Главная / Русский язык и литература / УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ ОПЫТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ: Галерея образов русской драмы (Перелистывая творения Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ ОПЫТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ: Галерея образов русской драмы (Перелистывая творения Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)

УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ

ОПЫТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ

Пащенко И.Б., учитель русского языка и литературы

ТЭФМШ г. Алма-Аты

Тема урока:

Галерея образов русской драмы

(Перелистывая творения Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)


Цель урока: формирование понятия о многоплановости драматического произведения

Задачи обучения, воспитания и развития:

  • расширить, дополнить и углубить языковые и литературные знания учащихся о драматическом произведении;

  • продолжить обучение учащихся речевой характеристике персонажей драматических произведений;

  • активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся;

  • развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, актёрской игры школьников, творческого мышления;

  • развивать творческие способности учащихся;

  • прививать любовь к театральному искусству.


Методы реализации:

Творческое чтение учителя и ученика, интрига, проведение параллелей между драматическими произведениями, побуждение учащихся высказывать своё отношение к произведениям, занимательность (элемент новизны), интригующее многоточие урока («затягивать в книгу»), создание эмоциональной обстановки, инсценирование, сопоставление героев и литературных явлений.


Виды деятельности учащихся:

Аналитическое чтение, выразительное чтение, чтение по ролям;

Актёрская игра, рисование.


Тип урока: повторение и обобщение изученного.


Оформление урока:

галерея портретов героев пьес;

видеофрагмент из телевизионного спектакля «Горе от ума» (постановка Олега Меньшикова, «Театральное товарищество 814», 2000 г.);

театральный реквизит.


Музыкальное оформление урока:

«Вальс – каприс» А.Рубинштейна;

«Вальс» и «Марш» А. Петрова;

фрагмент «Звоны» из оперы «Борис Годунов» М.Мусоргского.

Эпиграф урока:

Комедия в нём плачет перед нами,

Трагедия ль хохочет вместе с ним,

Не знаем мы и ведать не хотим!

Скорей в театр! Там ломятся толпами,

Там по душе теперь гуляет быт родной,

Там песня русская свободно, звонко льётся,

Там человек теперь и плачет и смеётся,

Там – целый мир, мир полный и живой!

Аполлон Григорьев, «Искусство и правда»


  1. Звучит «Вальс – каприс» А.Рубинштейна.

  2. Чтение учителем строфы XVIII первой главы «Евгения Онегина»:


Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы,

И переимчивый Княжнин;

Там Озеров невольны дани

Народных слёз, рукоплесканий

С младой Семёновой делил;

Там наш Катенин воскресил

Корнеля гений величавый;

Там вывел колкий Шаховской

Своих комедий шумный рой,

Там и Дидло венчался славой,

Там, там под сению кулис

Младые дни мои неслись.


Конечно же, это Пушкин! Только он мог так живо и восторженно написать о «волшебном крае», который был прямо-таки властителем дум и чувств поэта и его современников…

  • Но что это за «волшебный край» и почему «волшебный»?

  • Знаком ли, близок ли вам театр?

  • Ваш любимый театральный жанр?

  • А ваш любимый театр?

  • Встречались ли с театром на уроках?


Сегодня нам предстоит перелистать страницы трёх знаменитых русских пьес, бросить беглый взор на знакомые, давно прочитанные произведения, встретиться вновь с героями.

  • Готовы ли вы почувствовать себя одновременно и зрителями, и участниками?

Сейчас в этот современный кабинет литературы будут прибывать герои разных пьес, попробуем угадать, о каких произведениях мы будем вести разговор.


  1. Итак, пожаловал первый гость! Встречайте! (Аплодисменты).

Звучит «Марш» А.Петрова

Входит Скотинин (ученик в образе героя, произносит несколько реплик из пьесы). Ученики угадывают героя пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль». Герой проходит к своей группе учеников с творческим заданием. Творческая группа готовит своё выступление.


  1. Беседа с классом.

  • Каким запомнился вам Скотинин по пьесе «Недоросль»?

  • Какова роль этого героя в пьесе?

  • Давайте прокомментируем реплики Тараса Скотинина.

  • Как произносит он свои реплики?

В его репликах звучит надменность и одновременно откровенная глупость.

Он очень самоуверен, при этом лишён каких-либо достоинств.

В характере перемешаны наглость и ограниченность.

Скотинины ничему не учатся и тем гордятся. Дядюшка доказал на деле, что «неучёный лоб крепче учёного: хмельной на всём скаку верхом врезался головой в перекладину ворот и потом, протрезвев, спросил только, целы ли ворота.

У Скотинина главная страсть – хорошие свиньи, и на языке всегда они же.

  1. Учитель: В длинном ряду русских писателей, имевших особый дар видеть и передавать всё нелепое в жизни, первым по времени был Денис Иванович Фонвизин. И читатели до сих пор чувствуют всю меру его остроумия, продолжая повторять его выражения: «Всё то вздор, чего не знает Митрофанушка», «Не хочу учиться, хочу жениться»… Но не так просто увидеть, что фонвизинские остроты рождены не весёлым нравом, а глубочайшей печалью из-за несовершенства человека и общества.

Попробуем «сыграть» фрагмент пьесы, передав комедийное мастерство драматурга. Следите за интонацией, выразительностью речи, соответствием образов.


Звучит «Марш» А.Петрова

  1. Чтение по ролям (или актёрская игра действия 1, явления 4).


  1. Беседа с классом.

  • Что вы можете сказать о других персонажах пьесы?

  • Почему Простакова постоянно бранится?

  • Для чего Митрофанушка рассказывает свой сон?


Мир Простаковых и Скотининых, невежественных, жестоких, самолюбивых помещиков, хочет подчинить себе всю жизнь.


Простаковой стоит услышать разумное возражение, как она начинает ругаться. И между тему неё есть своя строжайшая логика, основанная на непоколебимой уверенности в том, что мир сотворён ради неё и её интересов. Например, узнав, что Стародум, которого считали умершим, жив и «никогда не умирал», Простакова взвивается: «Не умирал! А разве ему и умереть нельзя? С её точки зрения, он должен был умереть (потому что её это выгодно). Если не умер, значит, это кто-то подстроил в своих корыстных целях. Подобных реплик у неё множество.


  1. Учитель. Мы достаточно часто встречаемся с мотивом сна в русской литературе. Часто этот мотив далеко не самый важный, но всегда он играет связующую роль, значения которой могут быть самыми разными.

У нас в гостях герой другой пьесы, которую нам предстоит вспомнить.

Звучит «Марш» А.Петрова. Ученик читает сон Городничего.

- Узнали героя?

Если нет, то попробуем угадать по замечаниям самого драматурга к господам актёрам.

(Н.В.Гоголь сам даёт рекомендации господам актёрам, как лучше сыграть эту роль).

  1. Выразительное чтение учеником авторской характеристики персонажа.

  2. Учитель. Итак, вы узнали Городничего из блестящей пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор».

Беседа с классом.

  • Почему городничий испугался приезда ревизора?


Страх охватывает всех чиновников уездного города, но с отца города первый спрос, да и грехи у него посолиднее: в руки плывут не только шубы и шали, но и городская, то есть государственная казна, средства, отпущенные на благоустройство города, социальные нужды.

В «Замечаниях для господ актёров» Гоголь выдвигает фигуру городничего на первый план, но не называет его фамилии. Важно подчеркнуть его статус: он начальник, важная персона. Вся власть в уездных городах принадлежала городничим безраздельно, даже функции полиции лежали на них. Недаром хозяин трактира собирается пожаловаться на Хлестакова городничему.


  • Как ведёт себя в пьесе городничий?

Городничий хоть и растерян, но очень ловок и деловит.


  • В каких грехах обвиняет Гоголь городничего?

Казнокрадство, самоуправство, произвол власти, безнаказанность, мошенничество.


  • Почему Хлестакову поверил городничий, ведь ревизоров высокого звания и чина он не раз встречал («трёх губернаторов обманул»)?

Городничего сбило с толку «инкогнито проклятое». Ревизор должен менее всего походить на ревизора, если он расследует уезд тайно, если хочет остаться неузнаваемым. Вот и принимает он поведение перепуганного Хлестакова за тонкую игру. И чем больше говорит о себе Хлестаков правды, тем более убеждается городничий, что пред ним «тонкая штука». Каждую новую реплику он воспринимает в другом смысле.

На авантюру, на продуманную заранее хитрость Хлестаков просто не способен;

Он действует «без всякого соображения», наивен и приглуповат.

«Хлестаков вовсе не надувает, он не лгун по ремеслу, - писал Гоголь, - он сам позабывает, что лжёт, и уже сам почти верит тому, что говорит». Вера невольно передалась городничему и его окружению. Выходит, что Хлестаков искусно обманул их именно потому, что не собирался и не мог никого обмануть.

Недаром современный исследователь Ю.Манн пишет о том, что ревизия в России «была обоюдным обманом, из которого каждый пытался извлечь свои выгоды».



  1. Творческая группа готова представить нам фрагмент пьесы, учитывая пожелания автора.

  2. Беседа с классом.

  • На кого из героев более всего похож городничий в этой сцене? Почему на Хлестакова?

Городничий упивается своим будущим высоким положением, как и Хлестаков. Белинский пишет: «Из труса городничий делается нахалом, мещанином, который вдруг попал в знатные люди; страх Сибири прошёл – он уже не обещает богу пудовой свечи и грозится ещё жить и обирать купцов». В порыве радостного благодушия он прощает «неблагодарных» купцов. Он помнит о том, что купцы понадобятся, когда надо будет устраивать пышную свадьбу дочери.


  • Каким теперь вы представляете себе городничего?


В смехе городничего, новоявленного генерала, - торжество победителя, получившего право унижать других. Этим же чувством презрения, чванством, высокомерием сразу была охвачена и Анна Андреевна, как только представила себя генеральшей.


  • Каковы его жизненные цели?

Родство с Хлестаковым открывает городничему невероятные возможности: «зашибить» генеральский чин, жить в Петербурге.



  • Почему городничему так хочется быть генералом, разве ему плохо жилось в городничих?

Ему важна власть, важно, чтобы перед ним трепетали и дрожали все, ведь генерал – самый высокий чин российской бюрократической иерархии, ему никто не указ. Теперь страх будет пробирать других, но уже перед его особой. Заманчиво видеть дрожащих и трепещущих!

Ю. Манн пишет: «Гоголь открыл определённое явление, и вот почему это явление может быть названо только тем именем, которое дал ему писатель, - хлестаковщина».

«Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делается Хлестаковым…», - говорил Гоголь.


  1. Встречаем третьего героя, вернее героиню.

Звучит «Вальс» А.Петрова.

Ученица читает реплики Хлёстовой.

  1. Беседа с классом.

  • Узнали героиню?

  • Чем любопытен этот персонаж?

  • Какой вы её увидели в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума»?

  • Её роль в пьесе?

  • Совпадает ваше видение героини с иллюстрацией художника?


Хлёстова не случайно появляется в пьесе. Она необходима в комедии… В её образе писатель запечатлел законодательницу мнений высшего света. Чем заканчивается пьеса? Помните слова Фамусова: «Ах! боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!» Марья Алексевна – внесценический персонаж. Но как боится её мнения Фамусов! Хлёстова так же немногословна, но властна и зла на язык:

  • Молчалин, вон чуланчик твой…


  • В его лета с ума спрыгнул!

Чай, пил не по летам.


(о Загорецком)

  • Лгунишка он, картёжник, вор.


  1. Смотрим фрагмент одного из самых ярких спектаклей минувших лет, в постановке Олега Меньшикова.

Размышляем над театральным воплощением образа Хлёстовой.

  • Оправдались ваши ожидания?

  • Это прочтение удивило вас? Чем?

  • Ясен ли вам замысел режиссёра?

  • Чем отличается режиссёрская трактовка образа Хлёстовой?

  • Вы согласны с таким прочтением образа Хлёстовой в постановке Олегом Меньшиковым?

Странная трактовка, противоречащая образу Грибоедова: «Над старостью смеяться грех…», «Старуха Хлёстова».

  1. Итак, сегодня на уроке мы вспомнили три замечательные пьесы 18-19 веков, которые, по мнению В.Г.Белинского стали значительным явлением в литературе. В.Ф.Одоевский, прочитав пьесу Александра Николаевича Островского «Свои люди – сочтёмся!» добавил, что на этой пьесе он ставит номер четвёртый… (эпиграф урока)

Звучит фрагмент из оперы М.Мусоргского.

Появляется Катерина из пьесы А.Островского «Гроза».

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?..


Звучит фрагмент из оперы М.Мусоргского.


Учитель. Радость встречи с этой пьесой вам ещё предстоит впереди.

И если в пьесе «Горе от ума» в обрисованную автором жизнь врывается совершенно несовместимый с нею человек, который способен этот уклад жизни критиковать, подрывая саму его основу. Автора волнует столкновение одинокого героя с миром.

В «Грозе» драматург Островский выводит на сцену молодую женщину, исподволь чувствующую себя личностью, которая не может примирить любовь и совесть и не способна жить по законам окружающего её мира – богатых властных и грубых купцов, хозяев города, нищеты и суеверия жителей.

Гибнет героиня пьесы – гибнет и уходит в прошлое патриархальная Россия…


  1. Подведение итогов урока.

  • Почему пьесы, о которых мы с вами сегодня говорили, не только темы школьной программы?

  • Почему эти пьесы не сходят с театральных подмостков?

  • Почему классический текст «Недоросля», «Ревизора», «Горя от ума» звучит сегодня так, как будто написан вчера? Вспоминаются слова Пушкина: «О стихах я не говорю: половина из них войдёт в пословицы».

Выводы

Канул в Лету 18 век, ушёл в прошлое Золотой век литературы 19 век, недавно мы перешагнули в 21-й…

Каждое время по-новому переживает ситуации и проблемы старых пьес. Они тревожат память, волнуют душу.

Служат человечеству зеркалом, в котором каждое поколение рассматривает своё лицо. Вспомните эпиграф к «Ревизору»: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».

Пьесы продолжают свою жизнь в искусстве нашего времени: в театре, кино, на телевидении.

Театр интересен именно тем, что судьбы героев – это часть большой нашей жизни.

Комедия в нём плачет перед нами,

Трагедия ль хохочет вместе с ним,

Не знаем мы и ведать не хотим!

Скорей в театр! Там ломятся толпами,

Там по душе теперь гуляет быт родной,

Там песня русская свободно, звонко льётся,

Там человек теперь и плачет и смеётся,

Там – целый мир, мир полный и живой!

Аполлон Григорьев, «Искусство и правда»


6


УРОК РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В 9 КЛАССЕ ОПЫТ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ: Галерея образов русской драмы (Перелистывая творения Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя)
  • Русский язык и литература
Описание:

Творческое чтение учителя и ученика, интрига, проведение параллелей между драматическими произведениями, побуждение учащихся высказывать своё отношение к произведениям, занимательность (элемент новизны), интригующее многоточие урока («затягивать в книгу»), создание эмоциональной обстановки, инсценирование, сопоставление героев и литературных явлений.

Цель урока: формирование понятия о многоплановости драматического произведения

Задачи обучения, воспитания и развития:

·         расширить, дополнить и углубить языковые и литературные знания учащихся о драматическом произведении;

·         продолжить обучение учащихся речевой характеристике персонажей драматических произведений;

·         активизировать самостоятельную творческую деятельность учащихся;

·         развивать и совершенствовать навыки выразительного чтения, актёрской игры школьников, творческого мышления;

·         развивать творческие способности учащихся;

 

·         прививать любовь к театральному искусству.

Автор Пащенко Инна Борисовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 331
Номер материала 44590
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓