Главная / Русский язык и литература / Урок русской ЛИТЕРАТУРЫ в 10 «А» классе естественно-математического направления Тема: «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Урок русской ЛИТЕРАТУРЫ в 10 «А» классе естественно-математического направления Тема: «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Урок русской ЛИТЕРАТУРЫ в 10 «А» классе естественно-математического направления

Тема: «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Целеполагание:

  • Формирование базовой компетенции «уметь учиться» с помощью техники «Иллюстрированный доклад»

  • Формирование предметных компетенций: читательской, общекультурной литературной, ценностно-мировоззренческой – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отражённых в литературе, умение определять и обосновывать своё отношение к этим ценностям.

  • Формирование информационной компетенции при работе с компьютером (работа с флипчартами, просмотр видеофрагментов)

Тип урока: усвоение новых знаний; закрепление новых знаний; выработка умений и навыков; повторение и обобщение; проверка и оценка

Наглядность и ТСО: интерактивная доска с флипчартами, рабочие листы с учебными заданиями, тексты «Войны и мира», учебные пособия Г.А.Рудик «101 техника учения».



Этапы урока


Ход урока

Деятельность учителя



Деятельность учеников

I Вводно-мотивационный

1.1. Создание проблемной ситуации.


  • Приветствие

Ребята, здравствуйте, прошу садиться, начинаем урок. На партах лежат листочки в форме сердечка. Напишите комплимент на листочке и подарите его своему товарищу по парте.

Сегодня вы будете работать в рабочих листах, которые лежат у вас на партах («Рабочий лист» Приложение 1)

  • Пишут комплименты товарищу на листочках.





1.2. Постановка целей и задач.


  • Запишем

Дату: 23 февраля.

ЦЕЛЬ урока: уметь работать с текстом, данными, таблицами, иллюстрациями с помощью техники «Иллюстрированный доклад»

ТЕМУ УРОКА: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»



  • Запись эпиграфа…

Что нужно человеку для счастья?.....................................................Пожалуйста, продолжите фразу

  • В конце урока мы вернемся к этой фразе

Разминка.

Продолжите фразу: «Семья – это…»

МОЯ СЕМЬЯ

Подберите синоним к слову семья:

  • Отчий дом

  • Родина

  • Родное гнездо

  • Ячейка общества

  • Мама, папа, я

  • Кровная связь

  • Любовь

  • Заботы

  • Радости

  • Печали

  • Привычки

  • Традиции



1.3. Создание ориентировочной основы действий


Слово учителя

Тема семьи так или иначе присутствует почти у каждого писателя. Особенное развитие она получает во второй половине 19 века. Несмотря на то, что в романе ведущая роль отводится мысли народной, семейная мысль также имеет свою динамику развития, поэтому «Война и мир» не только исторический, но и семейный роман. Для него характерна упорядоченность и хроникальность повествования. Истории семей, представленные в романе, каждая имеет свой стержень и внутренний мир. Сравнивая их, мы можем понять, какую норму жизни проповедовал Л .Толстой.

Семья для Толстого- это почва для формирования человеческой души. Атмосфера дома, родового гнезда, по мысли писателя, определяет склад психологии, взглядов и даже судьбы героев.

В романе «Война и мир» семья выполняет свое истинное, высокое назначение. Дом у Толстого - это особый мир, в котором сохраняются традиции, осуществляется связь между поколениями; это прибежище для человека и основа всего существующего.

В системе всех основных образов романа

Л .Толстой выделяет несколько семей, на примере которых ярко выражено авторское отношение к идеалу домашнего очага , - это Болконские, Ростовы и Курагины.


Вариант 1

  • Предлагаю разделиться по группам и назвать их по фамилиям семей: «Болконские», «Курагины», «Ростовы».

Вариант 2

  • Самостоятельная работа в парах с учебными заданиями

II Операционно-познавательный.

2.1. Обеспечение учащихся необходимой информацией.


Поработаем с интерактивной доской всем классом:

Разминка (Флипчарт № 4): Под закрашенным прямоугольником спрятан портрет героя. Угадай, чьё это лицо?



Задание № 1 (Флипчарт № 5): Определите, кому из персонажей романа принадлежат детали внешности и поведения, впишите имена героев:

  1. Графиня Ростова.

  2. Граф Ростов.

  3. Соня, племянница Ростовых, воспитывающаяся в их семье.

  4. Николай Ростов

Вывод: речь идет о семье Ростовых

Задание № 2-3 (Просмотр видеофлипчартов № 10-14)

Просмотрите видеофрагменты, отгадайте, каким эпизодам романа они соответствуют, озаглавьте их, укажите нравственные ценности, присущие членам данной семьи.

  1. Встреча Наташи Ростовой и Андрея Болконского, Лунная ночь в Отрадном.

  2. Напутствие князя Николая Адреевича Болконского сыну перед отъездом на войну.

  3. Размышления князя Андрея Болконского о желании славы.

  4. Князь Андрей под Аустерлицким небом.

  5. Подвиг Николая Ростова на мосту



Задание № 4 (Флипчарты 6-9): Найди соответствие речевых характеристик персонажей романа с портретными






Запись у интерактивной доски



















Работают с заданием на рабочем листе

2.2. Использование дополнительной литературы (словари, справочники, энциклопедии).






2.3. Выполнение заданий по алгоритму (с помощью учителя).









Сейчас, ребята, вы получите задания, будете работать самостоятельно, в паре, если необходимо, можно объединиться в четверки, так как цель нашего урока: «уметь учиться», уметь работать с текстом, данными, таблицами и иллюстрациями с помощью техники «Иллюстрированный доклад». Суть техники изложена в методическом пособии (книжка зеленого цвета) на ст. 15. Кто не сможет понять суть методики, я подойду и объясню.

Работаете в своем темпе, но в течение 30 минут, переходите к следующему заданию только после моей проверки задания.

В конце урока итогом вашей работы станет «Иллюстрированный доклад» на тему нашего урока «Мысль семейная в романе «Война и мир»». Вы должны ответить на вопрос: «Какая семья является идеалом семейных и нравственных традиций, по мнению Толстого?»




2.4. Задания для самостоятельной работы (помощь учителя уменьшается).

30

Выполнение разноуровневых заданий, разработанных в соответствии с таксономией Блума

Выполняют разноуровневые задания

III Контрольно-оценочный

3.1.Задания для самостоятельной или групповой работы (без помощи учителя)с использованием алгоритма.


Задание № 5: Прочитай список героев романа «Война и мир» и представь с помощью техники «Иллюстрированный доклад» Генеалогическое древо главных героев романа «Война и мир»: Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Элен Курагиной. Используй список героев и шаблоны «Генеалогического древа».

Задание № 6: Руководствуйся цитатами из текста, репликами героев, характеристикой отдельных эпизодов романа (Приложение № 1) и с помощью техники «Иллюстрированный доклад» подготовь сообщение «Мысль семейная» в романе «Война и мир».



3.2.Эвристические задания (творческие, конструкторские, исследовательские, небольшой сложности)



Задание № 7 (4 уровень): Проанализируй семейные ценности твоей семьи и проранжируй их: самой ценной для тебя поставь цифру 9. менее значимой – цифру 1. Используй технику «Как построить график и работать с ним».



Задание № 8 (5 уровень): Создай модель «счастливой семьи», которую проповедует Толстой, с помощью техники «Синквейн». Смотри Эпилог, часть 1, главы VIII, X-XI.



Задание № 9 ( 6 уровень): Оцени ситуацию: ты хочешь создать семью. Реши с помощью «Синквейна», каким стандартам должен соответствовать твой избранник (жених) или избранница (невеста). Составь план подготовки к свадебному торжеству.


IV Задание на дом











Д/з: написать сочинение-эссе на тему «Каков мой идеал семейной жизни?»



V Подведение итогов





Вернемся к эпиграфу нашего урока

«Что нужно человеку для счастья?
Тихая семейная жизнь…с возможностью делать добро людям», - так ответил на этот риторический вопрос Лев Николаевич Толстой.

В течение урока вы разбирали, анализировали состав, традиции семей Болконских, Ростовых, Курагиных. А теперь ПОДВЕДЕМ ИТОГИ, вернемся к интерактивной доске: верно ли распределены качества, присущие данным семьям, нет ли ошибки, распределите верно качества в колонках таблицы.

И в заключении урока мне хотелось бы на память подарить вам стихотворение, отражающее суть нашего урока

Войну и мир взаимоотношений увидели в трех семьях мы сейчас:
Болконские, Курагины, Ростовы и в двадцать первом веке среди нас!
Возьмите от Болконских уваженье, любовь к своим родителям, семье!
Цените, берегите маму с папой , и их любовь вернется к вам вдвойне!
"Умеющие жить" порой несчастны, зависимы от многого они,
Их удовольствия бесцветны и недолги , так редко светлые встречаются им дни!
Живите сердцем, полным оптимизма! Добро творите ! И не унывать!
И славные традиции Ростовых учитесь в вашей жизни применять!

Вернемся к эпиграфу и допишем его

Что нужно человеку для счастья? Тихая семейная жизнь…

с возможностью делать добро людям».

Л.Н.Толстой

Оценку за урок поставьте себе сами в зависимости от количества выполненных заданий

Спасибо за урок!

Попрошу вас оценить свою работу на листочках цветных и ответить на вопросы:

Хорошо……………………………………………..

Интересно………………………………………….

Мешало……………………………………………..

Возьму С собой……………………………………

СПАСИБО ВСЕМ ЗА УРОК!








Урок русской ЛИТЕРАТУРЫ в 10 «А» классе естественно-математического направления Тема: «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок русской ЛИТЕРАТУРЫ   в 10 «А» классе естественно-математического направления

Тема: «Мысль семейная в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

Целеполагание:

  • Формирование базовой  компетенции «уметь учиться» с помощью техники «Иллюстрированный доклад»
  • Формирование предметных компетенций: читательской, общекультурной литературной, ценностно-мировоззренческой – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отражённых в литературе, умение определять и обосновывать своё отношение к этим ценностям.
  • Формирование информационной компетенции при работе с компьютером (работа с флипчартами, просмотр видеофрагментов)

Тип урока: усвоение новых знаний; закрепление новых знаний; выработка умений и навыков; повторение и обобщение; проверка и оценка

 

Наглядность и ТСО: интерактивная доска с флипчартами, рабочие листы с учебными заданиями, тексты «Войны и мира», учебные пособия Г.А.Рудик «101 техника учения».

Автор Целищева Ольга Николаевна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 740
Номер материала 4794
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓