Главная / Русский язык и литература / Урок русской словесности в 5 классе "Обрядовая поэзия в творчестве поэтов 19 века"

Урок русской словесности в 5 классе "Обрядовая поэзия в творчестве поэтов 19 века"

Урок русской словесности № _________22 5 ________класс

Тема: Обрядовая поэзия в творчестве поэтов XIX века.

Дата проведения: 22.11.13

Цели:

образовательная

развивающая

воспитательная

Знать: Фольклорные образы, сюжеты и жанры в литературе.

РР: Анализ лирических произведений

Ученик формирует информационную компетенцию, компетенцию разрешения проблем при работе с тестом и карточкой , учится находить фольклорные образы в литературном произведении

Формирование базовой компетенции умение учиться

Наглядность и ТСО:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

ЭТАПЫ

ФОРМЫ И МЕТОДЫ

ВРЕМЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ

1.МОТИВАЦИЯ.ПОСТАНОВКА

ПРОБЛЕМЫ


Тест


Тест «Устное народное творчество» 10 мин

Ключ: 1-Е, 2-А, 3-С, 4-Д, 5-Е, 6-Е, 7-С, 8-А, 9-Д, 10-В.

  • Сравнительный анализ фольклорного и литературного текста (устно)

  • Работа с раскраской к Прологу


II. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

(осмысление)

Сравнительный анализ фольклорного и литературного произведения


Работа с таблицей

Прочти статью учебника на стр. 170 и заполни Сравнительную таблицу

Стихи

Проза

Рифма

Ритм

Строфа

Запись текста в вертикальный столбик

Аллитерация

Звукопись

Главный герой – сам автор, его переживания

Запись текста в горизонтальную строку

Худ-изоб.ср-ва языка: олицетворение, метафора, эпитет, сравнение



Главные герои - люди


III. ИТОГОВАЯ ДИСКУССИЯ

(РЕФЛЕКСИЯ)



Выводы: чем стихи отличаются от прозы?

Чтение стихотворения И.Никитина «Утро»

  • Анализ первых 6 строк: приём ступенчатого сужения образов:

Звёзды

Облака

Луга

Вода

Лозняк

Камыш

Тропинка

Куст

На лицо тебе

Цвет

Звук

Огонь

Облака (белый)

Белый пар зеркальная вода

От зари алый свет

Серебристая вода

Восток горит разгорается

Солнце встает и блестит

Золотыми потоками хлынуло

Чуткий камыш

Тишь

Брызнет роса серебристая

Потянет ветерок

Пронеслись утки с шумом

Далеко колокольчик звенит

Рыбаки пробудились

Птички песни поют

Едет пахарь с сохой

Едет песню поёт


Запуск карточек «Тренаж» - Лирика

Здравствуй, солнце да утро весёлое!

д/з: Майков А.Н. «Колыбельная», стр. 173 – науизусть

Инд: Майков – небольшое сообщение биографии, желательно с портретом


















Приложение 1


Тест по теме «Устное народное творчество»


  1. Жанр УНТ (устного народного творчества), представляющий собой своеобразный экзамен на сообразительность, игру в узнавание, это:

А) пословица; Д) былина;

В) сказка; Е) загадка.

С) считалка;

  1. Жанр УНТ, представляющий собой краткое изречение, называющее ситуацию, это:

А) пословица; Д) былина;

В) сказка; Е) загадка.

С) считалка;

  1. Жанр УНТ, представляющий собой краткое стихотворение, предназначенное для расчета играющих, для установления объективной справедливости в игре – это:

А) пословица; Д) былина;

В) сказка; Е) загадка.

С) считалка;

  1. Жанр народного эпоса, эпические песни-сказания о богатырях, народных героях – это:

А) пословица; Д) былина;

В) сказка; Е) загадка.

С) считалка;

  1. Образное преувеличение – это:

А) метафора; Д) олицетворение;

В) эпитет; Е) гипербола.

С) сравнение;

  1. Определи жанр УНТ:

«Получил я ее в лесу,

Уселся и стал рассматривать.

Чем больше я смотрел,

Тем меньше она мне нравилась.

И так как я не нашел ее,

То принес с собой домой»

А) пословица; Д) былина;

В) сказка; Е) загадка.

С) считалка;

  1. Определи жанр УНТ:

«Тучи, тучи, тучи, тучи,

Скачет конь большой, могучий.

Через тучи скачет он,

Кто не верит – выйди вон!»

А) пословица; Д) былина;

В) сказка; Е) загадка.

С) считалка;

  1. Определи жанр УНТ:

Терпенье и труд всё перетрут.

А) пословица; Д) былина;

В) сказка; Е) загадка.

С) считалка;

  1. Определи жанр УНТ:

А подъехал как ко силушке великоей,

Он как стал-то эту силушку великую,

Стал конём топтать, да стал копьем колоть,

Ай побил он эту силу всю великую.

А) пословица; Д) былина;

В) сказка; Е) загадка.

С) считалка;

  1. Определи жанр УНТ:

Долго ли, коротко ли – прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.

А) пословица; Д) былина;

В) сказка; Е) загадка.

С) считалка;





Ключ: 1-Е, 2-А, 3-С, 4-Д, 5-Е, 6-Е, 7-С, 8-А, 9-Д, 10-В.


Оценки:

10-9 б – «5»

8-6 б – «4»

5 б – «3»

Менее 3 – 2









Приложение 2


КАРТОЧКИ «ТРЕНАЖ» ТЕМА: «АНАЛИЗ ЛИРИЧЕСКОГО СТИХОТВОРЕНИЯ»

ЦЕЛЬ: сформировать следующие умения мыследеятельности:

  • автоматизировать необходимые термины (РИТМ, РИФМА, ВИДЫ ТРОПОВ, ПЕЙЗАЖ И ЕГО РОЛЬ, ФОЛЬКЛОРНОЕ И ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ), умения анализировать знания, умения свои и партнёров

  • умения организовывать и управлять своей деятельностью и партнёров


Т-ЛИРИКА-1


ВОПРОСЫ

ОТВЕТЫ

1. Назовите основные отличия стихотворного произведения от прозаического.

1. Стихотворный текст:

  • записывается в вертикальную строку по строфам;

  • имеет ритм;

  • имеет рифму;

  • аллитерацию.


2. Что такое ритм?

2. Ритм – это равномерное чередование ударных и безударных слогов в стихотворной речи.

3. Что такое рифма?

3. Рифма – это созвучие в конце стихотворной строки:

розы – морозы

огонь - ладонь



Т-«ЛИРИКА» - 2



Вопросы

Ответы

1. Для чего служит пейзаж в фольклорном произведении?


2. Пейзаж в фольклорном произведении антропоморфичен, т.е. очеловечен.

2. Что такое эпитет?

2.Эпитет – это вид тропа, образное определение предмета или явления в виде сравнения.

Бродяга-ветер, серебряная берёза.

3. Что такое олицетворение?

3. Олицетворение – это перенос признаков живого существа на неживой предмет или явление.





Т- «ЛИРИКА» - 3

Вопросы

Ответы

1. Назовите основные отличия фольклора от литературы.

1.

  • фольклор старше литературы;

  • фольклорное произведение имеет коллективного автора – народ, а литературное – одного автора, он известен;

  • среда бытования фольклора – устная, а литература существует в письменной форме;

  • фольклорный текст имеет варианты (например, варианты одной сказки), а литературное произведение существует в одном варианте;

  • время создания фольклорных произведений нам неизвестно, литературные произведения имеют чёткую дату написания;

  • фольклорные произведения исполняли сказители;

  • в фольклорном произведении присутствует определенный набор изобразительно-выразительных средств (постоянные эпитеты, повторы и т.д.), литературное произведение не ограничено в выборе этих средств, всё зависит от манеры и мастерства автора.


2.Что такое пейзаж?

2. Пейзаж – это описание природы в литературе.

3. Для чего существует пейзаж в прозаическом и литературном произведении?

3. Пейзаж в литературном прозаическом произведении используется для сопоставления состояния человека и природы. Через состояние природы раскрывается состояние человека, его души. В лирическом стихотворном произведении пейзаж раскрывает лирические переживания героя.




Т-«ЛИРИКА» - 4

Вопросы

Ответы

1.Что такое тропы? Какие виды тропов вы знаете?

1. Тропы – это слова, употребленные в переносном значении. Основные виды тропов: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения.

2. Как изображаются люди в лирическом и прозаическом произведении?

2. В основе прозаического произведения лежит описание действия персонажей. В основе лирического произведения лежит описание переживания героя.

3. Что такое сравнение?

3. Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений с целью прояснить один из них при помощи другого.


Т-«ЛИРИКА» - 5



Вопросы

Ответы

1. Для чего служит пейзаж в фольклорном произведении?


2. Пейзаж в фольклорном произведении антропоморфичен, т.е. очеловечен.

2. Что такое эпитет?

2.Эпитет – это вид тропа, образное определение предмета или явления в виде сравнения.

Бродяга-ветер, серебряная берёза.

3. Что такое олицетворение?

3. Олицетворение – это перенос признаков живого существа на неживой предмет или явление.




Урок русской словесности в 5 классе "Обрядовая поэзия в творчестве поэтов 19 века"
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русской словесности в 5 классе общеобразовательной школы Республики Казахстан. На уроке ученик формирует информационную компетенцию, компетенцию разрешения проблем при работе с тестом и карточкой , учится находить фольклорные образы в литературном произведении. Ученик формирует на уроке базовую компетенцию умение учиться, используя технику "Сравнительная таблица". В приложении к уроку представлен тест, а также карточки КСО "Тренаж" по теме "Анализ лирического прозведения". С помощью карточек автоматизируются термины ритм, рифма, виды тропов, пейзаж. На уроке учащиеся разбирают стихотворение И.Никитина "Утро" и рисуют приём ступенчатого сужения образа.

 

Автор Целищева Ольга Николаевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2678
Номер материала 19320
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓