Главная / Начальные классы / Урок с использованием здоровьесберегающих технологий "Как животные готовятся к зиме"

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий "Как животные готовятся к зиме"

Тема урока: Как животные готовятся к зиме.

Цель урока:

  • познакомить учащихся с тем, как дикие животные готовятся к зиме;

  • показать связь их жизни с состоянием растений и неживой природы зимой, учить устанавливать причинно-следственные связи;

  • развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь;

  • воспитывать уважительное и бережное отношение к природе;

  • создать комфортную психолого-педагогические и санитарно-гигиенические условия для детей.

Оборудование: ребусы, шапки Де Боно, маски животных, лесные дары (шишки, же луди, орехи, каштаны)


Ход урока


  1. Организационный момент

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам
- Доброе утро! – улыбчивым лицам
И каждый становится добрым доверчивым….
Доброе утро длится до вечера”.


Наш урок мы начинаем с вами

Ученики: А займемся мы сегодня серьёзными делами.

Учитель: Ну значит времени мы с вами не теряем

И урок «Я и Украина»- начинаем.


Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и других органов (здоровьесберегающие технологи)

Учитель: Ребята, а какой сегодня день недели? (Среда.)

Среда – это розовый цвет. Цвет тепла, воли и силы. Символизирует нежность, теплоту, процветание. Лечит щитовидную железу, астму, ревматизм.

Давайте подготовим необходимые для работы органы, чтобы было хорошее кровообращение. Сделайте глубокий вдох и на выдохе проговариваем:

[ н ] – подготовим к работе наш мозг

[ ж ] – сердце и лёгкие

[ р ] – весь организм к работе.

( эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза)

Молодцы, садитесь. А теперь вы готовы: Не просто слушать, а и слышать,

Не просто смотреть, а и видеть,

Не просто отвечать, а и думать,

Вместе и дружно работать.


  1. Фенологические наблюдения

А теперь нам еще и наш синоптик расскажет нам про этот день.

Синоптик. Сегодня__________. Утром температура воздуха была ____ градусов, ветер _________________, на улице стало холоднее.


  1. Мотивация учебной деятельности. Психологическая комфортность.


Релаксация (здоровьесберегающие технологии).


Учитель: Ребята, над какое время года закончилось? (Осень)

Да, правильно, закончилось владение осени. Последние листочки она раздала. И я предлагаю вам мысленно перенестись в волшебный осенний лес. Сядьте ребята удобно, закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы вдыхаете аромат осеннего леса.

Полюбуемся красками золотой осени.

Остановимся.

А так ли тихо в осеннем лесу?

Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

А как пахнет в осеннем лесу!

Вдохните глубоко этот горьковатый аромат!

Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу.

Я считаю до трех …….

Открыли глазки. Вот мы и в осеннем лесу.


  1. Сообщение темы урока

Сегодня мы узнаем, как животные готовятся к зиме, какие изменения происходят в живой и неживой природе зимой. А узнать, как подготовились животные к зиме, нам помогут эти волшебные шляпы. Вы были поделены на группы, и каждая группа выполняла своё задание.

Выходите, маленькие волшебники, надевайте шляпы и расскажите нам, какие задания выполняла ваша группа.


  • Я волшебник в белой шляпе. Наша группа начинала все с белого листа бумаги.

  • Я волшебник в жёлтой шляпе. Мы искали все положительное.

  • Я волшебник в черной шляпе. Мы искали негативную информацию.

  • Я волшебник в красной шляпе. Мы определяли чувства и эмоции.

  • Я волшебник в зеленой шляпе. Мы искали что-то новое, интересное, неизвестное.

Учитель: А я волшебница в синей шляпе. Я корректировала, анализировала вашу информацию, делала выводы.


  1. Первичное восприятие и осознание нового материала.

Учитель: Группа белой шляпы, расскажите, что вы нам подготовили?

1 ученик. Нам нужно было выяснить, что делают животные с наступлением зимы.





З

Зима

има самое холодное время года.

hello_html_14c4a157.gif

Зhello_html_m550babea.gifамерзает почва и водоёмы.

морозы

снег


Приходят морозы.


Земля покрывается снежным покровом.


У

Зима

hello_html_m550babea.gif

морозы

снег

hello_html_14c4a157.gifже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.



Пушистая шерсть

Изменение окраски


hello_html_1cbd7991.gifhello_html_m2bddf96.gif



2 ученик. Под снегом спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях. И поэтому зверям очень трудно найти корм. Но есть звери, которые зимой не спят, а используют свои запасы, которые заготовили ещё с лета. Это белка и мыши.

Зима

hello_html_m550babea.gif

морозы

снег

hello_html_14c4a157.gifhello_html_1cbd7991.gifhello_html_m2bddf96.gif

Пушистая шерсть

Изменение окраски






hello_html_m294b5e27.gifhello_html_m294b5e27.gif


Нет корма



hello_html_2d2985a9.gif


Используют запасы



hello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gif

hello_html_3e48f41d.gifhello_html_m69c98594.gif





3hello_html_a316716.png ученик. Отгадайте по следам, какие звери не спят зимой, а ищут корм?

hello_html_m113473ff.png

Лиса лось волк

hello_html_72142c6a.png





Кhello_html_m7f53a8e2.pnghello_html_m2d6ba3f2.pngабан заяц









Зима

hello_html_m550babea.gif

морозы

снег

hello_html_14c4a157.gifhello_html_1cbd7991.gifhello_html_m2bddf96.gif

Пушистая шерсть

Изменение окраски

Нет корма

Используют запасы

hello_html_3e48f41d.gifhello_html_m69c98594.gifhello_html_m294b5e27.gifhello_html_m294b5e27.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gif










hello_html_2d2985a9.gif

Ищут

корм




hello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gif

hello_html_m546dd53a.gifhello_html_m5e673c50.gifhello_html_m2cf505eb.gifhello_html_m60a14909.gifhello_html_m2f407d94.gif




Отгадайте загадки, кто же спит зимой?

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь).

Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я только на спине.(Барсук)



Правильно, спят зимой медведи и барсуки. Они нагуливают жир, чтобы хватило его на зимний сон.


4 ученик. Впадают в спячку. Ежи, лягушки, черепахи, змеи, на зиму залегают в спячку. Дышат они при этом кожей. Они могут безболезненно замерзать и затвердевать так, что их внутренние органы пронизываются кристаллами льда.




Зима

hello_html_m550babea.gif

морозы

снег

hello_html_14c4a157.gifhello_html_m2bddf96.gif

Изменение окраски

hello_html_m69c98594.gifhello_html_m294b5e27.gifhello_html_m294b5e27.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gif

Ищут

корм

hello_html_2d2985a9.gifhello_html_m546dd53a.gifhello_html_m5e673c50.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_m2cf505eb.gifhello_html_m60a14909.gifhello_html_m2f407d94.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gif

Пушистая шерсть



hello_html_mb60b119.gif



Нет корма



Спят

hello_html_m75d01f43.gifhello_html_m22d43d51.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gif

Используют запасы

В спячке



hello_html_2d2985a9.gif

hello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gifhello_html_2d2985a9.gif

hello_html_1d67f2b4.gifhello_html_65eacdda.gifhello_html_32418fe.gifhello_html_28ff9b44.gifhello_html_m142cdda2.gif





Молодцы, очень интересно.



Учитель: Группа желтой шляпы, вам предоставляется слово.

1 ученик: Мы искали положительные изменения в жизни животных с приходом зимы. И подготовили фотоальбом.

С наступлением зимы все преобразовывается до неузнаваемости и даже животные:

- Зайчик меняет свою серую шубку на белую, чтобы быть незаметным на белом снегу. Белочка свою рыжую шубку меняет на серо-голубую.

- У лисиц шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны.

- Медведь к зиме становится толстым и красивым, потому что нагуливает ("наедает") жир летом и осенью, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается еще и выкормить новорожденных медвежат.

- Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Учитель: Сколько интересного вы нам рассказали.


А теперь предоставляем слово группе черной шляпы.

1 ученик: Нам нужно было найти информацию о негативном влиянии зимних погодных условий на животных. Мы составили паутинку:

- голод, как результат затруднения поиска и добычи пищи;

- холод, как следствие переохлаждения;

- асфиксия (удушье) под толстым слоем снега и льда;

- Перелет и кочевки - суровая школа борьбы, лишений, риска и смертельной опасности для птиц;

- Время установления снежного покрова во многом сказывается на благополучии многих птиц и зверей. Очень неуютно чувствуют себя перелинявшие зайцы-беляки, если снег выпадает с запозданием.

Учитель: Спасибо, большое. Интересная информация.


А сейчас слово предоставляем группе красной шляпы.

1 ученик: Красный цвет это чувства и эмоции. Очень выразительно эти чувства передают художники, композиторы, поэты, писатели. А сейчас на некоторое время мы превратимся в лесных жителей и проведем лесное собрание, которое будет сопровождаться рисунками наших юных художников.

Медведь:
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом.
-Отвечайте, звери, мне,
Вы готовы ли к зиме?
Лиса:
-Да, - ответила лисица, -
Я связала рукавицы,
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Заяц:
-А у меня есть валенки, -
Отвечал ему заинька, -
Что мне вьюга, да метель
Хочешь, Мишенька примерь.
Белка:
Смотрит белка из дупла;
-Я орешков припасла,
Высоко мое дупло
Там и сухо и тепло,
Ежик:
Вылез ежик из листвы:
-Про меня забыли вы,
Здесь в кустах моя избушка,
А в избе грибов кадушка.
Волк:
-А мне запасы не нужны,
Протяну я до весны.
Медведь:
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он,
И увидел сладкий сон.


Учитель: Спасибо, большое. А что же нам расскажет группа зелёной шляпы.

1 ученик: Наша группа искала интересное и неизвестное. Нам было трудно, но но мы все же нашли.


Мы узнали, что муравьи, не замерзают даже тогда, когда очень холодно, минус 30 градусов и больше. Почему? (С осени в их теле накапливается глицерин. Именно эта вязкая жидкость спасает муравьев от морозов).


Говорят, что медведь сосёт лапу в берлоге. Правда это или нет? ( Только он не сосет её, а лижет. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё причмокивает губами)


Собирает ли ёжик на зиму яблоки? (Яблоки ёж не ест. Яблоки же необходимы ему исключительно в гигиенических целях. Дело в том, что, путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки, кислый сок которых уничтожает и блох, и клещей.)


Какой основной зимний корм лисиц? Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей. (Видео фрагмент)


Учитель. И ваша группа нам рассказала много интересного. Да, ребята, вы поняли, что в природе все взаимосвязано и невозможно разделить на главное и второстепенное, положительное и отрицательное. Все важно, все нужно и я надеюсь, что вы это все поняли.


Физминутка.

Сенсорно-моторный тренаж «Времена года».


(На доске расположен сюжетный комплекс «Времена года». Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Дети, находясь в положении свободного стояния, под команду учителя фиксируют взгляд на соответствующей данной цифре картинке. При этом совершают синхронно- сочетательные движения глазами, головой, туловищем).



  1. Обобщение и систематизация знаний

- А как вы это поняли, сейчас я проверю, и мы поиграем в одну игру «Волшебный кубик». На этом кубике есть вопросы от каждой шляпы, на которые вы должны ответить.

- И первый ход я делаю к …………………….

Белая грань – Какие изменения у животных называются линькой?

Жёлтая грань – Какие птицы выводят зимой потомство?

Чёрная грань – Какие зимние погодные условия негативно влияют на животных? Красная грань – Кто зимой не спит, а ищет себе корм?

Зелёная грань – Собирает ли ежик на зиму яблоки?

Синяя грань – Какой основной зимний корм лисиц?


- Молодцы, вы новый материал очень хорошо усвоили. И мы смело можем сказать, что ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЫ К ЗИМЕ!


Учитель: Ребята, вспомните пожалуйста, что говорил нам лес, какая зима приближается? (лютая, холодная). Всем животным и так не сладко приходиться в зимнюю стужу. А давайте выполним несколько заданий, и закроем в снежном замке сильные морозы, снегопады, метели, жгучие ветра, и сделаем зиму мягкой, пушистой, теплой, что бы все животные перезимовали без потерь.

Сначала нам нужно подняться по волшебной лестнице. И выполнить первое задание.


Как готовятся животные к приходу зимы? Подчеркни правильные ответы.

Готовят запасы, растут, линяют, размножаются, нагуливают жир, откладывают яйца, мечут икру, впадают в спячку, строят гнезда.











1. Работа в группе

Тhello_html_43c105b5.gifеперь каждой группе нужно подобрать ключ к замку разгадав ребусы, чтобы закрыть в снежном замке явления природы, которые осложняют жизнь животным в лесу.

1 группе: сильные морозы;

2 группе: снегопады; Ребусы

3 группе: метели;

4 группе: жгучие ветра.

Проверка.

- Молодцы! Посмотрите какой доброй стала зима. Я думаю, что животные будут вам благодарны. Но все равно ваша помощь им зимой понадобиться.

2. Работа в паре

Что вы можете сделать, чтобы помочь перезимовать птицам и животным?

Соедините стрелочками нужное высказывание со словами.

Птицы

-нужно сделать кормушки

- заморозить хлеб или крошки в морозилке

- заготовить ягоды рябины, кусочки сала, пшено

Животные

- подрубать молодые осины, ветки рябины и осины

- оставлять корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди

- класть на пеньки соль


  1. Итог урока

- И с этим заданием вы справились. А теперь давайте посмотрим, как вы работали на уроке, сколько даров леса каждый насобирал. Молодцы! Значит, я могу сделать вывод, что животные зимой голодные не будут.

И они в долгу перед вами не остались, в благодарность за вашу работу они прислали вам вот эту корзину с угощением.

Но перед тем как я вам её раздам, продолжите предложение:

«Я узнал……….»

«Я повторил………»

«Я удивился………..»

«Я запомнил………..»

- Молодцы!






hello_html_50920e6c.gif












hello_html_m3b531f6.jpg










hello_html_30fca2f7.gif




hello_html_m887fd17.gif



Подготовили

учителя начальных классов СОШ 6

Джим Е.В., Филоненко Н.А.hello_html_267938d2.pnghello_html_m509c4c8a.pnghello_html_317898d2.pnghello_html_7ee3ad96.png

Урок с использованием здоровьесберегающих технологий "Как животные готовятся к зиме"
  • Начальные классы
Описание:

Тема урока: Как животные готовятся к зиме.

Цель урока:

    познакомить учащихся с тем, как дикие животные готовятся к зиме;

    показать связь их жизни с состоянием растений и неживой природы зимой, учить устанавливать причинно-следственные связи;

    развивать внимание, память, логическое мышление, связную речь;

    воспитывать уважительное и бережное отношение к природе;

    создать  комфортную психолого-педагогические и санитарно-гигиенические условия для детей.

Оборудование:ребусы, шапки Де Боно, маски животных, лесные дары (шишки, же луди, орехи, каштаны)

 

Ход урока

 

      I.            Организационный  момент

“Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам
- Доброе утро! – улыбчивым лицам
И каждый становится добрым доверчивым….
Доброе утро длится до вечера”.

 

               Наш урок мы начинаем с вами

Ученики: А займемся мы сегодня серьёзными делами.

Учитель: Ну значит времени мы с вами не теряем

                 И урок «Я и Украина»- начинаем.

 

Упражнения для укрепления мышц дыхательного аппарата и других органов (здоровьесберегающие технологи)

Учитель: Ребята, а какой сегодня день недели? (Среда.)

                  Среда – это розовый цвет. Цвет тепла, воли и силы. Символизирует нежность, теплоту, процветание. Лечит щитовидную железу, астму, ревматизм.

Давайте подготовим необходимые для работы органы, чтобы было хорошее кровообращение. Сделайте глубокий вдох и на выдохе проговариваем:

[ н ] – подготовим к работе наш мозг

[ ж ] – сердце и лёгкие

[ р ] – весь организм к работе.

( эффект вибрации для укрепления и профилактики заболеваний внутренних органов. Звуки произносятся на одном дыхании, каждый звук повторяется 3 раза)

Молодцы, садитесь. А теперь вы готовы: Не просто слушать, а и слышать,

                                                                       Не просто смотреть, а и видеть,

                                                                       Не просто отвечать, а и думать,            

                                                                       Вместе и дружно работать.

 

   II.            Фенологические наблюдения

А теперь нам еще и наш синоптик расскажет нам про этот день.

Синоптик. Сегодня__________. Утром температура воздуха была ____ градусов, ветер _________________, на улице стало холоднее.

 

III.            Мотивация учебной деятельности. Психологическая комфортность.

 

Релаксация (здоровьесберегающие технологии).

 

Учитель: Ребята,  над какое время года закончилось?  (Осень)

Да, правильно, закончилось владение осени. Последние листочки она раздала. И я предлагаю вам мысленно перенестись в волшебный осенний лес. Сядьте ребята удобно, закройте глазки, расслабьтесь. Представьте, что вы вдыхаете аромат осеннего леса.

Полюбуемся красками золотой осени.

Остановимся.

А так ли тихо в осеннем лесу?

Послушайте, как шуршат падающие листья, шумит в ветвях ветерок, весело посвистывают синички.

Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы.

А как пахнет в осеннем лесу!

Вдохните глубоко этот горьковатый аромат!

Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.

Глубоко вдохните и выдохните.

Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть осеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу.

Я считаю до трех …….

Открыли глазки. Вот мы и в осеннем лесу.

 

IV.            Сообщение темы урока

Сегодня мы узнаем, как животные готовятся к зиме, какие изменения происходят в живой и неживой природе зимой.  А узнать, как подготовились животные к зиме, нам помогут эти волшебные шляпы. Вы были поделены на группы, и каждая группа выполняла своё задание.

Выходите, маленькие волшебники, надевайте шляпы и расскажите нам, какие задания выполняла ваша группа.

 

    Я волшебник в белой шляпе. Наша группа начинала все с белого листа бумаги.

    Я волшебник в жёлтой шляпе. Мы искали все положительное.

    Я волшебник в черной шляпе. Мы искали негативную информацию.

    Я волшебник в красной шляпе. Мы определяли чувства и эмоции.

    Я волшебник в зеленой шляпе. Мы искали что-то новое, интересное, неизвестное.

Учитель: А я волшебница в синей шляпе. Я корректировала, анализировала вашу информацию, делала выводы.

 

   V.            Первичное восприятие и осознание нового материала.

Учитель: Группа белой шляпы, расскажите, что вы нам подготовили?

1 ученик. Нам нужно было выяснить, что делают животные с наступлением зимы.

 

 

 

 

 

Зима

 

Зима самое холодное время года.

 

   

 

Замерзает почва и водоёмы.

 

         

морозы

   

снег

 

 

Приходят морозы.

 

Земля покрывается снежным покровом.

 

снег

 

морозы

 

Зима

 

Уже с октября у всех зверей вместо редкой летней шерсти отрастает новая – густая и пушистая. А у некоторых изменяется и её окраска. Такие изменения называются линькой.

 

 

 

             

 

 

 

 

 

2 ученик. Под снегом спрятались плоды и семена. Нет сочной травы, мягких листьев на деревьях. И поэтому зверям очень трудно найти корм. Но есть звери, которые зимой не спят, а используют свои запасы, которые заготовили ещё с лета. Это белка и мыши.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ученик. Отгадайте по следам, какие звери не спят зимой, а ищут корм?

 

   

 

Лиса                                     лось                                        волк

 

   

 

 

 

 

 

 

Кабан                                   заяц

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отгадайте загадки, кто же спит зимой?

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь).

Там, где сосен сильный запах,

В чаще леса в тишине,

Положив на брюхо лапу,

Сплю я только на  спине.(Барсук)

 

 

Правильно, спят  зимой медведи и барсуки. Они нагуливают жир, чтобы хватило его на зимний сон.

 

4 ученик. Впадают в спячку. Ежи, лягушки, черепахи, змеи, на зиму залегают в спячку. Дышат они при этом кожей.  Они могут безболезненно замерзать и затвердевать так, что их внутренние органы пронизываются кристаллами льда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молодцы, очень интересно.

 

 

Учитель: Группа желтой шляпы, вам предоставляется слово.

1 ученик: Мы искали положительные изменения в жизни животных с приходом зимы. И подготовили фотоальбом.

С наступлением зимы все преобразовывается до неузнаваемости и даже животные:

- Зайчик  меняет свою серую шубку на белую, чтобы быть незаметным на белом снегу. Белочка свою рыжую шубку меняет на серо-голубую.

- У лисиц  шубка становится гуще и теплее. С таким мехом никакие морозы не страшны.

- Медведь к зиме становится толстым и красивым, потому что  нагуливает ("наедает") жир летом и осенью, и этих запасов ему хватает на всю зиму. А медведице удается еще и выкормить новорожденных медвежат.

- Клесты питаются семенами ели и сосны. У этих деревьев семена созревают зимой, поэтому в это время года у клестов появляются птенцы. Им хватает корма для того, чтобы прокормить себя и свое потомство. Птенцам клестов зимой не холодно, потому что они всегда сыты.

Учитель: Сколько интересного вы нам рассказали.

 

А теперь предоставляем слово группе черной шляпы.

1 ученик: Нам нужно было найти информацию о негативном влиянии зимних погодных условий на животных. Мы составили паутинку:

- голод, как результат затруднения поиска и добычи пищи;

- холод, как следствие переохлаждения;

- асфиксия (удушье) под толстым слоем снега и льда;

 - Перелет и кочевки - суровая школа борьбы, лишений, риска и смертельной опасности для птиц;

-  Время установления снежного покрова во многом сказывается на благополучии многих птиц и зверей. Очень неуютно чувствуют себя перелинявшие зайцы-беляки, если снег выпадает с запозданием.

Учитель: Спасибо, большое. Интересная информация.

 

А сейчас слово предоставляем группе красной шляпы.

1 ученик: Красный цвет это чувства и эмоции. Очень выразительно эти чувства передают художники, композиторы, поэты, писатели. А сейчас на некоторое время мы превратимся в лесных жителей и проведем лесное собрание, которое будет сопровождаться рисунками наших юных художников.

Медведь:
По завалам, по оврагам
Шел медведь хозяйским шагом.
-Отвечайте, звери, мне,
Вы готовы ли к зиме?
Лиса:
-Да, - ответила лисица, -
Я связала рукавицы,
Рукавицы новые,
Мягкие, пуховые.
Заяц:
-А у меня есть валенки, -
Отвечал ему заинька, -
Что мне вьюга, да метель
Хочешь, Мишенька примерь.
Белка:
Смотрит белка из дупла;
-Я орешков припасла,
Высоко мое дупло
Там и сухо и тепло,
Ежик:
Вылез ежик из листвы:
-Про меня забыли вы,
Здесь в кустах моя избушка,
А в избе грибов кадушка.
Волк:
-А мне запасы не нужны,
Протяну я до весны.
Медведь:
Обошел медведь весь лес
И в берлогу спать залез.
Лапу в пасть засунул он,
И увидел сладкий сон.

 

Учитель: Спасибо, большое. А что же нам расскажет группа зелёной шляпы.

1 ученик: Наша группа искала интересное и неизвестное. Нам было трудно, но но мы все же нашли.

 

Мы узнали, что муравьи, не замерзают даже тогда, когда очень холодно, минус 30 градусов и больше. Почему? (С осени в их теле накапливается глицерин. Именно эта вязкая жидкость спасает муравьев от морозов).

 

Говорят, что медведь сосёт лапу в берлоге. Правда это или нет? ( Только он не сосет её, а лижет. Зимой у медведей на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая нежная кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком и при этом ещё  причмокивает губами)

 

Собирает ли ёжик на зиму яблоки? (Яблоки ёж не ест.Яблоки же необходимы ему  исключительно в гигиенических целях. Дело в том, что, путешествуя по лесу и цепляясь иголками за траву и ветки, ежи собирают на себя огромное количество насекомых-паразитов, укусы которых вызывают у них страшный зуд. А чтобы избавиться от этих мучителей, ежи накалывают на свой игольчатый панцирь яблоки, кислый сок которых уничтожает и блох, и клещей.)

 

Какой основной зимний корм лисиц?Основной зимний корм лисиц — мыши. Благодаря своему острому зрению, слуху и нюху лисица находит в день до 20 мышей. (Видео фрагмент)

 

Учитель. И ваша группа нам рассказала много интересного. Да, ребята, вы поняли, что в природе все взаимосвязано и невозможно разделить на главное и второстепенное, положительное и отрицательное. Все важно, все нужно и я надеюсь, что вы это все поняли.

 

Физминутка.

Сенсорно-моторный тренаж «Времена года».

 

(На доске расположен сюжетный комплекс «Времена года». Под каждой картинкой помещается в соответствующей последовательности одна из цифр: 1-2-3-4. Дети, находясь в положении свободного стояния, под команду учителя фиксируют взгляд на соответствующей данной цифре картинке. При этом совершают синхронно- сочетательные движения глазами, головой, туловищем).

 

 

VI.            Обобщение и систематизация знаний

- А как вы это поняли, сейчас я проверю, и мы поиграем в одну игру  «Волшебный кубик». На этом кубике есть вопросы от каждой шляпы, на которые вы должны ответить.

- И первый ход я делаю к …………………….

Белая грань –  Какие изменения у животных называются линькой?

Жёлтая грань – Какие птицы выводят зимой потомство?

Чёрная грань – Какие зимние погодные условия негативно влияют на животных? Красная грань – Кто зимой не спит, а ищет себе корм?

Зелёная грань – Собирает ли ежик на зиму яблоки?

Синяя грань – Какой основной зимний корм лисиц?

 

- Молодцы, вы новый материал очень хорошо усвоили. И мы смело можем сказать, что ВСЕ ЖИВОТНЫЕ ГОТОВЫ К ЗИМЕ!

 

Учитель: Ребята, вспомните пожалуйста, что говорил нам лес, какая зима приближается? (лютая, холодная). Всем животным и так не сладко приходиться  в зимнюю стужу. А давайте выполним несколько заданий, и закроем в снежном замке сильные морозы, снегопады, метели, жгучие ветра, и сделаем зиму мягкой, пушистой, теплой, что бы все животные перезимовали без потерь.

Сначала нам нужно подняться по волшебной лестнице. И выполнить первое задание.

 

 

   

Как готовятся животные к приходу зимы? Подчеркни правильные ответы.

Готовят запасы, растут, линяют, размножаются, нагуливают жир, откладывают яйца, мечут икру, впадают в спячку, строят гнезда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Работа в группе

Теперь каждой группе нужно подобрать ключ к замку разгадав ребусы, чтобы закрыть в снежном замке явления природы, которые осложняют жизнь животным в лесу.

1 группе: сильные морозы;

2 группе: снегопады;                      Ребусы

3 группе: метели;

4 группе: жгучие ветра.

Проверка.

- Молодцы! Посмотрите какой доброй стала зима. Я думаю, что животные будут вам благодарны. Но все равно ваша помощь им зимой понадобиться.

2. Работа в паре

Что вы можете сделать, чтобы помочь перезимовать птицам и животным?

Соедините стрелочками нужное высказывание со словами.

Птицы                                                                              

-нужно сделать кормушки

- заморозить хлеб или крошки в морозилке

- заготовить ягоды рябины, кусочки сала, пшено

Животные

- подрубать молодые осины, ветки рябины и осины

- оставлять корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди

- класть на пеньки соль

 

VII.            Итог урока

- И с этим заданием вы справились. А теперь давайте посмотрим, как вы работали на уроке, сколько даров леса каждый насобирал. Молодцы! Значит, я могу сделать вывод, что животные зимой голодные не будут.

И они в долгу перед вами не остались, в благодарность за вашу работу они прислали вам вот эту корзину с угощением.

Но перед тем как я вам её раздам, продолжите предложение:

«Я узнал……….»

«Я повторил………»

«Я удивился………..»

«Я запомнил………..»

- Молодцы!


 

 

 

 

 

 

                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Автор Филоненко Наталья Александровна
Дата добавления 21.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 410
Номер материала 9120
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓