Этап урока
|
Содержание учебного материала
|
Цель этапа
|
Методы и приёмы работы
|
УУД
|
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся
|
1.Мотивация
к учебной деятельности
(2
мин)
|
Всем,
всем добрый день!
Поприветствуем
гостей!
Прочь
с дороги нашей лень!
Не
мешай учиться!
Не
мешай трудиться!
-
Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую,
что вы готовы меня слушать и слышать. Хочется вам пожелать, чтобы радостное и
творческое настроение не покидало вас в течение всего урока. Пожелаем
мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
|
Проверить
готовность обучающихся, их настрой на работу.
|
Словесный метод
|
Личностные: самоопределение;
Регулятивные: целеполагание;
Коммуникативные:планирование
учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
|
Организует
класс на работу. Проверяет готовность учащихся к уроку.
Мотивирует на позитивный настрой.
|
Проверяют организацию рабочего места.
|
2.Формулирование
темы урока, постановка цели
(3 мин)
|
- Сейчас у нас урок русского языка. (Слайд
№1.)
- Предлагаю вам отправиться в путешествие. А поедем мы в гости в
прекрасный город, где живёт самый волшебный человек. Отгадайте, кто? Да, это
Дед Мороз! В каком городе он живёт? В Великий Устюг мы поедем на поезде. Я
буду вашим проводником. Нас ждут станции, на которых для вас приготовлены
интересные задания и игры по теме урока Вы готовы к путешествию? (Да.)
-
Отправляемся в путь. Встаньте все и поехали. (Звучит отрывок из песни «Мы
едем…»)
-
Стоп, первая станция «Узнавайкино».
(Слайд
№2.)
-
А узнаем мы на этой станции, какова тема нашего урока и какие цели перед нами
стоят.
-
Откройте тетради, запишите дату, классная работа.
-
Тему нашего урока поможет сформулировать стихотворение, которое прочитает
Саша.
Я грамотно писать хочу,
Все сочетания учу.
И ЖИ, и ШИ, и ЧА, и ЩА,
И ЧУ, и ЩУ, ЧК, ЧН.
Тогда все будет без проблем.
- Ребята, о каких орфограммах говорилось
в стихотворении? (ЖИ, ШИ, ЧА, ЩА, ЧУ, ЩУ, ЧК, ЧН.)
-А теперь сформулируйте тему
сегодняшнего урока. (Правописание сочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК-ЧН.)
– Это новая для нас тема? Значит,
какую цель перед собой должны поставить? Вам помогут слова-помощники:
(Слайд
№3.)
Будем повторять…
Будем учиться…
-
Верно. Сегодня на уроке мы закрепим правила правописания слов с сочетаниями ЖИ
- ШИ, ЧА - ЩА, ЧУ - ЩУ, ЧК – ЧН. Повторим разбор предложений по членам.
Познакомимся с новым словарным словом.
-Пора ехать дальше. Встали.
(Звучит песня «Мы едем…»)
|
Подвести
детей к форму-лированию темы и постановке задач урока.
|
Наблюдение, словесный метод, фронтальная форма,
игровая форма.
|
Познавательные:
самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование
проблемы.
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные: целеполагание
|
Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание
учащимися поставленных целей урока.
Выдвигает проблему.
|
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
-
Мы будем повторять правила о правописании сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Мы будем учиться правильно писать слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща,
чу-щу.
|
3.Минутка
чистописания. (3 мин)
|
(Слайд
№4.)
-
Следушая станция «Чистописания».
-
Ребята, а кто нас встречает на этой станции? (Жираф и мыши.)
-
Назовите шипящие звуки в этих словах? ([ж], [ш].)
-
Что вы знаете о звуках [ж], [ш]? (Звуки [ж], [ш] парные согласные звуки,
всегда твёрдые.)
-
Какими буквами обозначают звуки [ж], [ш]? (Буквами ЖЕ, ША.)
(Слайд
№5.)
-
Ребята, кто ещё рад встрече с вами? (Чайка и щука.)
-
Назовите шипящие звуки в этих словах? ([ч,], [щ,].)
-
Что вы знаете о звуках [ч,], [щ,]? (Звуки [ч,],
[щ,] непарные согласные звуки, всегда мягкие.)
-
Какими буквами обозначают звуки [ч,], [щ,]? (Буквами
ЧЕ, ЩА.)
-
Молодцы, ребята! Вы дали верную характеристику звукам, знаете названия букв.
(Слайд
№6.)
-
Запишите в тетради эти буквы. - Следите за осанкой при письме и пишите
красиво.
–
Оцените свою работу. Соединения букв, которые, по вашему мнению, написаны
лучше, чем все остальные обведите зелёной пастой.
-
Мне понравилось, как вы выполнили задания на станции «Чистописания».
-
Можно отправляться в дальний путь.
(Звучит
песня «Мы едем…»)
|
|
Фронтальная работа, самопроверка.
|
Регулятивные:
- оценивать (сравнивать
с эталоном) результаты своей деятельности.
Познавательные:
- классифицировать
объекты (объединять в группы по существенному признаку)
Коммуникативные:
- умение строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
|
Задаёт вопросы.
Организует работу в тетрадях.
|
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают в тетради буквы, следят за посадкой,
находят самые лучшие буквы и обводят.
|
4.Словарная работа.
|
(Слайд
№7. На слайде зашифрованное слово вотаирщ - 321465.)
-
Поезд прибыл на станцию «Словария». Будьте осторожны, двери открываются. Для
пассажиров, прибывших на конечную станцию «Словария» просим пройти к
стоянке.
-
Расшифруйте, кто вас там ждёт? Выполните работу в паре.
-
Какое слово получилось? (Товарищ.)
-
Это новое словарное слово.
-
Сколько в слове товарищ слогов? (3)
-
Назовите ударный слог? (Ударный второй слог.)
-
Какие орфограммы встретились в слове? (Безударные гласные о,и)
-
Запишите слово в тетради. Подберите синоним к этому слову (друг), антоним
(враг).
-
Поднимите руку, кто запомнил новое словарное слово. Проговорим его ещё раз по
слогам хором.
-
А мы едем дальше на поезде. Пассажиры, усаживайтесь в вагоны. (Звучит
песня «Мы едем…»)
|
Выучить новое словарное слово.
|
Фронтальная работа
|
Познавательные: умение
структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания,
умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: управление поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Регулятивные: контроль, коррекция,
оценка
|
Задаёт вопросы.
|
Работают в паре.
|
5. Закрепление пройденного на уроке.
|
а)
Станция «Жишино»
-
Внимание! Станция «Жишино».
(Слайд
№8.)
-
Посмотрите, кто вышел на перрон? (Моржи, ужи, мыши,
стрижи.)
-
Кто догадался, что объединяет эти слова? (Орфограмма ЖИ-ШИ.)
-
Как пишутся слова с сочетаниями жи-ши? (Сочетания жи-ши, только с и всегда
пиши!)
-Сейчас
проведём небольшое соревнование по группам. Вспомните правила сотрудничества
в группе.
-
Внимание, задание. По моей команде написать как можно больше слов на
орфограмму ЖИ-ШИ.
-
Работу выполнили хорошо. Предлагаю отправиться в путь дальше.
(Звучит
песня «Мы едем…»)
|
Освоить
способ действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
Групповая форма
|
Познавательные: умение
структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания,
умение осознанно и произвольно строить высказывания.
Коммуникативные: управление поведением партнера,
контроль, коррекция, оценка действий партнера, умение работать
в парах.
Регулятивные: контроль, коррекция,
оценка
|
Устанавливает осознанность восприятия, первичное
обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.
|
Решают типовые задания с проговариванием алгоритма вслух,
вспоминают правила сотрудничества, работают в группе, помогают друг другу.
|
|
б)Станция
«Чащино» - игра «Чьи это детёныши?»
-
Мы прибываем на станцию «Чащино».
(Слайд
№9.)
-
Смотрите, сколько разных зверей в лесу! Весной у многих из них появляются
детёныши.
-
Как вы будете вести себя в лесу? Почему в лесу нужно соблюдать тишину? (Шумными
разговорами, криками, громкой музыкой мы можем помешать животным, испугать
их. Ведь лес – это их дом!)
-
Давайте поиграем со зверятами. Внимание на слайд. Выполните задание самостоятельно:
-
Кто родился у зайчихи? (Зайчата.)
-
Кто родился у волчицы? (Волчата.)
-
Назовите детёнышей белки? (Бельчата.)
-
Запишите эти слова в тетрадь. Подчеркните орфограмму.
-
Какая орфограмма в этих словах? (Сочетание ча.)
-
Как пишутся слова с сочетаниями ча? (Сочетание ча, пишем с только с
гласной а!)
-Поменяйтесь
тетрадями с соседом, проверьте друг друга. Оцените работу соседа смайликом на
полях.
-Какого
смайлика вы нарисовали и почему?
-
Маленькие детёныши очень беспокойные. Они пищат, кричат, издают разные звуки.
-
Запишите предложение под диктовку: Зверята пищат.
-
Проверьте написание предложения на слайде.
(Слайд
№10.)
-
Какое сочетание в слове пищат? (Сочетание ща.)
-
Подчеркните его.
-
Разберите предложение по членам. (Слайд №10.)
-
Молодцы! Вы справились со сложным заданием. Я довольна вами.
-
И нас ждёт наш скорый поезд. (Звучит песня «Мы едем…»)
в)
Станция «Сказочная»
-
Ребята, мы прибыли на вашу любимую станцию «Сказочная».
(Слайд
№11.)
-
Здесь вас ждут сказочные герои.
-
Давайте, выполним задание на карточках и узнаем, кто эти герои.
-
Поработайте в паре. Вставьте пропушенные буквы. (Дети работают.)
-
Прочитайте, имена сказочных героев. (Дюймовочка, Снегурочка,
Красная Шапочка, Курочка Ряба, Лисичка, Белочка.)
-
Какое сочетание встретилось в словах? (Сочетание ЧК.)
-
Какое правило вы знаете о написании сочетания ЧК? (ЧК пиши без Ь знака.)
-
Молодцы! Вы грамотные пассажиры.
-
Мы подъезжаем к самому прекрасному городу, нас встречает самый волшебный
человек: Дед Мороз.
(Слайд
№12.)
|
|
Фронтальная форма, самостоятельная работа, взаимопроверка.
Игровая форма.
Взаимопроверка.
Взаимооценка.
Парная работа
|
|
Формулирует
задание, создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения
Контролирует выполнение работы.
Организует самостоятельную работу с учебником;
коллективную проверку выполнения упражнения.
|
Выполняют
задания по карточкам.
Называют
правило, на которое опирались
при выполнении задания.
Осуществляют самопроверку; самооценку.
Выполняют
упражнение
|
6.
Тест с использованием системы оценки качества знаний «Про класс». Контролирующее
задание
(5 мин)
|
-Дед
Мороз приготовил для вас задания. Ему интересно, сможете ли вы справиться с
ними.
(Класс
делится пополам, 1 часть выполняет тест, 2 часть работает индивидуально по
карточкам; потом меняются)
Индивидуальная
работа по карточкам
Спишите.
Выделите орфограммы. Крольч(а,я)та, ш(ы,и)пучий,
пощ(у,ю)пать, маш(ы,и)нист, морж(ы,и),
волч(а,я)та, мыш(ы,и)ный, ч(у,ю)жбина, печ(а,я)тать,
ч(а,я)стушка, ищ(у,ю), хиж(ы,и)на.
Проверьте
работу. Оцените себя.
На полях
поставьте знак
«!» -
всё верно выполнил.
«+» -
есть 1-2 ошибки.
«-» - границы
предложений нахожу плохо, нужно тренироваться.
|
Цель:
осознание
каждым обучающимся степени овладения полученных знаний
|
Самостоятельная
работа
|
Регулятивные:
контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще
подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные:
самоопределение
|
Формулирует
задание, создаёт эмоциональный настрой, обеспечивает мотивацию выполнения Контролирует
выполнение работы.
Организует самостоятельную работу с учебником;
коллективную проверку выполнения упражнения.
|
Выполняют
задания по карточкам.
Называют
правило, на которое опирались
при выполнении задания.
Осуществляют самопроверку; самооценку.
Выполняют
упражнение
|
7.Итог
урока.
|
-
Вот и подошло к концу наше путешествие. Понравилось оно вам?
-
На какое правило нам встретились в пути слова?
(Слайд
№13.)
-
Я ещё раз хочу проверить ваши знания. (Слайд №14.)
-
На слайде слова с пропущенными сочетаниями. Назовите хором по моей команде
орфограмму в каждом слове.
Речник, участок, пушинка,
щавель, чудеса, грущу, снежинка, сестричка.
|
|
|
|
|
|
8.
Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)
|
(Слайд №15.)
Урок наш окончен
И выполнен план.
Спасибо, ребята,
Огромное вам,
За то, что упорно,
Усердно трудились!
И знания ваши
Нам всем
пригодились!
– Какие правила мы должны знать, чтобы
правильно писать гласную букву после шипящих ж, ш, ч, щ?
- С каким настроением вы заканчиваете урок?
- На экране записаны три строки фраз. Вам надо
выбрать только одну
-
Я буду показывать на предложения, а вы выберите то утверждение, которое
соответствует вашей работе на уроке аплодисментами.
1)
Знаю, могу! Ура!
2)
Справляюсь! Здорово!
3)
Трудно! Помогите!
-
Ребята, я довольна вашей работой. Спасибо за урок!
(Слайд
№16.)
|
Соотнести
поставленные задачи с достигнутым результатом, фиксация нового знания,
постановка дальнейших целей.
|
|
Коммуникативные: умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия
Личностные: смыслообразование
|
Отмечает степень вовлеченности учащихся
в работу на уроке. Дает комментарий к домашнему заданию.
|
Формулируют конечный результат своей работы на уроке
(что получилось, что не получилось и почему).
-
Для нас важно не только красиво писать, но и грамотно.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.