Главная / Информатика / Урок с использованием интерактивной доски на тему "Типы алгоритмов"

Урок с использованием интерактивной доски на тему "Типы алгоритмов"

Документы в архиве:

18.13 МБ Алгоритмы.notebook
941.92 КБ Конспект урока.docx
15.65 КБ Пшенникова.docx

Название документа Конспект урока.docx

Конспект урока

ОУ: НОУ специализированный еврейский лицей «Ор Авнер»

ФИО учителя: Пшенникова Тамара Николаевна

Номинация: Урок с использованием интерактивной доски

Предмет: информатика

Класс: 6

Номер урока в теме: 3

Тема урока: Типы алгоритмов


Цель: обобщение изученного; формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности, который способен самостоятельно найти средства расширения границ известного, доступного.

Задачи

Образовательные: повторить типы алгоритмов (линейный, циклический, разветвляющийся), их структуру и ключевые слова; развить навыки составления алгоритмов различных типов на основе литературных материалов (басни, сказки).

Развивающие: развитие алгоритмического мышления, развитие внимания.

Воспитательные: развитие самостоятельности, коммуникативных способностей, навыков самоконтроля и взаимопомощи.



Тип урока: обобщение ранее изученного материала

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,Smart Board, ПО Smart Notebook (версия 10 с дополненной коллекцией LAT 2.0), Smart-презентация


Литература.

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5–7 классах: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  4. Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

  5. Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)



.


Основные понятия: Линейный, циклический и разветвляющийся алгоритмы.

План урока

Этапы

Задача


Длитель-

ность


Форма

орг-ции ПД обуч-ся

Методы, приёмы


Организационный этап


Психологически подготовить учащихся к общению и взаимодействию в процессе урока использования имеющихся знаний и умений.

Повторение.

5 мин

Фронтальная

Разминка, фронтальный опрос по ранее изученному материалу

Этап подготовки обучающихся к активной работе на уроке

Формировать у учащихся умения правильного воспроизведения своих знаний и применения сформированных способов деятельности.

5 мин

Беседа, фронтальная,

Наглядный метод,

беседа


Этап выполнения устного задания. Кто первый?

Формировать у учащихся умения правильного воспроизведения своих знаний.

5 мин

Фронтальная работа по решению новых задач, составлению алгоритмов.

Короткие задания на развитие внимания, сообразительности, памяти, представленные на слайдах.

Этап индивидуальной самостоятельной работы

Учиться использовать знания и умения в нестандартных ситуациях.


7-10 мин

Самостоятельная работа

Задания по карточкам.

Этап командной работы

Закрепить и углубить знания, добытые в ходе активного поиска на основе применения их на практике, повысить уровень осмысления изученного материала.

15 мин

Групповая

Групповая работа

Взаимоповерка по образцу (показ образца выполнения). Выставление баллов


Этап подведения итогов


Развивать способность к обобщениям, выявить уровень осознанности полученных знаний.

5 мин

Фронтальная

Метод обобщения и систематизации



Время урока: 45 минут



Ход урока

Для создания презентации к уроку были взяты фрагменты коллекции интерактивных средств Lesson Activity ToolkitLAT 2.0, созданной с использованием Flash – технологий, объекты из Галереи изображений коллекции Smart Notebook, объекты с Интернет – ресурса, раздаточные материалы обучающимся, слайд-программа, содержащая все материала урока, создающая сказочную атмосферу (картинки из сказок и басен),

http://images.google.ru/imghp?hl=ru, http://www.youtube.com/, http://metodist.lbz.ru/





Этап урока

Что делают

Использование интерактивных средств

(с указанием времени)

Учитель

Ученики

Организацион-

ный этап


-Тема урока «Типы алгоритмов»

  1. Для чего нужны алгоритмы?

  2. Какие Исполнители вам знакомы?

  3. Как называется алгоритм, записанный для компьютера?

  4. Какие типы алгоритмов вы знаете?

  5. Как определить тип алгоритма?

Сегодня будем эти знания применять при решении различных задач.Составить алгоритм непросто: нужно знать из каких команд он должен состоять, последовательность этих команд. Это - алгоритмическое мышление, которое мы продолжаем развивать.

Вы будете работать самостоятельно и в группах. Учитесь вместе работать дружно и результативно.

А самое главное, сегодня вы увидите, что алгоритм можно составлять для самых разных ситуаций и задач. Но оказывается, что алгоритмы встречаются не только на уроках математики, информатики, не только в повседневной жизни. Они проникли во все стихотворения, басни, сказки.

В течение урока будут выставляться оценки за выполнение заданий в оценочный лист. (На бумаге, с переносом в электронную таблицу).



  1. Достичь какой-либо цели. Решить задачу.

  2. Роботы, люди, животные, компьютеры.

  3. Программа.

  4. Линейный, циклический, разветвляющийся.

  5. По ключевым словам)







Кто-нибудь из учеников выходит к доске и и открывает зеркальный текст.


Слайд 1


При создании слайда использовалась средство из коллекции Lat 2.0- отображение временной шкалы для 5 вопросов по теме «Алгоритмы»слайд1.JPG

Есть ссылка на презентацию «Типы алгоритмов» из коллекции ЦОР.

Есть ссылка на оценочный лист. (файл Excel)


Слайд 2

На этом слайде анимированный текст (зеркальное отображение) со словами: «Сегодня вас ожидает дорога по сказочной стране. А нашим спутником будет девиз Алисы из страны чудес». Слова английского математика, поэта и писателя Льюиса  Кэрролла: «Прежде, чем что-то сделать, надо составить план!» - в заголовке слайда. 7 минутслайд2.JPG

Этап подготовки обучающихся к активной работе на уроке (выполнению практических заданий)












Составляя алгоритмы, вы у Лукоморья встретите кота, у большого камня застанете Ивана Царевича за глубоким раздумьем, по-щучьему велению, но по вашему алгоритму ведра должны сходить за водой. Затем займетесь подсчетом камней, подаренных Серебряным копытцем. Если кто-то опередит всех, то быстрее встретится с Винни-Пухом и получит дополнительную оценку. Но дальше ваши пути разойдутся: 1 группа пойдет на грядку за цветиком – семицветиком, 2 группа будет ловить золотую рыбку.

Как вы думаете, в какую страну нам предстоит совершить путешествие?


Задание – разминка на упорядочивание команд в линейном алгоритме. Вспомните сказку «Колобок» расположите в правильном порядке действия.

Оценивается работа учащихся и баллы заносятся в таблицу.




Знакомятся с планом работы на уроке.












Ученик у доски работает с анаграммой.


Ученик работает у доски.








Слайд 3

При создании слайда использовалось

Значки и анимация (появление) плана работы на уроке, в соответствии со словами учителя (столбец1).слайд3.JPG

Слайд 4

Средство Lat 2.0 -Анаграмма. Слово -АЛГОРИТМИЯслайд4.JPG

Слайд 5


При создании слайда

интерактивное средство

из коллекции LAT 2.0 Упорядочивание изображений.слайд5.JPG


Задание I. Поучись составлять алгоритмы трех типов.

Задания на сообразительность и скорость.

Вопросы к заданиям:

- Условие или действие надо вставить?

- Какой тип алгоритма в каждом задании?

- Какие ключевые слова используются в алгоритмах?

Баллы выставляются в таблицу.


1. Вставь условие или действие вместо … в алгоритмах.

а) «Кот у Лукоморья»

начало

если кот идет направо

то песнь заводит

иначе …

конец

б) «Курочка Ряба»

начало

если яичко не разбивается,

то оно золотое

иначе …

конец.

2. Расставь номера команд по порядку в линейном алгоритме «Ведра» из сказки «По щучьему веленью»

начало

залезть на лавку

слезть с лавки

выйти из дома

войти в дом

зачерпнуть воды

подойти к реке

вернуться к дому

конец

3. При каждом ударе Серебряного копытца появляется 12 камней. Сколько их будет, если Серебряное копытце выполнит этот алгоритм повтора.

начало

повторить 4 раза

ударить копытцем

конец цикла

конец



После выполнения заданий делается упражнение на определение принадлежности к типам алгоритмов ключевых слов.












Задания а) и б) выполняются устно, отвечающий у доски должен выбрать нужное слово.















Задание 2 выполняется у доски . Ученик должен правильно расставить цифры.












Ученики просматривают фрагмент мультипликационного фильма «Серебряное копытце» и первый поднявший руку даёт устный ответ.








Выходит ученик по желанию.


Слайды 6,7 содержат картинки из сказок, тексты алгоритмов, здесь для слов условие и действие использована утилита множественного клонирования.






слайд6.JPG

Слайд 6












Слайд 7








Слайд 8


На слайде 8 объекты блок-схемы закреплены, номера команд нет.



Слайд9

Содержит видеоролик (скачанный из интернета, обрезанный и помещенный в боковую закладку) слайд7.JPG

слайд9.JPG

слайд8.JPG








Слайд10


Использовано интерактивное средство

из коллекции LAT 2.0 Сортировка вихрей- текст.слайд10.JPG


II.Проверь, знаешь ли ты типы алгоритмов

Определи к какому типу относятся алгоритмы по басням И.А. Крылова.

  1. «Слон и Моська» 2. «Слон и Моська»

начало начало

увидела Слона если Моська лает на Слона,

ну на него метаться то знать она сильна

лаять иначе она слаба

визжать конец

рваться

лезет в драку с ним

конец

2.«Мартышка и очки» 4. «Квартет»

начало начало

повертеть очки повторить 3 раза

надеть очки на темя играй на инструменте

надеть очки на хвост пересядь на другое место

понюхать очки конец цикла

полизать очки конец

выбросить очки

конец


5. «Лебедь, Щука и Рак» 6. «Ворона и Лисица»

начало начало

если в товарищах согласья нет, плутовка к дереву

то на лад их дело не пойдет подходит

иначе все получится вертит хвостом

конец с Вороны глаз не сводит

говорит

конец

Оценки выставляются в таблицу.

Учащиеся по вызову учителя выполняют упражнение у доски.

Слайды 11-13слайд11.JPG

Использовано интерактивное средство

из коллекции LAT 2.0 Сочетание изображений.слайд13.JPGслайд12.JPG


III Самостоятельная работа по карточкам.

1. Вставь действие вместо … в разветвляющемся алгоритме.

«Винни-Пух в гостях»

начало

если ходишь в гости по утрам,

то …

иначе поступаешь глупо

конец

2. Расставь номера команд по порядку в линейном алгоритме "Завтрак Винни-Пуха".

начало

вымой руки

открой кран

сядь за стол

закрой кран

вытри руки

съешь мёд

возьми ложку

конец


  1. В одну ложку помещается 50 граммов меда. Сколько граммов меда съест Винни – Пух, если выполнит этот алгоритм повтора? Ответ запиши после алгоритма.

начало

повторить 6 раз

набрать полную ложку мёда

съесть мёд

конец цикла

конец




Учащиеся получают карточки с заданиями, работают самостоятельно.

После выполнения задания сверяют с ответами на интерактивной доске (слайд 15) и ставят себе оценку, сдают работу учителю.

Слайд14слайд14.JPG

В заголовке – этап урока. Три задания напечатан язычках (Графики) из коллекции Lat 2.0








Слайд 15слайд15.JPG

Таблица с ответами к заданию III. Здесь использовано затенение ячеек таблицы.


Физкульминутка.

Ребята выполняют вместе с учителем упражнения, демонстрируемые с интерактивной доски.

Слайд 16

Файл формата flv, (flash) из боковой закладки.слайд16.JPG


IV. Разбор задачи (подготовка к групповой работе)


Вы учились составлять алгоритмы трех типов, а сейчас соедини их в одном.

Давай вместе вспомним сказку В.Катаева «Цветик-семицветик».

Добрая старушка сорвала с грядки и подарила Жене цветок. Если бы у него не было 7 лепестков разного цвета, его можно было принять за ромашку. Но это был волшебный цветик – семицветик, который мог выполнить всё, что захочешь. Только нужно было, оторвав лепесток и бросив его, сказать волшебные слова и загадать желание.

Задание: Составь и запиши алгоритм, объединяющий в себе 3 типа: линейный, условный, циклический.

Все действия есть в списке.

Ключевые слова условного и циклического алгоритма ты должен вставить сам.

Список действий:

У цветка есть 7 лепестков разного цвета

Оторви лепесток

Загадай желание

Брось лепесток

Подарила цветок девочке

Это цветик-семицветик

Это ромашка

Сорвала цветок с грядки

Скажи волшебные слова


Учащиеся принимают участие в выполнении задания

Слайд 17слайд17.JPG

На слайде текст сказки, по которому составлена задача.







слайд18.JPG

Слайд 18

На слайде – задание, содержащее действия героев сказки и ключевые слова алгоритмического языка. Элементы слайда интерактивны. Объект «цветик-семицветик» анимирован.



V. Групповая работа

1 группа

Ты учился составлять алгоритмы трех типов, а сейчас соедини их в одном

Давай вместе вспомним сказку Г.Х.Андерсена «Огниво»

Старая ведьма попросила солдата достать из дупла дерева волшебное огниво, а взамен набрать денег. Для этого надо было зайти в 3 комнаты. В каждой из них посадить собаку на передник, набрать монет. Если есть огниво, то взять его.

Задание: Составь и запиши алгоритм, объединяющий в себе 3 типа: линейный, условный, циклический.


Все действия есть в списке.


Ключевые слова условного и циклического алгоритма ты должен вставить сам.


Список действий


выйти из комнаты

посадить

собаку на передник

не брать огниво

войти в комнату

взять огниво

набрать монет

есть огниво

подняться наверх

спуститься вниз


2 группа

Ты учился составлять алгоритмы трех типов, а сейчас соедини их в одном.

Давай вместе вспомним сказку А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».

Старик ловил неводом рыбу…

Раз он в море закинул невод…

Он в другой раз закинул невод…

В третий раз закинул он невод,-

Пришел невод с одною рыбкой,

С непростою рыбкой, - золотою.

Как взмолится золотая рыбка!..

Удивился старик, испугался…

Отпустил он рыбку золотую

И сказал ей ласковое слово.

Задание: Составь и запиши алгоритм, объединяющий в себе 3 типа: линейный, условный, циклический.

Все действия есть в списке.

Ключевые слова условного и циклического алгоритма ты должен вставить сам.

Список действий:

испугался

рыбка золотая

закинул невод

достал невод

отпустил рыбку

рыбка молчит

удивился старик

сказал ласковое слово

рыбка взмолится




Класс разбивается на 2 группы. Задание дается на карточке. Ответ записывается на листочке. На интерактивной доске есть условия обеих задач. Группа, решившая задачу первой, выполняет решение у доски.



























По окончании работы делается взаимопроверка по листочкам. Ребята выставляют друг другу баллы.

Ответы раскрываются на слайде22.

Оценки заносятся в оценочный лист.






Слайд 19слайд19.JPG

На слайде текст задания и две интерактивные кнопки (ссылки на страницы к задачам групп).









слайд20.JPG

Слайд 20

На слайде – задание для группы 1, содержащее действия героев сказки и ключевые слова алгоритмического языка. Элементы слайда интерактивны. Текст сказки расположен на язычке.








слайд21.JPG


Слайд 21

На слайде – задание для группы 2, содержащее действия героев сказки и ключевые слова алгоритмического языка. Элементы слайда интерактивны. Текст сказки расположен на язычке.







слайд22.JPG

Слайд 22

На слайде – ответы к заданиям 1, 2 , закрытые анимированными картинками соответствующих сказок.



VI Итоги


Подведение итогов урока, оценивание ответов обучающихся, работы групп. Домашнее задание не задается, т.к. это итоговый урок по теме «Типы алгоритмов


Урок завершается просмотром оценочного листа. Ученики покидают класс, оставляя на интерактивной доске смайлик, выражающий настроение учащегося.»

Слайд 23слайд23.JPG










Название документа Пшенникова.docx

Автор: Пшенникова Тамара Николаевна

Должность: учитель информатики

Категория: первая

Образовательное учреждение: НОУ «Ор Авнер»

г. Новосибирск

or_avner@bk.ru

Урок с использованием интерактивной доски на тему "Типы алгоритмов"
  • Информатика
Описание:

Номинация: Урок с использованием интерактивной доски

Предмет: информатика

Класс: 6

Номер урока в теме: 3

Тема урока: Типы алгоритмов

 

Цель:  обобщение изученного; формирование обучающегося как субъекта учебной деятельности, который способен самостоятельно найти средства расширения границ известного, доступного.

Задачи

Образовательные: повторить типы алгоритмов (линейный, циклический, разветвляющийся), их структуру и ключевые слова; развить навыки составления алгоритмов различных   типов на основе литературных материалов (басни, сказки).

Развивающие:  развитие алгоритмического мышления, развитие внимания.

Воспитательные: развитие самостоятельности, коммуникативных способностей, навыков самоконтроля и взаимопомощи.

 

 

Тип урока: обобщение ранее изученного материала    

 

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска,Smart Board, ПО Smart Notebook (версия 10 с дополненной коллекцией LAT 2.0), Smart-презентация

Автор Пшенникова Тамара Николаевна
Дата добавления 11.12.2014
Раздел Информатика
Подраздел Презентации
Просмотров 835
Номер материала 7005
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓