Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыУрок русской литературы на тему " К нам Лермонтов сходит, презрев времена"

Урок русской литературы на тему " К нам Лермонтов сходит, презрев времена"

Скачать материал

Тема урока:  К нам Лермонтов сходит, презрев времена.

Цели и задачи:

Продолжить знакомство учащихся с личностью М.Ю.Лермонтова, его сложной  и трагической судьбой; со стихами, посвященными поэту, погрузить в атмосферу художественной и творческой жизни М. Ю. Лермонтова, воссоздать образ поэта как личности

Развивать навыки творческого восприятия и выразительного чтения произведений поэта

Воспитывать желание понять внутренний мир поэта, постигнуть глубину поэтической мысли, красоту художественных образов

.Оборудование: портрет М.Лермонтова, портреты его близких, выставка произведений поэта и о поэте, репродукции картин и рисунков Лермонтова, музыкальное оформление романсы на стихи М.Ю.Лермонтова..

Ход урока.

 И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –
Такая пустая и глупая шутка…

(Лермонтов)

 

 

I. Организационная часть.

 II. Вступительное слово учителя.

 Дорогие ребята!

- Сегодня вас приглашаю в « Литературный салон» , где мы с вами будем говорить о жизни и судьбе великого русского поэта и писателя, которому 15 октября этого года мы отмечали  200летие со дня его рождения.

Как вы думаете, о ком идет речь?

             Пушкин А.С.     Т. Шевченко   М.Ю. Лермонтов

(Ученик сказал Пушкин)

( Звучит стихотворение  «Белеет парус одинокий) Читает актёр.

Учитель: Правильно, ребята!

Михаил Юрьевич Лермонтов

Душа- свеча…

                 У каждого своя. Чья-то горит ярко, но быстро сгорает, другая медленно, но лишь тлеет, третья- с отблесками, что бросает вокруг себя.

                 Свеча – душа. Сможем ли мы передать свет своей души нашим потомкам, или она погаснет, никого не обогрев?

                 Мы будем говорить о человеке, чья свеча, зажженная много-много лет назад, продолжает ярко гореть, освещая своим светом наши души.

 

Учитель: Прочитайте эпиграф.

Что несёт миру поэзия этого великого поэта? При всех немалых страданиях, какие довелось ему вынести, величайший русский поэт в нашем восприятии остаётся, прежде всего, певцом, жизнеутверждающим счастье любви, пусть даже безответной; мир его полон гармонии, и свет в его

мире побеждает мглу. учит музыка

Чтец 1: 1814 год. Русские войска возвращаются в спаленную французами Москву. Пал могучий Наполеон Бонапарт, считавший себя непобедимым.  И в это самое время, когда Москва, ликуя, встречала победителей, в одну тревожную ночь в доме у Красных ворот,15 октября, в семье отставного капитана Юрия Петровича Лермонтова родился сын.

Чтец 2: Когда-то красота и столичный лоск Юрия Петровича пленили единственную дочь Арсеньевой Марию Михайловну, и, несмотря на протесты гордой матери, Мария стала женой небогатого "армейского офицера".

Лермонтов: «Я помню песню, её певала мне моя мать, так на душе было сладко, грустно и одиноко, и я тихонько плакал»

(Звучит казачья колыбельная

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою

Стану сказывать я сказки

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

Чтец 1: Болезненная резкость, замкнутость соседствовали в нём с мягкой мечтательностью; чудесный мир фантазий вмещал удивительные образы. Например, многих восхищало его удивительное умение говорить в рифму.

Привезут гости механическую заводную птичку, которая может махать крылышками и красиво петь, послушает Мишель её пение и скажет: «Эта птичка хороша, у неё поёт душа».

Или уйдёт мама из комнаты, а он сядет на ковёр около двери и ждёт её, ждёт, а потом скажет: «Что же мама не идёт? Ведь Мишель всё ждёт и ждёт».

Чтец 2:Но недолго пришлось счастливым родителям воспитывать сына.

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили

Он помнил, что над нею чёрный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее…и что, закрыв вест лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

Чтец 3:Постоянно болея, мать Лермонтова умерла весною 1817 от туберкулеза, не дожив до 22 лет. Бабушка Лермонтова, Арсеньева, перенесла на внука всю свою любовь к умершей дочери, но тем хуже стала относиться к зятю, вражда к которому длилась до самой его смерти:  уже на 9-й день после смерти жены Юрий Петрович  по христианскому обычаю вынужден был покинуть сына и уехать в свое поместье, так как этого требовало завещание, составленное бабушкой. Она сделала внука наследником своего состояния, но с тем условием, что до полного совершеннолетия будет воспитываться только ею. 

Стихотворение «Эпитафия»

Прости! Увидимся ль мы снова?

Чтец 4:Суровая и строгая ко всем окружающим, бабушка к одному внуку выказывала бесконечную нежность и доброту, беспрекословно исполняя все его прихоти, ни в чем ему не отказывая и ничего для него не жалея. Все детство Лермонтова прошло в Тарханах.

     Она не расставалась с ним ни днем, ни ночью, наблюдая за каждым его шагом. Малейшее его нездоровье приводило ее в крайнюю тревогу. А здоровье мальчика действительно могло внушать опасения: очевидно, он от матери наследовал крайнее худосочие, был ребенок и золотушный, и рахитичный, вечно покрытый то сыпью, то мокрыми струпьями, так что рубашка прилипала к его телу.

Чтец 5:  Когда мальчику было 11 лет, в 1825 году, бабушка, беспокоясь о его слабом здоровье, повезла его на Кавказ в Горячеводск (ныне Пятигорск).

Впечатлительный, мечтательный ребенок с чрезмерно развитым воображением был так сильно потрясен кавказскою природою, что потом на всю жизнь глубоко остались в нем эти первые детские впечатления Кавказа, любимого поэтом до гроба.

Стихотворение «Кавказ»

Здесь же на Кавказе на минеральных водах Лермонтов познал чувство первой любви.

Лермонтов: «Мне было всего 10 лет. К моим кузинам приходила одна дама с дочерью, девочкой лет 9. Я не знаю кто она была, откуда, хороша она или нет, но это загадка, потерянный рай до могилы будет терзать мой ум!..»

Стихотворение «Ангел»

Чтец 6: В 1827 году Михаил Лермонтов переезжает вместе с бабушкой в Москву и поступает в Благородный пансион при университете. В благородном пансионе  учился он блистательно, получал награды, в рукописном журнале помещались его стихи. Лермонтов отличался не только в гуманитарных науках и искусстве (он прекрасно рисовал, играл на скрипке), но и в математике. К эпохе поступления в Благородный пансион относятся и первые проявления творчества Лермонтова.

                                                        Читает актер «Белеет парус одинокий»

Отрывок из поэмы «Демон». Инсценирование.

Тамара

О! кто ты? речь твоя опасна!

Тебя послал мне ад иль рай?

Чего ты хочешь?..

Демон

Ты прекрасна!

Тамара

Но молви, кто ты? отвечай...

Демон

Включается отрывок из фонограммы.

Учащаяся в роли Сушковой: Когда М. Ю. Лермонтову было 15 лет, в Москве, у своей кузины Сашеньки Верещагиной, он познакомился с Екатериной Александровной Сушковой. Она была двумя годами старше юного поэта, которого все называли просто Мишель. Лермонтов был по-мальчишески увлечён черноглазой кокеткой Катюшей Сушковой. Она была более развита и начитанна, чем девушки её круга. Этой самовлюблённой барышне нравилось быть окружённой поклонниками, кокетничала она и с мальчиком-поэтом, подтрунивала над ним и не относилась серьёзно к его чувствам. Дело было в Средникове, живописном подмосковном имении, где М. Ю. Лермонтов проводил лето. Катенька Сушкова часто гостила в Средникове. В кругу молодёжи было принято притворяться влюблённым в “мисс черноглазую”. В конце лета, перед отъездом в Москву, затеяли инсценировку с пением и оркестром. Для этой шутки Лермонтов написал стихотворение, которое Е. А. Сушкова впоследствии опубликовала под названием “Черноокой  

Елизавета Негурова из незаконченного произведения поэта «Княгиня Лиговская» появилась благодаря Сушковой, которая стала её прототипом. Также в поэзии Лермонтова присутствует так называемый «Сушковский цикл»: 11 стихотворений, посвящённых Екатерине.

Стихотворение «К Сушковой»

Учащаяся в роли Ивановой: В 1830 году поэт познакомился с Натальей Федоровной Ивановой, которая стала его печальной любовью. Лермонтов долго не мог её забыть, ведь всё случилось так внезапно и так же завершилось. Он встретил её, когда гостил у родных. Как только поэт увидел Наташеньку, его сердце стало биться быстрее: она была хороша и удивительна. Но друзьям Лермонтов не признавался в своих чувствах к ней, говоря о том, что с первого взгляда Иванова  ему не понравилась – якобы она предвещала нечто плохое. А предчувствиям  поэт доверял. И не ошибся. В Наташеньку был влюблён Николай Обресков. Он отличался от Михаила тем, что точно знал о своих желаниях и старался их выполнять. Несмотря на то, что он был ничем не примечателен, он обладал приятной внешностью и большим самомнением. Наверное, именно его решительность покорила Наталью, потому что вскоре  она выбрала его. А Лермонтов остался страдать в одиночестве. Поэт посвятил Наталье много стихотворений, пронизанных чувством горечи и обиды.

Романс«Я не унижусь пред тобою»    

Чтец: В 16-летнем возрасте Лермонтов поступил в Московский университет. Однако не закончил его и в 1832 году покинул его стены.

Уйдя из университета, Лермонтов отправился в Санкт-Петербург, где собирался стать студентом третьего курса Санкт-Петербургского университета. Однако два года учёбы в московском вузе в Петербурге ему засчитать не захотели, предложив поступить на  первый курс. Это его не устроит и он, вопреки своим планам и под влиянием своих петербургских родственников, поступил в Школу юнкеров и подпрапорщиков. Бабушка также поддерживала произошедшую перемену в судьбе своего внука.

Стихотворение «На серебряные шпоры»

 Учащаяся в роли Лопухиной: Лермонтов начинает посещать московские гулянья, балы, маскарады.

 

Однажды во время загородной прогулки он обратил внимание на милую, тихую Вареньку Лопухину, которую видел раньше, но как-то не замечал. Лопухины были в родстве с бабушкой Лермонтова, и поэт посещал их запросто.

Варенька – блондинка с чёрными глазами. Это придавало ей оригинальную прелесть. В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Варенька была всеобщей любимицей.

Варенька знала о недавнем глубоком чувстве Лермонтова к Наташе Ивановой и пыталась как-то утешить его. Не раз Лермонтов сопоставлял Вареньку Лопухину с Натальей Фёдоровной, которой всё ещё не мог забыть, и всё больше понимал, как близка и дорога ему Варвара Александровна.  Варенька тяжело переживала предстоящую разлуку . Она призналась Лермонтову в любви, обещала ждать его возвращенья.

Стихотворение «Мы случайно сведены судьбою»

Весной 1835 года Варенька Лопухина, не дождавшись приезда Лермонтова в Москву, вышла замуж за Николая Фёдоровича Бахметева. Лермонтов тяжело воспринял это известие. Это было ударом для него.

Романс «Я не люблю вас и люблю»

Н. Ф. Бахметев был старше жены на семнадцать лет. Он оказался чёрствым и мелочным человеком. По его требованию Варваре Александровне пришлось уничтожить все письма Лермонтова, адресованные ей.

Последняя встреча Лермонтова с В. А. Лопухиной произошла в 1838 году в Петербурге. Варвара Александровна не нашла счастья в браке. Всю жизнь она оставалась верна своему глубокому чувству к поэту.

 

Чтец 1 27 января 1837 года состоялась дуэль Пушкина с Дантесом. Раненый поэт был доставлен на квартиру. В течение ближайших часов по Петербургу разнесся слух, что Пушкин убит. На следующий день 28 января 1837 г. Лермонтов написал первую часть стихотворения «Смерть Поэта». 29 января Пушкин скончался. Стихотворение Лермонтова в копиях разошлось по столице. Лермонтов стал известен всей России.

……..Стихотворение «Смерть поэта»

Поэта по приказу царя арестовали, затем 19 марта сослали на Кавказ, откуда разрешили ему вернуться в Москву только  3 января 1838 года.

Инсценирование отрывков из романа «Герой нашего времени»

Картина первая

Печорин: Вчера приехал я в Пятигорск, нанял квартиру на краю города, на самом высоком месте, у подошвы Машука. Во время грозы облака будут спускаться до моей кровли. Нынче в 5 часов утра, когда я открыл окно, моя комната наполнилась запахом цветов, растущих в скромном палисаднике.

Воздух свеж и чист, как поцелуй ребёнка. Солнце ярко, небо синё. Чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления? Однако пора. Пойду к Елисаветинскому источнику: там, говорят, утром собирается всё водяное общество.

(Навстречу Печорину Грушницкий)

Грушницкий: Печорин! Давно ли здесь? (Проходят две дамы)

Вот княгиня Лиговская и с нею дочь её Мери, как она её называет на английский манер. Они здесь только три дня.

Печорин: Однако ты уж знаешь её имя?

Грушницкий: Да, я случайно слышал... Признаюсь, я не желаю с ними познакомиться. Эта гордая знать смотрит на нас, армейцев, как на диких. И какое им дело, есть ли ум под нумерованной фуражкой и сердце под толстой шинелью?

ПечоринБедная шинель! (дамы подходят ближе)

ГрушницкийЯ ненавижу людей. Чтобы не презирать их, ибо иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом.(княжна оборачивается)

Печорин: Эта княжна Мери прехорошенькая! У неё такие бархатные глаза. Именно бархатные. Я тебе советую присвоить это выражение, говоря об её глазах... Впрочем, кажется, в её лице только и есть хорошего... А что у неё зубы белы? Это очень важно!

Грушницкий: Ты говоришь о хорошенькой женщине, как об английской лошади...

Печорин: Мой милый, я презираю женщин, чтобы их не любить. Ибо иначе жизнь была бы слишком смехотворной мелодрамой      (уходят)

Картина вторая

  Печорин: - Сегодня я встал поздно; прихожу к колодцу – никого уже нет. Становилось жарко; Воздух был напоен электричеством. Я углубился в виноградную аллею, ведущую в грот; мне было грустно. Я думал о той молодой женщине, с родинкой на щеке, про которую говорил мне доктор Вернер. Зачем она здесь? — и она ли? И почему я думаю, что это она?., и почему я даже так в этом уверен? Мало ли женщин с родинками на щеках! (подходит к гроту)

-  Вера!

Вера:   -  Я знала, что вы здесь..

Печорин: -  Мы давно не видались.

Вера:  -  Давно, и переменились оба во многом!

Печорин: -  Стало быть, уж ты меня не любишь?..

Вера: -  Я замужем.

Печорин: -  Опять?  Однако несколько лет тому назад эта  причина также существовала; но между тем...

-  Может быть, ты любишь своего второго мужа?

-   Или он очень ревнив? (Молчание).

-   Что же? Он молод, хорош, особенно, верно, богат, и ты боишься... (Вера плачет)

Вера: -  Скажи мне,— наконец прошептала она,— тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть: с тех пор, как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий!

Печорин: - Может быть,  ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда!..»

Вера: - Послушай, я не хочу, чтобы ты знакомился с моим мужем, но ты должен непременно понравиться княгине; тебе это легко: ты можешь все, что захочешь. Мы здесь только будем видеться…

Печорин: - Только?.. Ну,  хорошо. 

Вера: -  Ты знаешь, что я твоя раба: я никогда не умела тебе противиться... и я буду за это наказана: ты меня разлюбишь! По крайней мере, я хочу сберечь свою репутацию... не для себя: ты это знаешь очень хорошо!.. О, я прошу тебя, не мучь меня по-прежнему пустыми сомнениями  и  притворной холодностью:  я, может быть, скоро умру, я чувствую, что слабею со дня на день... и, несмотря на это, я не могу думать о будущей жизни, я думаю только о тебе... Вы, мужчины, не понимаете наслаждений взора, пожатия руки... а я, клянусь тебе, я, прислушиваясь к твоему голосу, чувствую такое глубокое, странное блаженство, что самые жаркие поцелуи не могут заменить его. (Вера уходит)

Печорин: -  За что она меня так любит, право, не знаю! Тем более, что это одна женщина, которая меня поняла совершенно, со всеми моими мелкими слабостями, дурными страстями… Неужели зло так привлекательно?

Картина третья

Бал

Дама 1: - Эта княжна Лиговская пренесносная девчонка! Вообразите, толкнула меня и не извинилась, да ещё обернулась и посмотрела на меня в лорнет.

 Дама 2 - И чем она гордится? Её надо проучить!

Капитан. -  За этим дело не станет! (уходит)

Печорин (подойдя к Мери) - Позвольте вас пригласить? (танцуют)

Мери  ( не скрывая торжествующей улыбки) - Пожалуйста.  (танцуют)

Печорин -  Я  слышал,  княжна, что,  будучи вам  вовсе незнаком, я имел уже несчастие заслужить вашу немилость... что вы меня нашли дерзким... неужели это правда?..

Мери  (с иронией) -  И   вам   бы   хотелось   теперь   меня   утвердить   в   этом мнении?

Печорин -  Если я имел дерзость вас чем-нибудь оскорбить, то позвольте мне иметь еще большую дерзость, просить у вас прощения... И, право, я бы очень желал доказать вам, что вы насчет меня ошибались...

Мери-   Вам это будет довольно трудно...

Печорин-   Отчего же?

Мери-   Оттого, что вы у нас не бываете, а эти балы, вероятно, не часто будут повторяться.

Печорин -  Знаете, княжна, никогда не должно отвергать кающегося преступника: с отчаяния он может сделаться еще вдвое преступнее... и тогда...

Капитан. -  Позволь... ну, да что тут!., просто ангажирую вас на мазурку...

Мери: -  Что  вам  угодно? (произносит  дрожащим  голосом, бросая кругом умоляющий взгляд).

Капитан. -  Что же? разве вам не угод¬но?.. Я-таки опять имею честь вас ангажировать на мазурку. Вы, может, думаете, что я пьян? Это ничего!.. Гораздо свободнее, могу вас уверить...

Печорин (подходит к пьяному господину, берет  его довольно крепко за руку): - Попрошу вас удалить¬ся, потому что княжна давно уж обещалась танце¬вать мазурку со мною.

Капитан.- Ну, нечего делать! в другой раз! (уходит)

Мери- Мама, вы знаете, Печорин только что поступил благородно. Он избавил меня от пьяного капитана.

Княгиня  (подходит к Печорину) - Благодарю вас господин Печорин! Я знала вашу мать и была дружна с вашими  тетушками. Я не знаю, как случилось, что мы до сих пор с вами незнакомы,  но признайтесь, вы этому одни виною: вы дичитесь всех так, что ни на что не похоже. Я надеюсь, что воздух моей гостиной разгонит ваш сплин... не правда ли?

Картина четвертая

Грушницкий (крепко пожав руку Печорину)

-  Благодарю тебя, Печорин... Ты понимаешь меня?..

Печорин  -  Нет; но, во всяком случае, не стоит благодарности. Я не помню на совести никакого благодеяния.

Грушницкий -   Как? а вчера? ты разве забыл?.. Мери мне всё рассказала...

Печорин -  А что? разве у вас уж нынче всё общее? и благодарность?

Грушницкий

-   Послушай, пожалуйста, не подшучивай над моей любовью, если хочешь остаться моим приятелем... Видишь: я ее люблю, до безумия... и я думаю, я надеюсь, она также меня любит... У меня есть до тебя просьба: ты будешь нынче у них вечером... обещай мне замечать всё: я знаю, ты опытен в этих вещах, ты лучше меня знаешь женщин... Женщины! женщины! кто их поймет? Вот хоть княжна: вчера  ее глаза  пылали страстью, останавливаясь на мне, нынче они тусклы и холодны...

Печорин -  Скажи мне, однако, как твои дела с нею?  Как ты думаешь, любит ли она тебя?..

Грушницкий (смутившись) -  Любит ли? Помилуй, Печорин, какие у тебя понятия! .. как можно так скоро?.. Да если даже она и любит, то порядочная женщина этого не скажет...

Печорин -  Хорошо! И, вероятно, по-твоему, порядочный человек должен тоже молчать о своей страсти?..

Грушницкий -  Эх, братец! на всё есть манера; многое не говорится, а отгадывается...

Печорин -  Это правда... Только любовь, которую мы читаем в глазах, ни к чему женщину не обязывает, тогда как слова... Берегись, Грушницкий, она тебя надувает...

Грушницкий -  Она! (самодовольно улыбнувшись) - мне жаль тебя, Печорин!..  (презрительно). Ты во всем видишь худую сторону... матерьялист!

Картина пятая (комната Мери)

Мери (сидит)-   Вы  странный  человек! Отчего вы не знакомились со мной?

Печорин -  Я не хотел с вами знакомиться, потому что вас окружает слишком густая толпа поклонников, и я боялся в ней исчезнуть совершенно.

Мери -  Вы напрасно боялись! Они все прескучные...

Печорин -  Все? Неужели все?

Мери (решительно) - Все…

Печорин-  Даже мой друг Грушницкий?

Мери -  А он ваш друг? — сказала она, показывая некоторое со¬мнение.

Печорин-  Да.

Мери-  Он, конечно, не входит в разряд скучных...

Печорин -  Но в разряд несчастных,— сказал я смеясь.

Мери - Конечно! А вам смешно? Я б желала, чтоб вы были на его месте...

Печорин -  Что ж? я был сам некогда юнкером, и, право, это самое лучшее время моей жизни!

Мери (разочарованно) -  А разве он юнкер?..А я думала...

Печорин - Что вы думали? Что он разжалованный офицер?… Бедный Грушницкий! Ему не понравится то, что я выдал его тайну.

Мери - А вы опасный человек! Я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок… Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, я думаю, это вам не будет очень трудно.

Печорин - Разве я похож на убийцу?

Мери - Вы хуже…

Печорин-  Да, такова была моя участь с самого детства! 

 

Чтец 2: В Новый год 1840 года М.Ю.Лермонтов был на маскарадном балу в Благородном собрании. Присутствующий там Тургенев наблюдал, как поэту «не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, и он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза.

Звучит вальс Хачатуряна «Маскарад».

Танцуют пары. Одна из пар инсценирует отрывок из пьесы Лермонтова «Маскарад»

Красавица (мужу).

Так жарко, отдохнуть я сяду в стороне!

Мой ангел, принеси мороженого мне.

( Арбенин всыпает яд в мороженое.)

Арбенин. (в сторону). Смерть, помоги.

Нина (ему). Мне что-то грустно, скучно,

Конечно, ждет меня беда.

(Снимает маску.)

Арбенин. Предчувствиям я верю иногда.

Возьми, от скуки вот лекарство. (Подает.)

Нина.    Да, это прохладит. (Ест.)

Арбенин. О, как не прохладить?

Нина.    Здесь нынче скучно.

Арбенин. Как же быть?

Чтоб не скучать с людьми — то надо приучить

Себя смотреть на глупость и коварство!

Вот все, на чем вертится свет!

Нина.    Ты прав! Ужасно...

Арбенин. Да, ужасно!

Нина.    Душ непорочных нету...

Арбенин. Нет.

Я думал, что нашел одну, и то напрасно.

Нина.    Что говоришь ты?

Арбенин. Я сказал,

Что в свете лишь одну такую отыскал я.

Тебя...

Нина.    Ты бледен.

Арбенин. Много танцевал.

Нина.    Опомнись, mon ami! Ты с места не вставал.

Арбенин. Так, верно, потому, что мало танцевал я!

Нина (отдает пустое блюдечко). Возьми, поставь на стол.

Арбенин (берет). Все, все! Ни капли не оставить мне! Жестоко!

(В размышлении.)

Шаг сделан роковой, назад идти далеко,

Но пусть никто не гибнет за нее.

(Бросает блюдечко об землю и разбивает.)

Нина.    Как ты неловок.

Арбенин. Ничего, я болен,

Поедем поскорей домой.

Нина.    Поедем, но скажи мне, милый мой:

Ты нынче пасмурен! Ты мною недоволен?

Арбенин. Нет, нынче я доволен был тобой.

Чтец 6: (Лермонтов)

Светская жизнь, насыщенная балами, праздниками и раутами, продолжалась вплоть до 1840г. На балу у графини Лаваль сын французского посла Эрнест де Барант приревновал М.Ю.Лермонтова к красавице княгине М.А.Щербатовой. И Лермонтов, и Э. де Барантувлекались ею, а красавица, по свидетельству современников, отдала «слишком явное предпочтение» Лермонтову.
Состоялась дуэль, окончившаяся полным примирением, однако дело получило огласку. Э. де Барант уехал на Родину. Поэта снова отправляли на Кавказ, в действующую армию.

Чтец 7: М.Ю.Лермонтов предчувствовал свою смерть. Многие из его стихов можно было назвать пророческими. Однажды он даже обратился к знаменитой гадалке, которая сказала ему, что с Кавказа он не вернётся.                                              Клип «Молитва»

Чтец 1:В феврале 1841 года Лермонтов побывал в отпуске и вновь вернулся  в Пятигорск. Они часто собирались с друзьями, играли в карты, а Лермонтов выдавал экспромты и эпиграммы. О часто подтрунивал над Мартыновым, с которым в одно время окончил юнкерское училище.  Называл его  «Мартышкой».

Инсценирование

Мартынов одет в тёплый бешмет: Что-то жарко.

Лермонтов: Рекомендую снять кинжалы и бешмет и одеться ещё теплее.

Все смеются.

Сними бешмет свой, друг Мартыш,

Распояшься, сбрось кинжалы,

Вздень броню, возьми бердыш,

И блюди нас, как хожалый!

Комендант Ильяшенков: «Послушайте, я вас люблю. Знаете ли, я часто думаю, если бы у меня был такой сын, я бы вполне был счастлив. Ведь вы такой умница! И что же? Только дурачитесь. Бросьте всё это, ведь они убьют вас»

Лермонтов: Им жизнь моя нужна – ну что же пусть возьмут,

Не мне жалеть о ней!

В наследие они одно приобретут –

Клуб ядовитых змей.

Звучит музыка. Входят дамы.

Мартынов появляется в костюме горца, с кинжалом до пола.

Лермонтов, стоя с дамами: О! Мартышка в костюме горца.

Дамы засмеялись.

Мартынов: Как вы смеете? Я вызываю вас на дуэль.

Лермонтов: Где? Когда?

Мартынов: 15 июля  у горы Машук.

Чтец 3: Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4-х километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук, состоялась дуэль, во время которой неожиданно началась гроза  Молнии рассекали сумрак. Гремел гром. (Звуки грозы)

Лермонтов: Мой друг! Мне не приходило в голову вас обидеть.  Всё это была лишь шутка. Я готов просить у тебя прощения.

Мартынов, исступлено: Стреляй! Стреляй!

Лермонтов стреляет вверх. Мартынов выстрелил в упор. Лермонтов падает.

Чтец 1 читает письмо: « Дорогая бабушка, пишу тебе с того света. Когда вы получите это письмо, меня уже не будет в живых. Завтра у меня дуэль с Мартыновым, Мартышкой, черкесом с большим кинжалом. Сам виноват: не шути с дураком, нарвался на вызов. Стрелять я в него не стану, а он выстрелит и не промахнётся. Я понял это по его злобному взгляду».

Чтец 2: Пророчества поэта не только поражают, но и подтверждают его гениальность. Своё видение, поэт описывает в стихотворении «Сон».

Стихотворение «Сон». Читает актер

Чтец 1: Он лежал не в долине Дагестана, а у подножия горы Машук. Грохотала гроза. Дождь омывал его тело.

Похороны состоялись17 июля при стечении всего Пятигорска. Друзья вынесли гроб из дому и донесли до уединённой могилы кладбища на покатости Машука. Тело поэта принял скалистый Машук. Но эта могила оказалась временной. Через 9 месяцев бабушке Елизавете Алексеевне Арсеньевой удалось перевезти тело внука из далёкой кавказской стороны в Тарханы и перезахоронить в фамильном склепе.

Звучит романс !Выхожу один я на дорогу»

Чтец 3: Бабушка Лермонтова уже с тех пор, как узнала о гибели внука, была больна. Она упала как срубленная, а когда пришла в себя, то велела вынести из дома,  в сельскую церковь икону.

Е.А.Арсеньева (бабушка): « Как я живу ещё?... Разве я имею право жить? Ответь господи! Что ты всё молчишь? Зачем ты отпил у земли Лермонтова, господи,  лучшее твоё создание, твой самый драгоценный дар людям? Неужто ты так скуп,  Боже? Ты не меня  одну, ты всю Россию осиротил, отнял её звонкий голос. Зачем ты так мучаешь детей своих? Или сам не ведаешь, что творишь?... Я ли не молила тебя?...Нету у меня больше  Бога, умер мой Бог!...»

Чтец 4: Е.А.Арсеньева скончалась спустя четыре года.

Чтец 2: Варвара Лопухина, узнав о гибели Лермонтова, пролежала без памяти две недели, не желая ни лекарств, ни врачей. Она была безутешна. Пережила Михаила Юрьевича десятью годами.

 Учитель: Судьба отпустила Михаилу Юрьевичу Лермонтову короткий срок: 26 лет 9 месяцев и 12 дней. Но и спустя 200 лет со дня гибели поэта, перечитывая его строки, мы всякий раз проникаемся нестареющим духом его поэзии и думаем о нём как об одном из самых великих поэтов мира. Он бессмертен 

Душа – свеча. Свеча таланта. Она тоже может погаснуть. Дать людям радость и угаснуть... 

- Но Лермонтов не умер, он живет в своих стихах и прозах, которых мы читаем. (учитель передаёт свечу детям и даёт им возможность высказаться) 

Свеча – душа. Горит свеча таланта. Из года в год, из поколения в поколение передается она – свеча таланта, свеча любви, свеча милосердия, свеча ума, свеча вечности.

 IV.            Задание на дом.

 Подготовить материал о кавказской жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова

 

V.               Обобщение.

Выставление оценок.

 

                                                   Стихотворение «Не смейся над моей пророческой тоскою»

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Урок русской литературы на тему " К нам Лермонтов сходит, презрев времена""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Руководитель образовательного подразделения

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Предлагаю разработку урока по русской литературе в 9 классе. Урок знакомит с жизнью и творчеством замечательного русского поэта М.Ю.Лермонтова. Построен урок в виде театра.Оформление кабинета и одежда учащихся соответствовали  эпохе того века, в котором жил и творил Лермонтов.  На уроке использовано много разнообразного материала. Учащиеся инсценируют отрывки из произведений Лермонтова, цитируют стихи. На протяжении всего урока звучит музыка, романсы. Также все моменты урока сопровождаются слайдами. Я включила в разработку отрывки из фильма "Маскарад".  

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 463 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 366
    • DOCX 49.8 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дингес Ирина Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дингес Ирина Александровна
    Дингес Ирина Александровна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 2865
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Преподавание русского языка как неродного в образовательном учреждении

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 75 человек из 28 регионов
  • Этот курс уже прошли 230 человек

Курс повышения квалификации

Теория и методика преподавания родного (русского) языка и родной литературы

72/144/180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 31 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 199 человек

Мини-курс

Налог на прибыль и учет доходов/расходов

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Судебные процессы и их особенности

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 12 человек

Мини-курс

Музыка в мире: народные и культурные аспекты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
Прямой эфир Загрузка...

Прямо сейчас в эфире

Инфофорум: «Всё, что волнует педагогов»