Главная / Русский язык и литература / урок русской литературы 10 класс "Отчего люди не летают" по пьесе Н. Островского "Гроза"

урок русской литературы 10 класс "Отчего люди не летают" по пьесе Н. Островского "Гроза"

hello_html_4c05e004.gif

урок русской литературы 10 класс "Отчего люди не летают" по пьесе Н. Островского "Гроза"
  • Русский язык и литература
Описание:

Класс: 10 «А».

Учитель: Зубова Н.Н.

Тема: Отчего люди не летают?

           ( Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» )                                                                 

  Цели: 1. Анализ образа Катерины.

   2. Способы раскрытия характера в      драматическом произведении.                    

   3. Богатство внутреннего мира человека в единении с окруж.  миром.

Ход урока.

1.       Стадия вызова.

·         Орг.момент.  Класс разделяется на группы, собирая пазлы из сердечек красного и розового цвета. Образуется две группы. 

·         Коллаборативная среда. Создание положительного эмоционального фона. Учитель представляет вниманию обучающихся контрастные изображения человека и окружающей среды. Обучающиеся рассуждают о влиянии природы на внутренне состояние человека. Учитель желает обучающимся хорошей погоды в классе.

- Обратите внимание на изображение 1, проанализируйте состояние человека. Можно ли сказать, что окружающая нас среда влияет на наше внутренне состояние и настроение?

- Посмотрите на изображение 2. Что может нам помочь на уроке в достижении такого эмоционального настроя.

Я желаю вам……..

·         Коммуникативная атака.  Постанова учащимися целей урока через проблемный вопрос. На рабочем столе учителя предметы:  (детали – белая шаль – распахнутые крылья – сердце - ключ). Как вы думаете, почему  именно эти предметы  находятся перед нами? Соотнесите свои размышления, рассуждения с темой урока и с эпиграфом «Любовь сильнее смерти, сильнее страха смерти».

·         Посмотрите еще раз на тему урока, обратите внимание на ваши высказывания и самостоятельно, каждый индивидуально определите круг вопросов, которые нам необходимо раскрыть в рамках данной темы.

2.       Стадия осмысления.

·         Постановка проблемного вопроса: А ОТЧЕГО ЛЮДИ НЕ ЛЕТАЮТ? Люди могут летать? Комментарий учащимися опорных слов вопроса (на слайде)

·         Работа в группах (принцип недописанного письма – один начинает, остальные продолжают). НЕ ЛЕТАЮТ – что значит для вас летать? ( мечтать, любить, верить, жить свободно, сочувствовать, сострадать, жить по своим интересам, в любви и согласии с окружающими).

·         Чтение наизусть монолога Катерины «Отчего люди не летают?...» (Ольховская В.) презентация- иллюстрация к монологу.

- как вы считаете, возможно ли было счастье для главной героини?

·         Анализ образа Катерины. Подберите по одному прилагательному, характеризующему Катерину. Назовите его.

·         ЛЮДИ – о каких людях говорится в драме? Вы встречаетесь в жизни с такими людьми. Приведите примеры.  Исходя из ваших рассуждений, давайте разделим героев на два лагеря.

       Лагерь Кабановой и Дикого                                           Катерина, Кулигин

(краткий анализ образов)    Дайте краткую характеристику им.           (краткий анализ образов)

Проблемный вопрос: как эти  ЛЮДИ повлияли на судьбу Катерины?

·         Анализ образа Катерины.

- инсценировка сцен, где в первом случае Катя выступает как сильная личность, во втором случае, как слабая.  

- работа с критическими статьями. Основываясь на содержание статей сделать свои выводы о том, обрела ли Катерина те самые крылья, о которых говорилось в начале урока.

ПАДЕНИЕ или ВЗЛЕТ КАТЕРИНЫ – ее самоубийство? Полемика обучающихся.

3.       РЕФЛЕКСИЯ

·         Рефлексия  ЗУН. Посмотрите  на вопросы, которые вы ставили перед собой в начале урока. На все ли из них вы ответили?  Какие вопросы остались без ответа?

·         Рефлексия эмоционального настроения обучающихся. Возвращение к картинкам. Желающие обучающиеся высказываются о своих впечатлениях.  

·         Оценивание, самооценивание. Комментирование.

·         Домашнее задание: написать эссе на тему по выбору:

·         Катерина и Варвара. Любовь по правилам и без;

·         «В могиле лучше…» Смысл жизни Катерины и Кабановой;

·         Борис и Катерина. Что помешало стать русскими Ромео и Джульеттой?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этапы

 

 

Имя

Природа и человек

Обсуждение эпиграфа и темы

Определение целей

Знание содержания

пьесы

Работа в группе

Инсценировка

Участие в полемике

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Зубова Надежда Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 491
Номер материала 37323
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓