Главная / Русский язык и литература / Урок русской литературы на тему

Урок русской литературы на тему

Краткосрочный план урока русской литературы

Класс 7 «Б»

Тема: Образ настоящего человека в произведении М Шолохова (по рассказу «Судьба человека»)

Цель

Через анализ рассказа учащиеся осознают истинное назначение человека и смысл человеческого бытия

Задачи

1.Учащиеся через анализ эпизодов осмыслят идею произведения.

2.Учащиемя будут анализировать, рассуждать, сравнивать, обобщать.

3.Учащиеся, работая в группе, будут учиться взаимоуважению и взаимопониманию.

Стратегии

Ассоциативная карта, дневник двойной записи, разноуровневые вопросы, «Время рецепта» ( творческая письменная работа)

Ресурсы

Раздаточный материал с текстом, шаблоны дневника двойной записи, листы оценивания, видеокадры из кинофильма «Судьба человека».


Ход урока:

1.Психологичсекий настрой на урок

-Здравствуйте!-

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

2.Этап вызова

Слово учителя.


































Послушайте,пожалуйста, притчу: Маленький мальчик прогуливался по парку со своим дедушкой и услышал, как молодая женщина ругала своего сына: «Ты что сделал? Скормил бродячей собаке целый батон колбасы! Она и без тебя нашла бы пищу! Ты не человек, а чудовище! Всё для тебя делаю, а ты? Теперь будешь наказан за свой поступок!» Дедушка не выдержал и подошёл к женщине: «За что же вы его ругаете? Ведь он хорошее дело сделал, за это не ругать, а хвалить надо. Ведь если за каждый хороший поступок вы будете наказывать ребёнка, то из него вырастет настоящее чудовище, коим вы его только что назвали» «А это уже не ваше дело»,- сказала женщина и пошла прочь. Маленький мальчик долго смотрел вслед уходящим, а потом спросил: «Дедушка, а я человек?» «Да». «Настоящий?» «Настоящий». «А что значит быть настоящим человеком?» «Надо родиться». «Собака тоже родилась. Она – человек?» «Нет». «Надо родиться человеком». «То есть – родился с внешностью, похожей на человека, значит человек?»... 
- А как бы вы ответили на это вопрос? Обсудите в группах, свой ответ представьте в виде ассоциативной карты.

3.Работа в группах по составлению ассоциативной карты.

Учащиеся подбирают ассоциации к словосочетанию «настоящий человек». Парная, групповая работа.

4.Представление ассоциаций

Учащиеся озвучивают по 3 ассоциации от каждой группы. Свой выбор обосновывают.

А вот что ответил дедушка: «Чтобы быть настоящим человеком, надо иметь огромную душу, чистое сердце, совершать добрые поступки во благо других». 

Учитель: наша групповая ассоциативна карта приняла форму сердца. Как вы думаете почему? Я предлагаю вам проследить, какие значения слова «сердце» принимает в рассказе.

  1. «Сердце до сих пор , как вспомню, будто тупым ножом режут»(тупая боль в сердце, есть такое выражение

  2. «Сердце сжалось в комок и не разжимается»(метафора)

  3. «Сердце уже не в груди, а в глотке бьётся, трудно становится дышать»

  4. «Сердце раскачалось -поршня надо менять. Схватит и прижмет»

  5. Автор в рассказе» «Мягкая, но когтистая лапа сжала мое сердце – я поспешно отвернулся»

Ответы учащихся.

Слово учителя: Многие писатели обращались к вопросу в разное время, и каждый по-своему изображал настоящего человека. А каким его изобразил М.Шолохов, мы узнаем, открыв страницы его рассказа «Судьба человека».

5.Работа с эпиграфом

Целеполагание


Эпиграфом являются слова Гёте. Почему именно эти слова? Подходит ли этот эпиграф к нашей теме? Об этом скажете в конце урока.

Невозможно всегда быть героем, но можно всегда оставаться человеком.

6.Этап осмысления.

Работа в группах. Анализ эпизодов.


Заполнение дневника двойной записи.

Приложение №1

1группа. Эпизод «Мирная жизнь»

2.группа. Эпизод «Война. Плен»

3.группа. Эпизод «Поединок с Мюллером»

4.группа. Эпизод «Встреча с Ванюшкой»

7.Выступления групп.

Озвучивание дневника двойной записи + «Горячий стул»

( Ирина, Соколов, Мюллер, Ванюшка)

Учащиеся задают вопросы персонажам

8.Просмотр видеофрагмента «Встреча с Ванюшкой»

Психологическая пауза. Какие чувства вы испытали при просмотре эпизода, почему?

9.Рефлексия.

Работа со словарем.

Разбираем значение слова «судьба» по словарю Ожегова.

1.Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека,ход жизненных обстоятельств.

2.Доля, участь.

3.История существования кого-чего-нибудь.

В каком значении оно использовано в названии рассказа?

(Показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера.)

Возвращение к эпиграфу. Ответы учащихся.


10. «Время рецепта»

Приложение №2

Предложите свой рецепт «Как оставаться человеком под ударами судьбы?»

11.Оценивание.

Приложение №3

Спикеры заполняют листы оценивания, озвучивают результаты.

12.Последующее задание.

Написать продолжение рассказа «Судьба Ванюшки».









Приложение №1

Дневник двойной записи. Группа № 1

Эпизод «Мирная жизнь»

Ключевая фраза

Какие черты характера Андрея Соколова раскрывает эта фраза

Со стороны глядеть- не так уж она была из себя видная, но ведь я-то не со стороны глядел, а в упор


Работа у меня в руках кипит и спорится


Жили мы не хуже людей


Дети радовали


Чего еще больше надо?




Дневник двойной записи. Группа № 2

Эпизод «Война. Плен.»



Ключевая фраза

Какие черты характера Андрея Соколова раскрывает эта фраза

Я не охотник был на жалобных струнах играть


На то ты и солдат, чтобы все вытерпеть


Я должен проскочить. И баста!


Размотал я портянки, протягиваю ему.


Меня озноб колотит от такой подлючности.














Дневник двойной записи. Группа № 3

Эпизод «Поединок с Мюллером»

Ключевая фраза

Какие черты характера Андрея Соколова раскрывает эта фраза

Чтобы враги не увидали в последнюю минуту, что мне с жизнью расставаться все-таки трудно…


Чтобы я , русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?


А что мне было терять?


Хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь


Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку




Дневник двойной записи. Группа № 4

Эпизод «Встреча с Ванюшкой»

Ключевая фраза

Какие черты характера Андрея Соколова раскрывает эта фраза

И до того он мне полюбился


Закипела тут во мне горючая слеза


И сразу у меня на душе стало легко и как-то светло


Потихоньку встанешь, зажжешь спичку и любуешься на него…


Боюсь,что когда-нибудь во сне помру и напугаю своего сынишку






Приложение №2

Рецепт

Как оставаться настоящим человеком под ударами судьбы?

Сохранять____________________________________________________

Быть всегда________________________________________________

Любить_____________________________________________________

Ценить_______________________________________________________

Стремиться___________________________________________________

Проявлять____________________________________________________

Думать_______________________________________________________

Поступать_____________________________________________________



































Приложение №3



Лист оценивания

ФИ

Ассоциативная карта

Дневник двойной записи

Горячий стул

Результат




























Критерии оценивания:

- предлагал идеи-2б;

- предлагал идеи, формулировал, озвучивал-3б;

- показал умение анализировать текст, задавал вопросы-4б



Урок русской литературы на тему
  • Русский язык и литература
Описание:

Тема урока звучала так: «Образ настоящего человека в рассказе М.Шолохова» Цель урока – раскрыть смысл понятия «настоящий человек» на примере образа Андрея Соколова. Ученики должны были продемонстрировать умение анализировать эпизод художественного произведения, обобщать, делать выводы.

Урок строился по базовом дидактическому циклу: вызов-осмысление-рефлексия. На этапе вызова учащимся было предложено прослушать притчу-сценку из современной жизни, основанную на житейской ситуации.Недосказанность и подсказка  два противоположных полюса учебного процесса. «Учитель лишь указывает путь, а посвящённый идёт по нему», - гласит древняя мудрость. И немалую роль в «указании пути» отводится притчам. Красота притчи заключается в том, что она даёт людям намек на то, каким все должно быть. Использование притчи без окончания  на этапе вызова побудило учащихся к размышлением над основной проблемой урока: «Кого же можно назвать настоящим человеком?». Свои размышления они должны были выразить в ассоциативной карте к словосочетанию «Настоящий человек». Метод ассоциаций я использую почти на каждом уроке, применение данного метода позволяет развивать творческое мышление детей, их речевые навыки. Ребята не только озвучивают ассоциации, но и обосновывают свой выбор. Свои ассоциации ребята записывали на специальных заготовках и помещали на стенде. В результате групповая ассоциативная карта приняла форму сердца. Это не было случайностью. В рассказе Шолохова слово «сердце» выражает внутреннее состояние героя в наиболее тяжелые минуты его жизни. Ребята размышляли над значением выражений: «Сердце, как будто тупым ножом режут», «Сердце сжалось в комок», «Сердце раскачалось - поршня надо менять», «Сердце уже не в груди, а в глотке бьется…». Такая работа вырабатывает у учеников внимание к слову, дает понимание того, что слово в художественном тексте несет определенную идейную нагрузку.

Определение целей урока является важной его составляющей.  Сформулировать цели должны оба субъекта учебного процесса - учитель и ученик. Тогда и работа на уроке становится более эффективной, плодотворной.Цель урока, поставленная с позиции ученика, «помогает учителю реагировать на то, как учащийся усваивает материал урока, а ученику дает возможность сконцентрировать свое внимание на том, что ему необходимо усвоить на уроке.» На этапе целеполагания учащиеся , используя слова-помощники (раскрыть…,понять…, обобщить…) сформулировали  цели урока.

Выбор стратегий должен быть ориентирован на достижение целей урока. В противном случае даже самые увлекательные приемы будут лишь ненужным «украшением». На этапе осмысления учащиеся в группах заполняли дневники двойной записи по определенному эпизоду рассказа. В левой колонке были даны ключевые слова из текста, в правой колонке комментарии: «Почему эта фраза важна, какие черты характера Соколова показывает?» Этот вид работы позволяет выявить не только знание текста, но и умение его интерпретировать. Данный прием также дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Зачастую низкие речевые навыки некоторых уч-ся не позволяют им четко формулировать мысли, но работа в группе компенсирует эти недостатки, предлагаемые идеи обсуждаются, обрабатываются и принимают нужную форму.

Реализовали свои возможности и учащиеся с высокой мотивацией. Им было дано опережающее задание: изучить образ одного из героев рассказа, вжиться в него. Была применена стратегия «Горячий стул». То есть нужно было ответить на вопросы от лица своего персонажа. Причем учащиеся не знали заранее содержания вопросов. В этом-то и заключалась сложность задания.  Ребята продемонстрировали не только фактическое знание художественного текста, умение рассуждать, но и проявили себя творчески. Ученику, который играл роль Мюллера, пришлось нелегко: кто же захочет быть в роли врага, отрицательного героя. Тем не менее, он блестяще справился со своим заданием, отвечал на вопросы, высказал свое отношение к главному герою рассказа. Таким образом, через характеристику персонажей, их поступки, ребята еще больше поняли образ Соколова, а значит, приблизились к достижению цели урока. Также можно было проследить, как учащиеся владеют умением задавать разноуровневые вопросы. Отрадно было слышать, что все чаще ребята в этом классе стали задавать вопросы высокого порядка. Прозвучали интерпретационные, творческие, оценочные  и даже несколько практических вопросов.

Этап осмысления завершил просмотр видеофрагмента из кинофильма «Судьба человека», который показал умение ребят сопереживать, сочувствовать.

Стадия рефлексии – один из важных этапов работы на уроке, который на традиционном уроке часто упускался из виду, так как закрепление носило зачастую формальный характер. На стадии рефлексии  ученики закрепляют новые   знания,  выражают свое личное отношение к определенным  понятиям или явлениям. На этапе рефлексии учащиеся  выполняли творческое задание: составление рецепта «Как оставаться настоящим человеком под ударами судьбы?». На заготовленных листах были даны глаголы-помощники в неопределенной форме, учащиеся должны были продолжить фразу, чтобы ответить на вопрос. Вот пример одного из таких рецептов: сохранять надежду, быть всегда уверенным в себе, любить  близких, ценить жизнь, стремиться преодолеть свои минусы, проявлять терпение и доброту, думать о будущем, но жить настоящим.

После стадии рефлексии ребята вернулись к ассоциативной карте и дополнили свои ассоциации о настоящем человеке. Можно было проследить, как изменились первоначальные представления учащихся в течение урока.

Таким образом, цель урока была достигнута. Ученики через анализ эпизодов, характеристику персонажей, выполнение творческого задания, определили те черты, которые должны быть присущи настоящему человеку, опираясь на образ литературного героя. Я думаю,  ребята вынесли для себя в ходе обсуждения определенные нравственные уроки.

 

В заключение урока спикерам  было предложено оценить  работу членов группы на каждом этапе урока по следующим критериям: предлагал идеи-2балла, предлагал идеи, формулировал их, озвучивал-3балла, показал умение анализировать текст, задавал вопросы высокого порядка-4 балла. Результаты оценивания и мои наблюдения на уроке показали, что в обсуждении были задействованы все учащиеся в большей или меньшей степени. Я думаю, что каждый ученик на этом уроке почувствовал свою значимость, удовлетворение или неудовлетворенность от проделанной работы, по крайней мере, не осталось равнодушных ребят.

Автор Маркушева Светлана Геннадиевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 649
Номер материала 23339
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓