Главная / Русский язык и литература / Урок русской литературы по теме "Итоговый урок по рассказу И. С. Тургенева "Муму" (5 класс)

Урок русской литературы по теме "Итоговый урок по рассказу И. С. Тургенева "Муму" (5 класс)

Урок русской литературы

5 класс


Тема: И. С. Тургенев «Муму». Характеристика главного героя.


Цели:

1. Углубить знания учащихся об эпохе крепостного права.

2. Привлечь их внимание к судьбе Герасима.

3. Учить художественному пересказу, рецензированию.

4. Способствовать формированию чувства сопереживания, жалости.


Тип урока: урок-рассуждение.


Ход урока:

I. Организационный момент.


II. Слово учителя.

-- Ребята! Мы прочитали рассказ «Муму». Какие вопросы у вас возникли по прочтении? Если бы вам посчастливилось встретиться с И. С. Тургеневым, что бы вы у него спросили?

(Почему Герасим утопил Муму, а не ушёл в деревню вместе с ней?)

-- Давайте попробует найти ответ на этот вопрос. А для этого углубимся в эпоху крепостного права. Кто он – главный герой рассказа? Попробуем разобраться в его характере.


III. Осмысление содержания. Работа в парах.

Художественный пересказ по предложенному учителем плану. Одни учащиеся отвечают, другие ищут подтверждение в тексте и зачитывают цитату.

1. Где происходят события?

2. Что мы узнаём о Герасиме в самом начале рассказа: как он оказался в городе, как чувствовал там себя поначалу, его внешность.

3. Как описана автором работа Герасима?

4. Чем он вызывал уважение у окружающих?

5. Как обставил Герасим свою каморку?

Вывод: Каким мы представляем главного героя после ответов на эти вопросы, прочтения описаний?

(Очень сильным, ловким, умелым, трудолюбивым, находчивым, «сложенным богатырём», «нрава строгого и серьёзного». Труд приносил ему радость, он был человеком долга.)


IV. Анализ через выразительное чтение диалогов.

-- Давайте попытаемся представить и понять людей, которые окружали Герасима.

Чтение в лицах диалогов Гаврилы и Капитона (с. 84), Гаврилы и Татьяны (с. 88) помогают понять «небольшое происшествие», которое трагически отзовётся в судьбе Герасима.

-- Татьяна Герасиму дорога. Но эта привязанность была растоптана с таким же спокойствием и небрежностью, как и его привязанность к простому деревенскому труду.

Приходим к выводу о жестокости, произволе, несправедливости, которые обрушивались на крепостных людей постоянно. Герасим же и в горе, и в радости проявил себя «самым замечательным лицом» среди прочей дворни.

-- Несмотря на разлуку с Татьяной, Герасим ещё раз становится счастливым. Что же приносит ему счастье?

(Возможность заботиться о беззащитном существе, испытывать радость от его привязанности).


V. Работа в группах.

-- Итак, Герасим, как говорит автор, был счастлив год. А сколько времени он всего прожил в Москве? Попробуем проследить за его жизнью в Москве.

1-я группа. Составить кадроплан жизни Герасима до появления Муму.

2-я группа. Составить кадроплан жизни Герасима с момента появления Муму в барских покоях.


VI. Выборочное заслушивание, рецензирование.


VII. Слово учителя.

-- Жизнь Герасима в Москве – это 3 года. А вторая половина рассказа – это события четырёх дней. Какими они были? (Самыми тяжёлыми. События этих дней показали всю страшную силу крепостного гнёта и беспомощность людей перед этим гнётом.)

Проблемный вопрос: почему же Герасим не ушёл в деревню вместе с Муму?

-- Когда, по-вашему, Герасим принял решение уйти в деревню: до смерти Муму или после?

Вывод. Гибель любимого существа и была той каплей, которой недоставало, чтобы решиться на протест. Что-то в Герасиме изменилось. Что? Герасим совершает, может быть, первый в своей жизни самостоятельный поступок.


VIII. Чтение отрывка из текста о пути Герасима домой.

-- Герасим идет в деревню, где его никто не ждёт. Но почему он так радостен и полон сил? Найдите цитаты, которые подтверждают эту мысль.

-- Мы с вами, да и сам автор, приветствуем победу Герасима не только над гнётом барыни, но и его победу над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не сметь иметь своих решений.


IX. Заключительная беседа.

-- На доске я записала для вас высказывания Ивана Сергеевича Тургенева. Сопоставьте их с текстом рассказа.

Кто стремится к великой цели, уже не должен думать о себе.


Если стремление происходит из источника чистого, оно всё-таки, и не удавшись вполне, не достигнув цели, может принести пользу великю.


Сознание честно выдержанной борьбы едва ли не выше торжества победы.


Чрезмерная гордость – вывеска ничтожной души.

И.С. Тургенев


X. Домашнее задание.

Ребятам предлагается выполнить домашнее задание на выбор:

1) Допишите произведение.

2) Сочините письмо Герасиму.


XI. Подведение итогов урока.

Выставление и комментирование отметок.

-- Что понравилось на уроке?

-- Кто понравился на уроке?

-- Удалось ли нам ответить на вопрос, который вы поставили в начале урока?

-- Я думаю, что теперь вам понятно, почему И. С. Тургенев именно так закончил своё произведение.



4


Урок русской литературы по теме "Итоговый урок по рассказу И. С. Тургенева "Муму" (5 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

     Данный урок завершает цикл уроков по произведению. Во время него учащиеся пытаются найти ответ на вопрос: "Почему Герасим не спас Муму - не смог или не захотел?"

     В процессе рассуждения учитель обращает внимание детей на причины противостояния Герасима и дворни, его моральное превосходство над ней; выявляются мотивы драматического решения Герасима. Учащиеся подводятся к выводу, что возвращение в деревню - это нравственная победа героя, победа над самим собой. 

     Используются такие виды работы, как художественный пересказ, чтение диалогов в лицах, составление кадроплана, рецензирование. Формы работы - парная, индивидуальная, групповая.

Автор Кривошеева Ольга Кирилловна
Дата добавления 07.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 3309
Номер материала 59373
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓