Шмырина Галина Михайловна,
учитель начальных классов
МБОУ «Рождественская средняя
общеобразовательная школа»
Русский
язык, 2 класс
Урок 1.
Тип урока:
ОНЗ.
Тема: «Заглавная
буква в собственных именах существительных».
Основные
цели:
1. Тренировать
навык написания собственных имен существительных с заглавной буквы.
2. Тренировать
мыслительные операции: сравнение, аналогию, обобщение.
3. Формировать
умение слушать собеседника, высказывать свою точку зрения и обосновывать её.
Мыслительные
операции, необходимые на этапе проектирования: сравнение, аналогия,
обобщение.
Демонстрационный
материал:
1) географические
атласы;
2) презентация
к уроку;
3) портрет Д.А.
Медведева.
Раздаточный
материал:
1) карточка
№1 с заданием для пар
Ø Почему в
географических названиях одни слова записывают с маленькой буквы, а другие с
большой?
Ø Выпишите
собственные имена существительные и запишите их в алфавитном порядке.
Необыкновенная
Россия.
Россия – самая
большая в мире страна. Её границы проходят по суше и воде. На севере омывает
Баренцево море. На юго-востоке границей является река Амур. На востоке
простирается Тихий океан.
Ø Выберите
правильное утверждение, докажите.
1. Имена
собственные пишутся с заглавной буквы.
2. Имена
собственные пишутся со строчной буквы.
2) Cамостоятельная
работа учащихся (в парах).
- Выпишите 3
названия городов, состоящих из 2 слогов.
- Выпишите 2
названия рек, начинающихся на звонкую согласную.
- Напишите
название самого глубокого озера в России.
3) Дифференцированное
задание
Напишите рассказ о родном селе.
1. Спиши
предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена собственные:
Я живу в селе … .
Оно находится в … районе. У нас протекает река … .
2. Спиши,
исправляя ошибки:
Поражают своей
живописностью берега обвы и камы. В селе рождественск есть исторические
памятники.
3. Письменно
ответь на вопросы:
1) Какие
улицы есть в родном селе?
2) На какой
улице находится наша школа?
Слова для справок:
Ленина, Мира, Большевистская, Гагарина, Садовая, Рождественск, Пермь.
4) Домашнее
задание
1 вариант задания.
Списать текст и подчеркнуть заглавную
букву.
Толя Кузьмин и Витя Юрьев – друзья. Они
учатся в селе Демьяновке и живут в интернате. Толя приехал из деревни Костянки,
а Витя – из деревни Каменки.
2 вариант задания.
Выбрать слова из справок, вставить в текст
и подчеркнуть заглавную букву.
… и … – друзья. Они учатся в селе … и
живут в интернате. … приехал из деревни …, а … – из деревни … .
Слова для справок: Толя Кузьмин, Толя,
Витя Юрьев, Демьяновке, Костянки, Витя, Каменки.
3 вариант задания.
Составить текст «Наш край», используя
собственные имена существительные.
Ход
урока:
I. Самоопределение
к учебной деятельности
Цель:
1) Мотивировать
учащихся к учебной деятельности посредством поддержания в них веры в свои силы
и отгадывания загадок.
Организация
учебного процесса на этапе 1.
- Мне
приятно видеть ваши лица, ваши улыбки, и думаю, что этот день принесет вам
радость общения друг с другом. Сядьте удобно, закройте глаза и повторяйте за
мной: «Я в школе, я на уроке. Я радуюсь. Внимание мое растет. Я все замечаю.
Память моя крепка. Голова мыслит ясно. Я готов к работе. Я работаю. Мне
нравится учиться».
Минутка
чистописания (слайд
2)
Словарные
слова
(слайд 3)
Самопроверка
- Молодцы,
вы справились, у вас все получилось. Предлагаю наш урок провести под девизом:
«У меня всё получается!!!» (слайд 4)
II. Актуализация
знаний, выявление причин затруднения и постановка цели деятельности.
Цель:
1) Определить
содержательные рамки урока: собственные имена существительные.
2) Согласовать
тему и цели урока.
Организация
учебного процесса на этапе 2.
Ø Проблемная
ситуация и постановка проблемного вопроса. (слайд 5)
Второклассница
Света написала сочинение: «Мы подъехали к деревне петухи. Голосисто поют на
заборах Петухи. Заливисто лает шарик. Около школы стоят дети и смотрят, как
Шарик летит ввысь».
- Вы
согласны, ребята, с тем, как написала Света?
- Почему она
допустила ошибки?
- О каком
правиле идёт речь? (слайд 6)
- А зачем
нужна заглавная буква?
- Помогите
мне исправить текст.
III. Первичное
закрепление
Цель:
1) Сформировать
способность определять, в каких словах пишется заглавная буква.
2) Тренировать
мыслительные операции: сравнение, обобщение, аналогия.
Заглавная
буква в именах собственных (фамилия, имя, отчество)
Ø
Портрет
Путин Владимир Владимирович (слайд 7)
- Чей это
портрет?
-
Что
вы о нем знаете?
-
Предположите,
как произошла фамилия Путин?
Ø
Фамилии
на Руси люди получали не просто так. Их давали по месту, где жил человек: Старков,
Рождественский, Москвин. По роду занятий людей: Столяров, Бондарев, Конюхов. По
ярким физическим отличиям, по чертам характера: Добролюбов, Пьянков,
Косолапов.
Ø Предлагаю вам поиграть
«Чья цепочка длиннее?» Образуйте как можно больше фамилий от данных слов: 1 ряд
- кузнец, 2 ряд - василёк, 3 ряд - Иван. (слайд 8)
Кузнец -
__________
Василёк -
_________
Иван - _________
-
Прочитайте
слова.
Ø - Послушайте
стихотворения. Если вы услышите женское имя, поднимите вверх правую руку, если
мужское – левую.
Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на горе.
Возвращаясь под вечер с поля,
Потеряла сережку Поля.
Ту сережку нашел Сережка,
Прибежал, постучал в окошко:
«Отыскалась твоя сережка!»
- Какие одинаковые
по звучанию, но разные по смыслу слова вы услышали?
- Чем они
различаются на письме?
Ø А сейчас по
цепочке с достоинством, с гордостью назовите свое отчество.
- Как вы его
получили?
- Действительно,
слово «отчество» родственно слову «отец». Когда рождается человек, он получает
еще и имя по отцу – отчество. Наличие отчества присуще исключительно славянским
народам.
-
Как
пишется отчество?
-
Давайте
сформулируем правило. (слайд 6)
Ø Назовите и запишите
имена литературных героев. (слайд 9)
- Самопроверка
Заглавная
буква в географических названиях
Ø Работа по карте
России
- Президентом
какой страны является В.В. Путин? (слайд 7)
- А можем ли
мы увидеть всю страну сразу? (слайд 10)
- Что можно
увидеть на карте?
- С какой
целью дают названия странам, морям, рекам, городам, селам, деревням?
- Как
пишутся географические названия?
IV. Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталон (слайд 11 -
памятка) (слайд 12)
Цель
1) Проверить
умение применять правило при написании имен собственных.
Ø Почему в
географических названиях одни слова записывают с маленькой буквы, а другие с
большой?
Ø Выпишите
собственные имена существительные и запишите их в алфавитном порядке.
Необыкновенная
Россия.
Россия – самая
большая в мире страна. Её границы проходят по суше и воде. На севере омывает
Баренцево море. На юго-востоке границей является река Амур. На востоке
простирается Тихий океан.
Ø Выберите
правильное утверждение, докажите.
1. Имена
собственные пишутся с заглавной буквы.
2. Имена
собственные пишутся со строчной буквы.
Самопроверка (слайд 13)
Ø Игра «Узнай город»
- Как
называют людей, проживающих в Москве?
Я называю жителей
городов России, а вы – название этого города.
Ø Cсамостоятельная
работа учащихся (в парах). (слайд 15)
- Выпишите 3
названия городов, в которых 2 слога.
- Выпишите 2
названия рек, начинающихся на звонкую согласную.
- Напишите
название самого глубокого озера в России.
Ø Дифференцированное
задание. Напишите рассказ о родном селе. (слайд 16)
1. Спиши
предложения, вставляя вместо точек подходящие по смыслу имена собственные:
Я живу в селе … .
Оно находится в … районе. У нас протекает река … .
2. Спиши,
исправляя ошибки:
Поражают своей
живописностью берега обвы и камы. В селе рождественск есть исторические
памятники.
3. Письменно
ответь на вопросы:
1) Какие
улицы есть в нашем селе?
2) На какой
улице находится наша школа?
Слова для справок:
Ленина, Мира, Большевистская, Гагарина, Садовая, Рождественск, Пермь.
Самопроверка (слайд
17)
V. Рефлексия
деятельности (слайд 18)
Цель:
1) Зафиксировать
новое содержание, изученное на уроке: написание собственных имен
существительных.
2) Оценить
собственную деятельность на уроке.
3) Обсудить и
записать домашнее задание.
Ø
Урок
прошёл плодотворно, с пользой. Усвоил(а) правило и могу помочь
другим.
Ø
Научился
(лась) правильно находить и писать заглавную букву в именах собственных, но
иногда ещё нужна помощь.
Ø
На
уроке было трудно, правило не усвоил(а).
Дифференцированное домашнее задание: (слайд 19)
Прочитаем домашнее задание. Выберите для
выполнения один вариант задания. Текст задания соответствует цвету карточки.
Приглашаю взять выбранные карточки.
1 вариант задания.
Списать текст и подчеркнуть заглавную
букву.
Толя Кузьмин и Витя Юрьев – друзья. Они
учатся в селе Демьяновке и живут в интернате. Толя приехал из деревни Костянки,
а Витя – из деревни Каменки.
2 вариант задания.
Выбрать слова из справок, вставить в текст
и подчеркнуть заглавную букву.
… и … – друзья. Они учатся в селе … и
живут в интернате. … приехал из деревни …, а … – из деревни … .
Слова для справок: Толя Кузьмин, Толя,
Витя Юрьев, Демьяновке, Костянки, Витя, Каменки.
3 вариант задания.
Составить текст «Наш край», используя
собственные имена существительные.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.