умел говорить и это искусство было ему неподвластно.

Однажды отправился Сынбулат в лес за дровами и вдруг услышал неизвестно откуда доносившийся звук. Звук был очень приятным и певучим. Все оглядел вокруг юноша, но не смог увидеть певца. И тут взгляд его упал на сухие стебли тростника, который покачивался на ветру и издавал дивные, ласкающие слухи, звуки.

Срезал Сынбулат тростник, сделал в нем несколько отверстий и заиграл те песни, которые услышал от матери.

С тех пор появился в башкирском народе курай и стал любим на долгие века и годы.





- Много прекрасной музыки исполняется на курае и много песен сложено об этом чудесном инструменте.

- Давайте сейчас под песню «Курай» выполним элементы танцевальных движений из башкирских народных танцев.









- Множество песен о родном крае складывал башкирский народ. И в наше время замечательные композиторы нашей республики пишут песни, посвященные Башкортостану.

-Одной из таких является песня Фаины Гершовой «Родина». Она вам уже знакома и я предлагаю вспомнить ее. Но прежде, чем приступить к исполнению, мы сейчас вспомним знакомую уже для вас распевку, которая называется «Курай» и подготовим с ее помощью свои голоса к пению.

Слайд № 5









Ответы обучающихся: в песне



Ответы детей



Слайд № 6

Выслушивание вариантов ответов детей





Слайд № 7











Выступление заранее подготовленного обучающегося, сопровождается Слайдами № 8, 9









Просмотр видеозаписи башкирской народной песни «Уралым»





Обмен впечатлениями о прослушанной песне, анализ с опорой на таблицу из Приложения 2, которая проецируется на интерактивной доске, обучающиеся выходят к ней и обводят маркером подходящие термины



Ответы детей – курай





Слайд № 10







Слайд № 11









Выступление подготовленного обучающегося на фоне тихого звучания мелодии башкирской народной песни «Кахым туря» на курае





















Выполнение движений под песню А. Зиннуровой «Курай»















Исполнение распевки, затем песни Ф.Гершовой «Родина» под аккомпанемент синтезатора, затем под минусовую фонограмму

VII. Рефлексия, совместные выводы учителя и обучающихся.

- Пусть эта песня станет своеобразным итогом тому, о чем мы говорили сегодня на уроке.

- Как вы оцениваете свои знания?



- Что самое главное необходимо запомнить с урока?


-Домашнее задание: сделать иллюстрации на темы башкирских народных песен.

-Спасибо, ребята, за урок!

Самооценка, взаимооценка, оценка учителя, обмен впечатлениями об уроке







Название документа Презентация к уроку .pptx

Урок музыки в 6 классе на тему «Песни о родной земле, о красоте ее природы» ...
Мунажат – это: песня-сказ древний жанр башкирской народной поэзии ночная мол...
Для мелодий мунажата характерны: различные напевы: от речитатива до песенной...
Мунажаты исполняются: женщинами старшего возраста сэсэнами-импровизаторами
Ты в Мире солнечном гуляешь, На всей Земле звучишь-поёшься, Все чувства жизн...
Мне дальних берегов не нужно, Но если к ним я ухожу, То возвращаюсь, потому ...
 Песни о родной земле, о красоте ее природы
  Башкирия, моя земля и небо, Моя любовь, мой соловьиный край! Мне жаль того...
  
1 из 11

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Урок музыки в 6 классе на тему «Песни о родной земле, о красоте ее природы» Раз
Описание слайда:

Урок музыки в 6 классе на тему «Песни о родной земле, о красоте ее природы» Разработала учитель музыки МБОУ лицей г.Янаул Кашапова Г.М.

№ слайда 2 Мунажат – это: песня-сказ древний жанр башкирской народной поэзии ночная молитв
Описание слайда:

Мунажат – это: песня-сказ древний жанр башкирской народной поэзии ночная молитва, обращение к Аллаху

№ слайда 3 Для мелодий мунажата характерны: различные напевы: от речитатива до песенной ме
Описание слайда:

Для мелодий мунажата характерны: различные напевы: от речитатива до песенной мелодии исполнение речитативом напевность, плавность переходов

№ слайда 4 Мунажаты исполняются: женщинами старшего возраста сэсэнами-импровизаторами
Описание слайда:

Мунажаты исполняются: женщинами старшего возраста сэсэнами-импровизаторами

№ слайда 5 Ты в Мире солнечном гуляешь, На всей Земле звучишь-поёшься, Все чувства жизни п
Описание слайда:

Ты в Мире солнечном гуляешь, На всей Земле звучишь-поёшься, Все чувства жизни прославляешь, Душой народа создаёшься!

№ слайда 6 Мне дальних берегов не нужно, Но если к ним я ухожу, То возвращаюсь, потому что
Описание слайда:

Мне дальних берегов не нужно, Но если к ним я ухожу, То возвращаюсь, потому что Родной земле принадлежу.  

№ слайда 7  Песни о родной земле, о красоте ее природы
Описание слайда:

Песни о родной земле, о красоте ее природы

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10   Башкирия, моя земля и небо, Моя любовь, мой соловьиный край! Мне жаль того, к
Описание слайда:

  Башкирия, моя земля и небо, Моя любовь, мой соловьиный край! Мне жаль того, кто здесь ни разу не был Мне жаль того, кому не пел курай.

№ слайда 11   
Описание слайда:

 

Урок с презентацией по музыке на тему "Песни о родной земле, о красоте ее природы" (6 класс)
  • Музыка
Описание:

Данный урок музыки в 6 классе  изучается в I четверти в рамках темы раздела «История песен – история народа”, предполагает расширение музыкального кругозора обучающихся, продолжает знакомство с народной башкирской музыкой, способствует  развитию творческих навыков, воображения, умения осмысленно подходить к ответам на вопросы, продолжает работу над распевами и дикционной четкостью в песне,  воспитывает чувство патриотизма, уважения к национальной культуре башкирского народа, любви к народному краю, бережного отношения к природе.

Автор Кашапова Гузелия Мазгутовна
Дата добавления 19.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 1980
Номер материала 3776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓