- Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Канакина В.П., Горецкий В.Г.
- Тема: Язык и речь
- 30.09.2020
- 693
- 36
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Тема урока звучала так: «Образ настоящего человека в рассказе М.Шолохова» Цель урока – раскрыть смысл понятия «настоящий человек» на примере образа Андрея Соколова. Ученики должны были продемонстрировать умение анализировать эпизод художественного произведения, обобщать, делать выводы.
Урок строился по базовом дидактическому циклу: вызов-осмысление-рефлексия. На этапе вызова учащимся было предложено прослушать притчу-сценку из современной жизни, основанную на житейской ситуации.Недосказанность и подсказка – два противоположных полюса учебного процесса. «Учитель лишь указывает путь, а посвящённый идёт по нему», - гласит древняя мудрость. И немалую роль в «указании пути» отводится притчам. Красота притчи заключается в том, что она даёт людям намек на то, каким все должно быть. Использование притчи без окончания на этапе вызова побудило учащихся к размышлением над основной проблемой урока: «Кого же можно назвать настоящим человеком?». Свои размышления они должны были выразить в ассоциативной карте к словосочетанию «Настоящий человек». Метод ассоциаций я использую почти на каждом уроке, применение данного метода позволяет развивать творческое мышление детей, их речевые навыки. Ребята не только озвучивают ассоциации, но и обосновывают свой выбор. Свои ассоциации ребята записывали на специальных заготовках и помещали на стенде. В результате групповая ассоциативная карта приняла форму сердца. Это не было случайностью. В рассказе Шолохова слово «сердце» выражает внутреннее состояние героя в наиболее тяжелые минуты его жизни. Ребята размышляли над значением выражений: «Сердце, как будто тупым ножом режут», «Сердце сжалось в комок», «Сердце раскачалось - поршня надо менять», «Сердце уже не в груди, а в глотке бьется…». Такая работа вырабатывает у учеников внимание к слову, дает понимание того, что слово в художественном тексте несет определенную идейную нагрузку.
Определение целей урока является важной его составляющей. Сформулировать цели должны оба субъекта учебного процесса - учитель и ученик. Тогда и работа на уроке становится более эффективной, плодотворной.Цель урока, поставленная с позиции ученика, «помогает учителю реагировать на то, как учащийся усваивает материал урока, а ученику дает возможность сконцентрировать свое внимание на том, что ему необходимо усвоить на уроке.» На этапе целеполагания учащиеся , используя слова-помощники (раскрыть…,понять…, обобщить…) сформулировали цели урока.
Выбор стратегий должен быть ориентирован на достижение целей урока. В противном случае даже самые увлекательные приемы будут лишь ненужным «украшением». На этапе осмысления учащиеся в группах заполняли дневники двойной записи по определенному эпизоду рассказа. В левой колонке были даны ключевые слова из текста, в правой колонке комментарии: «Почему эта фраза важна, какие черты характера Соколова показывает?» Этот вид работы позволяет выявить не только знание текста, но и умение его интерпретировать. Данный прием также дает возможность увязать содержание текста со своим личным опытом. Зачастую низкие речевые навыки некоторых уч-ся не позволяют им четко формулировать мысли, но работа в группе компенсирует эти недостатки, предлагаемые идеи обсуждаются, обрабатываются и принимают нужную форму.
Реализовали свои возможности и учащиеся с высокой мотивацией. Им было дано опережающее задание: изучить образ одного из героев рассказа, вжиться в него. Была применена стратегия «Горячий стул». То есть нужно было ответить на вопросы от лица своего персонажа. Причем учащиеся не знали заранее содержания вопросов. В этом-то и заключалась сложность задания. Ребята продемонстрировали не только фактическое знание художественного текста, умение рассуждать, но и проявили себя творчески. Ученику, который играл роль Мюллера, пришлось нелегко: кто же захочет быть в роли врага, отрицательного героя. Тем не менее, он блестяще справился со своим заданием, отвечал на вопросы, высказал свое отношение к главному герою рассказа. Таким образом, через характеристику персонажей, их поступки, ребята еще больше поняли образ Соколова, а значит, приблизились к достижению цели урока. Также можно было проследить, как учащиеся владеют умением задавать разноуровневые вопросы. Отрадно было слышать, что все чаще ребята в этом классе стали задавать вопросы высокого порядка. Прозвучали интерпретационные, творческие, оценочные и даже несколько практических вопросов.
Этап осмысления завершил просмотр видеофрагмента из кинофильма «Судьба человека», который показал умение ребят сопереживать, сочувствовать.
Стадия рефлексии – один из важных этапов работы на уроке, который на традиционном уроке часто упускался из виду, так как закрепление носило зачастую формальный характер. На стадии рефлексии ученики закрепляют новые знания, выражают свое личное отношение к определенным понятиям или явлениям. На этапе рефлексии учащиеся выполняли творческое задание: составление рецепта «Как оставаться настоящим человеком под ударами судьбы?». На заготовленных листах были даны глаголы-помощники в неопределенной форме, учащиеся должны были продолжить фразу, чтобы ответить на вопрос. Вот пример одного из таких рецептов: сохранять надежду, быть всегда уверенным в себе, любить близких, ценить жизнь, стремиться преодолеть свои минусы, проявлять терпение и доброту, думать о будущем, но жить настоящим.
После стадии рефлексии ребята вернулись к ассоциативной карте и дополнили свои ассоциации о настоящем человеке. Можно было проследить, как изменились первоначальные представления учащихся в течение урока.
Таким образом, цель урока была достигнута. Ученики через анализ эпизодов, характеристику персонажей, выполнение творческого задания, определили те черты, которые должны быть присущи настоящему человеку, опираясь на образ литературного героя. Я думаю, ребята вынесли для себя в ходе обсуждения определенные нравственные уроки.
В заключение урока спикерам было предложено оценить работу членов группы на каждом этапе урока по следующим критериям: предлагал идеи-2балла, предлагал идеи, формулировал их, озвучивал-3балла, показал умение анализировать текст, задавал вопросы высокого порядка-4 балла. Результаты оценивания и мои наблюдения на уроке показали, что в обсуждении были задействованы все учащиеся в большей или меньшей степени. Я думаю, что каждый ученик на этом уроке почувствовал свою значимость, удовлетворение или неудовлетворенность от проделанной работы, по крайней мере, не осталось равнодушных ребят.
6 626 985 материалов в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Маркушева Светлана Геннадиевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Курс повышения квалификации
36 ч. — 144 ч.
Мини-курс
4 ч.
Мини-курс
6 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.