Урок русского языка во 2 классе
Тема: Алфавит
Цели:
Обобщить первоначальные сведения об азбуке, определить роль алфавита в жизни людей, формировать умение пользоваться алфавитом, развивать связную речь учащихся; воспитывать любовь к родному слову.
Решаемая проблема: как мы используем алфавит.
Планируемые результаты:
Предметные
Знание букв русского алфавита.
Регулятивные:
Удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения.
Личностные:
Мотивация учебной деятельности, развитие интересе к предмету.
Познавательные:
Рефлексия способов и условий дейстий. Научиться пользоваться алфавитом.
Коммуникативные:
Ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование:
Учебника «Русского языка» под редакцией Канакиной В. П., Алфавит (таблица), выставка книг по теме, интерактивная доска.
Ход урока
Организационный момент:
- Проверили готовность к уроку. Тихо сели.
- Сегодня мы выполним много различных заданий, вы должны быть внимательными, сосредоточенными, чтобы верно выполнить.
II. Актуализация
1. Внимательно прочитайте слова на интерактивной доске, проговорите их орфографически, а затем запишите слова под диктовку.
Ученик, коньки, ребята, извините, лопата, собака, спасибо, воробей, ворона
- Какое слово соответствует данной звуковой схеме? (Объясните свой выбор)___________
- Сопоставьте предложение со словом «ребята».
2. Проверка дом. задания упр. 120(с.80).
- Какие слова настоящие? (Энциклопедия, трагикомедия, рододендрон).
- Какое слово вы не смогли найти в своем словарике? (Кувырколлегия).
3. Минутка чистописания.
- Напишите правильно элементы и составьте из них буквы.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
Отгадайте загадку:
Эта книга не простая
По ней буквы изучают (Азбука)
Буквы — значки, как бойцы на парад,
В четком равнении построились в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
Как называется он? (Алфавит).
А как вы догадались? (Дети отвечают)
Так что это алфавит или азбука? (Можно сказать азбука, а можно и алфавит: Эти слова обозначают одно и то же: эти буквы расположенные в определенном порядке).
Значит, как называются слова «азбука» и «алфавит?» (Синонимы).
Что такое синонимы? (Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по значению).
Дети, скажите тему следующего урока.
Есть ли это слово в орфографическом словаре. (Нет).
Значит его надо запомнить. (Запись в тетради одна строка).
Сообщение темы урока.
Сегодня на уроке мы повторим названия букв и их последовательность в алфавите, вспомним все, что мы знаем об образовании звуков буквами, и выясним практическое значение алфавита а нашей жизни.
Работа с таблицей
Что записано в таблице?
Сколько букв представлено в таблице?
Можно ли эту запись назвать алфавитом?
Почему?
Как «превратить» эту запись в алфавит?
Что такое алфавит?
Для чего нужен алфавит (в словарях слова, книги в библиотеке, карточки в больнице, всё располагается в алфавитном порядке).
Работа с учебником.
Стр. 30, упр. 121. Прочитаем вслух, не торопясь, названия всех букв русского алфавита.
Упр. 122 на с. 82
- Каких букв здесь нет? (А, Е, Ё, О, Ы, Э, Ю, Я.)
- Назовите эти буквы.
- Определите их место в алфавите.
- Запишите только те буквы, другие дети помогают.
- Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? (10)
- А согласные? (21)
- И так. В Русском языке 10 гласных букв, 21 буква обозначает согласные звуки, 2 буквы звуков не обозначают.
Игра «Танины игрушки»
Жила-была девочка Таня. У неё было много игрушек. Играть с ними Таня очень любила. Когда девочка ложилась спать, игрушки начинали ссориться и выяснять, кому с кем на полке рядом стоять. Однажды это им надоело, и они решили уйти от Тани. Девочка испугалась и пообещала игрушкам, что всегда будет расставлять их по местам. А чтобы не забыть, где чьё место, Таня расставила игрушки на полке в алфавитном порядке.
- Прочитайте названия игрушки. Запишите их в том порядке, в котором их расставила на полке Таня. Выигрывает тот, кто быстрее выполнит задание. (Кукла, мяч, утка, ведёрко. Барабан, ёжик, юла, шары, зайка, дудочка, сова, гармошка).
Физкульт минутка.
Страничка для любознательных стр. 83.
Решение проблемы.
1. Работа с учебником.
Чтение правил 81
2. Работа над осмыслением правила.
3. Работа в парах.
Расположи имена в алфавитном порядке (Рустем, Руслан, Андрей, Наринэ, Альбина, Юлия, Таня, Никита, Даниил, Эльвина, Женя)
Поменялись тетрадями по часовой стрелке проверить, взяли карандаши в руки и проверили правильность записи слов с доской, если нет ошибок, то ставим знак «+», если есть ошибки - «-»
Работа в группах (6 человек)
На обложках написаны ваши фамилии. Задание — запишите в алфавитном порядке, выбрали одного человека-лидера, который запишет фамилии на листочке, а все члены группы ему помогают. Проверка.
Итог урока.
- Что мы сегодня вспомнили?
- Для чего нужно знать алфавит.
Домашние задание.
1. Выучить алфавит.
2. Выполнить упр. 125 на стр. 83.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.