Главная / Начальные классы / Урок русского языка во 2 классе на тему "Роль приставки в слове. Определение приставки."

Урок русского языка во 2 классе на тему "Роль приставки в слове. Определение приставки."

Урок русского языка во 2 классе по программе «Школа 2100»

Тема: Состав слова. Приставка-часть слова

Цель: Повторить и систематизировать знания детей о суффиксах, её роли в слове; дать понятие о приставках ;формировать умение находить в словах приставки ;содействовать умению сопоставлять языковой материал, анализировать, делать выводы; создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников.

Формирование УУД,

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Орг. момент

-Проверить готовность к уроку.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Определение внутренней готовности к работе.

У каждого на парте « градусник настроения»

-Дорогие ребята, с каким настроением вы пришли ко мне на урок? Отметьте его на градуснике настроения и посмотрим, изменится ли оно к концу урока.

Откройте тетрадь.

Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Какую запись должны сделать дальше?

Напишите слова «Классная работа».


2.Минута чистописания.

-Посмотрите на доску. Что могут означать эти сочетания букв?

ик, ок, ёк,очк, ечк, ушк, юшк, ышк,

- Суффиксы.

Что такое суффикс?-

-эта часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

-Какую форму предмета образуют эти суффиксы?

-Уменьшительно-ласкательную форму.

В каких случаях пишется суффикс ик, а в каких ек?

-Суффикс ИК и ЕК обозначает ласкательно-уменьшительное значение) . -сли при применении существительного гласный выпадает, то в суффиксе, надо писать букву «Е», если же гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву «И».

-Запишите эти сочетания, чередуя до конца строчки.

3. Работа по теме урока.

Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 132.

Что вы видите на центральном кадре?

Почему Катюша подставила башню к корню?

Как думаете, что это означает применительно к названию параграфа (см. выше)? (Это часть, которая находится перед корнем и называется приставкой.)

Запишите тему урока «Приставка» 1 СЛАЙД

Задайте вопросы по этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое приставка?

2. Какие бывают приставки?

3. Зачем в слове нужна приставка?

1.-Обратимся к толковому словарю.


-Прочитайте значение слова приставка. 2СЛАЙД

Приставка:1)То, что приставлено, присоединено к чему-либо.

2)Часть слова.

2.-Прочитайте слова. Напишите. 3СЛАЙД

Наезд заезд приезд выезд переезд

-Найдите закономерность в этих словах? (однокоренные)

Выделите в них корень

-Какая часть слова написана перед корнем? (приставка)

-Выделите приставки.

Перед корнем есть приставка, 4СЛАЙД

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

-Как вы думаете, много ли приставок в русском языке? 5СЛАЙД

-В русском языке их более 40.(показывает список некоторых из них)


3. Предлагаю вам выполнить задание. От глагола говорить образовать новые слова при помощи приставок. 6СЛАЙД

Вы-

до-

за-

на-

о- (об-)

от-

пере-

по-

под-

при-

про-

раз-

с-

у-

-Какой корень у этих слов? Выделите корень.

4.-А теперь сами (по вариантам) образуйте новые слова при помощи приставок.

пере-

из-

при-

раз-

до-

- учить

под-

от-

по-

на-

вы-

пере-

за-

при-

с-

до-

- бежать

под-

от-

про-

на-

вы-



пере-

за-

при-

с-

до-

- ходить

под-

от-

про-

на-

вы-


пере-

за-

при-

с-

до-

- лететь

под-

от-

про-

на-

вы-

пере-

за-

при-

с-

до-

- плыть

под-

от-

про-

на-

вы-








-Прочитайте полученные слова.

-Меняется ли значение слова от применённой приставки?


-В какой части слова содержится главный смысл слова? (в корне)

В корне - смысл, но не весь

Главный, но не полный.

Потому приставка есть

Смысл она дополнит.

5.-Дополните текст смысловыми приставками. (тест у каждого ребёнка на парте) 7СЛАЙД

Маша шла по дороге. На тропинке она увидела избушку. (…)шла в нее и обнаружила клад. (…)шла из избушки и (…)шла дальше. (…)шла через реку и (…)шла в таинственный лес. С огромной тревогой (…)шла его, (…)шла к висячему мостику. Подумала и (…)шла мостик. Вернулась домой. Какая интересная получилась прогулка!

(Приставки: за-, вы-, по-, пере-, во-, про-, вы-, обо-)

- Сделайте вывод? (Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.)

- Какая часть речи вам помогала вставить нужную приставку? (предлог)

-Как отличить приставку от предлога? (Приставка-это...,предлог-это…)

6.-Вот здесь написаны слова, 8СЛАЙД

Но, вот беда!

Где приставка, где предлог,

Кто бы мне понять помог?

Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота.

Муз.Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

7.Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.

Какие слова изображены с помощью звуков? 9 СЛАЙД

[зб’ижат’] [скрут’ит’] [здат’]

сбежать скрутить сдать

[здружыт’] [зброс]

сдружить сброс

-Сравните произношение и написание приставки в каждом слове.

-Чем сходны все эти слова? (приставкой с-)

-Как может произносится приставка с-? А как пишется?

-Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте правило.

Закрепим наши знания по написанию слов с приставкой с- выполнив Упр..84

8-Вернёмся к плану урока и вспомним, что мы узнали о приставке. 10СЛАЙД

Приставка – это __________.

Стоит перед ________

Со словом пишется ________

Служит для ___________________.


Предлог – это _________.

Служит для ____________________.

Со словом пишется _________.


Итог урока

-Мы с вами успешно ответили на все вопросы плана. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём говорили сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тест (на парте у каждого ученика листочек с тестом)

-Выберите правильный ответ и обведите букву расположенную справа от верного ответа.

11 СЛАЙД-12 СЛАЙД

1. Корень это:
а) часть речи —
п

б) часть слова — м

2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении — н
б) для образования новых слов
о

3. Приставка стоит:
а) перед корнем - л
б) после корня —
с

4. Приставка пишется со словом:

а)раздельно— а
б)слитно—
о

5.В какой строке во всех словах есть приставка

а) доверить, домашний, добежать - т

б) завитушка, загадка, зарубка - д

6. Укажите правильную схему разбора слов:

hello_html_m4ca57e02.png- е

7. В каких из этих слов есть приставка:
а) замок — ч
б) записка —
ц


-Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу-слово «молодец».

Итак,

-Что вы узнали сегодня на уроке?

-Что понравилось?

-Какие затруднения возникли?

-Довольны ли своей работой на уроке?

Ребята, сделайте сейчас отметку своего настроения на «градуснике настроения»


9. Разгадайте ребусы 13СЛАЙД

Запас,подарок,поезд.

10.Домашнее задание. 14СЛАЙД

1. Правило в рамке.

2. Упр. 112 («Дидактический материал»).















Приставка-часть слова














Приставка-часть слова


Урок русского языка во 2 классе на тему "Роль приставки в слове. Определение приставки."
  • Начальные классы
Описание:

 

Тема: Роль приставки в слове. Определение приставки.

Цель: Повторить и систематизировать знания детей о суффиксах, её роли в слове; дать понятие о приставках ;формировать умение находить в словах приставки ;содействовать умению сопоставлять языковой материал, анализировать, делать выводы; создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников.

Формирование УУД,

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1.Орг. момент

-Проверить готовность к уроку.

II. Мотивация, целеполагание, постановка проблемы.

Определение внутренней готовности к работе.

 У каждого на парте « градусник настроения»

-Дорогие ребята, с каким настроением вы пришли ко мне на урок? Отметьте его на градуснике настроения и посмотрим, изменится ли оно к концу урока.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

 

2.Минута чистописания.

-Посмотрите на доску. Что могут означать эти сочетания букв?

ик, ок, ёк,очк, ечк, ушк, юшк, ышк,

- Суффиксы.

Что такое суффикс?-

-эта часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

 -Какую форму предмета образуют эти суффиксы?

-Уменьшительно-ласкательную форму.

В каких случаях пишется суффикс ик, а в каких ек?

-Суффикс ИК и ЕК обозначает ласкательно-уменьшительное значение) . -сли при применении существительного  гласный выпадает, то в суффиксе, надо писать букву «Е», если же гласный не выпадает, то в суффиксе надо писать букву «И».

-Запишите эти сочетания, чередуя до конца строчки.

3. Работа по теме урока.

– Рассмотрим новый кадр на киноплёнке в учебнике перед упр. 132.

– Что вы видите на центральном кадре?

– Почему Катюша подставила башню к корню?

– Как думаете, что это означает применительно к названию параграфа (см. выше)? (Это часть, которая находится перед корнем и называется приставкой.)

– Запишите тему урока «Приставка»   1 СЛАЙД

 Задайте вопросы по этой теме. Составим план работы.

После ответов учеников на доске появляется план.

1. Что такое приставка?

2. Какие бывают приставки?

3. Зачем в слове нужна приставка?

1.-Обратимся к толковому словарю.

 

-Прочитайте значение слова приставка.            2СЛАЙД

Приставка:1)То, что приставлено, присоединено к чему-либо.

2)Часть слова.

2.-Прочитайте слова. Напишите.                             3СЛАЙД

Наезд  заезд  приезд   выезд  переезд

-Найдите закономерность в  этих словах? (однокоренные)

Выделите в них корень               

-Какая часть слова написана перед корнем? (приставка)

-Выделите приставки.

Перед корнем есть приставка,                        4СЛАЙД

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются  слова.

-Как вы думаете, много ли приставок в русском языке?   5СЛАЙД

-В русском языке их более 40.(показывает список некоторых из них)

 

3. Предлагаю вам выполнить задание. От глагола говорить образовать новые слова при помощи приставок.                                        6СЛАЙД

Вы-

до-

за-

на-

о-  (об-)

от-

пере-

по-

под-

при-

про-

раз-

с-

у-

-Какой корень у этих слов? Выделите корень.

4.  теперь сами (по вариантам) образуйте новые слова  при помощи приставок.

пере-

из-

при-

раз-

до-

                - учить

под-

от-

по-

на-

вы-

пере-

за-

при-

с-

до-

              - бежать

под-

от-

про-

на-

вы-

           

 

 

пере-

за-

при-

с-

до-

- ходить

под-

от-

про-

на-

вы-

           

 

пере-

за-

при-

с-

до-

              - лететь

под-

от-

про-

на-

вы-

           

пере-

за-

при-

с-

до-

              - плыть

под-

от-

про-

на-

вы-

           

 

 

 

 

 

 

-Прочитайте полученные слова.

-Меняется ли значение слова от применённой приставки?

 

-В какой части слова содержится главный смысл слова? (в корне)

В корне -  смысл, но не весь

Главный, но не полный.

 Потому приставка есть

 Смысл она дополнит.

5.-Дополните текст смысловыми приставками. (тест у каждого ребёнка на парте)                                                            7СЛАЙД

Маша шла по дороге. На тропинке она увидела избушку. (…)шла в нее и обнаружила клад.  (…)шла из избушки и (…)шла дальше. (…)шла через реку и (…)шла в таинственный лес. С огромной тревогой (…)шла его, (…)шла к висячему мостику. Подумала и (…)шла мостик. Вернулась домой. Какая интересная получилась прогулка!

(Приставки: за-, вы-, по-, пере-, во-, про-, вы-, обо-)

- Сделайте вывод? (Каждая приставка имеет определённый смысл, образовывает новые слова.)

- Какая часть речи вам помогала вставить нужную приставку? (предлог)

-Как отличить приставку от предлога? (Приставка-это...,предлог-это…)

6.-Вот здесь написаны слова,                       8СЛАЙД

    Но, вот беда!

    Где приставка, где предлог,

    Кто бы мне понять помог?

Поехали, до_ школы, перешел, за_ ворота, добежал, нарисовать, по_ траве, про_ кота.

Муз.Физминутка.

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали

7.Наблюдение над произношением и написанием приставки с-.

  – Какие слова изображены с помощью звуков?                          9 СЛАЙД

                [зб’ижат’]     [скрут’ит’]     [здат’]

                   сбежать       скрутить        сдать

                 [здружыт’]      [зброс]      

               сдружить        сброс         

-Сравните произношение и написание приставки в каждом слове.

-Чем сходны все эти слова? (приставкой  с-)

-Как может произносится приставка с-? А как пишется?

-Откройте учебник на стр. 32 и прочитайте правило.

Закрепим наши знания по написанию слов с приставкой  с- выполнив Упр..84

8-Вернёмся к плану урока и вспомним, что мы узнали о приставке.     10СЛАЙД

Приставка – это __________.

 Стоит перед ________

 Со словом пишется ________

Служит для ___________________.

 

Предлог – это _________.

Служит для ____________________.

 Со словом пишется _________.

 

Итог урока

-Мы с вами успешно ответили на все вопросы плана. Но я хочу проверить, как вы усвоили то, о чём говорили  сегодня и на прошлом уроке. Для этого проведём тест (на парте  у каждого ученика листочек с тестом)  

   -Выберите правильный ответ и обведите букву расположенную справа от верного ответа.

                                                                                                     11 СЛАЙД-12 СЛАЙД

1. Корень это:
а) часть речи —п                                                                                                      

б) часть слова — м

2. Приставка служит для:
а) связи слов в предложении — н
б) для образования новых слов — о

3. Приставка стоит:
а) перед корнем - л
б) после корня — с

4. Приставка пишется со словом:

  а)раздельно— а
  б)слитно— о

5.В какой строке во всех словах есть приставка

а) доверить, домашний, добежать   -    т

б) завитушка, загадка, зарубка          -   д

 6. Укажите правильную  схему разбора слов:

                       -  е   

 7. В каких из этих слов есть приставка:
              а) замок — ч
              б) записка — ц                       

 

-Кто правильно ответил на все вопросы теста, тот получил результат сразу-слово «молодец».

Итак,

-Что вы узнали  сегодня на уроке?

-Что понравилось?

-Какие затруднения возникли?

-Довольны ли своей работой на уроке?

Ребята, сделайте сейчас отметку своего настроения на «градуснике настроения»

 

9. Разгадайте ребусы                    13СЛАЙД

Запас,подарок,поезд.

10.Домашнее задание.                 14СЛАЙД

1. Правило в рамке.

2. Упр. 112 («Дидактический материал»)


 

Автор Хайдарова Гульназ Гаскаровна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1111
Номер материала 20004
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓