Главная / Начальные классы / Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в собственных именах существительных"

Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в собственных именах существительных"

Шмырина Галина Михайловна,

учитель начальных классов

МБОУ «Рождественская средняя общеобразовательная школа»


Русский язык, 2 класс

Урок 1.

Тип урока: ОНЗ.

Тема: «Заглавная буква в собственных именах существительных».

Основные цели:

  1. Тренировать навык написания собственных имен существительных с заглавной буквы.

  2. Тренировать мыслительные операции: сравнение, аналогию, обобщение.

  3. Формировать умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.

Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия, обобщение.

Демонстрационный материал:

  1. географические атласы;

  2. презентация к уроку;

  3. портрет Д.А. Медведева.

Раздаточный материал:

  1. карточка №1 с заданием для пар

  • Почему в географических названиях одни слова записывают с маленькой буквы, а другие с большой?

  • Выпишите собственные имена существительные и запишите их в алфавитном порядке.

Необыкновенная Россия.

Россия – самая большая в мире страна. Её границы проходят по суше и воде. На севере омывает Баренцево море. На юго-востоке границей является река Амур. На востоке простирается Тихий океан.

  • Выберите правильное утверждение, докажите.

  1. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

  2. Имена собственные пишутся со строчной буквы.


  1. Cамостоятельная работа учащихся (в парах).

  • Выпишите 3 названия городов, состоящих из 2 слогов.

  • Выпишите 2 названия рек, начинающихся на звонкую согласную.

  • Напишите название самого глубокого озера в России.


  1. Дифференцированное задание

Напишите рассказ о родном селе.

1. Спиши предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена собственные:

Я живу в селе … . Оно находится в … районе. У нас протекает река … .

2. Спиши, исправляя ошибки:

Поражают своей живописностью берега обвы и камы. В селе рождественск есть исторические памятники.

3. Письменно ответь на вопросы:

  1. Какие улицы есть в родном селе?

  2. На какой улице находится наша школа?

Слова для справок: Ленина, Мира, Большевистская, Гагарина, Садовая, Рождественск, Пермь.

  1. Домашнее задание

1 вариант задания.

Списать текст и подчеркнуть заглавную букву.

Толя Кузьмин и Витя Юрьев – друзья. Они учатся в селе Демьяновке и живут в интернате. Толя приехал из деревни Костянки, а Витя – из деревни Каменки.

2 вариант задания.

Выбрать слова из справок, вставить в текст и подчеркнуть заглавную букву.

и … – друзья. Они учатся в селе … и живут в интернате. … приехал из деревни …, а … – из деревни … .

Слова для справок: Толя Кузьмин, Толя, Витя Юрьев, Демьяновке, Костянки, Витя, Каменки.

3 вариант задания.

Составить текст «Наш край», используя собственные имена существительные.


Ход урока:

  1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель:

  1. Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы и отгадывания загадок.

Организация учебного процесса на этапе 1.

  • Мне приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь. Внимание мое растет. Я все замечаю. Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я готов к работе. Я работаю. Мне нравится учиться».

Минутка чистописания (слайд 2)

Словарные слова (слайд 3)

Самопроверка

  • Молодцы, вы справились, у вас все получилось. Предлагаю наш урок провести под девизом: «У меня всё получается!!!» (слайд 4)

  1. Актуализация знаний, выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.

Цель:

  1. Определить содержательные рамки урока: собственные имена существительные.

  2. Согласовать тему и цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 2.

  • Проблемная ситуация и постановка проблемного вопроса. (слайд 5)

Второклассница Света написала сочинение: «Мы подъехали к деревне петухи. Голосисто поют на заборах Петухи. Заливисто лает шарик. Около школы стоят дети и смотрят, как Шарик летит ввысь».

  • Вы согласны, ребята, с тем, как написала Света?

  • Почему она допустила ошибки?

  • О каком правиле идёт речь? (слайд 6)

  • А зачем нужна заглавная буква?

  • Помогите мне исправить текст.

  1. Первичное закрепление

Цель:

  1. Сформировать способность определять, в каких словах пишется заглавная буква.

  2. Тренировать мыслительные операции: сравнение, обобщение, аналогия.


Заглавная буква в именах собственных (фамилия, имя, отчество)

  • Портрет Путин Владимир Владимирович (слайд 7)

  • Чей это портрет?

  • Что вы о нем знаете?

  • Предположите, как произошла фамилия Путин?

  • Фамилии на Руси люди получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек: Старков, Рождественский, Москвин. По роду занятий людей: Столяров, Бондарев, Конюхов. По ярким физическим отличиям, по чертам характера: Добролюбов, Пьянков, Косолапов.

  • Предлагаю вам поиграть «Чья цепочка длиннее?» Образуйте как можно больше фамилий от данных слов: 1 ряд - кузнец, 2 ряд - василёк, 3 ряд - Иван. (слайд 8)

Кузнец - __________

Василёк - _________

Иван - _________

  • Прочитайте слова.

  • - Послушайте стихотворения. Если вы услышите женское имя, поднимите вверх правую руку, если мужское – левую.

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки на горе.

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла сережку Поля.

Ту сережку нашел Сережка,

Прибежал, постучал в окошко:

«Отыскалась твоя сережка!»

- Какие одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова вы услышали?

- Чем они различаются на письме?

  • А сейчас по цепочке с достоинством, с гордостью назовите свое отчество.

- Как вы его получили?

- Действительно, слово «отчество» родственно слову «отец». Когда рождается человек, он получает еще и имя по отцу – отчество. Наличие отчества присуще исключительно славянским народам.

  • Как пишется отчество?

  • Давайте сформулируем правило. (слайд 6)

  • Назовите и запишите имена литературных героев. (слайд 9)

  • Самопроверка

Заглавная буква в географических названиях

  • Работа по карте России

  • Президентом какой страны является В.В. Путин? (слайд 7)

  • А можем ли мы увидеть всю страну сразу? (слайд 10)

  • Что можно увидеть на карте?

  • С какой целью дают названия странам, морям, рекам, городам, селам, деревням?

  • Как пишутся географические названия?

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталон (слайд 11 - памятка) (слайд 12)

Цель

  1. Проверить умение применять правило при написании имен собственных.


  • Почему в географических названиях одни слова записывают с маленькой буквы, а другие с большой?


  • Выпишите собственные имена существительные и запишите их в алфавитном порядке.

Необыкновенная Россия.

Россия – самая большая в мире страна. Её границы проходят по суше и воде. На севере омывает Баренцево море. На юго-востоке границей является река Амур. На востоке простирается Тихий океан.

  • Выберите правильное утверждение, докажите.

  1. Имена собственные пишутся с заглавной буквы.

  2. Имена собственные пишутся со строчной буквы.

Самопроверка (слайд 13)

  • Игра «Узнай город»

  • Как называют людей, проживающих в Москве?

Я называю жителей городов России, а вы – название этого города.

  • Cсамостоятельная работа учащихся (в парах). (слайд 15)

  • Выпишите 3 названия городов, в которых 2 слога.

  • Выпишите 2 названия рек, начинающихся на звонкую согласную.

  • Напишите название самого глубокого озера в России.


  • Дифференцированное задание. Напишите рассказ о родном селе. (слайд 16)

1. Спиши предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена собственные:

Я живу в селе … . Оно находится в … районе. У нас протекает река … .

2. Спиши, исправляя ошибки:

Поражают своей живописностью берега обвы и камы. В селе рождественск есть исторические памятники.

3. Письменно ответь на вопросы:

  1. Какие улицы есть в нашем селе?

  2. На какой улице находится наша школа?

Слова для справок: Ленина, Мира, Большевистская, Гагарина, Садовая, Рождественск, Пермь.

Самопроверка (слайд 17)

  1. Рефлексия деятельности (слайд 18)

Цель:

  1. Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке: написание собственных имен существительных.

  2. Оценить собственную деятельность на уроке.

  3. Обсудить и записать домашнее задание.

  • Урок прошёл плодотворно, с пользой. Усвоил(а) правило и могу помочь другим.

  • Научился (лась) правильно находить и писать заглавную букву в именах собственных, но иногда ещё нужна помощь.

  • На уроке было трудно, правило не усвоил(а).

Дифференцированное домашнее задание: (слайд 19)

Прочитаем домашнее задание. Выберите для выполнения один вариант задания. Текст задания соответствует цвету карточки. Приглашаю взять выбранные карточки.

1 вариант задания.

Списать текст и подчеркнуть заглавную букву.

Толя Кузьмин и Витя Юрьев – друзья. Они учатся в селе Демьяновке и живут в интернате. Толя приехал из деревни Костянки, а Витя – из деревни Каменки.

2 вариант задания.

Выбрать слова из справок, вставить в текст и подчеркнуть заглавную букву.

и … – друзья. Они учатся в селе … и живут в интернате. … приехал из деревни …, а … – из деревни … .

Слова для справок: Толя Кузьмин, Толя, Витя Юрьев, Демьяновке, Костянки, Витя, Каменки.

3 вариант задания.

Составить текст «Наш край», используя собственные имена существительные.



Урок русского языка во 2 классе "Заглавная буква в собственных именах существительных"
  • Начальные классы
Описание:

Урок открытия новых знаний. На уроке русского языка используется  демонстрационный и раздаточный материал, презентация. Обучение ведется по учебнику "Русский язык" Т. Г. Рамзаевой. Подобран соответствующий психологический настрой к уроку. На уроке проводится исследование фамилий, образовавшихся от места жительства, от рода занятий, от черт характера; отчеств, образовавшихся от  имени отца. Включен в урок этап работы с картой. Для активного усвоения учебного материала применяется мультимедийная презентация, различные формы работы (групповая - при распределении имён существительных на собственные и нарицательные; парная - при выполнении заданий на карточках). Используются дифференцированные задания на уроке и для домашней работы. В конце урока проводится рефлексия деятельности.

Автор Шмырина Галина Михайловна
Дата добавления 29.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 906
Номер материала 5950
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓